Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Загнетина Ольга Алексеевна

Цели урока:

  • познакомить со стихотворениями разных авторов о природе,
  • проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_stihi_o_prirode.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-творческая мастерская по литературе

на тему: «Край ты мой, родимый край»:

стихотворения о родной природе

в 6  классе

Цели урока:

  • познакомить со стихотворениями разных авторов о природе,
  • проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: аудиозапись отрывков «Времён года» П.И. Чайковского; интерактивная доска (ватман) для кластера; иллюстрации И.И. Левитана «Весна – большая вода», «Март»; И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; А.А. Рылова «Зелёный шум»; А.А. Пластова «Летом»; стихотворения А.А. Фета с пропущенными эпитетами на доске и у каждой группы на листах; план анализа урока на доске; варианты возможных эпиграфов на листах для групп.

Предварительная подготовка. Разделить класс на 4 группы по 5 человек, дома они должны найти стихотворения о весне, которое подходит к иллюстрации И.И. Левитана «Март», выучить одно наизусть  и нарисовать свои иллюстрации к этим стихотворениям.

Использованные технологии: работа в группах, проблемное обучение, ИКТ, технология дифференцированного обучения

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

1. «Эмоциональный разогрев» ( музыкальный эпиграф – П.И.Чайковский «Времена года»)

- Что представляли, слушая данную музыку?

2. Постановка целей урока.

1.Формулировка темы урока – учащиеся должны на основе возникающих впечатлений и ассоциаций сформулировать тему урока.

2.Постановка учебной цели – познакомиться со стихотворениями о природе, выяснить роль изобразительно-выразительных средств.

III.Работа по теме урока.

  1. Создание кластера.

- Прежде чем мы узнаем много нового, давайте сформулируем всё то, что мы уже с вами знаем о пейзажной лирике, создадим коллективный опорный сигнал по теме ( на ватмане записываю: пейзаж, эпитет, метафора, сравнение, символ, цвет, яркость, эмоции и т.д.)

2. Сотворчество ( анализ произведений)

А) времена года в поэзии

- Итак, сегодня мы говорим о природе в разные времена года. Какие эти времена года в поэзии: ведь это нечто большее, чем биологические явления. Это символы настроения, чувств. Сформулируйте их в своих группах.

Работа в группах: с какими чувствами ассоциируются разные времена года в поэзии. Осень – грусть, утрата; весна – пробуждение, обновление; (хотя у Пушкина она другая), лето –радость, полнота; зима – и красота, и суровость.

Б)Описание и сравнение картины и стихотворения

– Поэты, описывая природу, пользуются словами, как художники красками. Попробуйте описать то, что смог увидеть И.И. Левитан весной. (картина «Весна – большая вода»,  описывают картину, пользуясь разными тропами, обращают внимание на преобладающий цвет)

Сравните творчество поэта и художника.

- Проанализируйте стихотворение по плану:

1)настроение, чувства;

2)изобразительно-выразительные средства, синтаксис;

3)цвета;

4)звуки;

5)статика или движение. (Учитель консультирует учеников в группах, помогает наводящими вопросами по стихотворению В.А. Жуковского «Приход весны»:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Тёплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

- После обсуждения от каждой группы выступает спикер с анализом стихотворения, остальные дополняют.

В)Реализация подготовленного дом.задания: чтение наизусть стихотворений о весне, которые подходят к картине И.И. Левитана «Март» по группам.

Сначала спикер от каждой группы перечисляет эти выбранные стихотворения, аргументируя свои ответы сравнительным анализом с картиной, затем читают по 2 чел. от группы стихотворения наизусть.

- Есть ли подобные пейзажи в лирике?

- После выступлений учеников читаю  своё подготовленное стихотворение А.А. Фета – тест его проецируется на доске:

Когда вслед весенних бурь

Над процветающей землёй

Нежней небесная лазурь

И облаков воздушен рой,


Как той порой отрадно мне

Свергать земли томящий прах,

Тонуть в небесной глубине

И погасать в её огнях!

О, Как мне весело следить

За пышным дымом туч сквозных-

И рад я, что не может быть

Ничто вольней и легче их.

Г)Беседа по вопросам

- Можно ли эпитет «зацветающая»( земля) отнести и к картине? Почему?

- Можно ли словами Фета описать небо, изображённое Левитаном?( Метафоры – «облаков воздушен рой», «пышным дымом туч сквозных»; эпитеты – «нежней небесная лазурь» и т.д.)

-Какой цвет преобладает в обоих произведениях?( голубой, лазурный).

- Итак, сейчас мы говорили о весне и увидели, что её можно описать и в красках, и словами. Часто для художников источником вдохновения становится поэтическое произведение. Например, А.А. Рылов под впечатлением от стихотворения Н.А. Некрасова написал картину «Зелёный шум»(1904г.). Давайте сравним эти произведения и посмотрим, как поэтические строки нашли изобразительное воплощение в полотне художника. ( подготовленный ученик читает стих.Н.А. Некрасова «Идёт-гудёт зелёный шум…»: стихотворение проецируется на мультимедийной доске).

Д) Анализ стихотворений в группах:

-Каково общее настроение произведения?( Радость, задор)

-Как художник передаёт изобразительные находки поэта: «ветер верховой», сравнение леса с «облаком», «зелёный воздух и воду»?

- Какой цвет преобладает в стихотворении? ( Зелёный: «Как облако: всё зелено, и воздух и вода!»)

- Какие звуки мы слышим? ( Шум леса, вишнёвых садов, щебет птиц, плеск воды, слышится песня)

-Как и поэт, и художник передают движение?

Это то, что вы выполняли дома. Сделаем выставку картин к подготовленным стихотворениям.

Е)Выставка рисунков с защитой их по группам.

Ё)Стихотворения о зиме.

-А о каком времени года говорится в этом стихотворении:

Как будто в сизом клубе дыма

Из царства злаков волей фей

Перенеслись непостижимо

Мы в царство горных хрусталей?.. ( Зима меняет осень. Эта смена осени  метафористически названа «царством злаков», а зима – «царство горных хрусталей»)

Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Ещё вчера, на солнце млея…»:

-Какое настроение навевает стихотворение? ( Печальное, унылое: «Поля без стад,леса унылы…»)

-Какая цветовая палитра использована в этом стихотворении? ( Белый тон: «Сегодня вдруг исчезло лето; бело, безжизненно вокруг…)

Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Знаю я, что ты, малютка…

- Какая известная вам картина может аккомпанировать этому стихотворению?

Знаю я, что ты, малютка,

Лунной ночью не робка:

Я на снеге вижу утром

Лёгкий оттиск башмачка.  

Правда, ночь при свете лунном

Холодна, тиха, ясна;

Правда, ты недаром, друг мой,

покидаешь ложе сна:

Бриллианты в свете лунном,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

Но боюсь я, друг мой милый,

Как бы вихря дух ночной

Не завеял бы тропинку

Проложённую тобой

3.Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Эти переливы зимнего пейзажа сумели уловить и поэт А.А. Фет, и известный художник-пейзажист И.Э. Грабарь. Красота зимнего пейзажа поразила художника: «В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

4. Сравнительный анализ прозаического и лирического произведений

Но зима может быть суровой и ненастной. Давайте прочитаем стихотворение И.А. Бунина «Родина».Бунин, обладающий  « редким и безошибочным ощущениенм красоки освещения», передаёт тревогу и напряжение зимы как в прозе, так и в лирике:

Было ИНД.ДОМ. ЗАДАНИЕ: Вспомните, как описывает зиму И.А. Бунин в рассказе «Лапти», с которым мы недавно познакомились. ( «Бледное степное море», «страшный снег», « бездна снежного урагана и мрака», «гул и грохот вьюги».)

- Мы с вами убедились, что при помощи слова можно нарисовать любую картину природы. Но сделать это могут  только поэты.  Попробуйте и вы стать поэтами. Вставьте в записанное на карточках стихотворение А.А. Фета пропущенные элементы рисующие летний пейзаж.

Ученики в группах обсуждают свои варианты. Затем сравнивают свои находки с авторскими).

5. Сравнительный анализ живописного и поэтического произведения.

- Ещё раз убедимся, что пейзаж может быть нарисован и красками, и словом. ( Демонстрируется картина А.А. Пластова «Летом»,)

  План анализа

  1. Общее настроение.
  2. Соответствие выразительных средств стихотворения  картине
  3. Краски. Преобладающий цвет.
  4. Звуковое оформление. (Ребята обсуждают в группах. От каждой группы выступают спикеры. Остальные дополняют).
  1. Дополнение кластера

- Итак, сегодня мы узнали много нового. Давайте дополним кластер, который мы в начале урока оформляли.( Экспрессия, цветовая палитра, лирический образ, настроение, чувства, обновление, задор, утрата, радость, живопись, движение и т.д.). (После обсуждения в группах ученики зачитывают свои варианты.)

7. Рефлексия. Подбор эпиграфа.

- Сейчас вы должны подобрать эпиграф к нашему уроку, варианты их у вас лежат на столах. Вам нужно выбрать и объяснить, почему именно этот эпиграф наиболее подходит к уроку:

  1. Одна природа делает всё великое даром. (А.И. Герцен)
  2. Мудрость природы! Как долго она продлится? (В.П. Астафьев)
  3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. (А.Экзюпери)
  4. Есть такое твёрдое правило – встал  поутру, умылся, привёл в порядок себя – и сразу же приведи в порядок планету. ( А. Экзюпери)
  5. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, что мы не можем создать. Человек одарён разумом, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. ( А.П. Чехов)
  6. Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам. (А.И. Герцен)

 ( После обсуждения в группах ребята предлагают свои варианты и аргументируют свой ответ).

IV. Итоги урока

- Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось? Не понравилось? (Сегодня на уроке мы смогли почувствовать образность, гибкость и меткость слова и немного коснулись к таланту мастеров живописи).

V. Домашнее задание

Сильным: Написать стихотворение об осени по предложенным рифмам. (Начало осени. Лес начинает терять листья, в саду замёрзли георгины.)

…вершины,

…чело.

…георгины

…обожгло.

Остальные: найти и выучить 1-2 стихотворения об осени, о золотой и поздней, грустной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край ты мой, родимый край..." Стихотворения о родной природе.

Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край..." Стихотворения русских поэтов о родной природе....

"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....

Методическая разработка урока литературы по теме " Край ты мой, родимый край"

Урок литературы в 6 классе по творчеству русских поэтов 19-20 веков: Фета, Тютчева, Есенина и др....

Конспект урока литературы по теме "Край ты мой, родимый край..."

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Есть презентация. С удовольствием поделюсь. Пишите...

Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...

Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....


 

Комментарии

Ольга Алексеевна, вы молодец! Урок удался, цели достигнуты. Ребята с большим удовольствием поработали в творческой мастерской. Довольно большой объем разнообразной работы выполнен, а разогрев в начале урока обалденный (извините за молодежный сленг). Вот только я не увидела физминутки, что обязательно на любом уроке, если урок на аттестацию... И насчет технологий: у вас налицо технология критического мышления, а вы о ней ни слова! Успехов Вам!

Загнетина Ольга Алексеевна

Спасибо за отзыв и замечание...Я стараюсь включать в свои уроки двигательно-речевые физминутки - дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.