Эссе "За честь школы" (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе)
статья по теме

Эссе представляет собой описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе МБОУ "Идрицкая средняя общеобразовательная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Идрицкая средняя общеобразовательная школа»

(полное наименование ОУ в соответствии с его Уставом)

 

 Описание опыта управленческой деятельности

участника регионального этапа Всероссийского конкурса

«Лидер в образовании – 2012»

Николаевой М.Е., заместителя директора

 МБОУ «Идрицкая СОШ»

                                              « За честь школы!»

                                               

 

И фортуна всегда вместе с нами,

И успех там, где знания есть.

Мы по жизни несем наше знамя –

Школы Идрицкой славу и честь!

                                                                                                            Из Гимна МБОУ «Идрицкая СОШ»

 

          Есть известная пословица  «Где родился, там и пригодился». Я родилась в Псковской области.  И пусть не в Идрице, но за 22 года, которые здесь прожила, она стала для меня родной.   На самом деле: кто хотя бы раз побывал в этом поселке – не забудет его, и обязательно влюбится.

 «Почему это происходит?» - спросите вы.  Постараюсь объяснить.

  Места, где расположен поселок Идрица, называют озерным  краем, псковской Венецией и, занимаясь лингвистикой, я узнала,   что название реки Идрица, от которой получил свое имя поселок, как-то связано с греческим корнем «гидро» т. е. «вода». На высоких,   холмах, окружающих Идрицу, раскинулись великолепные леса.  Поселок утопает летом в зелени сирени, жасмина, желтой акации.

 С исторической точки зрения, конечно, поселок  молод,  ему всего около 115 лет.   В связи со строительством  железной дороги      Москва – Рига  на ней возникла небольшой станция Идрица.

Рождением   Идрицкой школы  считается   1918 год, год открытия    начальной школы,   в 1927 году она стала семилетней, в 1932 – девятилетней, а в 1936 – средней.

  В Идрице   появились предприятия, открылось педагогическое училище, особенно сильно   преобразило  поселок строительство военного городка, второго по величине в стране.  

   Но началась война… Идрица с честью пережила трудное время гитлеровской оккупации.     Название  поселка   навеки вписано в историю нашей страны.   150-й ордена Кутузова стрелковой дивизии, освобождавшей Идрицу было присвоено наименование «Идрицкой». Знамя этой дивизии - Знамя Победы -  было водружено над фашистским рейхстагом 30 апреля 1945 года. Теперь оно, как величайшая реликвия, хранится в Москве, а его копия, врученная Советом ветеранов Москвы и трижды Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым, находится в школьном музее.  

 Память об этом событии  жители поселка бережно хранят и передают из поколения в поколение. В Идрице открыт обелиск, сооружен памятник героям-освободителям,    создана  «Книга памяти», в которую занесено 456 имен,  в школе организован и работает музей Боевой славы имени летчика И.И. Корниенко.  Все это стало благодатной почвой для  создания собственной системы обучения и воспитания детей.

  Я работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе  в Идрицкой средней общеобразовательной школе 8 лет ( до этого 7 лет  - учителем русского языка и литературы). Заместитель директора  всегда находится в центре всех событий, происходящих в школе, и главное  его предназначение - управлять  педагогическим коллективом, организовать его деятельность так, чтобы он был способен   затронуть струнку сердца каждого ребенка и раскрыть все его способности.

          Система обучения и воспитания в   нашей  школе построена на приобщении каждого ребенка к пониманию, что « я – идричанин, житель  легендарного поселка, которым я горжусь, берегу его честь  и стараюсь делать все возможное для его процветания». И это не просто слова – это  статус ученика Идрицкой средней школы.

           Учителя, обучающиеся, родители и общественность поселка стали единомышленниками в решении общей задачи образования и    воспитания наших детей.  И это не случайно:  более 80% родителей, 37 педагогов ОУ – выпускники нашей школы, жители поселка Идрица.

Какая она - наша средняя общеобразовательная школа - сегодня?
       В нашем коллективе нет равнодушных, каждый учитель живет проблемами школы и своих учеников, стремится совершенствовать своё мастерство на уроке и во внеурочной деятельности,   дает им прочные знания.  Все мы мечтаем, чтобы в   школе детям было интересно учиться, преподавателям  и администрации – интересно учить, организовывать и управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное - найти общее дело.

                   В 90-е годы в стране сложилась ситуация «выброшенности» детей за борт общественной жизни, что породило множество проблем.    Затронули они и нас, живущих, казалось бы, в глубинке.   Из детской жизни исчезли те увлекательные и объединяющие детей мероприятия, которые проводили пионерская и комсомольская организации.    Поэтому при подготовке   воспитательных и образовательных мероприятиий учителя и   родители начали использовать опыт тех организаций. А когда детей это заинтересовало и увлекло, все пришли к общему мнению – в школе надо создать   школьную организацию.

                 Эта идея подтолкнула к принятию управленческого решения –  создать  в образовательном учреждении детскую общественную организацию, которая   предполагала бы неформальное общение педагогов и воспитанников, а также создание ситуации успеха, дала бы возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность и возможность  реализовать свои лучшие организаторские  качества, таланты и склонности.

                      Все это потребовало и определенных усилий как от детской организации и ее лидеров, так и от  педагогов и  администрации. Пришлось сделать несколько шагов друг навстречу другу.

                    Лидер детской организации должен четко понимать, что организация - это не отражение его творческой личности и его педагогических и эмоциональных амбиций, а образовательная структура, являющаяся элементом другой образовательной структуры. Члены детской организации   вынуждены соизмерять свои потребности и интересы с интересами и потребностями социума школы. Администрации школы пришлось  учитывать мнение органов самоуправления организации  с управленческой и с педагогической точек зрения одновременно. Отдельным учителям  - смириться с мыслью о существовании детского органа управления, который взаимодействует с администрацией школы и представляет там свои интересы. Для того, чтобы урегулировать возникшие новые взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса, администрация школы приняла следующее управленческое решение:  

активизировать участие педагогов в различных профессиональных кон курсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.);  

 стимулировать включение педагогов в научную работу (изучение опыта работы по     организации ученического самоуправления и разработка собственных моделей ученического самоуправления и путей претворения их в жизнь);

 поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую ра боту, активно делиться своим опытом, помогает коллегам, работает над повышени ем эффективности системы самоуправления.      

             С целью выполнения принятого решения администрацией школы были организованы многочисленные семинары, проведены тематические педсоветы, производственные совещания. Ежегодно классные руководители   принимают участие в муниципальном конкурсе «Самый классный классный» и  становятся  победителями или призерами.

            Итогом совместной плодотворной работы стало   создание организации   «ТриУмф», которая вошла в состав детской областной организации «Радуга».

            Три У в начале названия организации символизируют единство, сотрудничество участников учебно-воспитательного процесса УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, которые вместе придут к третьему У — УСПЕХУ. Это триединство изображено на гербе в виде треугольника, а внутри него расположены книга — символ знаний, учения и сова — символ мудрости, ведь в школе 8 лет существует интеллектуальный клуб «Что?Где?Когда?».Еще символом школьной организации являются трехцветные флаг и галстуки: желтый цвет — цвет начала жизни принадлежит обучающимся 1 ступени (1-4), зеленый- цвет знаний у ребят второй ступени (5-9), фиолетовый — фортуна, успех у старшеклассников (10-11). Есть свой гимн. С целью осуществления самоуправления избрана Школьная дума,  Президент организации. В состав Думы вошли следующие Министерства: «Образование», «Спорт и здоровье», «Патриот», «Добрые сердца», «Творчество и досуг». Куратором каждого министерства стал администратор или опытный педагог. Так, я курирую министерство «Образование», и мне совместно с кабинетом министров удается решать множество важных проблем и вопросов, связанных с организацией учебной деятельности и повышением ее эффективности и качества. Так, на одном из   заседаний  присутствовала научный руководитель школы, сотрудник ПОИПКРО, которая   увлекла ребят  идеей создания научного общества.

            Следует отметить, что необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития нашей школы.    Научно-исследовательская работа — важное направление в деятельности образовательного учреждения. Она осуществляется в рамках функционирования учебного процесса, воспитательной системы, собственно НОУ. Это еще и очень интересная, плодотворная работа, объединяющая в одно целое творческие порывы и усилия педагогического и ученического коллективов. Поисковая, исследовательская деятельность позволяет решать вопросы развития и обучения одаренных школьников. В 2008 году состоялось торжественное открытие НОУ «Поиск» в нашей школе, на котором присутствовали доктора наук из университетов  Петербурга и  Пскова.  

           Таким образом,    детская организация стала  одним из компонентов образовательной концепции школы, реализующий то, что достаточно тяжело или невозможно реализовать в рамках классно-урочной системы.

          Одним из достижений созданной  детской организации  является расширение круга общения нашего коллектива. Среди наших друзей и партнеров не только школы нашей области, но и школа №1014  г. Москвы,  Залесская школа Калининградской области, Верхнедвинская средняя общеобразовательная школа республики Беларусь.

          Результатом нашей деятельности является УСПЕХ (третье У в названии ТриУмф). Разделить радость наших успехов мы приглашаем многочисленных друзей, родителей, жителей   поселка на традиционный праздник « За честь школы», где    подводим итоги деятельности    школы за  учебный год.

          В этот день в школе, как говорится, яблоку негде упасть. И мы - учителя, ученики, родители, гости ощущаем себя по-настоящему одной семьей.  Мы этому искренне рады.              

 

Послесловие.         
         
А жизнь продолжается. Она не стоит на месте.  4 мая 2012 года на базе нашей школы проходила Всероссийская историко-мемориальная акция «Эстафета Знамени Победы и Международная эстафета памяти и благодарности «Родина Подвига – родине Героя», которую проводил ОАО «Холдинг МРСК». Ими была посажена туевая аллея, чтобы мы помнили тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину и о новых друзьях, проживающих на Кубани, в Сибири, на Дальнем Востоке,  на Урале, Северном Кавказе, Краснодарском крае, Калининграде….

           Мы   продолжаем идти вперёд все вместе, ибо мы живём в одном дружном коллективе. И уже вновь пришедшим первоклассникам готовимся сказать: «Помни! Ты - идричанин – житель легендарного поселка…».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья для участия в педагогических чтениях в 2015 году на тему Взаимодействие школы и семьи в реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в рамках работы секции №4 "Система допо...

Использование развивающих образовательных технологий в процессе обучения французскому языку в школе (из опыта работы)

В статье указаны инновационные образовательные технологии обучения иностранному языку, которые  я использую на своих уроках с приведением конкретных примеров. Применение данных технологий позволя...

Педагогический совет школы «Инновационные формы работы учителя – один из ресурсов качества образовательного процесса».

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  определено место и роль учителя в школьном образовательном процессе. Новой школе необходим новый учитель....

Формирование гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся вечерней школы ( из опыта работы).

Патриотизм- это любовь к Отечеству!     Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками....