Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Савеленко Татьяна Ивановна

Быть хорошим человеком – значит

не только не делать несправедливости,

но и не желать этого.

Демокрит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100»

Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов». 

       Цели:

  • формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении;
  • развивать у школьников умение  сравнивать, обобщать, делать выводы,   работать в группе;
  • воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.

Оборудование:  портрет А.Грина, карточки для групповой работы,  презентация.

   Ход урока

Эпиграф урока:

Быть хорошим человеком – значит

не только не делать несправедливости,

но и не желать этого.

Демокрит.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.

  1. Знакомство с творчеством А. Грина.

Учитель (читает стихотворение В. Саянова):

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

1. Беседа:

  •  Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?   
  • А что вы знаете о жизни Грине?   (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)
  • О какой стране говорится в стихотворении?  Как называется эта страна? (Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)
  • Что вы знаете о Грин-ландии?
  • Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником,  мы с вами и отправимся на экскурсию в музей. А.Грина в Феодосии.

2.  Заочная экскурсия по музею А. Грина.

  • Что вы узнали о Грин-ландии?
  • Почему же Грина поэт называет сказочником?

Вывод:  Жизнь Грина была тяжела и драматична, а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры,  тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.

Учитель

Ученик

C

о

з

д

а

н

и

е

п

р

о

б

л

е

м

н

о

й

с

и

т

у

а

ц

и

и

II.Создание проблемной ситуации.

Составление кластера.

- Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?

  • Как вы понимаете  «хороший человек», «плохой человек»?

  Постановка проблемного вопроса и  темы урока.

  •  Вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов». Вам понравилось произведение?
  • Что понравилось?
  • Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои?
  • А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? А разве Кист совершил плохой поступок: он убил кого-то  или не пришел на помощь другу в трудную минуту?
  • Что вас удивило?

  • И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто  в глубине души человека, оказывать   влияние на его поведение и чувства.

Формулировка темы и целей урока

  • Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Хороший человек

Добрый

Щедрый

Бескорыстный

Отзывчивый

Дружелюбный

Трудолюбивый

Милосердный

Храбрый

Совершающий хорошие поступки

Помогает людям

Приносит пользу людям и обществу

Плохой человек

Злой

Жадный

Бессердечный

Эгоистичный

Корыстный

Грехи

Зло

Совершающий плохие поступки

Приносит вред людям и обществу

- Очень понравилось.

Ответы учащихся.

- Род хороший, Кист плохой. Нет, Кист никого не убил и не бросил друга в беде.  Но он неожиданно для себя представил Рода срывающимся в бездонную глубину.

- Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?

- Нет, о человеке нельзя судить однозначно. Даже если он не совершал дурных поступков, а только пожелал зло другому человеку, то эта тайная мысль способна оказать влияние на  него.

- Наше тайное «Я».

Разобраться, что влияет на наши поступки,  понять, что  в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое

П

О

И

С

К

Р

Е

Ш

Е

Н

И

я

III. Работа с текстом

Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа.

Герои рассказ и их взаимоотношения.

  • Герои рассказа нам уже известны, а какие  события описывает Грин в рассказе?
  • Пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист.

Групповая работа.

1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...».

Чтение по ролям разговора Рода и Киста.

  • Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними?
  • Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смотрели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы».

  • Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в трактире за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает?  

Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке».

Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.

  • Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки?
  • Что есть для нее центр вселенной?
  • Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»?

  • Как постепенно изменяются чувства Кэт?

Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся.  Кист – веселый,  Род - основательный и добрый.

3.         Беседа.

  • Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация.
  • Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию?
  • Какова роль экстремальной ситуации в произведении?

  3 группа. Кульминация. «Подлая мысль».

Выразительное чтение сцены прыжка.

  • Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка?
  • Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту?
  • Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека?  

Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

4.  Беседа.

  • Почему мы считаем Киста плохим человеком?
  • Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Киста?  

Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась».

Выразительное чтение финала рассказа.

  • Объясните смысл финала рассказа. Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»?
  • Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?
  • Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»?

Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.

 IV. После чтения.

1. Беседа.

  • Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»?

  • К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина?

 

Пересказ уч-ся

- Нет, не нарушила. «Сердечное несчастье даже сблизило их…»

- Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду. Астрономы все в определенной степени романтики и мечтатели, все тянутся к далеким, неведомым мирам, таких людей не так уж много, поэтому они сродни друг другу.

- Чувство молодых людей, особенно Рода, слищком чисто и сильно, и они считают оскорблением для девушки то, что, не удержавшись, выставили свое чувство на посмешище, говорили о ней среди пьющих людей, осквернив таким образом чистоту того, что у них было в душе.

Соломон – библейский мудрец и царь. 

- Центр всего мира для юной девушки - она сама. Все мужчины должны быть вокруг нее. Она не сомневается в своей власти над ними, недаром однажды зовет к себе Рода, как цыпленка: «цып-цып…». Кэт не понимает, как можно уйти от нее «далее четырех миль без желания вернуться через 24 часа». Такова мудрость 18-летней девушки – поэтому она Соломон 18-летний, т.е. юный, наивный, неопытный, «в юбке». Очевидно, Грин слегка посмеивается над девичьей мудростью.

- Постепенно Кэт понимает, что мужчина устроен иначе, он идет к своей цели, непонятной ей. Ее досода перешла в ожидание. Сначала ей хочется, чтобы вернулся веселый Кист, а затем- более основательный и добрый Род.

Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация проверяет людей.

-Горячий, нервный Кист, не способный выносить ожидания, и молчаливый, медлительный Род.

- Род всем своим существом желал Кисту удачи: он «сделал внутреннее усилие, как бы помогая прыгнувшему».

Из глубины подсознания Киста выплыла мысль о том, что ему была бы выгодна гибель Рода: это ему открывало дорогу к Кэт. Таким образом, Грин утверждает, что даже наши тайные помыслы способны оказать влияние на других людей.  Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

- Он пожелал зла Роду.

Род понимал, что им не спастись: Кист под его тяжестью тоже упадет в пропасть. Род был чужд ужасной эгоистической мысли погубить собственного товарища, чтобы тому не досталась любимая обоими девушка.

Вероятно, Кист достиг все-таки «золотоносного отрога Солнечных Гор», теперь он явился к Кэт «прилично одетым человеком», но, видимо, для Кэт это было неважно. Она хоть и сохраняла независимый вид, но ждала все-таки Рода.

- Мысль Киста о выборе Кэт объяснялась тем, что Кист, отдавая должное погибшему товарищу, понимал, что Род духовно выше, лучше его. Он не смог скрыть от Кэт  правду, хотя она ничего не узнала бы, а ему эта правда далась нелегко: недаром он, покашливая, отводил глаза. Теперь его совесть чиста.

- Четырнадцать футов не просто изменили жизнь двух друзей, четырнадцать футов стали настоящим испытанием для двух человеческих сердец, и в особенности - для Киста, который выжил.   Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.

- Наглядным образом Александр Грин раскрывает сложность и противоречивость человеческой натуры, человек не может быть однозначно хорошим или плохим: в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Он может совершать разные поступки: и прекрасные, и чудовищные, Поэтому невозможно судить о человеке однозначно.  

- Обратимся к эпиграфу.

  • Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?
  • Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?
  • Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом? (Нет, не согласился, т.к. автор верил, что герой изменился, ведь он все рассказал Кэт).

  • Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком?

 Вероломный -  коварный, действующий путем обмана, измены. Нет, нельзя, т.к. Кист только на минуту поддался злобной мысли. Теперь он жизнью готов заплатить, лишь бы вытащить Рода из пропасти.

V. Итоги урока. 

  • Над чем заставил задуматься рассказ?
  • Ваши впечатления от урока?
  • Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?

VI. Рефлексия. Продолжите предложения

  • Я сделал(а) следующие открытия…
  • Первое, что я хочу сказать…
  • За время урока…
  • Мне больше всего запомнилось…

VII. Домашнее задание: написать мини-сочинение

1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

2. Виновен ли Кист в смерти Рода?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии критического мышления и технологии правильного типа читательской деятельности...

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100". Тема: "История басни"

Урок содержит элемент сравнительной характеристики басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. К разработке прилагаются памятка и карточка с текстами басен....

Диагностика сформированности УУД по русскому языку (1 четверть) (5 класс, программа «Школа 2100»)

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися  предметного содержания курса русского языка за первую четверть 5 класса, выявления элементов содержания, вызывающи...

Викторина по литературе для 7 класса (программа "Школа 2100")

Викторина по литературе для 7 класса по программе "Школа - 2100"...

Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.

Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личност...