Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

Презентация может быть использована на уроках литературы в 9 классе при изучении романа "Евгений Онегин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon onegin2.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин "Евгений Онегин" Сыскова Т.И., учитель литературы МБОУ «СОШ №23»

Слайд 2

Роман писался более 7 лет (с 1823 по 1831 годы). Жанр: роман в стихах. Онегинская строфа: АБАБ-перекрестная рифмовка; ВВГГ-смежная; ДЕЕД-опоясывающая; ЖЖ-смежное двустишие. История создания, жанр,композиция романа.

Слайд 3

Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне- И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. Почему Пушкин свой роман называет «свободным»? От чего свободна жанровая форма произведения поэта? Примечание.В.Шкловский считал: «Жанр – это кристалл, через который анализируется жизнь». Жанр: роман в стихах.

Слайд 4

Особенности композициии. ЗЕРКАЛЬНОСТЬ

Слайд 5

1.Отсутствие в романе начала и конца. 2.Самостоятельность каждой главы и циклизация их вокруг одного и того же героя. 3.Сопоставление характеров в каждой главе. 4.Антитеза. 5.Лирические отступления.

Слайд 6

Художественные приемы для изображения характера героя. Авторская характеристика. Сопоставительная характеристика. Оценки других персонажей. Внутренний монолог Интерьер .

Слайд 7

Один день Евгения Онегина. Бывало,он еще в постели, К нему записочки несут… Театр уж полон, Ложи блещут… Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел. Проснется за-полден ь и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера. Надев широкий болевар, Онегин едет на бульвар… Но,шумом бала утомленный, И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя.

Слайд 8

Прочитайте главки 8-12 из 1 главы. Какие черты характера описывает автор? В чем Онегин был «истинный гений »? Набор: глубокое искреннее чувство; неиссякаемое трудолюбие; освоить правила светской жизни во всех тонкостях; исполнять роль влюбленного; монашеская строгость; растрачивать лучшие чувства на мимолетные романы; мечтать о высокой славе. Чем выделяется молодой человек из светской толпы? Как пытается излечиться от «хандры»?

Слайд 9

Почему ни Онегин, ни Ленский не сумели отказаться от дуэли? Почему, ненавидя свет, Онегин подчиняется его правилам? Казалось бы, самое время герою проявить свою (в-2:нравственную силу;свободу от светских предрассудков;духовную независи- мость;безразличие к общественному мненью ). «Неподражательная странность» - это всего лишь маска, под которой скрывается ( в-1: исключительный; заурядный;пустой; слабый) человек. Негласные законы света стали для Онегина выше человеческой жизни. Почему друзья стали врагами?

Слайд 10

Приемы создания образа. Пейзаж. Перечень качеств, которые отрицаются. Соотнесение с Ленским. "Татьяна русская душою..."

Слайд 11

Она любила на… Предупреждать зари… Когда на… небосклоне Звезд исчезает… Дика,печальна,… Как лань лесная,боязлива. Она в семье своей родной Казалась девочкой … Ее сестра звалась Татьяной… Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее… Не привлекла б она…

Слайд 12

Кто такой Евгений Онегин? Разочарованный в жизни петербургский повеса? Романтический герой? Живая пародия? Это призрак, скроенный из цитат, жестов, подражаний.У него нет цельного характера,он постоянно меняет маски,он лицедей, который искусно вживается в жизнь: «Как он умел казаться новым…» Все претензии героя на «неподражательную странность» неоснователь- ны. Рядом с Онегиным ярко видна главная черта Татьяны _________( в-1:оторванная от жизни мечтательность;детская наивность;духовная полнота). Татьяна не играет в жизнь,любит____.

Слайд 13

Что помешало обрести счастье героям? Роковая случайность? Нет, с самого начала над ними витала черная тень трагической неизбежности. Онегин, знаток «науки _______»,никогда не полюбил бы ( в-1: простодушную,доверчивую , наивную,кокетливую сельскую барышню ) , Татьяна , став замужней женщиной, никогда не позволила бы себе флиртовать с(в-1: петербургским повесой , расчетливым сластолюбцем, светским львом). Положение героини поистине драматично:золото души, яркая,как огонь,любовь, оказались никому не нужными. "А счастье было так возможно".

Слайд 14

Почему Онегин страстно полюбил Татьяну в финале романа? 1.Высший свет убил в Татьяне доброе, нежное сердце, и она уже не смогла ответить взаимностью воскресшему Онегину. 2.Татьяна решила отплатить Онегину, который высокомерно отверг ее любовь. 3.Татьяна поняла, что любовь Онегина фальшива.На словах он часто говорит о своей независимости от мнений света, но сам остается рабом «общественного мненья».Когда свет решил, что Татьяна заслуживает любви и уважения, и он решил ее любить и уважать.

Слайд 15

Как автор относится к героине? 1.Татьяна,милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью. 2.Ее сестра звалась Татьяна… Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. Набор: ядовитая насмешка; едва заметная ирония; сердечное сочувствие; искренняя влюбленность; с нежностью; 3.Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя. 4.Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу. равнодушие; неопределенность, выражающая безликость героини, подобно Пигмалиону,влюбленному в созданную им Галатею.

Слайд 16

«Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…» Автор Рассказчик. Приятель Онегина. Покровитель Татьяны.

Слайд 17

Определите, в каком обличье перед нами выступает Автор? 3.Онегин,добрый мой приятель, Родился на брегах Невы… 4.Увы!на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут … мудрый философ; защитник и покровитель Татьяны; поэт, который ищет новые средства для изображения жизни. 1.Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. 2.Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью… Набор: знакомый Онегина; беззаботный повеса; бесстрастный летописец ;

Слайд 18

«Энциклопедия русской жизни» В пушкинском произведении много лирических отступлений и вставок. Они выполняют важнейшую функцию :(в-2: наполняют художественное пространство живым голосом Автора; расширяют границы романа, делают банальную историю о несчастной любви «энциклопедией русской жизни»; придают роману смысловую емкость; нарушают логику).

Слайд 19

Жанр произведения? Что представляет собой Онегинская строфа? Перечислите особенности композиции. Какие функции выполняет Автор? Какие приемы использует Пушкин для создания образов? Почему Онегин разочаровался в светском обществе? Что сближает Онегина и автора? Почему Татьяна «русская душой»? Почему роман – «энциклопедия русской жизни»? Тест

Слайд 20

Вставьте на месте пропусков подходящие слова из списка. На каком приеме построен этот фрагмент? 1 вариант . «Е.Онегин» – большое_____,долго строившийся пушкинский_____, в котором есть_____глав,_____пропущенных строф,______многочисленных зпиграфов,______примечаний, _____ «Отрывков из путешествия Онегина»,наконец,______с обломками______- четверостиший то ли сожженной 10 главы, то ли первоначальной 8-ой. Слова для вставок: дом; запертые пустые комнаты; здание; мансарды и мезонины; пристройка; темный, почти ушедший в историческую почву подвал; кирпичей; лабиринту; парадные залы; узкие коридорчики.

Слайд 21

Исходный текст «Е.Онегин» – большое здание, долго строившийся пушкинский Дом , в котором есть парадные залы глав, запертые пустые комнаты пропущенных строф, мансарды и мезонины многочисленных эпиграфов, узкие коридорчики примечаний, пристройка «Отрывков из путешествия Онегина», наконец, темный, почти ушедший в историческую почву подвал с обломками кирпичей -четверостиший то ли сожженной 10, то ли первоначальной 8-ой главы.

Слайд 22

Второй вариант (литературный) «Е.Онегин» – большое здание, долго строившийся пушкинский Дом, в котором есть парадные залы____, запетые пустые комнаты_____, мансарды и мезонины_____, узкие коридорчики_____, пристройка_______, наконец, темный, почти ушедший в историческую почву подвал с обломками кирпичей-_____. Слова для вставок: многочисленных эпиграфов; «Отрывков из путешествия Онегина»; примечаний; четверостиший то ли сожженной 10 главы, то ли первоначальной 8-ой; пропущенных строф; глав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин". 1 урок. Презентация.

  Презентация служит иллюстративным материалом к первому уроку по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Роман в стихах "Евгений Онегин"

Материалы к урокам по роману "Евгений Онегин"...

Урок литературы в 9 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой "Им овладело беспокойство" ( по роману А. Пушкина "Евгений Онегин")

Урок-анализ  причин, под влиянием которых изменился Евгений Онегин -герой романа А.Пушкина "Евгений Онегин"....

Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»

Название предмета: литератураКласс: 9УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Развитие интереса к творчеству поэта; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики....

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина...