Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему:
    Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

    Савеленко Татьяна Ивановна

    Быть хорошим человеком – значит

    не только не делать несправедливости,

    но и не желать этого.

    Демокрит.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc103 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»

    Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов». 

           Цели:

    • формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении;
    • развивать у школьников умение  сравнивать, обобщать, делать выводы,   работать в группе;
    • воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.

    Оборудование:  портрет А.Грина, карточки для групповой работы,  презентация.

       Ход урока

    Эпиграф урока:

    Быть хорошим человеком – значит

    не только не делать несправедливости,

    но и не желать этого.

    Демокрит.

    Ход урока:

    1. Орг. момент.

    Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.

    1. Знакомство с творчеством А. Грина.

    Учитель (читает стихотворение В. Саянова):

    Он жил среди нас, этот сказочник странный,
    Создавший страну, где на берег туманный
    С прославленных бригов бегут на заре
    Высокие люди с улыбкой обманной,
    С глазами, как отзвук морей в январе,
    С великою злобой, с великой любовью,
    С солёной, как море, бунтующей кровью,
    С извечной, как солнце, мечтой о добре.

    1. Беседа:

    •  Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?   
    • А что вы знаете о жизни Грине?   (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)
    • О какой стране говорится в стихотворении?  Как называется эта страна? (Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)
    • Что вы знаете о Грин-ландии?
    • Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником,  мы с вами и отправимся на экскурсию в музей. А.Грина в Феодосии.

    2.  Заочная экскурсия по музею А. Грина.

    • Что вы узнали о Грин-ландии?
    • Почему же Грина поэт называет сказочником?

    Вывод:  Жизнь Грина была тяжела и драматична, а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры,  тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.

    Учитель

    Ученик

    C

    о

    з

    д

    а

    н

    и

    е

    п

    р

    о

    б

    л

    е

    м

    н

    о

    й

    с

    и

    т

    у

    а

    ц

    и

    и

    II.Создание проблемной ситуации.

    Составление кластера.

    - Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?

    • Как вы понимаете  «хороший человек», «плохой человек»?

      Постановка проблемного вопроса и  темы урока.

    •  Вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов». Вам понравилось произведение?
    • Что понравилось?
    • Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои?
    • А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? А разве Кист совершил плохой поступок: он убил кого-то  или не пришел на помощь другу в трудную минуту?
    • Что вас удивило?

    • И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто  в глубине души человека, оказывать   влияние на его поведение и чувства.

    Формулировка темы и целей урока

    • Сформулируйте тему и цели нашего урока.

    Хороший человек

    Добрый

    Щедрый

    Бескорыстный

    Отзывчивый

    Дружелюбный

    Трудолюбивый

    Милосердный

    Храбрый

    Совершающий хорошие поступки

    Помогает людям

    Приносит пользу людям и обществу

    Плохой человек

    Злой

    Жадный

    Бессердечный

    Эгоистичный

    Корыстный

    Грехи

    Зло

    Совершающий плохие поступки

    Приносит вред людям и обществу

    - Очень понравилось.

    Ответы учащихся.

    - Род хороший, Кист плохой. Нет, Кист никого не убил и не бросил друга в беде.  Но он неожиданно для себя представил Рода срывающимся в бездонную глубину.

    - Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?

    - Нет, о человеке нельзя судить однозначно. Даже если он не совершал дурных поступков, а только пожелал зло другому человеку, то эта тайная мысль способна оказать влияние на  него.

    - Наше тайное «Я».

    Разобраться, что влияет на наши поступки,  понять, что  в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое

    П

    О

    И

    С

    К

    Р

    Е

    Ш

    Е

    Н

    И

    я

    III. Работа с текстом

    Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа.

    Герои рассказ и их взаимоотношения.

    • Герои рассказа нам уже известны, а какие  события описывает Грин в рассказе?
    • Пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист.

    Групповая работа.

    1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...».

    Чтение по ролям разговора Рода и Киста.

    • Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними?
    • Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смотрели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы».

    • Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в трактире за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает?  

    Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

    2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке».

    Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.

    • Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки?
    • Что есть для нее центр вселенной?
    • Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»?

    • Как постепенно изменяются чувства Кэт?

    Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся.  Кист – веселый,  Род - основательный и добрый.

    3.         Беседа.

    • Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация.
    • Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию?
    • Какова роль экстремальной ситуации в произведении?

      3 группа. Кульминация. «Подлая мысль».

    Выразительное чтение сцены прыжка.

    • Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка?
    • Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту?
    • Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека?  

    Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

    4.  Беседа.

    • Почему мы считаем Киста плохим человеком?
    • Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Киста?  

    Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

    4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась».

    Выразительное чтение финала рассказа.

    • Объясните смысл финала рассказа. Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»?
    • Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?
    • Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»?

    Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.

     IV. После чтения.

    1. Беседа.

    • Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»?

    • К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина?

     

    Пересказ уч-ся

    - Нет, не нарушила. «Сердечное несчастье даже сблизило их…»

    - Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду. Астрономы все в определенной степени романтики и мечтатели, все тянутся к далеким, неведомым мирам, таких людей не так уж много, поэтому они сродни друг другу.

    - Чувство молодых людей, особенно Рода, слищком чисто и сильно, и они считают оскорблением для девушки то, что, не удержавшись, выставили свое чувство на посмешище, говорили о ней среди пьющих людей, осквернив таким образом чистоту того, что у них было в душе.

    Соломон – библейский мудрец и царь. 

    - Центр всего мира для юной девушки - она сама. Все мужчины должны быть вокруг нее. Она не сомневается в своей власти над ними, недаром однажды зовет к себе Рода, как цыпленка: «цып-цып…». Кэт не понимает, как можно уйти от нее «далее четырех миль без желания вернуться через 24 часа». Такова мудрость 18-летней девушки – поэтому она Соломон 18-летний, т.е. юный, наивный, неопытный, «в юбке». Очевидно, Грин слегка посмеивается над девичьей мудростью.

    - Постепенно Кэт понимает, что мужчина устроен иначе, он идет к своей цели, непонятной ей. Ее досода перешла в ожидание. Сначала ей хочется, чтобы вернулся веселый Кист, а затем- более основательный и добрый Род.

    Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил.

    Экстремальная ситуация проверяет людей.

    -Горячий, нервный Кист, не способный выносить ожидания, и молчаливый, медлительный Род.

    - Род всем своим существом желал Кисту удачи: он «сделал внутреннее усилие, как бы помогая прыгнувшему».

    Из глубины подсознания Киста выплыла мысль о том, что ему была бы выгодна гибель Рода: это ему открывало дорогу к Кэт. Таким образом, Грин утверждает, что даже наши тайные помыслы способны оказать влияние на других людей.  Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

    - Он пожелал зла Роду.

    Род понимал, что им не спастись: Кист под его тяжестью тоже упадет в пропасть. Род был чужд ужасной эгоистической мысли погубить собственного товарища, чтобы тому не досталась любимая обоими девушка.

    Вероятно, Кист достиг все-таки «золотоносного отрога Солнечных Гор», теперь он явился к Кэт «прилично одетым человеком», но, видимо, для Кэт это было неважно. Она хоть и сохраняла независимый вид, но ждала все-таки Рода.

    - Мысль Киста о выборе Кэт объяснялась тем, что Кист, отдавая должное погибшему товарищу, понимал, что Род духовно выше, лучше его. Он не смог скрыть от Кэт  правду, хотя она ничего не узнала бы, а ему эта правда далась нелегко: недаром он, покашливая, отводил глаза. Теперь его совесть чиста.

    - Четырнадцать футов не просто изменили жизнь двух друзей, четырнадцать футов стали настоящим испытанием для двух человеческих сердец, и в особенности - для Киста, который выжил.   Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.

    - Наглядным образом Александр Грин раскрывает сложность и противоречивость человеческой натуры, человек не может быть однозначно хорошим или плохим: в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Он может совершать разные поступки: и прекрасные, и чудовищные, Поэтому невозможно судить о человеке однозначно.  

    - Обратимся к эпиграфу.

    • Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?
    • Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?
    • Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом? (Нет, не согласился, т.к. автор верил, что герой изменился, ведь он все рассказал Кэт).

    • Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком?

     Вероломный -  коварный, действующий путем обмана, измены. Нет, нельзя, т.к. Кист только на минуту поддался злобной мысли. Теперь он жизнью готов заплатить, лишь бы вытащить Рода из пропасти.

    V. Итоги урока. 

    • Над чем заставил задуматься рассказ?
    • Ваши впечатления от урока?
    • Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?

    VI. Рефлексия. Продолжите предложения

    • Я сделал(а) следующие открытия…
    • Первое, что я хочу сказать…
    • За время урока…
    • Мне больше всего запомнилось…

    VII. Домашнее задание: написать мини-сочинение

    1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

    2. Виновен ли Кист в смерти Рода?  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"

    Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"Программа В.Я.КоровинойТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмо...

    Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

    Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

    Урок литературы в 7 классе "Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С.Тургенева "Бирюк".

    Урок литературы  в 7 классе  с использованием технологии развития критического мышления через чтение....

    Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»

    Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей  с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»...

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

    Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...