Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему

Современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис. Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело.  Потребность духовного возрождения России привела к возвращению этнокультуроведческих текстов в программу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravst._vospitanie_na_urokah.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно нравственное воспитание

на уроках русского языка и литературы

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. По ходу развития перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы.

Современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях.

Современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

1 Духовно нравственное воспитание на уроках литературы

В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем».

В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать многие имена великих русских классиков. Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Уроки литературы помогают воспитывать в студентах умение оценивать себя и свои поступки.

Великое произведение потому и великое, что проблемы, в нем поднятые, выходят далеко за рамки своего времени.

На уроке по изучению романа «Евгений Онегин» приходим к мысли: не дает человеку счастья жизнь, даже при всем внешнем ее благополучии, если она лишена любимого дела, если она беззаботна, т.е. бессмысленна. После «Евгения Онегина» обращаемся к «Герою нашего времени» и видим сосредоточенность всех устремлений героя только на себе самом.

Тема нравственного выбора человека перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств рассмотрена в повестях В Быкова «Сотников» и В.Кондратьева «Сашка». Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу. Он смог в условиях войны сохранить в себе Человека, а мы в мирное время «теряем себя».

Есть хорошее выражение: «Не ленись читать книги, ибо в них ты легко отыщешь то, что иные с таким трудом обретали в жизненном опыте, и постигнешь все…»

В художественном произведении всегда есть какая-то частица ответа на вопрос: как жить? Как жить, чтобы твоя жизнь давала радость тебе и другим? Чтобы ты мог преодолеть неизбежные в жизни тяготы и горести?

Путешествуя по дорогам их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее…

2. Духовно нравственное воспитание на уроках русского языка.

Потребность духовного возрождения России привела к возвращению этнокультуроведческих текстов в программу. Языковое образование представляет собой как процесс, так и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка, на речевое, умственное и эстетическое развитие, а также на овладение культурой народа – носителя данного языка, поскольку язык, будучи формой социальной памяти, является отражением национальной культуры этноса, говорящего на нем. Поэтому обучение родному языку должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа, т.е. его традиций, обычаев, устного народного творчества, символов и др.

Использование текстов этнокультуроведческой направленности на уроках русского языка позволяет нам воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствуя его знания о культуре и традициях русского народа. Предлагаемые к ним задания связываются с изучаемыми темами русского языка, направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности студентов. Знания о языке даются во взаимосвязи с культурой своего народа (включены тексты про матрешку, березу и т.д.).

При изучении темы «Имя прилагательное» предлагается прослушать доклад-сообщение «Символика цвета в русской традиционной культуре». В теме «Имя числительное» рассматриваем символическое значение чисел в русской народной духовной традиции.

Не менее важно использование на уроках не только россиеведческого, но и краеведческого материала.

Краеведческий материал дает возможность шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры.

Он способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края. (Например использованы тексты Самарская Лука, Мастрюковские озера)

«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи»,- пишет в книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев.

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни.

Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима для его духовной, нравственной жизни.

Вопрос очень широкий, ведь существует много объективных и субъективных факторов духовно-нравственного развития личности в обществе. Необходимо общими усилиями, на всех уровнях общества, согласованно решать проблему «духовно- нравственного воспитания»; возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

       В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...

"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"

Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование  выбора темы, план работы...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посящена проблемам духовно-нравственного воспитания и рассматривает вопросы, связанные с возможностями уроков литературы и русского языка у осуществлению духовно-нравственного воспитания ш...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Предметом данного исследования является духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы....

Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

Данный  материал - обобщение  опыта  по  теме  "Духовно - нравственное  воспитание  на  ууроках  русского  языка  и  литературы"....