Урок-исследование по поэме А. Блока «Соловьиный сад»
план-конспект урока по литературе на тему

Божко Ольга Ивановна

Тема урока: «Покой нам только снится…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_poeme_a_bloka_soloviny_sad.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по поэме А. Блока «Соловьиный сад»

Тема урока: «Покой нам только снится…»

Цели урока: научить ребят глубже анализировать поэтический текст, соотносить его содержание с мемуарной литературой, имеющей непосредственную связь с изучаемыми произведениями, понимать далеко не однозначный смысл блоковских эпистоляриев и, опираясь на факты, разгадывать зашифрованную содержательную информацию, остающуюся вне поля зрения при поверхностном чтении;

развивать навыки исследовательской деятельности, выражающиеся в умении сопоставлять, анализировать, синтезировать изучаемый материал;

воспитывать интерес к творчеству А. Блока, чуткость, внимание к художественному слову.

Оборудование: запись темы, эпиграфа на доске, фотопортреты А. Блока и Л. А. Дельмас.

Форма урока: литературоведческое исследование.

Класс разделен на две группы: литературоведов и текстологов. Каждая группа получила предварительные задания.

Эпиграф:

Не забывай долга. Это единственная

музыка. Жизни и страсти без долга нет.

А. Блок

Ход урока.

1.Организационный момент. Учитель сообщает тему, задачу урока.

2. Вступительное слово учителя.

9 октября 1913 года Блок был на премьере спектакля «Кармен» в театре Музыкальной драмы. Главную роль играла Любовь Александровна Дельмас.12 января 1914 года он смотрит «Кармен» второй раз, 14 февраля – третий.

Откуда такой интерес? Ведь оперу « Кармен» Блок около года назад видел, но не обмолвился о той постановке ни единым словом.

Дело было не в постановке, а в исполнительнице. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза… Дерзкая, неукротимая, вся – словно вихрь…Как выразился Блок о своих впечатлениях, «буря музыки и влекущая колдунья…».

3.Пропедевтическая беседа с учащимися.

Вопрос учителя:

- Что вы знаете об этой «влекущей колдунье»?

Ответ учащихся- литературоведов:

- Ей шел 35-й год, она была замужем за известным оперным певцом Мариинской оперы П. З. Андреевым. Исполнение партии Кармен было ее первым и единственным сценическим  успехом.

Вопрос учителя:

- Была ли она хороша собой?

Ответ учащихся-литературоведов:

- Как вспоминали современники, «…рыженькая, некрасивая…».

Вопрос учителя:

- А что писал ей Блок в первом анонимном письме?

Выступление учащихся-литературоведов:

«Я смотрю на вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене. Не влюбиться в Вас, смотря на Вашу голову, на Ваше лицо, на ваш стан, - невозможно».

2 марта поет не она. Она – в зрительном зале. Он неотрывно смотрит на нее сзади. Она чувствует его взгляд, оборачивается все чаще…

Звучит стихотворение А.Блока «Сердитый взор бесцветных глаз…» в исполнении ученика от группы текстологов.

Сообщение ученицы из группы литературоведов:

- Он пишет ей второе письмо: « Когда я увидел Вас без грима и совершенно не похожей на ту, на Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас на сцене…».

Он ходит под ее окнами, звонит и молчит, сбегает, когда появляется возможность познакомиться… Первый раз они встретились и заговорили друг с другом 28 марта 1914 года. А почти весь цикл «Кармен», написанный буквально за две недели, залпом, был создан до личного знакомства. Это – роман воображения…

Звучит стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна…» в исполнении ученика от группы текстологов.

Вопрос учителя к классу:

- Настоящий, реальный роман был потом. И он был скорее мучителен для обоих, чем поэтичен. Почему?

Выступление учащегося от группы литературоведов:

- Наверное, сказалась огромная разница в мировоззрении. Свидетельством тому является его письмо в августе 1914 года:

 «…ни Вы не поймете меня, ни я Вас...А во мне происходит то, что требует понимания, но никогда, никогда не поймем друг друга мы, влюбленные в друг друга... Разойтись все труднее, а разойтись надо…Моя жизнь и моя душа надорваны…Меня настоящего, во весь рост, Вы никогда не видели».

 Звучит стихотворение «Ты жил один! Друзей ты не искал…» в исполнении учащегося от группы текстологов.

Сообщение ученика от группы литературоведов:

- Она, простая, обычная женщина, не хотела, да и не могла заглянуть в ту бездну сомнений, вопросов, которыми мучался он.

Она говорила о счастье, а он о долге Поэта, Художника перед своей страной, перед своей судьбой…Скорбь и боль всего мира, так остро воспринимаемые им, ей были непонятны. На склоне лет она рассказывала: «Он говорил, что Художник и не может быть счастлив…Я не соглашалась, я любила все солнечное, светлое…».

Их отношения растянулись на годы. Не могла она его отпустить. А он – не мог оттолкнуть раз и навсегда…

Звучит стихотворение «Превратила все в шутку сначала…» в исполнении учащегося от группы текстологов.

Вопрос учителя к классу:

- Можете ли вы найти причину их  расставания в его стихах?

Выступление группы текстологов:

-  Действительно, во-первых, конечно, нужно сказать о великой его  потребности в одиночестве – внутреннем, духовном…О неумении быть счастливым простым, житейским счастьем, о его «ночной» душе…

Я жду призыва, ищу ответа,

Немеет небо, земля в молчаньи,

За желтой нивой – далеко где-то –

На миг проснулось мое воззванье.

Из отголосков далекой речи,

С ночного неба, с полей дремотных,

Все мнятся тайны грядущей встречи,

Свиданий ясных, но мимолетных.

Я жду – и трепет объемлет новый,

Все ярче небо, молчанье глуше…

Ночную тайну разрушит слово…

Помилуй, Боже, ночные души…

Это было написано еще в 1901 году, за тринадцать лет до их встречи. Он жил с этим всю жизнь, а она захотела его переделать…Он мог поддаться стихии, но она же, стихия, подняв его к звездам, с той же силой швыряла обратно…

Вопрос учителя к классу:

-Можно ли сказать о постоянно повторяющемся в его стихах   мотиве какого-то странного, непонятного простым смертным пути?

Выступление учащихся от группы текстологов:

- Да, безусловно. Вот, например, в этих строках:

Что было любимо – все мимо, все мимо,

Впереди – неизвестность пути…

И сквозь круженье вихревое,

Сынам отчаянья сквозя,

Ведет, уводит в голубое

Едва приметная стезя…

Вопрос учителя:

- А еще о чем говорят строки его стихов?

Выступают вновь текстологи:

 – Об ощущении катастрофичности жизни, времени, в котором просто нет места человеческому счастью:

Он занесен – сей жезл железный –

Над нашей головой. И мы

Летим, летим над грозной бездной

Среди сгущающейся тьмы…

4. Исследование текста поэмы «Соловьиный сад».

Вопрос учителя:

- Можно ли поэму «Соловьиный сад» рассматривать как своеобразную творческую иллюстрацию к взаимоотношениям Блока с Л. А. Дельмас?

Выступают ученики от группы литературоведов:

- Конечно, да. Во-первых, об этом говорит дата написания поэмы: 6 января 1914 – 14 октября 1915 года, время, на которое пришелся и пик развития их отношений, и постепенное их угасание.

Во-вторых, сама история этой любви символически отражена в сюжете и образах лирических героев поэмы. Он – уставший, бесприютный путник, теряющий веру в избранность, необходимость своего горького пути, всей душой устремившийся за иллюзией счастья, поманившей его за ограду соловьиного сада. Она – таинственная незнакомка, мираж, наваждение, самообман…Есть, кстати, интересный факт по этому поводу: на отдельном издании «Соловьиного сада», подаренном ей, Блок сделал такую надпись: «Той, которая поет в соловьином саду». Книга, правда, не сохранилась, но этот факт настолько органично вписывается в лирическую канву их отношений, что представляется почти бесспорным.

Наконец, удивительным образом совпадает лирический сюжет и настроение поэмы и стихотворения  «Ты – как отзвук забытого гимна…», уже звучавшего сегодня на уроке.

Вопрос учителя:

- Случайны ли мотивы плена, сна, забытья в поэме и в стихах этого периода?

Выступление учащихся-текстологов:

- Вряд ли может быть случайным так мучительно-желанное и  столь навязчивое обращение к этой теме:

Это – сердце в плену у Кармен…

О Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе…

Сладкой песнью меня оглушили,

Взяли душу мою соловьи…

Спит она, улыбаясь, как дети, -

Ей пригрезился сон про меня…

И тихонько задернул я полог,

Чтоб продлить очарованный сон…

Смычок запел. И облак душный

Над нами встал. И соловьи

Приснились нам. И стан послушный

Скользнул в объятия мои…

И в сонный входит вихрь

Смятенная душа…

Вопрос учителя к классу:

- Какое ощущение появляется у вас при чтении этих строк?

Ответы учащихся:

- Возникает невольное ощущение, что эти образы – символы их любви, нереальности, невозможности счастья. Символы самообмана, иллюзии, в плену у которой они оказались.

Вопрос учителя:

- Если любовь – это сон, то чем будет их расставание?

Ответ учащихся:

- Наверное, пробуждением. С этим тесно связана символика образов заката и рассвета в поэме и стихотворениях той поры. Его мечты о ней, его любовь, наваждение этой любви связаны именно с вечерней порой:

И, вникая в напев беспокойный,

Я гляжу, понукая осла,

Как на берег скалистый и знойный

Опускается синяя мгла.

Каждый вечер в закатном тумане

Прохожу мимо этих ворот,

И она меня, легкая, манит,

И круженьем, и пеньем зовет.

Отдыхает осел утомленный,

Брошен лом на песке под скалой,

А хозяин блуждает влюбленный

За ночною, за знойною мглой…

Это значит – мне ждать у плетня

До заката горячего дня…

Пробуждение от сна, забытья связано с пробуждением после ночного сна:

Я проснулся на мглистом рассвете

Неизвестно которого дня…

Путь знакомый и прежде недлинный

В это утро кремнист и тяжел.

Я вступаю на берег пустынный,

Где остался мой дом и осел…

А с его пробуждением тесно связан мотив пути, дороги.

Вопрос учителя:

- Как перекликается этот мотив в поэме и в стихах поэта?

Выступление текстологов:

Наказанье ли ждет иль награда,

Если я уклонюсь от пути?

Опьяненный вином золотистым,

Золотым опаленный огнем,

Я забыл о пути каменистом,

О товарище бедном своем…

Пусть укрыла от дольнего горя

Утонувшая в розах стена, -

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

И вступившая в пенье тревога

Рокот волн до меня донесла…

Вдруг виденье: большая дорога

И усталая поступь осла…

Была ты всех ярче, верней и прелестней,

Не кляни же меня, не кляни!

Мой поезд летит, как цыганская песня,

Как те невозвратные дни…

Вопрос учителя к классу:

- Куда ведет его путь? Почему он порой так обманчив и всегда так труден?

Выступление литературоведов:

- Сложно ответить на эти вопросы, но недаром Ремизов назвал Блока человеком с «обнаженной совестью». Возможность отгородиться от мировых событий и катастроф,  спрятаться за любую стену, будь то любовь, творчество или что иное – Блок считал недопустимой для Художника, и особенно русского.

Вопрос учителя:

- Каков смысл звуковых символов в поэме?

Ответы учащихся от группы текстологов:

- Очень глубокими и значимыми в свете всего вышесказанного являются звуковые символы в поэме «Соловьиный сад». Давайте их назовем: соловьиный напев, шепот ручьев и листьев, смех и песня девушки, крик осла и рокот моря. Если первые три символа ассоциируются с колдовским наваждением, то вторые два – с освобождением от колдовских чар:

Но, вперяясь во мглу сиротливо,

Надышаться блаженством спеша,

Отдаленного шума прилива

Уж не может не слышать душа.

Пусть укрыла от дольнего горя

Утонувшая в розах стена, -

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Я окно распахнул голубое,

И почудилось, будто возник

За далеким рычаньем прибоя

Призывающий жалобный крик.

5. Заключительное слово учителя:

- Значение последнего звукового символа будет особенно ясным, если мы вспомним, как интересовался Блок историей русских поверий. Исходя из народных представлений, осел – одно из немногих животных, в которых не может вселиться нечистая сила. Он остается глух к власти чарующих песен, уводящих в заколдованное царство любви – обманчивое, как песни сирен, эгоистическое, как любое счастье. А выполнение долга, каким бы тяжелым, однообразным и скучным он ни казался, - единственная возможность остаться самим собой. И единственный шанс честно прожить свою жизнь. Ненужная тебе, ушедшему в ночь, она может оказаться нужной кому-нибудь еще. Людям. Стране. Миру. А на меньшее он, вечный романтик, идеалист, был не согласен.

И вообще, кто сказал, что любовь прошла? Она просто приняла другую форму. Помните? « Только влюбленный имеет право на звание человека». И кто сказал, что любовь к своей стране менее свята, чем любовь к женщине?

6. Рефлексия.

-  Изменилось ли у вас представление о Блоке как о человеке? Считаете ли вы приемлемой для себя его жизненную позицию?

7. Оценивание ответов учащихся.

8. Домашнее задание: прочитать поэму А. Блока «Двенадцать», подготовиться к аналитической беседе по тексту поэмы, используя вопросы, записанные в тетрадях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Урок-исследование «Применение закона равновесия рычага к блоку»

Учащиеся продолжают знакомиться с простыми механизмами - блоками. Для закрепления материала предлагается интерактивное задание и практическая работа с "черными ящиками"....

Урок по поэме А. Блока "Соловьиный сад" и циклу "Кармен"

Урок разработан для учителей 11 класса; в нем дана история взаимоотношений великого русского поэта и актрисы, не сумевшей стать его тенью....

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Блок уроков-исследований «Механические силы»

Цель исследований: раскрыть суть трех основных механических сил: силы тяжести (тяготения), силы упругости (вес), силы трения.Задачи:Образовательные: ввести понятие силы, как причины изменения скорости...

Урок-исследование по поэме " Василий Теркин" А.Твардовского

Урок-исследование  по литературе для 8 класса...