"Край ты мой, родимый край..." Стихотворения о родной природе.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мищенко Елена Васильевна

Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край..." Стихотворения русских поэтов о родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_ty_moy_rodimyy_kray.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ Мокро-Гашунской СОШ №7:

  Мищенко Елена Васильевна

Тема: «Край ты мой, родимый край…»

Стихотворения о родной природе.

 6 класс. Урок литературы.

Задачи:

1.Зинтересовать детей темой родной природы в различных областях искусств (музыка, живопись, литература);

2.Познакомиться с поэтами, воспевающими русскую природу в своих произведениях;

3.Посредством анализа, выявить особенности пейзажной лирики русских поэтов;

4.Продолжить формирование  устной монологической речи.

Оборудование:

  1. Выставка книг;
  2. Выставка картин;
  3. Музыка Чайковский «Времена года»;
  4. Рифмы – карточки.

Можно заменить презентацией.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: традиционная.

Ход урока

Этапы

Содержание

1.Псих.настрой

Звучит шум грозы плавно переходящий в  музыку Чайковского П.И. «Времена года».

2.Вступительное слово учителя.

Ребята, сейчас вы прослушали отрывок из Чайковского П.И. «Времена года – так он  представлял себе осень – октябрь, вальс-листопад.

В музыке композиторы  часто использовали природные мотивы. Вальс, например,  напоминает кружение листьев в листопаде. Веселый перезвон колокольчиков – это весенняя капель. В музыке можно  встретить и трели соловья, и перестукивания дятла, и журчание ручейка, и шум леса.

Но не только в музыке использовались мотивы природы. Многие художники писали  пейзажи, изображая на них родные просторы. Взгляните не доску, здесь представлено несколько репродукций с картин великих русских  художников.

- А как вы думаете, есть  ли в литературе мотивы природы? А где они встречаются чаще? (В поэзии часто описывается природа) Верно!

 В стихах лучшие  поэты описывали прекрасную русскую природу. Это и Пушкин, и Фет, и Бунин, и Есенин, и Майков и многие-многие другие.

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности.

3.Целеполагание

И сегодня мы с вами должны познакомиться с некоторыми произведениями русских поэтов, посвященных родной природе.

Каждое время года у поэтов ассоциировались с разными понятиями, вот давайте  проследим эти ассоциации. И начнем, как начинается год – с зимы.

4.Анализ текстов

Откройте свои учебники на странице 196 там расположено стихотворение Ивана Бунина «Родина» (Выразительное чтение стихотворения учителем)

- Понравилось вам стихотворение? Какие чувства  вы испытываете, читая  Бунинские строки?

Стихотворение написано очень лаконично, рифма почти,  идеальная. Дело в том, что характерной чертой творчества Бунина было то, что он ставил перед собой, прежде всего эстетические задачи и лишь через них – в опосредованной форме – задачи нравственно-духовные.

Он считал, что стихотворение должно быть идеально и по форме и по содержанию.

- Здесь описано время года (Зима)

- Какими цветовыми эпитетами сопровождаются слов: «небо» (мертвенно-свинцовое)  «даль» (сумрачная), туман (молочно-синий). С чем связно нагнетание мрачных тонов в стихотворении?

Дело в том, что зима в народных представлениях ассоциировалась всегда с такими понятиями как мрак, тучи, смерть снега сравнились с белым саваном (покрывало для мертвых), покрывшим землю, в которой до весны замерла (умерла жизнь).

- В стихотворении присутствует как бы чувство безысходности.  А что смягчает это ощущение.

(Сравнение тумана с чьей-то кроткой печалью – введение живого человеческого начала).

- А как вы считаете, почему стихотворение названо «Родина».

(Речь идет о типичной русской  зимней картине: огромные просторы, леса, снега, деревеньки, разбросанные на большом расстоянии друг от друга).

Это стихотворение о зиме. А давайте теперь посмотрим, какова картина весны в стихотворениях. Афанасьев в своей статье «Древо  жизни» писал: «Весна на поэтическом языке есть утро года; подобно заре, выводящей ясное солнце из затворов ночи, она выводит его из-за туманов зимы». Весна – это пробуждение жизни. Давайте посмотрим, как представляет это время года В.А.Жуковский в стихотворении «Приход весны». Идеалом Василия Андреевича  было тихое уединение на лоне природы. Давайте посмотрим,  так ли это?

(чтение стихотворения учителем)

Итак, верно ли утверждение, что поэт уединен на лоне природы? Какие приметы прихода весны называет поэт? (3 строчки).

- А что такое олицетворение?

(особый вид метафоры, перенесение черт с живых одушевленных на неодушевленные предметы и явления)

- Приведите пример олицетворения  в тексте? Как вы думаете зачем автор применяет такой прием?  (автор хочет показать, что природ подобна человеку (или скорее человек подобен природе)  просыпается от зимы) 

- Объясните, что обозначает здесь слово «лепет»?

(Говорить неразборчиво, как маленький ребенок – слова олицетворение)

- Какое впечатление производит на вас – это стихотворение?

К сожалению, в учебнике не коснулись лет, но стихи существуют. Вот одно из них Ф.Тютчев:

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем под корнями

Дерев, поимых родником, -

Там, где обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины…

- Как вы думаете, почему для описания деревьев он использует глагол «бредят»

(деревья бредят от жары утомленные зноем)

 А теперь давайте обратимся к стихотворению  А.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

(чтение стихотворения учителем)

- Как вы думаете, какую картину из жизни природы рисует поэт?

- Как вы думаете, какому времени года присуща такая  картина? Почему?

- К чему призывает поэт?

(Увидеть красоту и не разрушить ее случайным,  равнодушным прикосновением)

- Какие глаголы характеризуют природу после грозы?

(Замолкнул, устала, светлеют,  засияла, дрожат, не топчи)

- Автор как бы от описания уставшей природы переходит к  призыву увидеть красоту и  не разрушить ее случайным равнодушием.

- А как вы думаете, чем обоснован такой призыв автора?

- Ребята многие поэты показывали свое внутреннее состояние через природу. Одним из таких поэтов является Алексей Константинович  Толстой.

Вообще вся ее лирика пронизана томлением, тоской по прекрасному и бесконечному,  что развита во всей природе. Он видит в природе не только красоту, но и нечто более высокое – это и вера и  любовь и др.

Обратимся к стихотворению «Благовест» (чтение  учителем и колокольный перезвон)

- Благовест – от слова «благо», т.е. «добрая», «хорошая», весть -  колокольный звон перед началом церковной службы.

- Описывает автор природу или другое явление?

- Какие мысли и  чувства волнуют лирического героя при воспоминаниях, навеянных звоном колоколов? (мысли о далеком детстве, когда душа была чиста, когда жизнь была полна чудесного. При звоне колоколов так же как при чтении молитвы возникает чудесное чувство освобождения от земных тягот очищения души)

- А что еще, по мнению автора, очищает душу так же как и благовест?

Молюсь и каюсь я

И плачу снова …

Каяться – это исповедоваться в грехах (откровенно  признаваться в чем-либо).

- А почему именно раскаяние  очищает душу?

Это один из способов освободиться от этого греха.

-  Как вы думаете, с любовью ли говорит поэт о своей природе?

- Что об этом свидетельствует?

Последнее четверостишие

Славя родную землю А.Толстой,  восхищается  ее просторами, силой могуществом. Эти черты поэзии А.Толстого  в наибольшей степени проявляются в стихотворении «Край ты мой, родимый край…»

(Чтение стихотворения учителем)

- Какое впечатление производит на вас это стихотворение.

Какие слова – образы в стихотворении ассоциируются со словами «воля» («простор»)

(Тучи, бег коней, поле, орлиные стаи, степь, ветер)

Подведение итогов

Итак, ребята мы с вами посмотрели несколько стихотворений о природе.

-Скажите, что именно  воспевают поэты в природе?

(Волю, красоту, простор,  раздолье, молодость, зрелость)

- А какими художественными приемами  пользуются авторы? Подтвердите  примерами

(олицетворение, эпитет, метафора, призыв)

Домашнее задание.

Рефлексия

Заключительное слово учителя

Наизусть одно из стихотворений. Русская поэзия необычайно богата общими размышлениями о жизни природы. Красот и уродство, живое и мертвое в природе, ее мудрость и безумие, зрелость и слепота, отзывчивость и  равнодушие, родственность  и враждебность цивилизации, покорность Божьему замыслу и разум бесовских стихий – все эти темы преломлялись у  разных поэтов России.

- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

- О чём бы вы рассказали своим родителям или друзьям?

 Закончить наш урок я бы хотела стихотворением И.С. Никитина:

В синем небе плывут

над полями 

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян.

Вот уже веет прохладной ночной;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

В темной чаще замолк соловей,

Прокатилась звезда в синеве;

Месяц светит сквозь сетку ветвей,

Зажигает росу на траве.

Дремлют розы. Прохлада плывет.

Кто-то свистнул… вот замер и свист.

Ухо слышит – едва упадет

Насекомым подточенный лист.

Как при месяце кроток и тих

У тебя милый очерк лица!

Эту ночь, полный грез золотых,

Я б продлил без конца, без конца.

Резервн.этап

Выставка книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"

Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...

"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....

Методическая разработка урока литературы по теме " Край ты мой, родимый край"

Урок литературы в 6 классе по творчеству русских поэтов 19-20 веков: Фета, Тютчева, Есенина и др....

Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе

Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...

Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....

"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...