конспект урока литературы в 5 классе "Тропой Гоголя"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Гришина Марина Николаевна

Конспект урока по литературе в 5 классе. Впервые знакомство происходит  с творчеством Н.В. Гоголя. В начале - краткие биографические данные о писателе, а затем анализ повести "Заколдованное место". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути. Повесть «Заколдованное место».

Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с творчеством Гоголя, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

Формирование УУД

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки .

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с личностью писателя и его творчеством, со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пробудить интерес к личности Гоголя. Научить делать характеристику героя (по повести «Заколдованное место»).

Развивающая: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту. Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности писателя;развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя возможности Интернета.

Воспитывающая: привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам писателя. Воспитывать самостоятельность, организованность, ответственность и эстетический вкус.

Средства обучения: учебник, презентация, проектор, иллюстрации к произведению, словарь литературоведческих терминов.

Опережающие задания: прочитать повесть Гоголя «Заколдованное место» .

Используемая литература:

 Учебник-хрестоматия «Литература» 5 класс под ред. В.Я. Коровиной;

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

   Учитель:   Здравствуйте, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок литературы открывает нам долгий и интересный путь в мир одного из гениальнейших писателей мировой литературы. Дорога эта, на которую мы сегодня вступаем, действительно долгая – и это только по меркам школьной жизни: на протяжении всех 5 лет обучения нам предстоит раскрывать всё новые и новые грани незабвенного таланта  мастера прозы.

Обращение к портрету писателя

  • Знаете ли вы, кто изображен на этом портрете?
  • Каким представляется вам писатель по этому портрету? (необычная прическа, добрые внимательные глаза, смотрит насмешливо)
  • Дома вы прочитали  повесть «Заколдованное место». Каким  человеком вам представился писатель по этому произведению? Ваши предположения. (Приблизительный ответ: повествователь — человек с юмором.

 

Учитель:  перед нами  Николай Васильевич Гоголь.  Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь – такими эпитетами называли и называют этого писателя.

Сегодня на уроке  мы попробуем сделать  открытия и приступить к разгадке тайн творчества Гоголя. Возьмем с собой в дорогу знания, сообразительнось, вдохновение и вместе пойдем дорогами его жизни, его творчества.  И хочется верить, что школьное изучение творчества Николая Васильевича станет лишь началом бесконечного пути в художественный мир его, и путь этот будет длиться всю вашу жизнь.

Поэтому и тема нашего сегодняшнего урока звучит именно так: " Тропа к  Гоголю. В начале бесконечного пути…" Открываем тетради, записываем тему урока.

  Перечитайте правый столбик. Посмотрите, что вы должны заполнить. Итак, в путь…

  1. Рассказ о писателе:

Работа с презентацией.

Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля)  1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, который  обладал литературными способностями и передал сыну юмор и писательский талант.

   Мать Гоголя, Марья Ивановна, - женщина добрая, нежная, суеверная. Она происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет.

Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819), дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 — 1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга (1825 — 1907).

 

   1821-1828 гг. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г. по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Гоголь учится в Нежинской гимназии. Время отрочества  - время сложной и глубокой внутренней работы, внешне  носящей печать замкнутости и скрытности. В это время, как и все  в юности, он испытывает романтические влияния: «он загадочный,  одинокий и гонимый светом мечтатель».

   Из письма к матери в 1828 г.: «Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно. Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения.  В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом -  угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч.; в третьем - болтлив  и докучлив до чрезвычайности; у иных умен - у других глуп.  И обязательное гонение света».

   Его называли «таинственный карла». Юный Гоголь мечтает о подвиге,  об исключительной миссии. В основе его мечтаний лежит желание самоутвердиться.

Учитель:  В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Не случайно Гоголь назвал свои записи «подручной энциклопедией», ведь этот материал он активно использовал при работе над своими произведениями. Некоторыми объяснениями малорусских слов, внесенными в эту записную книгу, Гоголь пользовался, например,  при издании «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В 1829 г. едет в Петербург. Ему 20 лет. Столица встретила его неприветливо.

Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей, издавались сборники песен, книги по истории Украины.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, -  с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

 Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

      III. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»

Учитель:   На этом мы пока прервем свой путь по жизни Николая Гоголя и перейдем к его творчеству. В основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки»  Гоголь положил одно из народных преданий.

  III. Анализ текста. «Заколдованное место».

- Дома вы читали повесть „Заколдованное место“. Понравилось произведение?

- Вам страшно было читать эту историю ? Почему?

- Кто рассказчик  в повествовании  Гоголя  о заколдованном месте.? (быль, рассказанная дьячком  …ской церкви)

- Какие слова он использует? Все ли слова были понятны?

Работа по вопросам.

  – Повесть называется « Заколдованное место». А какое место мы называем заколдованным?

Заколдованное место – это особое пространство, где реальный мир встречается с иномирием. Человек, вступивший в заколдованное место, получает возможность перехода из одного мира в другой.  Обычно волшебный мир находится в уединенном  месте  - на отшибе села, в овраге, в лесу.

– Какой подзаголовок носит повесть? Как вы его понимаете?

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком. По определению В.Я. Проппа, «были», или

 «былички», «бывальщины», - «это страшные рассказы, отражающие народную демонологию, но название их говорит о том, что в них верят.

Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах  

деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни

скажет, то именно так и было». В подзаголовке содержится

 противоречие: с одной стороны утверждается, что все происшедшее с

 дедом, - быль, а с другой стороны, встреча деда с нечистой силой

фантастична.

Подзаголовок также указывает на то, что рассказчиком повести является дьячок ***ской церкви  Фома Григорьевич. Это рассказчик явный, но есть ещё и рассказчик скрытый – это дед Фомы Григорьевича, только он мог поведать  внуку о том, что с ним происходило в заколдованном месте.

 По каким приметам  узнаем, что история случилась в прошлом?  Рассказчик Фома Григорьевич был в то время ещё ребенком. В повести

 – Чем запомнился рассказчику дед?

     Дед Фомы Григорьевича, судя по всему,  зажиточный крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушают затаив дыхание. Но и сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному галушки». Дед Максим – человек честный и ответственный, недаром гетман поручает ему доставить царице важную грамоту, однако он любит прихвастнуть,  себе на уме.

 – Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?

Что ж вы думаете? не успел он сказать - не вытерпел старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками.

 - Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! - сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками.<…>  Только что дошел, однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! <…> И в самом деле сзади кто-то засмеялся.

 Итак, дед любил танцевать и весьма гордился своим умением разгуляться в танце. Желание похвастаться, гордыня, тщеславие – все эти слабости  деда дали возможность нечистой силе посмеяться над ним. Вот и  пришлось ему  плясать под чужую дудку. Дед упомянул черта, то есть призвал его. А черт – тут как тут, не замедлил обморочить наивного и прижимистого  человека.

 Дед вырастил из семян, которые ему достались издалека, дыню, свернувшуюся в три погибели, словно змея. Дед называл  эту дыню турецкою.

 Как известно, в христианской символике змея олицетворяет сатану. Дед  недаром называет дыню турецкой – это тоже сыграло свою роль в том, что он  оказался во власти нечистой силы. Турки в восприятии запорожских казаков были нехристями, а в знаменитом ответе запорожских казаков турецкому султану они называют  Магомета IV  чертом: «Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь».

 – Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?

 Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз пытался

попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз дед отправляется

 на поиски заколдованного места под вечер. Во второй раз дед  

 попадает я в заколдованное место, когда, оказавшись на середине, где

 не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом.

 – Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там

     происходит?

Ему очень хочется добыть клад, хотя в глубине души он понимает, что  клад, данный  нечистой силой, счастья не принесет. В заколдованном месте  с  ним происходят различные чудеса, правда, не столько жуткие, сколько

 смешные:  то очи заплюет нечистая сила, то язык покажет.  Обстановка в этом месте таинственная и загадочная: ночь, темнота, мрак, могила  и свеча на ней.  Однако странные существа, наблюдающие за дедом, – это не чудовищные, зловещие создания: смешно пищащий птичий нос  блеющая овечья голова и медведь  не препятствуют деду, только дразнят и пугают его.

Работа в группах.

Группа 1. Каковы особенности заколдованного места? (Пространство, рельеф, освещенность)

Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный

 миры.  На первый взгляд, сказочный мир ничем не отличается от

 привычного: «…место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Однако волшебный мир только  притворяется знакомым.  « Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть, выражается прежде всего в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя»  пространство обыденного, но оно явно не по его мерке: разрывается, морщится и закручивается. « Вышел и на поле - место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. "Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!" Поворотил назад, стал идти другою дорогою - гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне - гумно спряталось».  Точка в пространстве волшебного мира – место, с которого видны и гумно, и голубятня, –  «разлезлось» в обыденном, превратившись в обширную площадь.  Но стоило … вернуться в фантастическое пространство, как территориальное пятно снова съежилось в точку: «Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно». (Лотман). Чем дольше дед находится в заколдованном месте, тем сильнее меняется рельеф местности: в обычном месте среди ровного поля возникают вдруг провалы, бездны и горы: « вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»

В заколдованном месте царит мрак, небо обложено тучами, в первую ночь вместо месяца мелькает только белое пятно, во вторую ночь мрак сгущается,  нет  звезд, месяц исчезает совсем – нет даже белого пятна.  

Единственный   источник света –  свеча на могиле, но и она гаснет, как только дед обнаруживает камень.

В заколдованном месте  происходят странные явления, слышатся странные звуки.

Группа 2. Какие существа встретились деду в заколдованном месте? 

Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий

нос без тела. Птичий нос  забавно пищит и клюет котел. Хотя образ получился не столько страшным, сколько забавным, тем не менее, имеет отношение к демонологии: в символическом плане  некоторые  птицы являлись посредниками между миром мертвых и живых.

 Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное, символ глупости. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов  изображался с тремя головами, одна из  которых была бараньей.

Медведь — характерный для русского фольклора образ, герой многочисленных сказок. Как представитель природного мира медведь, согласно поверьям, знается с нечистой силой, и ему приписываются близкие родственные связи с лешим. В народе говорили, что «медведь лешему родной брат». Иногда медведя самого называют «лешаком» или «лесным чертом». В некоторых местностях лешего считали хозяином медведей, как и других лесных зверей. В  христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом. Является также символом жадности.

Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина, ряженый. Пословицы и поговорки: Напоказ что ли ты харю свою выставляешь? По твари и харя. С эдакой харей я бы и в люди не казался! Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

 В значении "маска" на Руси употреблялось слово "харя": например, когда Аввакум прогоняет скоморохов, он ломает их бубны и "хари". Возможно, "харя" обозначала маску, изображающую свиное рыло (от "хавря", "хавронья").

Таким образом, фантастические существа в заколдованном месте персонифицируют недостатки и грехи деда: слабость, жадность, глупость.

Группа 3.

Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте.    

Гиперболы

  • …под ногами круча без дна,

  • ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…

Сравнения

  • …нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды,
  •  дыня… словно змея.
  • народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки.
  • ноги как деревянные стали
  • задал он такого бегуна, как будто панский иноходец.
  • как опарила! как будто свинью перед рождеством!
  • в животе, ей-богу, как будто петухи кричат
  • и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. 

Эпитеты

  • проклятый камень
  • красные очи
  • мерзостная рожа
  • сатанинское наваждение
  • хитрая бестия
  • низенький дубовый лес

                                 

Ученики анализируют, какие художественные средства использует писатель для создания фантастических картин, а какие для создания обыденного мира.

3.Ответы на вопросы. Обобщение материала.

 –  Как еще в повести называется заколдованное место?

Проклятое место, дьявольское место

 – Как закончилось приключение деда?

«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.

.…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!

Составление синквейна и анализ работы на уроке.

Пример синквейна

Заколдованное место

Таинственное, страшное

Манит, увлекает, притягивает

Опасайтесь заколдованных мест

Это обман

Итоговый вывод урока.

IV. Вывод: Писатель переосмыслил текст  предания по-своему: «нечистое» богатство» превращается в мусор. Почему? (достается даром) 

Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам, наживе,  воплощенные Гоголем в сказочных образах, неизменно  приводят героев к проигрышу и посрамлению.

Таким образом, повесть „Заколдованное место“, как и другие повести „Вечеров“, опирается на традиционные фольклорные мотивы. Но и в этой повести, как и в других, Гоголь не воспроизводит в точности фольклорный материал, а создает свое собственное произведение. Для „Заколдованного места“ особенно характерен юмористический тон изложения. Фантастические элементы вставлены в бытовую реалистическую рамку, автор вводит множество бытовых деталей комического характера и самой речи придает сугубо-житейский разговорный характер.

V. Домашнее задание. 

Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров…». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Выписать реальное и фантастическое, оформив в виде таблицы. (слайд 17)

VI.  Общие выводы по уроку.

Итак, вернемся к  началу  урока. (На слайде портрет Гоголя) 

Понравился ли вам урок?  Что показалось интересным?  О чем хотелось бы узнать?

  Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество Гоголя находит в вашей душе скромное место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Урок развития речи по литературе  в  9 классе   "Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души" создан в технологии  КСО (коллективных способов обучения)  с использованием поабз...

Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».

Конспект урока литературы в 6 классе. Тема: Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»....

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...

План-конспект урока литературы. Гоголь. Шинель

Тема. Н.В. Гоголь. Творческая история повести «Шинель». Жизнь «маленького человека». «Внешний» и «внутренний» человек в образе А.А. Башмачкина.Цели:-       проследить тра...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)

Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»

Конспект урока  литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...