Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

     Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_._litra_7_klass.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, учебным планом ГБОУ СПО « НОУОР ( техникум) имени В.С. Тишина и   программой для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение» 2008 года и учебниками под редакцией В.Я. Коровиной, вышедших в издательстве «Просвещение» в 2011г.

Программа рассчитана на   2  часа в неделю,   всего   68  часов.

     Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

       

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

      Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы  на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо  развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как  можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

С учётом специфики программы выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его   позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

     Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

     Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

     Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

      На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

     Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.

     Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого  могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы,  является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую  работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        Программа рассчитана на   2  часа в неделю,   всего   68  часов.                 

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Вопло-щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и ] волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Moнолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. | Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово-

рящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев, Краткий рассказ о писателе,

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев, Гуманистический пафос произведения»

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других, Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль» «Никого не будет в доме.,.». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности w радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев _ сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев, «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления),

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М.М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Контрольные работы

  1. Сочинение « Народная мудрость в произведениях УНТ».
  2. Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
  3. Сочинение « Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»
  4. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или стихотворения.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 7 КЛАССА:

       К концу 7 класса обучающиеся должны:.

      Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

      Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

      Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

     Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

    Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

      Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 классе.

      Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

    Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

    Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

    Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

   Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.

Учащиеся должны знать:

-  авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие ); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.

4. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

темы разделов и уроков

количество часов

дата по плану

корректировка часов

дата фактически

1

2

3

4

5

6

1 четверть

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.

1

02.09

 

 

2

Предание как поэтическая автобиография народа. Истинные события в преданиях.

1

04.09

 

 

3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович.» Прославление мирного труда.

1

09.09

 

 

4

.«Илья Муромец и Соловей–разбойник». Черты характера Ильи Муромца . Былина «Садко»

1

11.09

 

 

5

Пословицы и поговорки.

1

16.09

 

 

6

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

18.09

 

 

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.

1

23.09

 

 

8

Р.Р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ».

1

25.09

 

 

9

М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…» Мысли автора о Родине, русской науке.

1

30.09

 

 

10

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленье», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

02.10

 

 

11

А.С. Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы.

1

07.10.

 

 

12

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.

1

09.10

 

 

13

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхов.

1

14.10

 

 

14

Р.Р. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина»

1

16.10

 

 

15

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1

21.10

 

 

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского".

1

23.10

 

 

17

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХUI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

28.10

 

 

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

30.10

 

 

2 четверть

19

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

1

11.11

 

 

20

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

1

13.11

 

 

21

Контрольная работа по тв - ву А.Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя

1

20.11

 

 

22

И.С. Тургенев «Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

1

25.11

 

 

23

Стихотворение в прозе. «Русский язык», «Два богача». Особенности жанра.

1

27.11

 

 

24

Н.А. Некрасов «Русские женщины» Величие духа русской женщины.

1

02.12

 

 

25

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

04.12

 

 

26

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

09.12

 

 

27

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

11.12

 

 

28

Р.Р. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

16.12

 

 

29

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

18.12

 

 

30

Л.Н. Толстой «Детство». Автобиографический характер повести.

1

23.12

 

 

31

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

1

25.12

 

 

3 четверть

32

Р.Р. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства».

1

13.01

 

 

33

А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков.

1

15.01

 

 

34

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

1

20.01

 

 

35

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

22.01

 

 

36

Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».

1

27.01

 

 

37

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В.А. Жуковский, А.К. Толстой, И. Бунин

1

29.01

 

 

38

М.Горький. Автобиографический характер повести «Детство».

1

03.02

 

 

39

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка Акулина Ивановна.

1

05.02

 

 

40

Обучение анализу эпизода из повести. Портрет как средство характеристики героя.

1

10.02

 

 

41

Легенда о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

1

12.02

 

 

42

В.В. Маяковский «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

17.02

 

 

43

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

19.02

 

 

44

Л.Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1

24.02

 

 

45

А.П. Платонов «Юшка». Друзья и враги героя.

1

26.02

 

 

46

«В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1

03.03

 

 

47

 Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»

1

05.03

 

 

48

Б.Пастернак. Своеобразие картин природы.

1

10.03

 

 

49

К.Р. Письменный анализ эпизода или стихотворения.

1

12.03

 

 

50

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К. Симонова, А.Суркова.

1

17.03

 

 

51

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади».

1

19.03

 

 

4 четверть

52

 Ю.П.Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

1

02.04

 

 

53

 Стихи поэтов ХХ в. о Родине. В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин и др.

1

07.04

 

 

54

А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского «Снега потемнеют синие».

1

09.04

 

 

55

Внекл.чтение. Д.С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

1

14.04

 

 

56

М.М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

16.04

 

 

57

 Песни на слова русских поэтов ХХ века.

1

21.04

 

 

58

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля» и др. Размышления об истоках и основах жизни.

1

23.04

 

 

59

Дж. Байрон «Честная бедность»

1

28.04

 

 

60

Р.Бернс «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

30.04

 

 

61

Японские хокку. Особенности жанра.

1

05.05

 

 

62

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри.

1

07.05

 

 

63

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

1

12.05

 

 

64

Итоговый урок

1

14.05

 

 

65

резервный урок

1

19.05

 

 

66

резервный урок

1

21.05

 

 

67

резервный урок

1

26.05

 

 

68

резервный урок

1

28.05

 

 

5. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

  • Учебник: Коровина В.Я. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011.
  • И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Вако», 2006г.
  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.
  • Н.Е. Кутейникова. Уроки литературы в 7 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. просвещение, 2008

Программа «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2008 года и учебниками под редакцией В.Я. Коровиной, вышедших в издательстве «Просвещение» в 2011г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...

КТП по литературе для 6 класса по программе В.Я. Коровиной и др. (в соответствии с ФГОС) 102 часа

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе В.Я. Коровиной и др. (в соответствии с ФГОС)....

КТП по литературе для 7 класса по программе В.Я. Коровиной и др. (в соответствии с ФГОС) 68 часов

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса по программе В.Я. Коровиной и др. (в соответствии с ФГОС)....

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в соответствии с программой под редакцией В. Я. Коровиной

Тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений министерства образования и науки РФ «Литература, 5-9 классы» под редакцией В.Я. Коровино...

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в соответствии с программой под редакцией В. Я Коровиной

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе в соответствии с программой под редакцией В. Я Коровиной...

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе в соответствии с программой под редакцией Л. М Рыбченковой

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе в соответствии с программой под редакцией Л. М Рыбченковой...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...