Изучение фортепианной музыки в ДШИ на примере «Детского альбома» Ч.М.Анзарокова
методическая разработка на тему

Хатхе Сима Айдамировна

Изучение фортепианной музыки в ДШИ

на примере «Детского  альбома» Ч.М.Анзарокова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_na_konkurs_v_maykop.doc127 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская ДШИ»

Методическая разработка

Изучение фортепианной музыки в ДШИ

на примере «Детского  альбома» Ч.М.Анзарокова

Преподаватель фортепианного отделения

Хатхе Сима Айдамировна

                               

2016г.

       Содержание

Введение

Основная часть

  1. Характеристика детского фортепианного творчества адыгейских      

 композиторов

  1. Методические рекомендации по изучению  пьес из фортепианного цикла Ч. М. Анзарокова  «Детский  альбом»  в  ДШИ

Заключение

Список литературы

Приложение


                                               В В Е Д Е Н И Е

Актуальность проблемы использования фортепианной музыки адыгейских композиторов в учебном процессе ДШИ определяется повышенным интересом в современной педагогике, к региональной культуре. В музыкально-исполнительской практике обращение к музыке современных адыгейских композиторов чаще всего носит эпизодический характер. Особенно это касается начального периода обучения в детских школах искусств.

В настоящее время у композиторов Адыгеи существует достаточное количество фортепианных пьес для детей. В данной работе я делаю обзор детской фортепианной литературы адыгейских композиторов и подробно анализирую цикл Ч. М. Анзарокова «Детский альбом».

Цель методической разработки  заключается в создании методических рекомендаций для использования пьес из фортепианного цикла Ч. М. Анзарокова «Детский альбом» в классе фортепиано ДШИ.

Задачи:

  1. Дать характеристику фортепианного творчества адыгейских композиторов.
  2. Разработать методические рекомендации для изучения пьес фортепианного цикла Ч. М. Анзарокова «Детский альбом» в учебном процессе ДШИ.

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа сравнения, обобщения, метод наблюдения.

Структура работы включает в себя: введение, основную часть, заключение, список литературы, нотное приложение – фортепианный цикл Ч. Анзарокова «Детский альбом».


1.  Характеристика детского фортепианного творчества адыгейских композиторов

Фортепианное творчество композиторов Адыгеи в настоящее время представлено достаточно широко. К фортепианной музыке обращались и обращаются такие композиторы как А. Нехай, Ч. Анзароков, В. Анзароков, В. Бурдеев, М. Бесиджев, А. Готов, К. Туко, Р. Сиюхов, М. Хупов, Г. Чич и другие. Во многих адыгейских произведениях прослеживается связь с адыгейским фольклорным материалом, но он дается в авторском прочтении.

В конце 70-х начале 80-х годов в Адыгее появились первые профессиональные композиторы, первые члены Союза композиторов СССР. В это же время композиторы Адыгеи обратились к фортепианной музыке. В творчестве А. Нехая, Г. Чича, Ч. Анзарокова появились крупные камерно-инструментальные сочинения.

По свидетельству музыковеда А. Соколовой, большую роль в развитии профессиональной композиторской музыки в этот период сыграла личность Аслана Нехая, вернувшегося в 1984 году в Адыгею после окончания Тбилисской государственной консерватории. Став членом Союза композиторов СССР, А. Нехай возглавил секцию Союза композиторов Адыгеи.

Как отмечает А. Соколова, А. Нехай «развернул активную работу по пропаганде творчества своих коллег-композиторов. Их концерты стали регулярно проводиться по аулам, новые сочинения – прослушиваться на заседаниях секции Союза композиторов, которую также возглавил А. Нехай. Делегации композиторов Адыгеи побывали на фестивалях «Музыкальная весна Северного Кавказа», «Музыкальная осень Осетии». Прослушивание и обсуждение новых сочинений композиторов Адыгеи составляло важную часть работы секции композиторов. Музыканты, прежде работающие исключительно в жанре песни или хоровой музыки, стали вести поиски своего «я». В творческом портфеле Гисы Чича после отдельных пьес для фортепиано и скрипки появился инструментальный ансамбль, трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Замечательно – серьёзно и вдумчиво – сложился фортепианный цикл Чеслава Анзарокова «Детский альбом». Не прямо, конечно, а неким двойным мимезисом появление в Адыгее профессионального композитора качественно изменило всю атмосферу культурной жизни региона».

Сам А. Нехай в содружестве с пианистками Ириной и Мариной Николаевыми создал крупные фортепианные сочинения: переложение для двух фортепиано танцевальной сюиты из оперы «Раскаты далекого грома», рапсодию, пьесы для фортепиано.

Одним из первых А. Нехай обратился к созданию детской фортепианной музыки. Во второй половине 80-х годов вышел в свет «Репертуарный сборник фортепианных сочинений», куда вошло около десяти пьес, предназначенных для маленьких музыкантов. Поразительно, но эти небольшие пьески вызвали большое возбуждение при их озвучивании и приеме в фонотеку Республиканского радио. Ажиотаж, возникший вокруг пьес, не стоил бы внимания, если б не поднимал принципиальных вопросов: какова степень взаимодействия авторского и фольклорного материала в сочинениях, претендующих называться авторскими? В условиях нарождающейся композиторской школы и культурного микроклимата того периода музыковедам приходилось выступать в роли своеобразных арбитров между композитором и, скажем, «творческой средой». Разве русские народные сказки, рассказанные в стихах Пушкина, не являются авторским произведением Пушкина? Разве венгерские народные напевы были бы так широко известны, если бы Брамс не написал свои «Венгерские танцы», а Барток – «Микрокосмос»? Небольшие пьесы, в которых полностью проходит народная мелодия – да, это музыка А. Нехая, его «слышание» жанра, формы, образа, наконец».

На сегодняшний день сборник А. Нехая один из самых популярных, его фортепианные пьесы вошли в репертуар юных пианистов детских музыкальных школ города и республики. В этот сборник вошли сочинения разных лет, различных музыкальных форм и жанров, предназначенные для разного уровня исполнителей.

Во вступительной статье к сборнику А. Соколова даёт краткую характеристику большинству фортепианных произведений. Так, по её мнению, «для начинающих музыкантов предназначены три народные песни, названные легендарными именами нартских героев: Саусоруко, Ащмэз и Пэтэрэз. В этих миниатюрах цитирование древнейшего фольклорного материала происходит сквозь призму авторского видения образов нартов. Отсюда скерцозность в изложении мелодии «Саусоруко», торжественность и гимничность «Ащмэза», чеканность, маршевость «Пэтэрэза». Особой теплотой и задушевностью отличается изложение лирической песни о Касее».

В методической работе Ш. Шу «Изучение пьес композиторов Адыгеи в детских школах искусств» «Песня Саусоруко» предлагается учащимся второго класса, с которой, как отмечает автор, начинается формирование у юного пианиста ориентации в различных ритмических структурах.

Другую пьесу А. Нехая  «Песню табунщика» Шамсиет Шу рекомендует для изучения в третьем классе детской школы искусств. На мой взгляд, к этому же периоду обучения можно отнести фортепианные пьесы «Песню Ащмэз», «Песню Пэтэрэз». В четвертом классе можно использовать «Песню о Касее», «Песню Адыиф». Более сложным нам представляется пьеса А. Нехая «Танец», поэтому её можно включить в учебный репертуар учащихся шестого класса.

Остальные фортепианные сочинения сборника А. Нехая предназначены для студенческого исполнения и для концертирующих пианистов. Так, по мнению А. Соколовой, «три фортепианные фуги – это сочинения студенческого периода. Юных исполнителей может привлечь мелодическая выразительность фуги си минор и живой энергичный образ фуги ля минор».

«Рапсодия», «Скерцо-токката», «Танцевальная сюита» - это фортепианные произведения для профессиональных исполнителей. Как отмечает А. Соколова, скерцо-токката привлекает «своей незаурядностью, игрой тональных красок (ля минор, соль-диез минор, си бемоль минор), тематическим контрастом, упругим ритмом, плакатной подачей образа. Это сочинение уже довольно прочно утвердилось на эстраде, оно эффектно, фактура пианистична – и поэтому скерцо-токката прочно вошла в репертуар артистов филармонии.

Знакомство с первой адыгейской оперой может состояться через фрагменты помещенные в сборнике под названием «Танцевальная сюита» из оперы «Раскаты далекого грома». В сюиту включены подлинные народные танцевальные мелодии  загатлят, удж-хурай и удж. Сюита дает представление о характере древнейших адыгских танцев. Она не просто демонстрирует, а воплощает в себе тип вариационного симфонически  развивающегося полотна.

В 1995 году появилась методическая разработка Шамсиет Шу «Изучение пьес композиторов Адыгеи в детских школах искусств». Она выпущена методическим кабинетом учебных заведений культуры и искусства Министерства культуры Республики Адыгея. Автором собрано двадцать три пьесы, среди которых первые четыре – это одноголосые мелодии народных танцев, а остальные – обработки и авторские сочинения композиторов Адыгеи. Каждая пьеса рассматривается с двух сторон: художественной и технической. Даны краткие методические советы по работе с произведениями в классе фортепиано. Это первое методическое издание фортепианных произведений адыгейских композиторов.

Большой интерес вызывает фортепианное творчество Гисы Чича. В 2001 году композитор подготовил сборник «Сочинения для фортепиано», в который вошли как отдельные фортепианные произведения, так и фортепианный триптих: «Баллада», «Токката», «Новелла». Большинство произведений может быть исполнено учащимися старших классов музыкальных школ или студентами средних и высших учебных заведений.

Композиторское мышление Г. Чича монументально, насыщенная фактура свидетельствует о глубокомыслии. В названиях произведений нет конкретного образа, но дается направление, в котором развивается композиторская мысль. Это либо название жанра: песня, танец, марш, прелюдия, токката. В том числе встречаются музыкально-поэтические жанры: поэма, баллада, новелла, что говорит о глубинных связях композиторского мышления с вокально-хоровыми сочинениями.

К десятилетию Союза композиторов Республики Адыгея в 2002 году выпущен сборник избранных произведений в двух частях. Составителями этого сборника являются председатель Союза композиторов Республики Адыгея К. С. Туко, директор Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова З. Ц. Хот, преподаватель фортепианного отделения Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова Н. В. Азоян. Исполнительскую и педагогическую редакцию произведений выполнила доцент кафедры специального фортепиано консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусства И. В. Николаева. Сборник выпущен издательством «Эоловые струны» в городе Краснодаре

В сборнике представлены избранные фортепианные произведения композиторов Республики Адыгея. Часть этих произведений уже прочно вошла в педагогический репертуар учащихся и студентов детских школ и училищ искусств. Другая часть впервые представлена на суд публики. В сборнике содержатся пьесы У. Тхабисимова, Г. Чича, А. Нехая, М. Хупова, К. Туко, Ч. Анзарокова, Р. Сиюхова, А. Готова.

По признанию составителей сборника, «большинство мелодий фортепианных сочинений легко воспринимаются на слух, запоминаются. Каждый из авторов ставит перед собой различные исполнительские задачи, связанные с художественной выразительностью и образным содержанием. Почти все произведения написаны на материале адыгского музыкального фольклора.

По степени трудности сборник охватывает репертуар как младших, средних и старших классов музыкальных школ, так и достаточно сложные концертные произведения, которые могут быть исполнены студентами музыкальных училищ. Однако, все-таки большинство фортепианных произведений предназначено для старшеклассников и студентов.

О музыкальном творчестве К. Туко следует сказать отдельно, потому что многие работы этого композитора адресованы юным музыкантам. Как отмечает И. Петрусенко, «из года в год рождались пьесы для фортепиано и этюды для духовых инструментов, сочинения для детских хоров и обработки национальных мелодий для ансамбля гармошек, создавались произведения для ребят, игравших в школьном духовом оркестре…».

Сочинения К. Туко, по свидетельству И. Петрусенко, регулярно публиковались в различных нотных сборниках, выпускаемых в свет Всесоюзным издательством «Советский композитор». Это обработки адыгских народных песен в переложении для фортепиано, аккордеона или гармоники, обработки танцевальных мелодий, авторские сочинения. Однако, отдельного сборника сочинений адыгейских композиторов выпущено не было. Поэтому, естественно, что К. Туко приложил немало усилий для появления в 2002 году сборника «Избранные произведения для фортепиано в 2-х частях», в который вошли и его собственные обработки и сочинения.

Фортепианные миниатюры К. Туко объединены в небольшие циклы от двух до восьми сочинений. Опубликованные в данном сборнике произведения предназначены для знакомства юных пианистов  с адыгским фольклором в композиторском прочтении. Пьесы данных циклов, могут быть включены в репертуарные планы учащихся третьих-четвертых классов.

Таким образом, в рассмотренном двухчастном сборнике фортепианных произведений адыгейских композиторов собрано много интересных и разнообразных пьес, которые имеют не только художественную ценность, но и педагогическую направленность.

В результате анализа творчества композиторов Адыгеи было выяснено, что его интенсивное развитие коснулось всех музыкальных жанров, в том числе фортепианной музыки. Фортепианное творчество адыгейских композиторов начало набирать силу с 70-80 гг прошлого века. В настоящее время существует достаточно большое количество фортепианных произведений, созданных такими композиторами как А. Нехай, Г. Чич, К. Туко, У. Тхабисимов, В. Бурдеев, В. Анзароков, Ч. Анзароков, А. Готов, Р. Сиюхов, М. Хупов.

Фортепианная музыка адыгейских композиторов имеет художественное и педагогическое значение, что позволяет использовать эти произведения в классе фортепиано детских школ искусств. Однако, большинство сочинений предназначено для учащихся старших классов, некоторые могут использоваться в средних классах. Ощущается дефицит произведений для юных музыкантов первых-вторых классов ДШИ.

Детская фортепианная музыка адыгейских композиторов с каждым годом расширяется, увеличивается количество произведений достаточно высокого художественного уровня. Об этом свидетельствует наличие сборников фортепианных произведений отдельных композиторов и появление в 2002 году избранных произведений целого ряда адыгейских композиторов.

2.Методические рекомендации по изучению  пьес из фортепианного цикла Ч. М. Анзарокова «Детский  альбом»  в  ДШИ

          В творчестве Ч. Анзарокова детский фортепианный цикл занимает особое место. Появление этого цикла было вызвано личными обстоятельствами. Композитор посвятил «Детский альбом» своим детям: дочери Марзете и сыну Давлету. История создания фортепианного цикла связана со сном маленького сына Ч. М. Анзарокова. Этот сон был похож на сказку, на мечту маленького джигита о подвигах, о славе, о верном друге и блестящих победах. У композитора родилась идея написать цикл пьес, в которых отразились бы события сна.

Поэт Х. Беретарь написал стихи, отражающие в поэтической форме все ключевые моменты сна-сказки. Каждое стихотворение стало эпиграфом к пьесам «Детского альбома». Стихи объединены общей сюжетной линией: маленький мальчик спит и видит во сне, как он строит крепость, как появляются враги, и как смелые нарты вместе с верным другом джигитом побеждают вражеские силы, как сон оказывается только сном, а на улице сияет солнце и прекрасное утро.

«Детский альбом» был издан в 1991 году. В цикле девять фортепианных пьес, каждая из которых может быть включена в репертуар учащихся детской школы искусств. Исполнение всего фортепианного цикла по силам только взрослому профессиональному пианисту. Во многих пьесах наблюдаются фактурные и ритмические сложности.

«Детский альбом» открывается пьесой «Сонный мальчишка»:

Спит мой сыночек, тревоги не зная,

Травы во сне ему песнь напевают,

Солнце лучи ему дарит свои.

Мальчик мой, песенка сна золотая

Пусть наяву твою жизнь освещает,

Счастьем наполнит дороги твои.

Рекомендуется использовать эту пьесу в третьем классе музыкальной школы. Она написана в простой трёхчастной форме с расширенной репризой в тональности соль мажор. Спокойный лирический характер, неторопливое мерное движение восьмых создает образ колыбельной песни. На фоне выдержанных звуков плетется кружево мелодии, переходящей из одного голоса в другой. Работа над пьесой полезна в отношении развития навыка слышания каждого голоса и дает возможность развивать полифонический склад мышления у юного пианиста. В техническом плане особых трудностей при исполнении пьеса не вызывает, поэтому она рекомендуется для учащихся третьего класса ДШИ. При разучивании полезно работать отдельно над каждой фразой, добиваясь цельности её звучания. Средняя часть исполняется более насыщенным звуком, появляются акценты  на каждую долю, что приводит к кульминации. Возвращение к первоначальному размеренному движению завершается кодой, которая по масштабу превышает репризу.

Вторая пьеса из цикла Ч. Анзарокова называется «Игра»:

Видит сынишка прекрасную сказку:

Утро рассыпало яркие краски,

В золоте солнца купается двор.

Он, во дворе увлеченно играя,

Крепость из солнца построить мечтает:

Стены – кремень, а сама – выше гор.

Эта пьеса может быть использована в четвертом или пятом  классах ДШИ. Она написана в простой трёхчастной форме с необычной структурой. Пьеса состоит из трех предложений, где последнее предложение является вариацией на второе, а второе вариацией на первое. Музыка легкая, подвижная, форшлаги перемежаются с переливами-пассажами. Светлое солнечное настроение придает тональность С-dur. В мелодике, богатой секвенциями, вариативностью, ясно ощущается природа адыгского мелоса. Быстрый темп стаккатированные скачки в левой руке усложняют исполнение ритмических конфигураций. При разучивании данной пьесы следует обратить внимание учащегося на скерцозность общего характера, который создается благодаря точному выполнению технических приемов исполнения стаккато, форшлагов, группировок шестнадцатых звуков. В первой фразе, начиная с четвертого такта, создается трёхголосная фактура. Необходимо, чтобы учащийся «прослушал» все эти голоса, почувствовал имитационность «перекличек» высокого и среднего голосов. Эти элементы создают непрерывность звучания общего полотна пьесы. Такие же приемы присутствуют во второй и третьей фразах. Важно, чтобы, юный пианист передал целостность формы произведения и сохранил игривый скерцозный характер. Исполнение пьесы полезно для получения навыков игры штрихом стаккато, игры форшлагов, для развития цепкости пальцев, собранности звукоизвлечения.

Третья пьеса – «Старая крепость»:

Гордо стоит она, мир озаряя,

Солнечным светом его освещая –

Светится вся от прозрачных лучей.

Но неприступная крепость не дремлет:

Стойко она бережет свою землю.

Не напугать её звоном мечей.

Данная пьеса рекомендуется для сильных учащихся шестого или седьмого классов музыкальной школы. Интересна форма построения пьесы. Простая трёхчастная форма с динамической репризой редко применяется в инструментальной музыке для детей. Но здесь она служит драматическим средством. Общий тональный план – с - moll  также способствует созданию грозной неприступной старой крепости. В этой пьесе наиболее ярко проявились национальные черты мелодики композитора: движение параллельными квинтами, отсутствие терцового тона лада. Выдержанность этой фактуры на протяжении всей пьесы одновременно создает архаичный древний образ и ярко национально окрашенный образ старинной адыгской крепости. Развитие музыки внутри каждой части идет с неизменным нарастанием, кульминацией пьесы становится мощная жизнеутверждающая реприза.

Технические сложности исполнения связаны прежде всего с октавными движениями мелодической линии в обеих руках, при этом в правой руке в репризе добавлен квинтовый тон в октавных ходах и усложняется ритмический рисунок в шестидольном метре. Работа над этой пьесой требует собранного звука, формируется навык игры октавных ходов, развивается умение целостного охвата формы произведения. Пьеса полезна для развития ощущения ритмической пульсации в размере 6/8 и для развития пианистического аппарата, в частности укрепления кисти.

Пьеса «Шествие»:

Вдруг, выходя из туманной дали

Черные силы на крепость пошли.

Неотвратимо, клинками звеня

Враг надвигается тучей огня.

Вот он все ближе, уж крики слышны…

Где же войска, что отпор дать должны?

Вот уже факелы стали бросать –

Стены враги принялись штурмовать.

Эта пьеса может быть использована в старших классах музыкальной школы. Сложности исполнения касаются и техники, и чувства формы и создания образа. Форма произведения необычна для инструментальной музыки: простая трёхчастная безрепризная, в каждой части представлен новый тематический материал маршевого характера. Тональность Des-dur так же представляется трудной  для исполнения. Поэтому это произведение следует давать достаточно сильным учащимся седьмого класса. Встречаются метроритмические трудности: частая смена размера, сочетание ритмических фигур. Однако именно все эти технические особенности как раз и создают активный марш с ярко выраженной национальной природой адыгского мелоса и ритмики в первой части пьесы. Во второй части меняется тональный план (B-moll), нарастает мелодическая линия, стаккатированное исполнение, прерывистость движения, акцентирование звуков, широкий октавный ход мелодии – создают образ драматического марша. Третья часть – тихий, осторожный, вкрадчивый марш с резким нагнетанием и мощной кульминацией в конце пьесы.

При разучивании пьесы следует сначала настроить учащегося на образное содержание каждой части, а затем работать над техникой воплощения этого содержания. Важно, чтобы юный пианист смог охватить целостность музыкальной формы, передать драматизм развития пьесы. Технические трудности заключаются в стаккатированном исполнении различных ритмических фигур, в исполнении мелкодробящихся фраз в начале второй части, в исполнении октавных и квинтовых ходов.

Пятая пьеса фортепианного цикла «Грустная песенка»:

В сердце джигита – ни тени испуга,

Маленький ратник не дрогнет в бою!

Только вот нет с ним надежного друга –

Как отстоять ему крепость свою?

Грустно мальчишке, печаль в его песне –

Он ведь один против войска врагов.

Но никогда посрамить своей чести

Воин не даст. Он к сраженью готов!

«Грустная песенка» может быть предложена учащемуся шестого класса музыкальной школы. Вариационный принцип развития материала, преобразование ведущей темы заключено в простую трёхчастную форму. Основной тональный план – h-moll. Печальные размышления героя о своем одиночестве передаются благодаря мелосу адыгских песнопений: гудящие квинты, натуральный минор, прослушиваются октавные, квинтовые и терцовые звучания.

Пьеса написана в размере 6/8. синкопированный ритм в партии левой руки и соотнесение его с ровной шестидольной пульсацией в партии правой руки предполагает наличие у юного пианиста высокого уровня развития ритмического чувства, свободы ритмического изложения. Это требует умелого сочетания независимости и согласованности движений обеих рук. Средняя часть имеет более насыщенную фактуру, темп более оживленный. Появление октавных ходов с квинтовым тоном в центре аккордов в кульминационной точке развития усложняет техническую сторону исполнения. При разучивании полезно отрабатывать ритмическую формулу  каждой партии отдельно, а затем только соединять двумя руками.

Шестой номер цикла «Марш Нартов»:

Слышит малыш странный шум за спиной,

Глянул назад: нартских воинов строй!

Мальчик ликует – победа близка!

Вот она – верного друга рука!

Скоро придется врагам отступать,

Крепость теперь ни за что им не взять!

Эта пьеса может быть рекомендована учащимся шестого или седьмого классов музыкальной школы. Она написана в стройной простой трёхчастной форме с точной репризой. «Марш нартов» - героическая кульминация, наступившая после героической борьбы. Характер музыки напористый, решительный, наступательный. На протяжении всей  пьесы используются квинто-октавные созвучия, что создает древний богатырский образ Нартов. Основная тональность h-moll. Применение древнегреческих народных ладов: дорийского gis (У1 ступень) и фригийского С (П ступень) дополняет архаический образ. Тональный план, темп марша, размер     , параллельные движения октав и квинт усложняют исполнение пьесы. Интересным моментом выступает факт ложной репризы, т.е. начало репризы проходит не в основной тональности h-moll, а в тональности g-moll. Это вносит в форму черты сонатности и делает пьесу более динамичной. Пьеса полезна для укрепления пианистического аппарата, для развития навыка игры параллельных октав и квинт, для преодоления комплекса ладо-тональных изменений.

Седьмая пьеса фортепианного цикла «Ах, Марзетка!»:

Крепости больше никто не грозит –

Враг побежден и с позором бежит.

Счастлив малыш. Но сестра подошла

И мимоходом вдруг крепость снесла!

«Что же, Марзетка, наделала ты!

Сказки моей оборвала мечты!»

Пьеса может быть использована в работе с учащимся четвертого или пятого класса ДШИ. Она написана в простой трёхчастной форме с измененной репризой. Тональность пьесы Е-dur. Это веселая, задорная, непослушная полька, рисующая образ шаловливой сестры героя. Эта пьеса является лирической кульминацией цикла. В ней явно прослеживается линия драматургического развития: весёлая полька первой части сменяется угловатым напористым лендлером во второй части, после чего в репризе тема польки звучит в сильно искаженном виде, передавая разрушение мечты спящего мальчика, виновницей всему становится именно его сестра. В репризе тема звучит с заострением малосекундовых интонаций, её танцевальный аккомпанемент исчезает и вместо него звучат плачущие секундовые интонации.

Автором обозначен характер пьесы – шутливо. При разучивании первой части следует обратить внимание учащегося на движение мелодической линии в правой руке, которое должно опираться на первую сильную долю, а затем отталкиваясь от стаккатированной восьмой, четко «проговаривать» сгруппированные восьмые длительности штрихом non legato. Для этого требуется цепкость пальцев. В левой руке – аккордовый стаккатированный аккомпанемент. Во второй части необходимо, чтобы учащийся уловил ритмическую основу лендлера. Мелодический текст не представляет сложности, т.к. большая его часть звучит в октавном унисоне в обеих руках. Репризное изложение материала не вызывает особых технических трудностей. В целом вся пьеса требует кропотливой работы над ритмом и над легким звукоизвлечением при исполнении штрихов staccato и non legato.

Восьмая пьеса «Обида»:

Слезы обиды текут по щекам:

«Нарты не сдали свой замок врагам!

Я так мечтал с ними в крепости жить,

Вместе невзгоды и радость делить!»

Звонко смеется сестренка: «Глупыш!

Ну неужели ты все ещё спишь?

Это был сон, поскорее проснись,

Солнце взошло, лучше ты улыбнись!»

Пьеса «Обида» полезна учащимся шестого класса музыкальной школы. Несмотря на небольшой объем (период), она представляет определенные трудности при исполнении.

Образ пьесы создается резким возвращением ребенка из мира сновидений в реальность, что вызывает в душе героя обиду и разочарование. Мелодическая линия протяжна, лирична. Большое значение приобретает варьированный повтор мелодического материала. Подголосочность насыщает фактуру. Общее нисходящее движение выдает настроение разочарования, обиды. Минорный тональный план пьесы (a-moll), умеренный темп, вариативное развитие мелодии, подголосочная имитация направлены на создание образа.

Работа над этой пьесой требует достаточно высокого уровня развития музыкального мышления у ученика. Он должен охватить фактуру пьесы. Также пианистический аппарат должен быть достаточно развит. В партии левой руки на начало первой доли исполняется октавный бас, а затем рука переносится в другой регистр. Исполнение требует опоры на бас и четкого «взятия» последующего аккорда. Для этого необходимо отдельно поработать над партией левой руки. В партии правой руки также развиваются две линии. Поэтому юный пианист должен уловить общее четырёхголосное развитие музыкальной пьесы.

Заключительная пьеса цикла «Удж»:

«Выходит, я все это видел во сне?

Отважные нарты приснились лишь мне?»

Хотя наш герой удивлен, огорчен,

Уже на Марзетку не сердится он.

И вот помирились, за руки взялись,

И в танце по кругу они понеслись!

Праздничный ликующий финал – достойное завершение всего фортепианного цикла. Эта пьеса может быть рекомендована техничному учащемуся седьмого класса. Форма пьесы вариационная, в которой можно условно видеть три раздела. Вначале танцевальная тема излагается одноголосно, т .к. является  основной мелодией адыгского народного танца удж. Затем подключается ещё одна тема, очень близкая по характеру  этому танцу. В среднем разделе появляется ещё одна новая танцевальная тема, которая вариационно развивается. В репризе возвращается основная тема удж, но в новом варианте. Композитор использует различные приемы варьирования: перегармонизация темы, фактурное варьирование, регистровые перебросы, ритмическое варьирование.  Естественно это создает определенные трудности при исполнении пьесы. В первую очередь необходимо оценить возможности учащегося охватить форму вариационного развития с чертами трёхчастности. Не каждый семиклассник справится с исполнением этой пьесы. Быстрый темп, размер, движение параллельными октавами требуют достаточно сильного развития техники. Учащийся должен уловить приемы варьирования тем. У него должен быть навык или талант импровизатора. Работа над этой пьесой развивает творческий компонент музыкального мышления, укрепляет технические навыки учащегося.

В результате рассмотрения пьес детского фортепианного цикла Ч. М. Анзарокова с педагогической точки зрения, я пришла к выводу, что большинство пьес может использоваться в старших классах музыкальной школы. Основные трудности исполнения связаны с ритмическими и фактурными особенностями пьес, а так же с сохранением целостности их формы, т. к. только пьеса «Обида» написана в форме периода, остальные имеют трёхчастную форму, некоторые усложняются вариационным развитием или измененной репризой.

Важным методическим приемом работы над этими пьесами выступает создание у юного пианиста представлений об их образном содержании. Музыка программная, каждая  пьеса имеет название и стихотворный эпиграф, существует единая сюжетная логика построения фортепианного цикла. Все это помогает учащемуся понять содержание разучиваемой пьесы, настроиться на её исполнение и выразить свое отношение в игре.

Таким образом, мною осуществлен музыковедческий и исполнительский анализ фортепианных произведений из цикла Ч. М. Анзарокова «Детский альбом» и даны методические рекомендации по их использованию в работе с учащимися музыкальной школы.

                                            Заключение

В настоящее время творчество композиторов Адыгеи охватывает практически все музыкальные жанры. Среди которых достойное место занимает фортепианная музыка., прочно вошедшая в репертуар как профессиональных музыкантов-исполнителей, так и учащихся, студентов учебных заведений Адыгеи. За последние годы фортепианное творчество адыгейских композиторов обрело силу. В нем используется фольклорный материал в разных вариантах: от прямого цитирования до еле узнаваемых народных интонаций в совершенно новом композиторском сочинении.

Председатель Союза композиторов Республики Адыгея К. С. Туко подчеркивает, что «общим для всех композиторов нашей Республики является то, что всех нас связывает близость к народным истокам. Почти все изучали и собирали музыкальный фольклор, а затем каждый из нас по-разному использовал это богатое наследие в своем творчестве». Он высказывает известное мнение о том, что через фольклор молодое поколение постигает истоки своего народа, и это является чрезвычайно важным. Одним из путей приобщения молодежи к адыгейской музыкальной культуре является использование музыки адыгейских композиторов в учебных заведениях, в том числе в классе фортепиано детских  школ искусств.

В своей работе я сделала попытку охарактеризовать детское фортепианное творчество композиторов Адыгеи, выяснить, и дать методические рекомендации для использования пьес фортепианного цикла Ч. Анзарокова «Детский альбом».

В результате проведенного исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Композиторы Адыгеи сравнительно недавно обратились к фортепианному творчеству, но, несмотря на это их фортепианные сочинения являются не только ценными в художественном плане, но и полезными для учебно-образовательного процесса.
  2. Большинство фортепианных произведений адыгейских композиторов предназначено для профессиональных исполнителей, студентов и учащихся средних и старших классов. Существует только один сборник Ш. Шу с методическими указаниями для юных пианистов ДШИ. Надеюсь, что усилиями композиторов, педагогов и методистов будет создана «Школа игры на фортепиано на музыкальном материале адыгейских композиторов»
  3. «Детский альбом» Ч. Анзарокова представляет собой цикл взаимосвязанных сюжетной линией пьес, которые рекомендуется исполнять учащимся в основном старших классов музыкальных школ. Методические рекомендации даны отдельно каждому произведению, они включают в себя художественный и исполнительский анализ.

Список литературы

  1. Анзароков Ч. М. Моя звезда. Сборник песен. На адыг. языке / Ч. М. Анзароков. – Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991.
  2. Избранные произведения для фортепиано в 2-х частях / Сост. К. С. Туко, З. Ц. Хот, Н. В. Азоян. – Часть 1. – Краснодар: Эоловы струны, 2002.
  3. Избранные произведения для фортепиано в 2-х частях / Сост. К. С. Туко, З. Ц. Хот, Н. В. Азоян. – Часть П. – Краснодар: Эоловы струны, 2002.
  4. Нехай А. К. Фортепианные произведения. Репертуарный сборник / А. К. Нехай. – Майкоп: Методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства управления культуры Адыгейского облисполкома, 1987.
  5. Петрусенко И. А. Чеслав Анзароков. Певец, педагог, композитор / И. А. Петрусенко. – Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение управления издательств, полиграфии и книжной торговли Краснодарского крайисполкома, 1989.
  6. Петрусенко И. А. Гиса Чич – страцицы жизни и музыкального творчества / И. А. Петрусенко. – Майкоп: Издательско-полиграфическое и книготорговое объединение «Адыгея», 1990.
  7. Петрусенко И. А. Композитор Каплан Туко / И. А. Петрусенко. – Майкоп: Издательско-полиграфическое и книготорговое объединение «Адыгея», 1992.
  8. Туко К. С. Художник и его время / К. С. Туко. – Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2000.
  9. Чич Г. К., Беретарь Х. Сказ об адыгах (оратория) / Г. К. Чич, Х. Беретарь. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2001.
  10. Чич Г. К. Сочинения для фортепиано / Г. К. Чич. – Майкоп, 2001.
  11. Шу Ш. Ш. Изучение пьес адыгейских композиторов. Методическая разработка / Ш. Ш. Шу. – Майкоп: Методический кабинет учебных заведений культуры и искусства Министерства культуры Республики Адыгея, 1995. –

                          П Р И Л О Ж Е Н И Е



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка концерта для родителей "Танец и песня в фортепианной музыке"

Данная работа содержит разработку сценария отчётного концерта для родителей, представленного в форме лекции-беседы на тему использования жанров песни и танца в фортепианной музыке...

Основные особенности трактовки фортепианной музыки импрессионистов.

Наиболее ярким представителем импрессионизма в  музыке  принято считать К.Дебюсси. Художник - первооткрыватель – он выявил в музыке новые возможности для передачи предельно утонченных о...

Концерт фортепианного отделения "Вечер фортепианной музыки"

Концерт учащихся фортепианного отделения.Материал может быть полезен преподавателям ДШИ!...

Урок -презентация "Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах".

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировал...