Презентация к уроку по поэме " Мцыри"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Баранова Татьяна Александровна

Презентация содержит материал об истории создания поэмы,особенностях композиции,. Содержит вопросы, помогающие раскрыть образ главного героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mtsyri.ppt332.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории создания поэмы « Мцыри» Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. в Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

Слайд 2

Композиция «Мцыри» очень своеобразна: 1-2 гл.- авторская экспозиция 1 гл.- рассказ о заброшенном монастыре, присоединении Грузии к России . 2 гл. - рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне. 3-26 гл. - исповедь героя 3-8 гл.- лирическая экспозиция – исповедь Мцыри 9- начало 24 гл. – основная часть поэмы-рассказ о днях вне монастыря: встреча с грузинкой, бой с барсом. 24-26 гл.- лирическое окончание монолога -предсмертная просьба Мцыри. .

Слайд 3

Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Сначала Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе. Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. В том, какие картины и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная натура. Наконец, в последующих строфах Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Последние две строфы – прощание Мцыри с жизнью.

Слайд 4

Особенности композиции и сюжета 1 . Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Слайд 5

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. … Я мало жил, и жил в плену… … Она мечты мои звала От келий душных и молитв… … Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…

Слайд 6

Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…

Слайд 7

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»? Задание: выписать цитаты Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Слайд 8

Каким мы видим Мцыри на воле? Важнейшие эпизоды поэмы, где Мцыри действует: о его бегстве из монастыря во время грозы, о попытке найти дорогу в родной край, о встрече с грузинкой, о борьбе с барсом. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! «Что делал я на воле? Жил!»

Слайд 10

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе? Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура Выбор цитат

Слайд 11

Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

Слайд 12

Почему погиб Мцыри? … тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!

Слайд 13

Главный идейный вывод поэмы Лучше гибель, чем смиренность и покорность судьбе; лучше три дня свободы, чем долгая жизнь в рабстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

Урок литературы в 11-м классе “Проблематика поэмы А. Ахматовой "Реквием" и ее воплощение в произведении" является вторым в теме “Поэзия Анны Ахматовой”. На предыдущем занятии учащиеся получили предста...

Урок по поэме "Мцыри"

"Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Урок литературы в 8 классе....

"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри")

"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри")...

Презентация к уроку по поэме " Мцыри"

Презентация содержит материал об истории создания  поэмы, о композиции. В  презентации есть иллюстрации к произведению , вопросы, помогающие раскрыть образ главного героя....

урок по поэме Мцыри

урок по поэме Мцыри в контексте СДП...

конспект урока по поэме мцыри

конспект  мастер- класса для учителей Монголии...