Урок литературы в 6 классе. Тема: Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Литовченко Татьяна Михайловна

Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личность свободную, духовно-нравственную

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

Урок литературы в 6 классе.

Тема     «Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личность свободную, духовно-нравственную.

Оборудование: портрет А.Грина, карточки для групповой работы, презентация.

План урока:

Вступление.

Заочная экскурсия по музею А. Грина.

Создание проблемной ситуации.

Поиск решения.

Работа с текстом.

После чтения.

Творческое задание.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Эпиграф урока:

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого. Демокрит.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас непростой урок. Непростой он потому, что в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов», о котором пойдет речь на уроке, поднимаются сложные вопросы о добре и зле, о жизни и смерти, об ответственности за свои поступки. Попробуем найти на них ответы на нашем уроке. А начать урок я хочу со стихотворения, прослушайте его и скажите, кому оно посвящено.

II. Знакомство с творчеством А. Грина.

Учитель (читает стихотворение В. Саянова):

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Беседа:

- Знаете ли вы, о ком идет речь в стихотворении?

- А что вы знаете о жизни Грине? (Дети рассказывают о трудной жизни Грина)

- О какой стране говорится в стихотворении?

- Как называется эта страна? (Грин-ландия – так называется эта загадочная страна.)

- Что вы знаете о Грин-ландии?

- Чтобы узнать, что же это за страна – Грин-ландия, чтобы понять, почему Грина называют сказочником, мы с вами и отправимся на экскурсию в музей А.Грина в Феодосии.

2. Индивидуальное задание. (с презентацией).

- Что вы узнали о Грин-ландии?

- Почему же Грина поэт называет сказочником?

Вывод: Жизнь Грина была тяжела и драматична, а в своем творчестве он уводит читателя в оригинальный мир моря и солнца, любви и веры, тревожит, заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.

II. Создание проблемной ситуации. 

1. Составление кластера.

- Скажите, Александр Грин был хорошим человеком?

Хороший человек        

Добрый

Щедрый

Бескорыстный

Отзывчивый

Дружелюбный

Трудолюбивый

Милосердный

Храбрый

Совершающий хорошие поступки

Помогает людям

Приносит пользу людям и обществу

Плохой человек

 Злой

Жадный

Бессердечный

Эгоистичный

Корыстный

Грехи

Зло

Совершающий плохие поступки

Приносит вред людям и обществу

Постановка проблемного вопроса и темы урока.

· А вы прочитали рассказ А.Грина «Четырнадцать футов»?

· Понравилось?

· Что понравилось?

· Какие чувства вызвал у вас рассказ, его герои?

· А кого из героев рассказа можно назвать хорошим, а кого плохим человеком? (Род – хороший, Кист – плохой).

· А разве Кист совершил плохой поступок, или он убил кого-то, или не пришел на помощь другу в трудную минуту?

· Что вас удивило? (Почему человек, не совершивший ничего дурного в жизни, не вызывает у нас уважения, и мы называем его плохим?).

У.: И я бы еще добавила, можно ли о человеке судить однозначно и может ли то тайное, что скрыто в глубине души человека, оказывать влияние на его поведение и чувства.

У.: Тема урока: Наше тайное «Я». Сформулируйте цель. (Разобраться, что влияет на наши поступки, понять, что в человеке может быть и прекрасное, и чудовищное, и дурное, и хорошее, и высокое, и низкое).

II. Поиск решения.

Работа с текстом.

Перед нами поставлен вопрос, но прежде, чем искать на него ответ в тексте, давайте познакомимся с героями рассказа.

1. Герои рассказ и их взаимоотношения. Схема. Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание. (Вторая колонка заполняется по мере ответов групп).

Рассказ. План         Выводы

«Когда гостиница исчезла за поворотом...».         Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

«Восемнадцатилетний Соломон в юбке».        Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.

Заблудились.        Экстремальная ситуация.

«Подлая мысль».        1. Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

2. Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга

«Если ты сделала выбор, то не ошиблась».        Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.

         1. Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему.

2. Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно

Работу мы построим по плану рассказа, пойдем вслед за автором и попробуем ответить на наш вопрос, хороший или плохой человек Кист.

3. Групповая работа.

1 группа. «Когда гостиница исчезла за поворотом...».

Чтение по ролям разговора Рода и Киста.

Нарушила ли их влюбленность в нее дружбу между ними?

Объясните фразу Грина: «... оба они, мысленно, смотрели на Кэт в телескоп, а никто так не сроден друг другу, как астрономы».

Почему Род считал, что они оскорбили Кэт, произнеся ее имя в трактире за стойкой, хотя сама Кэт никогда об этом не узнает?

Вывод: Кэт была для них как далекая, недостижимая, прекрасная звезда, и они «смотрели на Кэт в телескоп», как на звезду.

2 группа. «Восемнадцатилетний Соломон в юбке».

Выразительное чтение 1 абзаца 2 главы.

Каким представляется Грину внутренний мир восемнадцатилетней девушки?

Что есть для нее центр вселенной?

Почему Грин называет Кэт «восемнадцатилетним Соломоном в юбке»?

Как постепенно изменяются чувства Кэт?

Соломон – библейский мудрец и царь.

Вывод: Центр всего мира для юной девушки - она сама. Ей оба нравятся. Кист – веселый, Род - основательный и добрый.

3. Беседа.

Прежде, чем предоставить слово 3 группе, давайте вспомним, что такое экстремальная ситуация.

Кто из известных вам героев попадал в экстремальную ситуацию?

Какова роль экстремальной ситуации в произведении? (Экстремальная ситуация проверяет людей)

Экстремальная ситуация – ситуация крайне напряженная, опасная, требующая от человека наивысшего подъема душевных и физических сил.

3 группа. Кульминация. «Подлая мысль».

Выразительное чтение сцены прыжка.

Как проявился характер обоих друзей в момент прыжка?

Каким образом проявляется внутренняя сущность Рода и Киста в эту критическую минуту?

Оказывает ли наше тайное, подсознательное душевное движение влияние на другого человека?

Вывод: Злая, жестокая мысль, даже не перешедшая в действие, может принести зло.

4. Беседа.

- Почему мы считаем Киста плохим человеком?

- Обратимся к эпиграфу.

 - Как вы понимаете слова, сказанные древним философом Геродотом?

- Можно ли эпиграф нашего урока сделать эпиграфом рассказа «Четырнадцать футов»?

- Да, ребята, мы ответили, почему Кист плохой, но подумайте, согласился бы Грин, с нашим выводом?

- Можно ли все же назвать Киста злым, вероломным человеком? Вероломный - коварный, действующий путем обмана, измены.

- Объясните поступок Рода. Зачем он вонзил нож в руку Киста?

Вывод: Готов жизнью заплатить, лишь бы спасти друга.

4 группа. Развязка. «Если ты сделала выбор, то не ошиблась».

Выразительное чтение финала рассказа.

Объясните смысл финала рассказа.

Почему Грин подчеркивает, что Кист был прилично одет, что Кэт выбежала «с независимым видом, но с вытянутым и напряженным лицом»?

Как надо понимать мысль Киста: «Если ты сделала выбор, то не ошиблась»?

Зачем «Кист кашлянул, посмотрел в сторону и рассказал все»?

Вывод: Добиться согласия Кэт обманом Кист не желает: это было бы предательством по отношению к Роду.

IV. После чтения.

1. Беседа.

· Почему рассказ называется «Четырнадцать футов»? (Это небольшое расстояние проверило, испытало человека. При этом Грин говорит: проходя через испытания, через ошибки, человек может очиститься, измениться к лучшему. Кист в конце рассказа - уже иной человек. Он стал чище душой, сильнее, серьезнее. Возможно, теперь он будет достоин любви Кэт.)

· К какому выводу приводит нас рассказ А. Грина? (Человек может совершать и прекрасные, и чудовищные поступки, в нем соединяется и высокое, и мелкое, ничтожное; и дурное, и хорошее. Поэтому невозможно судить о человеке однозначно. Эта же проблема поднимается в рассказе О.Генри «Последний лист», который вы прочитаете к следующему уроку.)

2. Творческая работа.

Следующее задание – творческое. Я предлагаю вам изложить свою точку зрения на проблему в виде мини-сочинения.

Мини-сочинение:

1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

2. Виновен ли Кист в смерти Рода?

V. Итоги урока.

Над чем заставил задуматься рассказ? Ваши впечатления от урока? Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке?

VI. Домашнее задание.

- Мини-сочинение (закончить работу)

1. Какого человека мы называем хорошим (плохим)?

2. Виновен ли Кист в смерти Рода?

- Прочитать рассказ О.Генри «Последний лист»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина.

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти»....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.Демокрит....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...