урок по литературе на тему: "Наташа Ростова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Почекутова Ольга Семёновна

Образ Наташи Ростовой ( роман Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natasha_rostova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект  урока– беседы в 10 классе

                   

 Учитель русского языка и литературы Почекутова Ольга Семеновна

МБОУ СОШ №11 с. Су – Псех, г- к Анапа.

               Что за прелесть эта Наташа!

 Тема: Образ Наташи Ростовой ( роман Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цель: показать красоту внутреннего мира героини

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации и рисунки  ребят, тексты романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

                                   Ход урока

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока

3. Работа по теме урока:

Учитель: Вновь и вновь листаем мы страницы романа «Война и мир», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Сегодня наш урок я хочу начать с поэтических строк

Читает один из учеников, подготовленных заранее

Ходит темной аллеей

                                    Болконский,

задумчивый,

бледный.

У Наташи Ростовой

распахнуто в полночь окно.

И никто не тревожит

колокольчик на дереве

                                       бедных,

словно граф- правдолюб

из усадьбы уехал давно…

Вместе с солнцем встает

этот пахарь-

писатель России,

и, как солнце,

несет нам

и свет,

и тепло,

и добро.

Учитель: это стихотворение написал не поэт – профессионал, а учитель, но строки его трогают самые сокровенные струны  души.

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Л, Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

Сам автор «Войны и мира» утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

Каждая группа получила задание: ответить на вопросы.

Итак, слово 1 группе.

Ребята читают вопрос:

-С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века?

Ребята называют Татьяну Ларину, кратко её характеризуя, это и Ася из повести И.Тургенева «Ася», и Ольга Одинцова из романа И.Тургенева «Отцы и дети».

 

Учитель: каков идеал женщины, на ваш взгляд, у Пушкина и Тургенева? Как эти писатели представляли её роль в обществе?

Учащиеся отвечают, развивая мысль о том, что идеал Пушкина – это женщина искренняя, чистая, верная, скромная. Она умна, разделяет взгляды мужа. Пушкин называет её «милым идеалом». Идеал Тургенева – свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратником своего мужа, продолжательницей его дела. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели. Женщины и Пушкина и Тургенева одухотворены, для них характерна напряженная жизнь духа, неуспокоенность сердца. Они романтичны.

Учитель: А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

Конечно же, Наташа Ростова- идеал писателя. Так, почему же Лев Николаевич Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу?

«Люди, как реки», - замечал Толстой. Как вы понимаете эти слова?.

Ребята, рассуждая на эту тему, говорят о диалектике души, отталкиваясь от образа Наташи Ростовой.

Учитель: Остановимся на  самых ярких моментах её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Обратимся еще раз к страницам романа.

Группа 2.подготовила описание  портрета героини.

(ребята зачитывают описание портрета Наташи Ростовой)

Учитель: В чем, по – вашему, прелесть героини, её обаяние?

(появляется слайд  с изображением иллюстрации художника Шмаринова «Дети Ростовых».

Учитель: Красива ли Наташа?

(Толстой несколько раз подчеркивает, что она некрасива, её обаяние – в простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности).

Учитель: Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи на иллюстрации. Удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель?

(ребята по- разному представляли себе Наташу. Одни- красавицей и хотели бы, чтобы автор иллюстрации показал её более привлекательной. Другие- увидели в портрете то, что стремился передать художник: внутренний огонь, особую духовную переполненность. Некоторые увидели в иллюстрации то, что чувствовал сам Толстой. В его Наташе какая – то своя, никому не ведомая жизнь, но свет этой внутренней жизни распространяется на других: Соню, Бориса и остальных детей, нарисованных Шмариновым).

Учитель: А вот как представляет себе Наташу наш художник - Саша. Она сама представит свое видение этой героини.

Учитель: Какой же предстает Наташа при первой встрече с нею?

(Наташа- «порох», она вся переполнена жаждой жизни, за  один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Оказывается возможно. Героиня стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею).

Анализируем вторую встречу с героиней Толстого.

3 группа читает отрывок со слов Князь Андрей, невеселый и озабоченный…до слов невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей…:т.2,ч.3,гл.2

( после внезапной встречи с Наташей князь Андрей удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь).

Учитель: Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем.

(Читаем отрывок «Ночь в Отрадном»: т.2,ч.3,гл.2. Чтение сопровождается  Лунной сонатой Бетховена)

Учитель: Какое влияние оказывает светлый, счастливый, поэтический мир Наташи на князя Андрея? (Князь Андрей начинает по- новому чувствовать и ощущать жизнь).

Учитель: А на вас этот мир не оказывает своего влияния? Соприкасаясь с ним, не становимся ли мы чище, лучше, добрее?

Каким нравственным критерием Оценивает Толстой своих героев?

(Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, природе. Мы ни разу не видим  ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле или в лесе. Они словно застыли в

неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…».

Эпизод: «У дядюшки»… песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное… (Чтение сцены пляски: т.2,ч.4,гл.7).

(В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность её жизни- любовь»,- пишет Толстой. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда становится женой и матерью.

Эпизод: «Первый бал Наташи Ростовой».

(На экране появляется слайд «Первый бал Наташи». Звучит вальс Наташи из оперы С.Прокофьева «Война и мир», на фоне которого звучит  эпизод первого выхода героини в свет: т.2,ч.3)

 Учитель: Как же дальше развиваются события?

(Первый бал стал началом любви её и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи: «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имло на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…»

Учитель: Что же заставило князя Андрея на год отстрочить свадьбу?

(Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться)

Учитель:  Зрелый человек, Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с условием старого Болконского?

( Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы больше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Потому –то и не смог Толстой оставить их вместе  на всю жизнь).

Учитель: Тяжело Наташе в разлуке с Андреем. Чтобы почувствовать, насколько тяжело было Наташе, посмотрим инсценировку стихотворения «С любимыми не расставайтесь» поэта 20 века Кочеткова.

Учитель: Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

(Наташа хочет любить и быть любимой. Поддается чарам красавца, увлекается Анатолем Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.)

Учитель: Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить её?

(Наташа живой человек, которому свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Наташа сама судит себя. Она пишет письмо княжне Марье, в котором сообщает, что не может быть женой  князя Андрея. Такова её

сущность: она все делает искренне и честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе никогда не сможет. Поэтому она для себя беспощадный судья)

Появляются слайды: «Наташа у постели умирающего князя Андрея», «После смерти князя Андрея».

(Выборочный пересказ эпизодов).

Учитель: Что же возрождает Наташу к жизни?

(«…Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни –любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»,- пишет Толстой.

Учитель: Докажите, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

(Русскому характеру свойствен глубокий патриотизм. Она отдает подводы раненым, верит в силы, способные спасти Росси., её искреннее отношение к природе, простота и естественность её поведения. Толстой ценит это в своей героине.)

Эпизод: «Наташа в эпилоге романа». Пересказ «Пьер в детской».

Учитель: К чему пришла героиня? Чего добилась в жизни?

(Наташа многое перенесла и пережила. Душевные страдания изменили её облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным. Да, женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л.Н.Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период её жизни, когда важнее ребенка для неё нет ничего. А её отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но он честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет, «взявшись рука с рукою с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся в том, что Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь. Многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

4. Рефлексия. Используется прием «Микрофон».  

Чем дорога Наташа Л.Н. Толстому? Почему она его идеал?

5. Домашнее задание. 1.Ответить на вопрос: «Почему именно Наташа-любимая героиня Л.Н.Толстого?»

2.Подготовить сообщения о Пьере Безухове и Андрее Болконском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: «Размышления о Наташе Ростовой"

Применение­ разнообраз­ных приёмов обучения при анализе литературн­ого произведен­ия: театральна­я педагогики­, разнообраз­ная работа с текстом, собеседова­ние, формиро...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Материал на тему "Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого"

Представленная мультимедийная презентация по литературе раскроет образ Наташи Ростовой, поближе познакомит учеников с этой литературной героиней. Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее ...

Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."

Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс....

Открытый урок по литературе "Наташа Ростова - путь к счастью"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ10 класс «НАТАША РОСТОВА – ПУТЬ К СЧАСТЬЮ»(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)  Эпиграфы к уроку:  «Что за прелесть эта Наташа!»...

Урок-диспут. В чем счастье Наташи Ростовой

Способностью проникновения в общие чувства с людьми Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества каждого героя. Урок позволяет более глубоко понять сущность проникновения в судьбу ...