за семью печатями
материал по литературе на тему

литературная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za7pechat.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – Первомайская СОШ

Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Монако Н.А.

2008 г.


Каждый год в нашей школе проходит декада литературы. Традиционными в ее рамках стали литературные чтения, конкурсы чтецов и разнообразные литературные игры. Одна из них посвящена А.П.Чехову.

 «За семью печатями»

 

—  Добрый день, уважаемые игроки, болельщики и гости! Начинаем литературную игру. Задача игроков угадать имя известного человека, знать факты его жизни и творчества, которые скрыты «за семью печатями». Сначала игроки расскажут о себе, чем они любят заниматься, как готовились к игре, что читали, у кого консультировались.

Представление игроков

—  Начинаем нашу игру. Перед каждым участником лежит незаполненный бюллетень, в который нужно вписать ответы на вопросы викторины. Уважаемое жюри будет оценивать ответы игроков, ставить за правильный ответ печать. Тот, у кого к концу игры будет больше печатей, выигрывает. Если участники игры не смогут правильно ответить на вопрос, им помогут болельщики. За правильный ответ своего болельщика игрок также имеет право получить печать. Итак, мы начинаем!

Таганрог. Гравюра 1870-х гг.   (Приложение №1)

— Наш герой родился в середине XIX века в старинном русском провинциальном городе. Его родители были из семей крепостных крестьян, выкупившихся и начавших свое дело. Отец нашего героя держал  в городе бакалейную лавку, в которой частенько приходилось работать его сыновьям. Отец воспитывал детей по-старинному: с наказаниями, поркой. Беспрекословное послушание, считал он, идет им только на пользу. Впоследствии наш герой не мог простить отцу именно телесных наказаний, хотя был благодарен родителям за образование, которое они сумели дать своим детям (все братья и сестра учились в гимназии). Будучи уже известным человеком, он открывает в родном городе публичную библиотеку и сам приобретает для нее книги. Он находит благотворительные средства на памятник Петру I. заказывает памятник у известного скульптора, а затем дарит своему родному южному городу у Азовского моря. Ведь именно здесь юный царь когда-то одерживал свои первые военные победы и строил первый настоящий, а не потешный флот.

—  Итак, вопрос первый.

 Назовите героя и город, где он родился, и дату его рождения.

Жюри проверяет ответы игроков

—   Именно в городе Таганроге прошло детство Чехова. Здесь он учился в гимназии. Увлекался театром. Здесь же ему пришлось начать самостоятельную жизнь. Дело в том. что отец его решил построить дом. взял кредит, но расплатиться с кредиторами оказался не в состоянии. Поэтому он вслед за старшими сыновьями переезжает в Москву, спасаясь от долговой тюрьмы. Вскоре в Москву перебирается вся семья, и только Антон Павлович остается в Таганроге, чтобы окончить гимназию. Он живет в бывшем родном доме квартирантом, зарабатывая себе на жизнь репетиторством (уроками). После окончания гимназии также приезжает в Москву и поступает в Московский университет.

Вопрос второй. 

На какое отделение поступил будущий писатель, если его преподавателями в университете были К.А.Тимирязев, Г.А.Захарьин, Н.Ф.Филатов, А.А. Остроумов и Н.В. Склифосовский, именем которого назван известный в Москве НИИ скорой помощи?

— Да. диплом об окончании медицинского факультета Чехов получил в 1884 году. И стал практикующим врачом. Но уже в годы учебы в университете он становится довольно известным писателем, имя которого часто скрывается под псевдонимами: Человек без селезенки, Брат моего брата, Балдастов и другими. Он печатает свои юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Осколки», «Будильник». Именно в этот период жизни каждое лето всей семьей они снимают дачу на Истре под Москвой. Это имение помещиков Киселевых — Бабкино. Жизнь в Бабкине проходит весело, шумно, много гуляют, читают, по вечерам хозяева, дачники и гости собираются вместе, и тогда шуткам, остротам и всевозможным выдумкам нет конца. В это время флигелек под дачу снимает в Бабкине и известный русский художник-пейзажист, ставший другом нашего писателя.

— Вопрос третий.

 Назовите фамилию этого художника, автора знаменитых полотен.

—  Вы правы. Это Исаак Левитан, автор картины «Золотая осень» и множества других пейзажей, этюды для которых он часто писал именно на Истре в окрестностях Бабкино.

— На исходе 1880-х годов Чехов испытал неудовлетворенность собственными «малыми делами» — медицинской практикой, строительством школ и библиотек. Он принимает предложение участвовать в переписи населения и отправляется на самый край русской земли, где жили каторжане. В 1890 году он через Казань, Пермь, Тюмень и Томск в течение трех месяцев на лошадях добирается до места назначения. Здесь он объездил весь остров, провел поголовную перепись всех жителей, вскрыл злоупотребления тюремной и каторжной администрации. Вернулся в Москву Чехов морским путем через Сингапур, Цейлон, Аравийское море.

— Вопрос четвертый.

Назовите место, где Чехов провел перепись населения.

—  Это действительно остров Сахалин, остров-тюрьма. Вернувшись домой, Чехов покупает небольшое имение под Москвой — Мелихово. В Мелихово часто приезжали гости, друзья. Ходили гулять, читали стихи, устраивали концерты. Очень часто в доме писателя звучала музыка известного русского композитора, с братом которого — Модестом Ильичом — наш герой приятельствовал. Да и сам композитор был большим поклонником творчества нашего героя. Этому композитору Чехов посвятил сборник рассказов «Хмурые люди».

—  Вопрос пятый.

Послушайте произведение этого композитора и назовите автора.

—  Вы правы. Это «Осенняя песня» Петра Ильича Чайковского, композитора, близкого по духу Антону Павловичу.

—  Чехов писал не только рассказы, но и пьесы. История одной из них такова. Пьеса «Чайка» была поставлена в Александрийском театре в Петербурге и... не нашла признания у публики. Тогда к драматургу обратились два начинающих режиссера с просьбой разрешить поставить пьесу в Москве, в созданном ими театре. Это были К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Пьеса имела такой успех, что образ чайки (именно так называлась пьеса) стал эмблемой театра. И до сих пор на занавесе театра, на его афишах, билетах мы видим силуэт чайки.

— Вопросы шестой и седьмой.

Назовите театр, о котором я веду речь.

Да, это Московский Художественный театр. Именно этот театр поставил все последующие пьесы Чехова.

— Как  звали первую исполнительницу роли Раневской, ведущую актрису этого театра? Кем она приходилась Чехову?

— Это Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, жена Антона Павловича.

—  Ну что ж, уважаемые игроки, вопросы викторины закончены. Кто получил больше всех печатей?

Награждение игроков.

—  Время нашей игры истекло, но время вашей жизни продолжается. Чехов, если мы хорошо знаем его творчество, оставил нам немало заветов. Вспомним замечательные его слова:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Или:

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Надеюсь, мы не расстанемся с Чеховым, который любил Россию и завещал нам ее любить и ей служить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Игра содержит вопросы из разных областей знаний. После каждого вопроса - ответ. ...

Внеклассное мероприятие "За семью печатями"

Мы живем в удивительном месте на планете Земля, где так много уникальных памятников природы, истории, археологии - мы живем в Челябинской области. Целью мероприятия является обобщение и систематизация...

Сценарий игры для классного часа "За семью печатями" (О В.И.Дале)

Сценарий написан по аналогии с известной телевизионной игрой "За семью печатями".К сценарию прилагается презентация....

Исторический вечер "За семью печатями"

Общешкольное мероприятие по истории и обществознанию "За семью печатями" - проверяются знания по истории России  IX- XXI вв, знакомство с молодежными субкультурами...

Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К"

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования. Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К" - внеклассное мероприятие по литературе дл...

Интеллектуальная игра "за семью печатями"

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории  развития ...

Классный час для 9-11 классов "За семью печатями"

Классный час для 9-11 классов проводиться в виде викторины. Имя героя скрыто за семью печатями. Отвечая на вопросы 7 туров, участники открывают печати. В завершении викторины участник набравший больше...