Конспект урока литературы в 9 классе по теме "В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Харина Лидия Владимировна

Урок развития речи по литературе  в  9 классе   "Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души" создан в технологии  КСО (коллективных способов обучения)  с использованием поабзацной проработки текста критической статьи В.Г.Белинского "Похождения Чичикова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kso_po_state_belinskogo_9_kl.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

К о н с п е к т

урока развития речи по литературе в 9 классе

"Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души".

Статья "Похождения Чичикова"

/ 2 час /

Учитель  Харина Л.В.  

СШ № 12

г. Воркута

Цели: I) дидактические

        а) углубление знаний учащихся по вопросу

           общественного    значения "Мертвых душ";

        б) отработка навыков самостоятельного анализа

           критической статьи;

        в) развитие монологической речи уч-ся в научном

           стиле;

        г) повторение приемов цитирования.

     II) развивающие

        а) развитие мыслительных операций анализа и

           синтеза;

        б) развитие умений выделять главное в тексте,

           составлять план критической статьи.

     III) воспитательные - воспитание привычки к труду

          в микроколлективе; воспитание нравственных

          принципов (взаимопомощь, взаимовыручка).

Тип урока: урок взаимообучения учащихся (коллективный

           способ обучения - КСО).

Место урока в системе уроков: последний урок по теме "Гоголь. " Мертвые души".

Методы: исследование текста (поабзацная проработка

        текста критической статьи), слово учителя,

        проблемная беседа.

Оборудование: Портреты Белинского и Гоголя, эпиграфы на доске;

              плакат с памяткой "Как работать в группе";

              индивидуальные карты-инструкции

              (по количеству учащихся в классе);

              номера участников группы (1,2,3,4,Р);

              тексты статьи Белинского "Похождения Чичикова или

              Мёртвые души" (на каждого учащегося  в классе).

Опорные_конструкции(на доске):

              Белинский считает, что... 

              Критик приводит пример...

              Но мнению автора статьи,.. 

              Белинский называет... и др.

             

Эпиграфы:

(на доске)

под фото                I) Литературная критика -        

Белинского              "самовластная царица современного мира"

                                                      В.Белинский

под фото                II) Гоголь – «первый писатель

Гоголя                      современной России»

                                                       В.Белинский

Все учащиеся рассажены за 6 столов в группы по 4 чел.

На столах номера 1,2,3,4 и Р - руководитель группы

Ход урока

                               

                                    I. Сообщение ученика (подготовлено).

    «Самовластная царица современного мира" - так называл В.Г. Белинский литературную критику, т.к. она была для "неистового Виссариона", как его называли, активной и чрезвычайно важной формой общественной деятельности.

    Ведь в те времена свежий номер журнала "Телескоп", "Отечественные записки" или "Современник" начинали читать именно с раздела критики и библиографии. Там ставились главные вопросы жизни. Там читатель искал и чаще всего находил ответы на них.

    Замечу, что до Белинского критика была недостаточно зрелой и напоминала, по выражению Белинского, "надписи учителя на тетрадках школьника: недурно, порядочно, изрядно, хорошо, очень хорошо, отлично, прекрасно, превосходно!..

    А В.Г. Белинский создал совершенно новый тип литературной критики - боевой, политически целеустремленной. Он обосновал сопиально-исторический взгляд на художественное творчество. Он отстаивал такую критику, которая, как и искусство, давала бы «ответы на вопросы времени». Белинский боролся за критику, которая воспитывала бы в читателе патриотическою любовь к своей

родине, к ее народу.

    Критика Белинского теоретически обобщила художественный опыт отечественной и зарубежной литературы и, прежде всего - Пушкина, Лермонтова.

    Огромную роль играл критик в творческой судьбе Гоголя. Он написал около 20 статей и рецензий, специально посвященных его творчеству.

    В «Литературных мечтаниях" (1834 г.) Белинский утверждал, что Гоголь «принадлежит к числу необыкновенных талантов». В статье «Что такое Н. Гоголь в нашей литературе?» (1835) критик увидел в авторе «Миргорода» «главу литературы, главу поэтов». В том же году в статье «О русской повести и повестях Н. Гоголя». Белинский назвал Гоголя так: «поэт, поэт жизни действительной». А за несколько месяцев 1842 года критик написал и опубликовал одну за другой 5 статей о «Мёртвых душах», т. к. поэма Гоголя представлялась ему событием исторического значения.

                                             

                                               II. Слово учителя.

   1.Статья Белинского "Похождения Чичикова, или «Мертвые души", впервые опубликованная в седьмом номере ж. «Отечественные записки» за 1842 г., и будет объектом нашей работы сегодня. Вам предстоит изучить критическую статью. В этом вам поможет поабзацная проработка материала. Для этого вся статья Белинского разделена на 4 абзаца (деление статьи в книге: В.Г.Белинский, Избранные статьи, М., Детская литература, 1975, с.101-109).

      I абзац. Со слов «Есть два способа...», кончая

               словами: «... хочет знать «прямая

               критика...».

      II абзац. Со слов: "...Не углубляясь далеко...»

                до «...Гоголь начал свое поприще...».

      III абзац. Начиная словами «Гоголь начал...» и

                 заканчивая словами «... не любит

                 умирать своею смертью...»

      IV абзац. Со слов: «Столь же важный шаг

                вперед...» до конца статьи, кончая

                словами: "...в свое время и в своем

                месте».

   2. ВЫ будете работать в группе в составе 4 человек. Каждому члену группы необходимо прочитать и проработать свой абзац, пользуясь индивидуальной картой-инструкцией. На это уйдет 15 мин. Когда работа будет закончена, начинаете трудиться в паре «по принципу – «ты - мне, я – тебе».1 2 Затем состав пары меняется 3 4

                     

еще дважды 1 4  1 3

           2 3  2 4

      Напоминаю: работа считается законченной только тогда, когда каждый из «четверки» рассказал изученный материал по своему абзацу каждому из оставшихся трех членов группы. Если кто-то из «четверки» закончил раньше других, можно помочь товарищу. При рассказе в паре уважайте товарища: говорите внятно, не торопясь, выделяя с помощью логического ударения главное; при необходимости повторите наиболее важное, где нужно, приводите цитаты.

  О завершении работы группы докладывает ее руководитель, составив предварительно план статьи из заглавий абзацев.

      3. Повторение учащимися инструкции по памятке «Как работать в группе».

III. Самостоятельная исследовательская

работа в группах в форме

поабзацной проработки материала.

                                    (индивидуальные инструкции прилагаются).

                                      IV. Обобщающая часть.

  1. Обсуждение планов статьи, выбор и запись лучшего плана в тетрадях учащихся и на доске.

Примерный план статьи

  1. Белинский о видах критики.
  2. Оценка критиком Гоголя-писателя.
  3. Характеристика "Мертвых душ".
  4. Гоголь - русский национальный поэт.
  1. Отчет - связный рассказ одной группы по плану, остальные дополняют.
  2. Повторение основных приемов цитирования.
  3. Запись цитат (цитаты предлагаются уч-ся) для характеристики Белинским поэмы "Мертвые дули" с использованием опорных конструкций. (См. доску).
  4. Для детей с  развитыми учебными возможностями. Монологический ответ 1-го человека по всей статье с использованием плана, опорных конструкций и цитат.

V. Подведение итогов уроков

(обобщающая проблемная беседа).

     

                                              VI. Домашнее задание:

                             пересказ статьи по плану с зачитыванием цитат.

ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ

I абзац

  1. Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
  2. Проанализируйте текст, используя вопросы:
  1. Какие 2 способа «выговаривать истину» называет

            Белинский? В чём состоит каждый из них?

  1. По мнению Белинского, «критика бывает двух родов». Назовите их.
  2. Как реагирует «уклончивая» критика на появление новых талантов?
  3. Каково отношение Белинского к «уклончивой» критике? Ответьте цитатой из текста.
  4. Что в понимании Белинского представляет собой критика «прямая»?
  5. Как  относятся в обществе к «прямой» критике?
  1. Ещё раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
  2. Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
  3. Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».

                              ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ

II абзац

  1. Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
  2. Проанализируйте текст, используя вопросы:
  1. На долю какого журнала выпала роль «прямой» критики? В чем состоит заслуга этого журнала перед Гоголем?
  2. Белинский задает вопрос: «Что такое Н.Гоголь в русской литературе?». Ответьте словами текста на этот вопрос критика.
  3. Как реагировала «уклончивая» критика на мнение Белинского о Гоголе? (цитата).
  4. В чем видит Белинский причину того, что Гоголь еще долго не будет понят?
  1. Ещё раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
  2. Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
  3. Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».

                             ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ

III абзац

  1. Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
  2. Проанализируйте текст, используя вопросы:
  1. Найдите в тексте, как Белинский характеризует состояние литературы после появления «Героя нашего времени».
  2. Как отзывается критик о поэме «Мертвые души»? Процитируйте.
  3. Что считает Белинский в «Мертвых душах» «величайшим шагом вперед»?
  4. В чём, по мнению критика, проявляется пафос субъективности поэмы?
  1. Ещё  раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
  2. Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
  3. Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».

                              ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ

IV абзац

  1. Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
  2. Проанализируйте текст, используя вопросы:
  1. В чём видит Белинский «важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя»?
  2. Где ощущается «русский дух» Гоголя? Ответьте словами текста.
  3. Назовите причины того, что «Мертвые души» понравятся не всем?
  4. Почему, по мнению критика, «Мертвые души» требуют изучения?
  5. Каково мнение Белинского о жанре поэмы «Мертвые души»?
  6. В чём упрекает критик автора «Мертвых душ»? (цитата).
  1. Ещё раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
  2. Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
  3. Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».

                                                        П А М Я Т К А

Как работать в группе при поабзацной проработке

материала одной  статьи

  1. Прочитайте текст абзаца. Определите его тему. Озаглавьте.
  2. Выполните задание по своей карте-инструкции.
  3. Убедитесь, что выполнили все задания инструкции.
  4. Проговорите (мысленно!) еще раз ответы на все заданные в инструкции вопросы.
  5. Найдите партнера для работы в паре и, строго следуя своей инструкции, расскажите ему материал абзаца.
  6. используйте в рассказе опорные конструкции, записанные на доске. Говорите внятно, не торопясь, выделяя главное, приводя цитаты.
  7. Прослушайте ответ товарища. Будьте внимательны, старайтесь запомнить ход его рассуждений.
  8. Смените состав пары и работайте вновь по памятке, начиная с п. 5.

Примечание: Смена состава пары производится по принципу:

а) 1   2

б) 3   4

в) 1   3

г) 2   4

д) 2   3

е) 1   4

                   ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПО СТАТЬЕ БЕЛИНСКОГО

  1. Мы  уже знаем, как относился Белинский в уклончивой критике. А каково Ваше отношение к ней?
  2. По мнению Белинского, Гоголь еще долго не будет понят. Согласны ли Вы с этим утверждением? Докажите.
  3. Белинский считал, что «Мертвые души» понравятся не всем. Что, на ваш взгляд, важнее для произведения, понравиться всем или только быть актуальным?
  4. Справедливы ли упреки Белинского в адрес Гоголя? Что бы Вы могли возразить критику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Презентация к уроку литературы по изучению поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Образ Манилова"

Презентация предназначена для урока , на котором  мы начали анализировать образы помещиков ....

Конспект урока по литературе "Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Целью данного урока является закрепление знаний учащихся  посредством презентации среднесрочных проектов о помещике Манилове, о Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче. Литературоведческая пауза предпола...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...