Имена собственные в пословицах и поговорках.
занимательные факты по литературе (5 класс) на тему

Пословицы и поговорки - распространенный  и очень важный жанр устного народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstvennye_v_poslovitsah_i_pogovorkah.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

   Пословицы и поговорки - распространённый и очень важный жанр устного народного творчества. Их часто называют золотыми зёрнами, маленькими жемчужинами мысли, сокровищем народной мудрости и философии.

   Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения, обобщающие социально- исторический опыт народа  и вошедшие в разговорную речь. Они возникают из наблюдений, из того, что уже подтверждено и проверено жизнью.

   Происхождение пословиц и поговорок неразрывно связано с историей народа, его языком, нравом, бытовым укладом жизни. Они складывались веками и характеризуют пережитые народом эпохи.

   В древние времена  пословицы называли притчами (под притчами понимали наставление, совет, поучение). В таком плане этот термин встречается в литературном памятнике 17 века «Повести о горе – злосчастии». Молодого человека родители наставляют жить по старине, по пословице:

      Милое ты наше чадо,

      Послушай учения родительского,

      Ты послушай пословицы,

      Добрыя, и хитрыя, и мудрыя,-

      Не будет тебе нужды великия.

   Пословицы и поговорки, с которыми обращаются родители к своему сыну, даны в форме советов, поучений, требований. В этой повести упоминается уже не притча, а новый термин – «пословица». К концу 17 века относится и составление первого рукописного дошедшего до нас  сборника «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту».

     Источником пословиц и поговорок были жизненные наблюдения и трудовой опыт, многие пословицы были порождены различными историческими событиями, некоторые вошли в народ из произведений русской литературы, из устного народного творчества, из памятников русского права, из метких слов, произнесённых общественными деятелями, полководцами, публицистами, философами. Незначительная часть пословиц вошла в народ из церковных книг.

     Пословицы и поговорки не сочинялись кем-то намеренно, а возникали естественным путём, были вызваны наблюдением над семейной и общественной ,жизнью, трудом и бытом народа.

Много пословиц и поговорок связано с историческими событиями. Они запечатлели некоторые факты истории.

 

   Реальные люди довольно редко попадают в пословицы и поговорки. Даже в историю, пожалуй, попасть легче, чем в замкнутый мир народной фразеологии, жемчужины которой выращиваются в таинственных глубинах национального языка  без прямой связи с конкретными носителями имён.

Обычно личное имя в пословице – это условный, обобщённый знак, нечто вроде местоимения, хотя и с меньшей долей отвлечения от представления о живом человеке. Но нет правил без исключений. Редкая удача выпала на долю героини известной поговорки «Маланьина свадьба». Её принято толковать как «чрезмерно обильное угощение». Оказывается, что Маланья была  невесткой известного войскового атамана Данилы Ефремова и женой его сына и преемника Степана. Степан Ефремов женился на красавице Маланье Карповне, которая  до брака торговала в Черкасске бубликами  и была весьма популярной среди местных бражников. Основное значение фразеологизма – чрезмерно обильное угощение, своеобразная Демьянова уха – от неслыханно богатой свадьбы, которую сыграли жадные, но необычайно тщеславные люди.

      Исторические события оказывают влияние на создание пословиц и поговорок. И ввиду того, что рассуждение о пережитом может быть обобщено в пословицах, обобщается и имя собственное, становясь нарицательным. Например, пословицы типа «Бородка Минина, а совесть глиняна», «Правда у Петра и Павла» и многие другие могут нарисовать патриотические, светлые и тяжёлые, страницы истории жизни России.

      Имя Иван (от греческого «благодать») получили русские люди, принявшие христианство в 10 -12 веках. Это имя носили многие русские люди, поэтому оно стало любимым именем русских. Об этом говорит пословица, существующая с незапамятных времён крещения:  «Люди Иван и я Иван». И поскольку это имя знаменовало собой большую часть  народа русского, то оно обобщило собой людей, принадлежащих к русской нации, вобрав в себя наиболее существенные качества и свойства . Так, например, в наше время эта пословица используется в другом значении: если мой народ называет себя русским, то и я русский; куда народ, туда и я. От этой пословицы идут многочисленные пословицы об Иване: «Добрый Иван – и людям и нам ; худой Иван – ни людям ни нам». И поскольку имя Иван  могло обозначать человека вообще, то этому слову стали соответствовать понятия, соотносящиеся с человеческими качествами. В основном значение этого имени сосредоточено в следующих понятиях: русский, добрый, умный герой сказок и легенд, бедняк и защитник бедных.

     Немаловажную страницу истории имён собственных в пословицах, поговорках представляют народные обычаи, приуроченные к сельской жизни. Лишённые  научных знаний  люди опирались в своей повседневной практике на вековечные наблюдения, которые используются и современной наукой. И так как жизнь народа раскрывается в пословицах, поговорках, то и вся  сельскохозяйственная мудрость изложена в них идеально. Причём опорным словом почти каждой пословицы этого цикла являлось имя собственное как обозначение определённой даты, именуемой днём определённого святого. Согласно народному календарю, каждый святой получал сельскохозяйственную специальность,  которую иконописцы воплощали в какой-то  мере на иконах. Слепо веря, что такой-то святой жил, крестьяне дополняли миф фантазией и награждали его тайнами волшебства, которые будто бы могли помочь  или навредить  крестьянину, бессильному в борьбе с природой.

    Народная фантазия и поэтическое представление  присовокупили к имени святого дополнительное прозвище, в котором сосредоточена сельскохозяйственная идея. Например, день Григория -  летоуказателя (десятое января) должен дать точное предсказание на будущее лето: жаркое оно будет или холодное.

     

    Отношение народа к имени Акулина (тринадцатое июня) такое: во время сенокоса на Акулину не работали, чтобы гречиха уродилась. Возмущаясь и подсмеиваясь над Акулиной, народ придумал о ленивице Акулине следующие пословицы: «Акуля, что шьёшь не оттуля? – А я, матушка, ещё пороть буду».  «Видать, Акулина пироги пекла: все ворота в тесте».  «И Акулина блины печёт, коли мука течёт». Вот почему бурьян в народном языке зовётся  «акулинкой».

     В день Наума (первое декабря) отдавали детей учить в школу или к дьячку. Наум – покровитель просвещения. Отсюда пословица: «Наум наставит на ум» или «Не всякий Наум наставит на ум».Имя Наум используется в пословицах при рассуждении о дальновидном человеке: «Наш Наум себе на уме: слушать – слушает, а знай щи хлебает».

      Кузьминки (первое ноября) были популярным в народе праздником. Однако Кузьминки связаны с расчётом хозяев с батраками, и , конечно, все хозяева стремились «подкузьмить» подневольного крестьянина. Слово Кузьма в пословицах приобретает значение «злой, мстительный человек», сковавший цепью голодных людей. «Наш Кузьма всё бьёт со зла». Но народ считает нужным дать отпор злому Кузьме, так возникает пословица: «Горькому Кузеньке – горькая и песенка».

     Двадцать пятое, двадцать седьмое августа – день Тита. Горячая пора молотьбы,  а праздник праздником, хотя и ненужный крестьянам. «Наш Тит и под лавкой спит». Окончательно став синонимом  словам  «лентяй», «лодырь», «дармоед»,слово Тит претерпевало и дальнейшие изменения: «титами» стал называться арестный дом. Эмоциональное восприятие ненужного народу праздника, непоэтичность праздника  вызывали своеобразный протест, подчёркнутый пословицами. Праздник Саввы сопровождался пьянством, о чём красноречиво говорят пословицы: «Бедному Савве нет покою ни на печи, ни на лавке: на печи пекут, на лавке секут», «Каков Савва, такова ему и слава». Имя Савва, таким образом, приобрело в пословицах отрицательную характеристику.

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что собственные имена, перешедшие в нарицательные, связаны  с обрядами, обычаями русского народа.

      Имя собственное, употреблённое в пословицах как нарицательное, могло быть взято из литературных произведений, из евангелия, из святцев, из библии, с лубочных картинок.  Например, из библии и евангелия взяты имена Авраам, Хам, Иуда. «По бороде Авраам, а по делам Хам». Пословицы, созданные народом о служителях церкви, говорят о глубокой атеистической натуре народа: «Умён, как поп Семён: книги продал, а карты купил». Лубочные картины издавна были одной из форм народного творчества. Лубочная картинка обычно сопровождалась стихотворным текстом, обладала композиционной ясностью и общепонятностью образов и поэтому легко  запоминалась. В большинстве представлений , в народных сценах центральное место занимали скоморошные  персоны: Ермак, Фома, Филат, Емеля. Так Ерёма вылезал на балаганный балкон, врал всякую околесицу впопад и невпопад, но всегда в рифму, глотая зажжённую паклю, пререкался с другим плутом Фомой. Имена традиционных дурацких персонажей  Фомы и Ерёмы из лубка перешли в пословицы: «Люди как люди, а Фома как бес».

    В исключительных случаях имя собственное взято в пословицу для рифмы или аллитерации, так как почти всегда оно было опорным словом, носителем нарицательного понятия в рассказе, басне, притче. Но с течением времени произведение сжималось до коротенького афоризма –

 И имя теряло нарицательный смысл. Мы можем сказать о нарушении этого правила лишь тогда, когда мы не знаем происхождения пословиц: «Живёт Устя рукава спустя», «Анна не всякому манна». Очень часто такая рифма может быть аллитерацией: «Яков! Яков, не всё бы ты якал», «Вставай, Архип, петух охрип». В загадках и пословицах имя собственное может быть использовано как совершенно неожиданное художественное средство метонимии, метафоры, синекдохи, и только долгое раздумье над приёмом помогает разрешить нарицательный смысл имени.

       Пословицы и поговорки имеют ясно выраженную дидактическую направленность. Они обращены в первую очередь к младшим поколениям и прямо или косвенно  поучают, дают полезные советы, предостерегают от дурных или необдуманных поступков. К месту употреблённая пословица действует иногда сильнее, чем пространное увещевание. И это объясняется не только её верностью жизни, мудростью, тем, что она выражает устоявшееся коллективное мнение. Сила воздействия метких народных изречений определяется также тем, что они дают яркую эмоциональную оценку человеческим качествам, поступкам, самым разнообразным сторонам действительности. «В них есть всё: издёвка, насмешка, попрёк, словом – всё шевелящее и задирающее за живое,»- писал Н.В.Гоголь. Заключения о жизни в пословицах  высказываются  в конкретной образной форме. При этом образы оказываются настолько ёмкими и выразительными, что дают простор для самого широкого истолкования пословицы, для употребления её в переносном смысле. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом многочисленных поколений, пословицы и сегодня служат борьбе за то, чтобы честность, правдивость, чуткость, любовь к труду и другие прекрасные человеческие качества становились нормой жизни каждого члена общества. Этим и определяется их большая роль в нравственно-эстетическом воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Английские пословицы и поговорки. Этимология, русские аналоги, трудности перевода.

Статья об особенностях употребления английских пословиц и поговорок, их русских эквивалентах и о трудностях, с которыми встречаются учащиеся при переводе....

Пословицы и поговорки

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Содержит иллюстративный материал по тематике пословиц, игру "Собери пословицу"....

Шуточная викторина "Животные в пословицах и поговорках"

Материал используется для проведения викторины в начальной школе, в 5 классах....

Проверочная работа по литературе для 5 кл. "Пословицы и поговорки"

Вопросы и задания проверочной работы помогают учителю выявить уровень усвоения темы "Пословицы и поговорки" и откорректировать знания учащихся....

Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.

Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....