Методическая разработка урока литературы по теме " Край ты мой, родимый край"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по творчеству русских поэтов 19-20 веков: Фета, Тютчева, Есенина и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_prirode.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»
Г. ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка урока
литературы в 6 классе
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ»
(или «Родная природа в стихотворениях русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова»)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Кузнецова Татьяна Ивановна
г. Дзержинск
2015
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»
(или «Родная природа в стихотворениях русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова.»)
Цель:
- вызвать интерес учащихся к творчеству русских поэтов, писавших о природе;
- проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века;
- развивать творческое воображение учащихся, развивать любовь к прекрасному.
Форма урока:
поэтическая встреча учащихся.
Метод:
- аналитическая беседа;
- сообщения заранее подготовленных учащихся - выразительное чтение стихотворений.
Оборудование:
- выставка книг - сборников стихов о природе;
- портреты русских поэтов;
- репродукции картин И. Левитана «Март», «Сумерки. Луна», А.Куинджи «Берёзовая роща», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем», «Утро в сосновом бору», «Родник в лесу», «Рожь»;
- музыкальное оформление – музыка П.И. Чайковского «Времена года», романс на стихи С.А. Есенина «Клён ты мой опавший…»
- презентация учащихся « Русские поэты и художники о родной природе».
Ход урока.
Вступительное слово учителя о стихах русских поэтов, воспевающих скромную красоту родной земли.(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Ведущий: «Мотивы природы в поэзии Ф.И. Тютчева (1803-1873)».
Первый ученик выразительно читает стихотворение Тютчева «Весенняя гроза».
Второй ученик даёт комментарий. Он говорит, что при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые», слышим, как первый гром грохочет, слышим, «птичий гомон».
Третий ученик читает стихотворение «Неохотно и несмело».
Четвёртый ученик : «Природу красит даже гнев – «зеленеющие нивы зеленеют под грозой…»
Ведущий:
«Красота русской природы, её полей и лесов, тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины с юных лет вошла в сердце поэта».
Учитель: «Другой русский поэт – А.А. Фет тоже очень любил родную природу. Он как художник-пейзажист «рисует» словами.
Учащиеся читают стихи Фета: «Печальная берёза», «Чудная картина», «Осень», «Я пришёл к тебе с приветом».
Ведущий: «Природа для поэта – источник радости, философского оптимизма. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт благоговеет перед печальной берёзой, восторгается снегом, вслушивается в тишину…»
Слово учителя: «А теперь обратимся к изображению родной природы поэтами 20 века. А.А. Блок (1880-1921). Послушайте его стихотворение «Летний вечер» (читает сам учитель).
Беседа с классом.
- Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?
- Какие художественные приёмы оживляют произведение?
- По каким признакам мы можем судить о состоянии лирического героя?
- Каковы особенности пейзажа, изображённого Блоком?
Ведущий:
Пейзаж – лишь повод для выражения лирического героя. «Закат», «дремота», «туман», «даль», «ночь», «луна» - ключевые слова, определяющие его настроение. Подобные ключевые образы можно встретить и у поэтов 19 века: Тютчева и Фета.
Слово учителя :
«А вот ещё один из поэтов-лириков 20 века – Сергей Александрович Есенин (годы жизни : 1895 – 1925). Родная русская природа – одна из постоянных тем есенинской лирики.
Ученик читает стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…»
Беседа по вопросам:
- Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?
- Каковы особенности образа лирического героя?
- Какие мотивы можно услышать в стихотворении?
Ведущий делает обобщение: «Русский поэт С.А. Есенин восхищается и умиляется созерцанием родной природы. Пейзаж будит воспоминания поэта о родине, о юности, стихотворение автобиографично.
Музыкальная страничка – прослушивание музыкального произведения на слова С.А Есенина «Клён ты мой опавший…»
Учитель: «Для творчества русской поэтессы А.А. Ахматовой (1889 – 1966) тема природы не была главной. Но она тоже не прошла мимо жанра пейзажной лирики.
Ученик читает стихотворение «Перед весной бывают дни такие…»
Беседа:
- Как построено это стихотворение?
- Какие приметы весны отмечает автор?
- Какую особенность имеют последние строки стихотворения?
Ведущий: «В этом стихотворении прекрасно передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека. Это стихотворение перекликается с пейзажной лирикой Фета и Тютчева.
Слово учителя: «Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971) из поколения детей Великой Отечественной войны. Он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете. Лирика Рубцова очень мелодичная, напевная.»
Ученик читает стихотворение «Звезда полей»
Беседа:
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Какие художественные приёмы помогают автору передать взволнованность и любовь к родной земле?
- Какое значение имеет название стихотворения?
Ведущий : «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережёт сон Родины.
…И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Образ звезды – традиционный для русской поэзии. Он встречается и в лирике Ф.И. Тютчева, и в лирике А.А. Фета.
Учитель: « Всё гармонично в природе. А человек – лишь часть природы, и мудрость его в том, чтобы ощущать себя одной из составляющих вселенской гармонии. Об этой гармонии с природой и писали замечательные русские поэты 19 века: Тютчев и Фет, а также поэты 20 века: Блок, Есенин, Ахматова, Рубцов».
Далее просмотр презентации, подготовленной учениками на тему: «Русские поэты и художники о родной природе».
Учитель благодарит всех ребят, участвующих в этой поэтической встрече и задаёт домашнее задание: выучить любое понравившееся стихотворение о природе и нарисовать иллюстрацию к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Путешествие по Мещерскому краю"
Увлекательное путешествие по Мещерскому краю. Вместе с автором ребята пройдут неприметными лесными тропами, полюбуются рассветом, увидят Черное озеро, погрузятся в очаровательный мир...
Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"
Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Конспект урока литературы по теме "Край ты мой, родимый край..."
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Есть презентация. С удовольствием поделюсь. Пишите...
Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...