Главные вкладки

    План-конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Толстого "Война и мир"
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Черепанова Надежда Васильевна

    Разработка урока по теме: "Наташа - радость жизни и чистота души"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_tolstomu.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 15»

    города Мичуринска Тамбовской области

    План-конспект урока литературы

    в 10б классе

    ТЕМА УРОКА:

    «НАТАША – РАДОСТЬ ЖИЗНИ И ЧИСТОТА ДУШИ»

    ( по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

                                                         Разработала:

                                                   учитель русского языка и литературы

                                                  Черепанова Надежда Васильевна

                                                    (1 квалификационная категория)

    2013г.

    Тема урока:          «Наташа – радость жизни и чистота души»

    Цель: определение сущности нравственной красоты в понимании Л.Толстого

    Задачи:

    обучающие

    1. раскрыть богатство духовного мира Наташи; разобраться, почему Л.Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу Ростову;

    развивающие

    1. развивать культуру общения, монологическую речь, творческие способности обучающихся;

    воспитывающие

    1. воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности, умение ценить прекрасное;

     метапредметные умения:

    работа с разными источниками информации, работа с текстом художественного произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ, исследование

    Тип урока: комбинированный

    Формы работы:  

    фронтальная, индивидуальная

    Необходимое техническое оборудование:

    - медиапроектор, экран, компьютер

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Вступительное слово учителя.

    Звучит мелодия «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена. На фоне музыки читаю сонет 130 В.Шекспира (перевод С.Я.Маршака).

    Её глаза на звёзды не похожи,

    Нельзя уста кораллами назвать,

    Не белоснежна плеч открытых кожа,

    И чёрной проволокой вьётся прядь.

    С дамасской розой, алой или белой,

    Нельзя сравнить оттенок этих щёк,

    А тело пахнет так, как пахнет тело,

    Не как фиалки нежный лепесток.

    Ты не найдёшь в ней совершенных линий,

    Особенного света на челе…

    - Это сонет В.Шекспира, которого называли певцом любви.

    Л.Н.Толстого тоже можно назвать певцом возвышенного чувства, писателем, изображающим внутреннюю жизнь героев, диалектику их души, путь нравственных исканий.

    Слайд 1

    Тема нашего урока: «Наташа – радость жизни и чистота души»

     Слайд 2

    Эпиграф

                                                                               Однако все её движенья,

                                                                               Улыбки, речи и цветы

                                                                               Так полны жизни, вдохновенья,

                                                                                Так полны чудной красоты.

                                                                                               М.Ю.Лермонтов

    -Запишите тему урока и эпиграф.

    Наша задача:    

    Выяснить,

    1)какие приёмы раскрытия образа использует автор?

    2)какие выразительные средства языка помогают изобразить внутренний мир героя?

    Теоретическая разминка:

    Портрет                                                           антитеза

    Пейзаж                                                             эпитет

    Психологизм

    Диалектика души

    Прототип

    Эпизод

    - Назовите основные средства раскрытия характера литературного героя.

                (портрет, пейзаж, внутренний монолог, поступки, речь,      художественная деталь, социальная среда, другие персонажи о герое)

    - Самые поэтичные страницы романа «Война и мир» посвящены любимой героине Л.Толстого – Наташе Ростовой. Анализируя ключевые сцены, эпизоды, решая литературные задачи, выясним, каков духовный мир Наташи, что ценит в ней Л.Толстой?

    - Обратимся к сцене «Первое знакомство с Наташей».

       Какие средства раскрытия характера героя использует автор?

    Т.1, ч.1, гл.8.

    Слайд 3

    «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на её строгое замечание, спрятала своё раскрасневшееся лицо в материной мантильи и засмеялась.  Она смеялась чему-то,  толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбки».

                                                     Автор создаёт портрет героини, который  

                                                   позволяет ярко представить, как выглядит

                                                   Наташа Ростова, увидеть основные черты

                                                    характера

    - Какое средство изобразительности помогает автору описать героя? Выделите его в данном отрывке.                                                    

                                                       Это эпитеты: черноглазая, некрасивая, живая

    - Какие ключевые слова раскрывают  её  живость?

                                                  Ключевые слова: вывернувшись, подбежала,

                                                 засмеялась, смеялась – подчёркивают, что она

                                                  подвижная, весёлая и озорная

    Вывод:  

    Перед нами 13-летняя девочка.  Она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.

    «Некрасивая, но живая»

    - Рассмотрим следующую сцену «Лунная ночь в Отрадном».

    Слайд 4

    - Выясним, какие средства психологизма использует автор для выражения состояния Наташи?

    Художественное чтение отрывка

    - Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

    Соня неохотно что-то отвечала.

    - Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда.  Душенька, голубушка, поди сюда.  Ну, видишь? Так бы вот села на корточки… - и полетела бы.

                                                             

                                                  В данном эпизоде для выражения состояния

                                                 Наташи автор использует такие средства

                                                 психологизма, как речь и пейзаж.

                                                Речь Наташи эмоциональная, она переполнена

                                                 чувствами.

                                               Пейзаж – описание лунной ночи – подчёркивается

                                               словами «прелесть», «луна», «прелестная ночь».

    - Какие черты характера Наташи раскрываются в этой сцене?

                                                     Восторженность, мечтательность,

                                                      поэтичность, умение удивляться, радоваться

    Вывод:

    Наташе сложно сказать, чем именно она так поражена. Она просто живёт яркой, полной жизнью.

    - Докажите, что в данном фрагменте использована антитеза.   С какой целью?

                                                               Антитеза – противопоставление.

                                                   Наташа – восторженная, восхищённая красотой

                                                  лунной ночи.

                                                  Соня – равнодушная, автор подчёркивает, что

                                                  она отвечает неохотно.

    Вывод:

    Л.Н.Толстой подчёркивает огромную разницу между кузинами.  Мы видим, как оживилась Наташа при виде прелестной ночи.  Она умеет замечать красоту окружающего мира. А вот Соня лишена чувства прекрасного. Этой цели и служит антитеза.  Мы видим неодинаковое восприятие увиденного героями.

    - С какой целью Л.Толстой контрастно изображает Наташу и Элен?

     

    Сообщение ученицы            (слайд 5)

    Вывод:

    Мы видим великолепную красавицу Элен не как живую женщину, а как красивую статую, потому что она духовно мертва; ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных человеческих чувств: она ни разу не испугалась, не обрадовалась, не горевала, не мучилась.

    А Наташа – искренняя, добрая, обаятельная, живая.

    Мы ещё раз убеждаемся в том, что в результате контрастного сопоставления героев Л.Толстой раскрывает внутренний мир Наташи, высвечивает грани духовного богатства.

    - Давайте посмотрим фрагмент из кинофильма «Война и мир».

            «Первый бал Наташи Ростовой».

    Т.2, ч.3., гл. 16-17.                (слайд 6)

    - Выясним, какая художественная деталь раскрывает внутреннее состояние Наташи?

     

    А) «Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определённой грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

     

                                                 Внутреннее состояние Наташи раскрывает

                                                такая художественная деталь, как глаза.

                                                Они выражают испуг, блестят, потому что

                                                 у героини это первый бал.

    Б) «То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой».

                                            В данном отрывке мы можем отметить

                                           другую художественную деталь – улыбку и

                                           выражение лица, которые передают её

                                           внутреннее состояние. Мы видим, что она счастлива.

    Вывод:

    Л.Толстой часто сравнивает Наташу с ребёнком, подчёркивая тем самым, что ценит в Наташе добро, правду – черты естественные, свойственные неиспорченному духовному миру детей.

    - Какое средство психологизма использует автор для передачи переживаний  Наташи в сцене «Первого бала»?

    Художественное чтение    (слайд 6)

    Звучит вальс С.Прокофьева из к/ф «Война и мир».

    На фоне музыки ученица читает отрывок.

    «Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!» Нет, это не может быть! – думала она. – Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

                                                Л.Толстой использует приём психологизма.

                                         Это внутренний монолог, раскрывающий состояние

                                         Наташи на балу.  Ей очень хотелось танцевать.

                                          Она мечтала об этом, с замиранием сердца ждала

                                         приглашения на танец. Наташа хочет быть

                                         счастливой, быть в центре внимания всех.

    Вывод:

    Внутренний монолог – одно из средств раскрытия состояния героя, приём психологизма.

    - Обратимся к следующему эпизоду – «Пляска Наташи».

      Т.2, ч.4, гл.7.

    - Выясним, какое средство раскрытия характера героя использует автор?

    «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

    Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы…

    Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею».

                                             В этом эпизоде автор использует такое средство

                                            раскрытия характера героя, как поступок.

                                          Наташа пляшет. Она весела, жизнерадостна и полна

                                         энергии. Все любуются ею. Восхищение автора

                                           передаётся словом «графинечка».

                                        В этом русском танце сказалась талантливость

                                         Наташи, её любовь ко всему народному.

    Вывод:

    Огромное желание сплясать захватывает Наташу. С такою же страстностью она отдаётся пению. По просьбе матери она пела в Отрадном; и старый граф со своим управляющим, и мать, и Николай были очарованы её песней. Так Л.Толстой показывает нам духовную связь Наташи с народной жизнью.

    - А знаете ли вы, что было реальное лицо в жизни Л.Толстого, которое послужило прототипом образа Наташи?

    Сообщение ученицы         (слайд 7)

    Прототипом считается Татьяна Андреевна Берс, сестра жены Л.Толстого Софьи Андреевны. Сам Л.Н.Толстой отмечал, что он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

    Т.А.Берс, в замужестве Кузминская, обладала музыкальностью и красивым голосом. Ей же было посвящено стихотворение А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад».

    - Какую черту характера Наташи раскрывает другой её поступок – помощь раненым?

                                                             Милосердие, человечность, стремление

                                                           быть полезной людям, чувство патриотизма

    - Вывод:

    Писатель заставляет нас задуматься над тем, каким богатством живёт человек. И уверяет нас в том, что не позволить иногда себе делать «как люди» - значит остаться среди них человеком, самим собой, что и сделала Наташа, она не могла поступить по-другому.

    - Какую ошибку совершает Наташа на пути к своему счастью? Почему?

                             Её увлечение Анатолем Курагиным.

                          Князь Андрей уезжает за границу, и ожидание для Наташи

                          становится мучительным, невыносимым.  Ведь если Наташа

                         полюбила, то не должно быть никаких отсрочек. Она живёт

                         чувствами.

                           Только потом она поймёт, что Анатоль – пустой человек.

                         Скрыть от князя Андрея своё увлечение, промолчать она

                         не умеет. Всё, что она делает, делает искренне и честно,

                         как бы ни было безумно.

    За каждую свою ошибку Наташа расплачивается сполна.  Никто не может  осудить её суровее, чем это сделает она сама, когда опомнится и поймёт, что натворила.

    Вот почему мы прощаем Наташе всё: она сама не прощает себя.

                           

    Вывод:

    По Л.Толстому, безгрешен не тот, кто без греха, и чист не тот, кто не ошибается.

    Важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждений.

    - В чём же истинная красота человека?

    Ответ у нас записан на доске, в теме урока:

    «Истинная красота человека – в чистоте души, в богатом внутреннем мире».

    Подтверждение этой мысли найдём и в стихотворении Н.Заболоцкого:

    Что есть красота?

    И почему её обожествляют люди?

    Сосуд она, в котором пустота,

    Или огонь, мерцающий в сосуде?

    Вот такой мы увидели Наташу – жизнерадостную, чистую, бескорыстную, добрую, искреннюю.

    - А какой видят её художники-иллюстраторы, выяснял Сабетов Эдуард, работая над школьным проектом «Наташа Ростова глазами художников».

    Просмотр школьного проекта

    Подведение итогов

    В образе Наташи Л.Толстой показал нам русскую душу, чудесный женский характер, богатство внутреннего мира.

    Домашнее задание:

    Написать сочинение-эссе на тему:

    «В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?»

    Литературная задача

    -  Какая художественная деталь раскрывает внутреннее состояние Наташи?

     

    А) «Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определённой грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

     

    Литературная задача

    -  Какая художественная деталь раскрывает внутреннее состояние Наташи?

    Б) «То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой».

                                                   

                                               

    Памятка

    Основные средства раскрытия характера литературного героя

    1. Портрет
    2. Пейзаж
    3. Внутренний монолог
    4. Поступки
    5. Речь
    6. Художественная деталь
    7. Другие персонажи о герое
    8. Социальная среда

    Художественное чтение отрывка

    - Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

    Соня неохотно что-то отвечала.

    - Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда.  Душенька, голубушка, поди сюда.  Ну, видишь? Так бы вот села на корточки… - и полетела бы.

    Художественное чтение    

    «Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!» Нет, это не может быть! – думала она. – Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

    Основные черты характера Наташи Ростовой

    1. «…некрасивая, но живая…»
    2. мечтательная, поэтичная, жизнерадостная
    3. искренняя, открытая, добрая, обаятельная
    4. чистота, удивительное ощущение счастья, умение жить каждый миг полноценно
    5. талантливая, музыкальная, любит всё народное, простая
    6. бескорыстная, человечная
    7. совестливая
    8. любовь к ближним


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

    Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

    План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

    Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

    Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

    План- конспект по татарской литературе 6 класс

    План- конспект по татарской литературе 6 класс...

    Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

    Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...