Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Быть хорошим человеком – значит
не только не делать несправедливости,
но и не желать этого.
Демокрит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»
Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Цели:
- формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении;
- развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе;
- воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.
Оборудование: портрет А.Грина, карточки для групповой работы, презентация.
Ход урока
Эпиграф урока:
Быть хорошим человеком – значит
не только не делать несправедливости,
но и не желать этого.
Демокрит.
Ход урока:
- Орг. момент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.
- Знакомство с творчеством А. Грина.
Учитель (читает стихотворение В. Саянова):
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
1. Беседа:
- Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?
- А что вы знаете о жизни Грине? (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)
- О какой стране говорится в стихотворении? Как называется эта страна? (Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)
- Что вы знаете о Грин-ландии?
- Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником, мы с вами и отправимся на экскурсию в музей. А.Грина в Феодосии.
2. Заочная экскурсия по музею А. Грина.
- Что вы узнали о Грин-ландии?
- Почему же Грина поэт называет сказочником?
Вывод: Жизнь Грина была тяжела и драматична, а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.
Учитель | Ученик | |
C о з д а н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и | II.Создание проблемной ситуации. Составление кластера. - Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?
Постановка проблемного вопроса и темы урока.
Формулировка темы и целей урока
| Хороший человек Добрый Щедрый Бескорыстный Отзывчивый Дружелюбный Трудолюбивый Милосердный Храбрый Совершающий хорошие поступки Помогает людям Приносит пользу людям и обществу Плохой человек Злой Жадный Бессердечный Эгоистичный Корыстный Грехи Зло Совершающий плохие поступки Приносит вред людям и обществу - Очень понравилось. Ответы учащихся. - Род хороший, Кист плохой. Нет, Кист никого не убил и не бросил друга в беде. Но он неожиданно для себя представил Рода срывающимся в бездонную глубину. - Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим? - Нет, о человеке нельзя судить однозначно. Даже если он не совершал дурных поступков, а только пожелал зло другому человеку, то эта тайная мысль способна оказать влияние на него. - Наше тайное «Я». Разобраться, что влияет на наши поступки, понять, что в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое |
П О И С К Р Е Ш Е Н И я | III. Работа с текстом Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа. Герои рассказ и их взаимоотношения.
Групповая работа. 1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...». Чтение по ролям разговора Рода и Киста.
Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду. 2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке». Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.
Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый. 3. Беседа.
3 группа. Кульминация. «Подлая мысль». Выразительное чтение сцены прыжка.
Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло. 4. Беседа.
Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга 4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась». Выразительное чтение финала рассказа.
Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду. IV. После чтения. 1. Беседа.
|
Пересказ уч-ся - Нет, не нарушила. «Сердечное несчастье даже сблизило их…» - Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду. Астрономы все в определенной степени романтики и мечтатели, все тянутся к далеким, неведомым мирам, таких людей не так уж много, поэтому они сродни друг другу. - Чувство молодых людей, особенно Рода, слищком чисто и сильно, и они считают оскорблением для девушки то, что, не удержавшись, выставили свое чувство на посмешище, говорили о ней среди пьющих людей, осквернив таким образом чистоту того, что у них было в душе. Соломон – библейский мудрец и царь. - Центр всего мира для юной девушки - она сама. Все мужчины должны быть вокруг нее. Она не сомневается в своей власти над ними, недаром однажды зовет к себе Рода, как цыпленка: «цып-цып…». Кэт не понимает, как можно уйти от нее «далее четырех миль без желания вернуться через 24 часа». Такова мудрость 18-летней девушки – поэтому она Соломон 18-летний, т.е. юный, наивный, неопытный, «в юбке». Очевидно, Грин слегка посмеивается над девичьей мудростью. - Постепенно Кэт понимает, что мужчина устроен иначе, он идет к своей цели, непонятной ей. Ее досода перешла в ожидание. Сначала ей хочется, чтобы вернулся веселый Кист, а затем- более основательный и добрый Род. Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил. Экстремальная ситуация проверяет людей. -Горячий, нервный Кист, не способный выносить ожидания, и молчаливый, медлительный Род. - Род всем своим существом желал Кисту удачи: он «сделал внутреннее усилие, как бы помогая прыгнувшему». Из глубины подсознания Киста выплыла мысль о том, что ему была бы выгодна гибель Рода: это ему открывало дорогу к Кэт. Таким образом, Грин утверждает, что даже наши тайные помыслы способны оказать влияние на других людей. Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло. - Он пожелал зла Роду. Род понимал, что им не спастись: Кист под его тяжестью тоже упадет в пропасть. Род был чужд ужасной эгоистической мысли погубить собственного товарища, чтобы тому не досталась любимая обоими девушка. Вероятно, Кист достиг все-таки «золотоносного отрога Солнечных Гор», теперь он явился к Кэт «прилично одетым человеком», но, видимо, для Кэт это было неважно. Она хоть и сохраняла независимый вид, но ждала все-таки Рода. - Мысль Киста о выборе Кэт объяснялась тем, что Кист, отдавая должное погибшему товарищу, понимал, что Род духовно выше, лучше его. Он не смог скрыть от Кэт правду, хотя она ничего не узнала бы, а ему эта правда далась нелегко: недаром он, покашливая, отводил глаза. Теперь его совесть чиста. - Четырнадцать футов не просто изменили жизнь двух друзей, четырнадцать футов стали настоящим испытанием для двух человеческих сердец, и в особенности - для Киста, который выжил. Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт. - Наглядным образом Александр Грин раскрывает сложность и противоречивость человеческой натуры, человек не может быть однозначно хорошим или плохим: в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Он может совершать разные поступки: и прекрасные, и чудовищные, Поэтому невозможно судить о человеке однозначно. |
- Обратимся к эпиграфу.
- Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?
- Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?
- Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом? (Нет, не согласился, т.к. автор верил, что герой изменился, ведь он все рассказал Кэт).
- Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком?
Вероломный - коварный, действующий путем обмана, измены. Нет, нельзя, т.к. Кист только на минуту поддался злобной мысли. Теперь он жизнью готов заплатить, лишь бы вытащить Рода из пропасти.
V. Итоги урока.
- Над чем заставил задуматься рассказ?
- Ваши впечатления от урока?
- Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?
VI. Рефлексия. Продолжите предложения
- Я сделал(а) следующие открытия…
- Первое, что я хочу сказать…
- За время урока…
- Мне больше всего запомнилось…
VII. Домашнее задание: написать мини-сочинение
1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?
2. Виновен ли Кист в смерти Рода?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)
Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии критического мышления и технологии правильного типа читательской деятельности...
Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100". Тема: "История басни"
Урок содержит элемент сравнительной характеристики басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. К разработке прилагаются памятка и карточка с текстами басен....
Диагностика сформированности УУД по русскому языку (1 четверть) (5 класс, программа «Школа 2100»)
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания курса русского языка за первую четверть 5 класса, выявления элементов содержания, вызывающи...
Викторина по литературе для 7 класса (программа "Школа 2100")
Викторина по литературе для 7 класса по программе "Школа - 2100"...
Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.
Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...
Урок литературы в 6 классе. Тема: Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личност...
"Что нужно для счастья" Открытый урок в 4 классе по программе "Школа 2100".Тема "Музыка Норвегии".
Знакомство с творчеством Эдварда Грига.Сюита "Пер Гюнт"....