Главные вкладки

    Урок литературы «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")»
    методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

    Ооржак Шончалай Семеновна

          

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_lit-re_9kl._obraz_chichikova.docx40.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.  Урок-исследование в 9-м классе с использованием ИКТ по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")»         

    Цель: выявить особенности образа Чичикова; проследить художественные приёмы, с помощью которых создаётся образ

    Задачи:

    Образовательные:

    - раскрытие образа Чичикова через деталь, портрет, биографию героя;

    - продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся;

    - прийти к оценке образа Чичикова.

    Развивающие:

    - развивать образное и аналитическое мышление;

    -формировать потребности в самостоятельном чтении художественного произведения.

    Воспитательные:

    - воспитание духовно развитой личности;

    -формирование нравственных качеств.

    Тип урока: Комбинированный урок

    Используемые учебники и учебные пособия: Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души", Рассказ В.М. Шукшина "Забуксовал

    Предварительное задание: чтение 11 гл., анализ эпизодов (биография Чичикова). 

    Используемая методическая литература: Е.Н. Евстафьева "Н.В. Гоголь в музыке и изобразительном искусстве", Т.В. Михед "Использование экранных средств на уроках в 8 классе" Г.В. Самойленко, П.В. Михед, Е.Н. Михальский и др. "Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе: пособие для учителя"

    Используемые ЦОР: Е.Н. Евстафьева "Н.В. Гоголь в музыке и изобразительном искусстве", Фрагменты художественного фильма "Мёртвые души" (киностудия "Мосфильм").

    Оборудование: портрет Н.Гоголя; портреты помещиков, Чичикова работы П. Боклевского; презентация; рабочая карта урока; таблички с характеристиками помещиков; художественный текст.

    Девиз: «Пусть будет чутким слух, пытливым ум, богатым воображение! Пусть откроется для вас настоящая литература!»

    Эпиграф: “…Он всё же подлец какой-то странный…” И. Золотусский

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

    Учитель: Мы продолжаем вести разговор о бессмертном произведении Н.В. Гоголя, поэме «Мёртвые души». Чтобы наш работа была плодотворной, вы будете сотрудничать в творческих группах. Не забывайте о правилах работы в группе. Желаю вам удачи! А замечательные слова Н. Гоголя будут для вас напутствием: «Пусть будет чутким слух, пытливым ум, богатым воображение! Пусть откроется для вас настоящая литература!»

    2.Актуализация опорных знаний.

    Целью этапа актуализации является подготовка мышления учащихся для работы над новым материалом. Для этого необходимо, чтобы дети воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, полученные прежде. Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, сравнение и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память).

    - Самостоятельная работа (по изученному материалу)  с последующей проверкой.

    Учитель: На протяжении нескольких уроков мы не перестаём удивляться мастерству великого писателя. Гоголь – тонкий психолог, умевший увидеть то, что часто скрывается от глаз обычного человека. Его авторская характеристика как нельзя полно отражает характеры героев. Я предлагаю вам вспомнить яркие образы помещиков и выполнить следующее задание.

     - Перед вами пять карточек с опорными словами, по которым вы должны опознать литературный персонаж. (Постепенно на доске открываются портреты помещиков согласно указанной характеристике) (Слайды 5-9).

    - Напротив характеристик укажите фамилию героя (на доске напротив портрета помещика один ученик прикрепляет табличку с данной характеристикой).

    Праздный мечтатель – (Манилов)

    Мелочный накопитель – (Коробочка)

    Кулак-эксплуататор – (Собакевич)

    Прожигатель жизни – (Ноздрев)

    Отвратительный скряга – (Плюшкин)

    - Какой стилистический  приём использует Гоголь в изображении помещиков? (градацию- стилистический прием с нарастающим или нисходящим смыслом слов; последовательность, постепенность в расположении чего-нибудь ).

    С какой целью? (Для того чтобы подчеркнуть духовную смерть этих людей, их бессмысленную жизнь, которая уничтожает в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства.)

    Теоретические понятия, звучащие на уроке, должны быть связаны с темой урока.

    - Какой главный урок преподал нам Гоголь в изображении галереи помещиков, чиновников? (чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости, быть нравственным человеком).

    3.Постановка учебной задачи.

    Формулирование темы, целей урока - в совместной деятельности учителя и обучающихся.  От проблемной ситуации к диалогу.

    Учитель: У Василия Михайловича Шукшина, писателя, публициста, режиссёра и актёра, много  размышлявшего о нравственности, есть рассказ «Забуксовал». Герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом:

          «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка!

          — Валерк, — позвал он. — А кто на тройке-то едет?

          — Селифан.

          — Селифан-то, Селифан! То же — кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?

          — Чичикова.

          — Так… Ну? А тут — Русь-тройка… А?

          — Ну. И что?

          — Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…»

    - Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём разговор?

    - Вот такую оценку даёт герой Шукшина Чичикову. Прохиндей? Шулер? Так ли это?    

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    - Кто же на самом деле господин Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

    Давайте поразмышляем над этим вопросом. Проведем исследование. 

    Дети должны осознавать, зачем они это делают, и что необходимо для решения данной проблемы.

    - Как вы считаете, что для этого нам необходимо? (проследить его путь от первой до последней главы).

    Цель, поставленная на уроке перед детьми в виде вопроса, должна прозвучать в конце урока в виде ответа!!!

    4. Открытие новых знаний

    Работа по исследованию проблемной ситуации осуществляется через следующие способы: диалог, групповую работу (теоретики, языковеды, искусствоведы), самостоятельную, работу с информационной картой.

    Аналитический компонент: анализ текста!

    Учитель: Что необходимо учитывать при анализе литературного персонажа? На какие средства раскрытия образа необходимо обратить внимание? (портрет, одежда, речь, детали и т.д.).

    - У наших теоретиков есть дополнения?

    - Обратимся к информационной карте  (план раскрытия образа Чичикова)

    Исследование 1. 

    План раскрытия образа Чичикова

    • Композиционная роль образа (связующая роль сюжета).

    • Средства раскрытия образа:

    а) портрет;

    б) одежда;

    в) манеры, речь;

    г) характеристика другими персонажами;

    д) «говорящая фамилия».

    Учитель: Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор.

    - Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя? (После ответа учеников - слово языковедам).

    Языковеды (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко».
    Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении).

    - Обратитесь теперь к рабочей карте и заполните соответствующую графу в таблице. Запись в таблицу.

    Учитель: Чичиков – литературный персонаж, который привлекал внимание композиторов, художников. Так, Пётр Михайлович Боклевский посвятил целый ряд работ поэме Гоголя.

    - Какие характерные черты Чичикова отразил в своей работе художник Боклевский,  об этом нам скажут искусствоведы.

    (Чичиков у Боклевского благообразен. Здесь он изображен с чуть склоненной головой. У него толстые щеки, второй подбородок, слегка крючковатый нос, небольшие залысины. На лице заученная, словно приклеенная улыбка. Современники говорили о наполеоновских чертах, свойственных этому образу. Действительно, это сходство в портрете явно. Неслучайно, наверное, и то, что Чичикова принимают за сбежавшего с острова Св.Елены Наполеона). Запись в таблицу.

    Учитель: Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя.

    - О чем нам поведали вещи Чичикова? (Деталь шкатулка). Какую роль в жизни Чичикова играет этот предмет?

    (Рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.) Запись в таблицу.

    Учитель: У Гоголя ничего не бывает случайным. Как вы помните, фамилии его героев «говорящие». Что вы можете сказать о фамилии нашего героя? (фамилия Чичикова напоминает чириканье воробья, создаётся эффект подпрыгивания, пощёлкивания)

    — Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1гл.) Зачитайте.

    (Умел всем понравиться, обладал привлекательной внешностью, обходительнейший человек, имеет изысканные манеры, способен поддержать любую беседу. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.)  Фрагмент фильма (2 t). Запись в таблицу.

    Учитель: О таких людях говорят – «душка». С ним легко в общении?

    Учитель:  В каких сценах, по-вашему, наиболее  ярко раскрывается характер героя?  (в общении с поместным дворянством). Давайте проанализируем его манеру общения с помещиками.

    (Переезжая из имения в имение, Чичиков общается, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова — он добрейший человек, с Собакевичем —“кулак кулаком”, у Коробочки — гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим “великодушием и щедростью”, отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя. Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свою выгоду. И многих из них он обаял.) Фрагмент фильма (2t) Запись в таблицу.

    Исследование 2. «Чичиков и помещики»

    Учитель:  Похож ли хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает дела? Чем? Есть ли различия?

     (Присмотримся к Чичикову в те моменты, когда он остается наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления. Вот Чичиков осматривает город N: «Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать хорошенько», а прочитав. «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. 
         Чичиков на собрании у полицмейстера размечтался в совершенно маниловском духе, хотя рядом с ним не Манилов, а Собакевич: «Чичиков никогда не чувствовал себя в таком веселом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трехпольном хозяйстве, о счастье и блаженстве двух душ – и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлоте, на которое тот хлопал глазами».
         С Маниловым Чичикова сближает и неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича: «…никакого равнодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». И в самом деле, подозрительность и расчетливость Чичиков обнаруживает не только в присутствии Собакевича. А знаменитая шкатулка Чичикова! Все в ней разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Настасьи Петровны. 
         В характере Чичикова есть маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основу их характеров. И эта «многогранность» Чичикова, родственность его «мертвым душам помещиков позволяет сделать его главным героем поэмы. Характер Чичикова, а не только его афера объединяют главы «Мертвых душ».

    Но всё же Чичиков отличается от своих двойников. Он человек нового времени. Делец, приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «..и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мёртвая душа».)

    5. Исследование 3. Продолжение работы по исследованию проблемной ситуации.

    Учитель: в 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями:

    «Кто ж он? Стало быть, подлец?» Как же сформировался такой характер?

    - Для этого обратимся к 11 главе (домашнее задание) и поработаем с текстом по плану:

    §  Детские годы Чичикова.

    §  Учеба в училище.

    §  Служба в казенной палате.

    §  Участие в строительной комиссии.

    §  Служба на таможне.

    §   Изобретение нового способа обогащения.

    Групповая работа

    Группа № 3

    -Что рассказывает Гоголь о происхождении и
    детстве Чичикова?

    Группа № 4

    - Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

    - Как воспользовался Чичиков советом отца?

    - Как прошли его школьные годы?

    (Он все делает ради выгоды, угождает учителям; эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.) Запись в таблицу

    - Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь? (Обогащение, поклонение копейке. Он плохой товарищ. Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др). Запись в таблицу

    Учитель: Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

     Группа № 1

    - С чего началось служебное поприще Чичикова?
    - Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

    ( Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сразу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в истории со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни может быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, порядочности, сковывающих его, что эти принципы мешают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.) Запись в таблицу

    - Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

    Группа № 2

    - Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
    - Чего достиг на новом месте?

    - Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    (Следующий этап служебной карьеры Чичикова — участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значительно превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожиданно в комиссию был назначен новый начальник, объявивший решительную войну взяточничеству и казнокрадству. Правда, ему так и не удалось навести нужный порядок, потому что вскоре он оказался в руках еще больших мошенников, чем те, которых он разогнал (выразительный штрих Гоголя, который подчеркивает, что искоренение общественных зол не зависит от доброй или злой воли начальника). Но Чичикову все же пришлось искать новое место. Катастрофа, раз разившаяся над ним, снесла почти до основания плоды его «трудов», но не заставила отступить.) Запись в таблицу

    Группа № 3

    - Проанализируйте службу Чичикова на таможне.

    Учитель: Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы?

    (После каждой неудачи приходилось начинать все заново, почти с нуля, однако это его не останавливало. Даже после катастрофы на таможне, которая, казалось, могла «если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека», в нем не потухла непреодолимая страсть к приобретательству: «Он был в горе, досаде, роптал на весь свет, сердился на не справедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей и, однако же, не мог отказаться от новых попыток...») Запись в таблицу

    Изобретение нового способа обогащения

    - Как возникла у него мысль о приобретении «мертвых душ»? Фрагмент фильма(3t)

    (В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопотал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

    - Можно ли обвинить героя в нарушении закона?

    Архивариусы. Историческая справка. Ещё с петровского времени в России проводилась ревизия крепостных душ, в результате которых составлялись ревизские списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями  крестьянин умирал, за него всё равно надо было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мёртвых, но числившихся живыми, скупал Чичиков. Их можно было заложить в Опекунском совете и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за неё пришлось заплатить. В Опекунском совете за душу могли дать до 250 рублей, т.е. в сотни раз больше. Деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать.

    В покупке «мёртвых душ» не было ничего противозаконного: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну. Значит, официально он оставался как бы живым. А живого помещик мог продать за любую сумму. Чичиков не так уж и далёк от правды, когда говорил Манилову: «закон – я немею перед законом». Конечно, он пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казённые деньги, вступал  в сделки с контрабандистами. Но ведь подобные нарушения допускались повсеместно. Председатель казённой палаты, который помог оформить покупку, командовал целой оравой взяточников. Он давно привык к тому, что закон, по пословице, - дышло, куда повернёшь, туда и вышло. В руководимом им учреждении он сам устанавливает законы (недаром Гоголь иронически связывает его с Зевсом).

    Учитель: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»
     И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:
    - «Кто ж он? «Живая душа» Чичиков или «мертвая?»

    - Давайте посмотрим, как вы ответили на этот вопрос. Что же у вас получилось при заполнении таблицы? Как вы оценили поступки этого героя. (На доске вокруг портрета Чичикова представители каждой группы размещают  таблички  с характеристикой героя)

    Самостоятельная работа по заполнению таблицы – совместная  проверка (каждый должен cебя проверить)

    На данном этапе необходимо создать для ученика ситуацию успеха.

    Учитель: Посмотрим, как Гоголь отвечает на этот вопрос (чтение текста).

    (Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно. «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиономию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели»

      «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель…Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его»)

    Рефлексия

    Цель: самооценка учащимися результата своей учебной деятельности и оценивание работы своего товарища.

    Учитель: исходя из всего вышесказанного, предлагаю вам составить синквейн. Оцените работу своего соседа.

    Синквейн «Чичиков».

    ЧИЧИКОВ.

    Внимательный, изучающий.

    Посещает, скупает, обманывает.

    Все ему верят.

    Мошенник.

    Учитель:  Можем ли мы однозначно и окончательно осудить Чичикова? (Перед нами, если и подлец, - выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей.)

    - Опасно ли такое явление – «чичиковщина»? ( Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.)

    - Как вы думаете, возможно ли возрождение героя? (По замыслу Гоголя, его герой должен обрести душу и возродиться, а задатки для этого у него есть. Интересно, что тезка героя апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру. Образ дороги в поэме имеет символическое значение: дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев, всего человечества, самого автора. Автор видит спасение души в указании дороги вверх, к Богу. Это дорога-надежда, дорога в духовное будущее России)

    Учитель: Современен ли Чичиков? Можно ли считать его героем нашего времени? У Чичикова есть черта, которая близка и понятна нам, это предприимчивость. Именно она выходит на первый план в современном обществе. Наверное, Чичиков мог бы стать его полноправным членом. Человек – приобретатель – разве не наш он современник? Не  знамение теперешней России?
    Сколько новоявленных Чичиковых – прирождённых приобретателей – рыщут нынче по миру в поисках своих «мёртвых душ».
    Купить, продать, обмануть, нажиться всеми правдами и неправдами, а там – хоть трава не расти. Какой народ – такая и страна. После нас  - хоть потоп. Всё остальное точь-в-точь по Гоголю. Вот он – современный герой – приобретатель.
    Художник-гуманист, Гоголь представить себе не мог, что настанут времена, когда Чичиковы будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Каждый в этой жизни выбирает свой путь. Какой дорогой идти: честной, праведной или в погоне за богатством растерять всё человечное…Помните одно: за всё придётся ответить.

    7. Рефлексия:      

    Что было сложно для вас сегодня на уроке?

    Отбирать материал для таблицы  -

    Делать выводы –

    Находить необходимый материал в тексте –

     Выбирать необходимый материал для характеристики героя –

    Что было интересно?

    Отбирать материал для таблицы  -

    Делать выводы –

    Находить необходимый материал в тексте –

     Выяснить, современен ли образ Чичикова –

    Увидеть связь времён, типов людей -

    Помог ли материал урока ответить на вопрос «Живая душа» Чичиков или «мертвая?»

    8.Подведение итогов урока. Оценивание работы обучающихся.

    9.Домашнее задание :

    Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

    Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

    Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

    Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

    Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

    Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

    Презентация к уроку литературы в 8 классе. Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

    Презентация представляет собой тест   к итоговому уроку по литературе в 8 классе по  поэме  М. Ю. Лермонтова "Мцыри"....

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

    Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

    Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...