Из опыта работы по формированию патриотического воспитания обучающихся
статья по литературе на тему

Драматические события, связанные с Украиной, экономическая нестабильность, социальное неравенство общества, эгоизм, равнодушие, немотивированная агрессия, цинизм, рост национализма, низкая престижность военной службы наиболее остро ставят вопрос о возрождении и даже новом формировании патриотического отношения подрастающего поколения россиян к своей Родине.

Огромную роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности играет учитель русского языка и литературы. Учитель этих предметов ответственен за формирование личности учащегося на своих уроках, ответственен не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по формированию патриотического воспитания обучающихся

Драматические события, связанные с Украиной, экономическая нестабильность, социальное неравенство общества, эгоизм, равнодушие, немотивированная агрессия, цинизм, рост национализма, низкая престижность военной службы наиболее остро ставят вопрос о возрождении и даже новом формировании патриотического отношения подрастающего поколения россиян к своей Родине.

Стремление подражать образом жизни западному сообществу, слепо копируя его внешние проявления, ставит проблему сохранения российской системы духовных ценностей в первый ряд при воспитании юных россиян.

Огромную роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности играет учитель русского языка и литературы. Учитель этих предметов ответственен за формирование личности учащегося на своих уроках, ответственен не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.

Работая в данном направлении, нужно ставить перед собой целью создание условий для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества.

Решая задачи формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну; воспитания личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; развития навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, учитель словесности создаёт условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота своего Отечества.

Знаменитая латинская пословица: «Учат слова, но увлекают примеры» подтверждает непреходящее значение художественной литературы. Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель-словесник может вовлечь учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного исторического героя. Задача учителя литературы заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы в размышление о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за своё поведение.

Ясно, что литературы обладает большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании.

Авторская интегрированная гуманитарная программа содержит немало произведений патриотической направленности: региональных Смоленских, древнерусских, современной литературы.

В связи с 1000-летием смерти великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси, гибелью его сыновей Бориса и Глеба (последний погиб на смоленской земле), первых русских святых, и 70-летием Великой Победы подробнее остановлюсь лишь на некоторых произведениях программы, относящихся к данным юбилеям.

Почему мы такие, что стало духовной основой русской цивилизации, какими качествами, потерянными теперь, обладали наши далёкие предки, помогает понять подросткам изучение двух романов А. Ладинского: «Когда пал Херсонес» и «Анна Ярославна – королева Франции».

В 7 классе, после общеисторического разговора во втором полугодии 6 класса о древнерусских событиях, наступает время обратить внимание учащихся к первоистокам русской православной цивилизации.

А.П. Ладинский в романе «Когда пал Херсонес» показывает художественное воплощение летописных сведений из жизни не только языческой Руси, но и блистательной христианской Византии, ставшей своеобразной крёстной матерью Руси.

Ребята знакомятся не только с яркой, парадной стороной жизни двух стран, но и с недостатками в характерах двух народов: русичей и греков.

Разговор об этом является на занятиях тем событием, которое даёт объективную картину жизни и характерных черт наших предков. Картины быта, битв, мировосприятие жителей Древней Руси формируют у современных школьников яркое представление о том, почему мы сейчас такие. Узнавая своих предков, дети познают себя.

Второй роман А.П. Ладинского «Анна Ярославна – королева Франции» знакомит юных россиян с великолепным уровнем образования и культуры Древней Руси по сравнению с Западной Европой. Тот факт, что русская принцесса Анна, став французской королевой, не только не затерялась во французской истории, но и заложила традиции будущего блистательного двора Европы, формирует у русских детей качества, утерянные многими из их родителей, считающими европейские традиции лучшими, чем российские. Эти дети видят не столько прелести «забугорной» жизни, сколько преимущества русского характера. Они не будут экономическими иммигрантами, обслуживающими европейцев за скромные суммы, они будут с ними, как минимум, на равных определять своё положение в современном мире.

Очередная юбилейная дата Победы в Великой Отечественной войне даёт возможность с особым вниманием отнестись к духовно-нравственному и военно-патриотическому потенциалу уроков литературы.

Литература о грандиозном историческом испытании нашего народа в годы Великой Отечественной войны может быть широко представлена в школьном курсе литературы. Выбор во многом зависит как от программных требований, так и от предпочтений педагога.

В течение 25 лет авторский курс литературы в 11 классе при изучении произведений, посвященных Великой Отечественной войне, включает обязательное изучение романов Б.Л. Васильева «В списках не значился», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Ю. Бондарева «Берег».

Три данных произведения выбраны в связи со следующей заложенной в программе идеей: начало войны, коренной перелом в войне, разгром фашистской Германии.

И через каждую из книг проходит советский солдат как воплощение лучших качеств нашего народа, пример, достойный для подражания молодым россиянам.

Рассмотрим подробнее данные темы в каждом из предложенных произведений.

Брестская крепость – уникальная оборона, о которой советское командование впервые достоверно узнало в марте 1942 года после знакомства с архивами разгромленной 45 пехотной дивизии германского вермахта.

 Немцы указывали 9-дневный период обороны. После освобождения в конце июля 1944 года Бреста стало известно о боях в крепости в июле 1941 года, когда враг уже овладел Минском, Оршей и штурмовал Смоленск, а крепость всё ещё сражалась.

В 50-е годы XX века писатель С. Смирнов детально занялся исследованием вопроса о сроках обороны крепости. И были найдены воспоминания местных жителей о потерях немцев и в августе, и в сентябре и даже в октябре 1941 года, когда фашисты в результате операции «Тайфун» уже рассматривали Москву в бинокли.

Никто не знал в это время о защитниках крепости, никто не слал им подкрепления и помощи, но среди красноармейцев «гулял» слух о том, что далеко на западе, у самой границы сражается непобедимый гарнизон. В период летне-осенних поражений Красной Армии 1941года эта информация считалась красивой легендой, укреплявшей дух русских солдат.

Как такое могло быть и позволяет понять художественное воплощение обороны крепости в повести Бориса Васильева «В списках не значился».

Здесь есть всё, что даёт возможность проявиться чувству гордости за принадлежность к народу, воспитавшему лейтенанта Плужникова, старшину Семишного – воплотивших защитников Бреста в своих художественных образах. Здесь есть тема противоестественности женщины, несостоявшейся матери, на войне, погубившей её саму и неродившегося ребёнка. А какой эмоциональный финал… Немецкий генерал, отдающий честь лейтенанту Плужникову, оставшемуся для врагов лишь гордым русским солдатом.

Битва, проходившая в ином информационном фоне, - в Сталинграде. В течение полугода 1942-1943 годов все радиостанции Земли начинали день со сводки боёв в Сталинграде, потому что от северных морей до тропических лесов экваториальных земель каждому жителю Земли было ясно, там решается вопрос о победе во Второй мировой войне.

Гигантская мясорубка представляется участниками великой битвы на Волге в романе-эпопее В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Основная духовная грань военного перелома в Великой Отечественной войне у автора показана как результат перелома в сознании наших людей. Замена верноподданных, но бездарных выдвиженцев Сталина в армии на «неблагонадёжных» узников советских концлагерей как свидетельство банкротства сталинской кадровой политики в армии.

Осознание себя русскими – прямыми наследниками и продолжателями былой славы русского оружия – нашими солдатами как источник их нравственной силы. Сопоставление внутренней красоты, чувства неразделимости своей судьбы с судьбой России, военного профессионализма полковника Новикова, Даренского, «управдома» Грекова, грековцев и других участников битвы на Волге и бездарности, паразитизма и трусости представителей партийно-советской номенклатуры (Гетманов, Неудобнов) на фронте.

Любовь на войне: её сила и красота (Серёжа Шапошников и Катя Венгрова). Самопожертвование – ценнейшее качество русской женщины – в образе Евгении Шапошниковой.

Внутренняя задавленность и страх учёного мира в сталинскую эпоху.

Сокровенные мечты лучших советских интеллигентов о свободе печати как ростке демократии в тоталитарном государстве.

Нравственная пустота большевизма, осознание им банкротства советских интернациональных идей и вынужденное обращение к русским историческим ценностям и традициям в период смертельной опасности для страны. Проявления преступной сущности советской бюрократической машины на войне.

Авторская интерпретация идейного родства сталинизма и гитлеризма в споре большевика Мостовского и гестаповца Лисса. Противопоставление им христианского человеколюбия Иконникова. Национальный вопрос в романе. Геноцид еврейского народа в гитлеровских газовых камерах.

Видение Сталинградской битвы немецкими солдатами. Осознание ими поражения как искупления греха перед русским народом (лейтенант Бах).

Великодушие русских по отношению к побежденному врагу.

Жизнь советского тыла в труднейший период войны.

Сталинский и гитлеровский концлагеря: сходства и различия. Трагедия комиссара Крымова, видного большевика, на себе испытавшего «прелести» репрессивного аппарата сталинской системы, взращенной им и ему подобными идеологами большевистской власти.

Таким многогранным представляет роман Гроссмана период Сталинградской битвы. Правдивая, жёсткая картина является основанием как для дискуссии на уроке, так и для анализа причин наступившего перелома в войне.

Разгромленная Германия, весна 1945 года… и большая любовь немецкой девушки Эммы Герберт и советского лейтенанта-артиллериста Вадима Никитина в романе Ю. Бондарева «Берег». Любовь настолько велика, что немецкая девушка мечтает, чтобы снова началась война, и чтобы пришёл к ней в Германию снова со своими пушками лейтенант Никитин.

Какими же качествами должен обладать русский офицер, чтобы запуганная гитлеровской пропагандой немецкая девушка так полюбила его?

Это и является основной темой разговора на уроке.

Два лейтенанта: Плужников и Никитин, начало и конец войны. Почему они оказались победителями – ещё одна тема для разговора на уроке.

Данный подбор произведений о Великой Отечественной войне не случаен ещё и потому, что одиннадцатиклассники, обучающиеся в течение пяти лет по авторской программе, имея основными иностранными языками немецкий или французский, уже прошли языковые стажировки в странах изучаемого иностранного языка, провели достаточно дискуссий со своими зарубежными сверстниками на их родных языках о том, кто выиграл Вторую мировую войну в Европе. Как правило, после небольшого шока от утверждения зарубежных сверстников, что войну выиграли американцы, наши ученики «контратакуют» данную «историческую» информацию цифрами и фактами. А найдя во многих французских городах (например, в Ницце и Париже) топоним Stalingrad, выпускники, приступая к прочтению романа В. Гроссмана, уже готовы к восприятию всемирно-исторического значения Сталинградской битвы.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "За честь школы" (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе)

Эссе представляет собой описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе МБОУ "Идрицкая средняя общеобразовательная школа"....

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС

Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...

Пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания....

Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...

« Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».Актуальность патри...