Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.

Тема для урока взята из раздела «Великая Отечественная война в литературе».

Цели урока:

1.     Познакомить учащихся с военной лирикой 40-х годов: авторами, их стихотворениями, основными мотивами военной лирики.

2.     Продолжить развитие аналитического мышления, умения вычленить главное, развитие творчества учащихся.

3.     Пробудить у учащихся патриотические чувства, чувства сострадания и гордости за свою Родину и ее народ.

 

Оборудование урока:

§  Компьютерная презентация.

§  Грамзаписи Военных песен: В.Лебедев-Кумач «Священная война», Л. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Архангельская СОШ

Методическая разработка урока литературы

в 11 классе

По теме: Строки, опаленные войной

  (Патриотические мотивы и сила       народного чувства в лирике военных лет)

Разработала:

Елистратова В.Е.,

учитель русского

языка и литературы

первой категории

Архангельской СОШ

                                                            2015 год

Пояснительная записка к уроку.

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.

Тема для урока взята из раздела «Великая Отечественная война в литературе». Тематическое планирование этого раздела прилагается.

п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата пров.

1.

2.

3.

4.

Великая Отечественная война в литературе (обзор). Жанровое богатство произведений.

Строки, опаленные войной (Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет).

Человек на войне и правда о нем (Рассказы Л. Соболева, К. Паустовского, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Звезда» Э. Казакевича, «Молодая гвардия» А. Фадеева и др).

Драматургия: «Нашествие» Л. Леонова, «Дракон» Е. Шварца и др.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

6.04.

7.04.

8.04

9.04.

13.04.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с военной лирикой 40-х годов: авторами, их стихотворениями, основными мотивами военной лирики.
  2. Продолжить развитие аналитического мышления, умения вычленить главное, развитие творчества учащихся.
  3. Пробудить у учащихся патриотические чувства, чувства сострадания и гордости за свою Родину и ее народ.

Оборудование урока:

  • Компьютерная презентация.
  • Грамзаписи Военных песен: В.Лебедев-Кумач «Священная война», Л. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»

                                                                    Война не вмещается в оду,

                                                                    И многое в ней не для книг.

                                                                    Я верю, что нужен народу

                                                                    Души откровенный дневник.

                                                                            Семен Кирсанов «Дом».

На экране  две даты              1941-1945 г.г.      1945-2015 г.г.      (Слайд)

- Вам знакомы эти даты? Какие исторические события в жизни нашей страны связаны с ними?

(Великая Отечественная война, 70–летие победы в Великой Отечественной войне).

  1.  Учитель: (вступительное слово).

1941-1945 г. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок – 4 года. Но это были годы страшных испытаний для народа, когда каждый год по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к 10-летию.

1945-2015 г.г. - 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. Отгремели последние взрывы этой кровавой войны, но память о ней и о тех, кто завоевал эту победу и отстоял независимость своей Родины, сохранятся на века. Уходят из жизни последние ветераны, которые могли рассказать нам об этой войне, но останутся замечательные книги, написанные писателями и поэтами - фронтовиками, очевидцами тех событий.

Это строки, опаленные войной. Так звучит и тема нашего урока, посвященного лирики военных лет и 70-летию Великой Победы.

  1. Погружение в тему.

В течение 5-10 классов вы каждый год изучали различные произведения о Великой Отечественной войне. Вам знакомы имена и фамилии многих писателей, которые писали о ней. Давайте составим кластер.

  • Составление кластера (фронтальная работа) Военная лирика. Что ассоциируется у вас с этим понятием?     (Слайд)

Учитель: Все эти произведения вы изучали на уроках литературы. Среди них есть такие, которые были написаны во время войны (в 40-е годы) и после войны. Тема одна, а то, как она раскрывается, цели и задачи и одинаковые и разные.

- Как вы думаете, чем отличались задачи лирики 40-х годов от послевоенной?

Чтобы ответить на этот вопрос, поразмышляем, а свои рассуждения отразим в таблице.  (Слайд)  

Задачи лирики о войне.

40-х годов

послевоенной

- Показать смелость, мужество, патриотизм, самоотверженность советских солдат и всего народа.

- Поддержать, помочь выстоять.

- Звать в бой за Родину

- Показать ужас войны.

- Сохранить память для потомков.

- Какой же можно сделать вывод?

(Были и общие задачи, и различия, поэтому порой различными было и содержание, и главная мысль стихов, и лирической герой).

  1. Определение целей и задач урока.

Сегодня мы познакомимся с лирикой 40-х годов. Со стихами, которые писали в окопах в промежутках между боями. Это по истине строки, опаленные войной.

Сегодня вы узнаете имена и фамилии военных поэтов, познакомитесь с их стихами, узнаете об основных мотивах военной лирики и ее патриотическом пафосе.

Дома вы готовились к уроку по предложенному вам плану, который помог вам вспомнить то, что вы уже знали, и подготовить материал, необходимый на уроке. (План у каждого).

IV. Работа над новым материалом.

Учитель:  Уже в первые дни войны из репродукторов гремела песня Бориса Александрова на стихи  Василия Лебедева – Кумача «Священная война».

Звучит песня «Священная война».  (Слайд)

Вслушайтесь в слова этой песни. Она звучит, как набат.

С первых дней писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистскими захватчиками. Их оружием были и винтовка, и автомат … и слово: стихи, поэмы, рассказы, песни.

В стихах военных поэтов звучит правда войны, узнанная и выстраданная в солдатском окопе, в смертельной атаке, в горящем танке. Многие из них прошли через всю войну, одновременно становясь и солдатами, и поэтами. В одном из своих стихотворений Сергей Орлов написал:

Я, может быть, какой-нибудь эпитет –

И тот нашел в воронке под огнем.

Военная поэзия 40-х годов - это своеобразный дневник войны, очень нужный потомкам. Вот как сказал об этом поэт Семен Кирсанов:

Война не вмещается в оду,

И многое в ней не для книг.

Я верю, что нужен народу

Души откровенный дневник.

Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку. Давайте полистаем этот дневник войны,  созданный поэтами – фронтовиками.

Учитель:

  • 1941 год. Самое начало войны пробудило в лирике чувство патриотизма, в стихах звучал призыв к борьбе за свободу Родины. Вспомним стихи А. Ахматовой, посвященные  началу войны.

- Какие это стихи? («Клятва», «Мужество»).  (Слайд)

* Индивидуальное задание. Двое ребят готовили выразительное чтение и анализ этих стихотворений.

Звучит выступление этих ребят.

Учитель: Многие поэты написали стихи, которые назвали одинаково – «22 июня 1941 года».

- Назовите этих поэтов (Степан Щипачев, Александр Твардовский).

- Что объединило эти стихи? (В них поэты передали свое состояние, свои чувства, впечатления от первого дня войны, передали лаконично и точно).

* Стихотворение Степана Щипачева «22 июня 1941 года» читает заранее подготовленный ученик.

  • Шли годы войны 1942, 1943, 1944… Как в дневнике  отразили поэты в своих стихах тяготы военной жизни, потерю друзей. Но несмотря ни на что, в их стихах звучала вера в победу, в силу и мужество русского народа. Вот эти авторы и эти стихи: (Слайд)

К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Мальчишка на лафете».

А. Суриков «Песня смелых», «Человек склонился над водой…».

М. Дудин «Соловьи».

С. Орлов «Его зарыли в шар земной».

- Остановимся поподробнее на стихах М. Дудина «Соловьи» и С. Орлова «Его зарыли в шар земной».

* Индивидуальное задание. (Двое учеников читают стихи и рассказывают о них).

Учитель: Основным мотивом лирики 40-х годов в течение всех военных лет был мотив патриотизма, готовность отдать жизнь за свободу Родины.

* Работа с учебником (самостоятельно).

- Познакомьтесь со статьей учебника (стр. 55-60). Используя материал учебника, назовите поэтов и их стихотворения, расскажите, как отражался образ Родины в стихах поэтов 40-х годов.

* Проверка самостоятельной работы (один начинает – другой продолжает).

- Остановимся поподробнее на одном из стихотворений.

Стихотворение Д. Кедрина «Родина».  (Слайд)

* Беседа. Анализ стихотворения (подготовленный ученик читает стихотворение).

- Какова тема этого стихотворения? (Родина и война)

- Какова главная мысль этого стихотворения? (Надо защищать нашу прекрасную Родину, на которую напали враги)

- Какие средства выразительности использует автор, чтобы донести до читателя эту основную мысль? (При помощи композиции, синтаксического строя, эпитетов, метафор)

- В чем же особенность композиции этого стихотворения? (В композиции выделяется 2 части: I ч. – первые восемь строф – это образ родины, что он вмещает. II ч. - последняя строфа, в которой содержится призыв, обращение к русскому солдату встать на защиту Родины и всего, что с ней связано)

- Как помогает в раскрытии главной мысли стихотворения его синтаксический строй? (Обилие однородных членов: «и темная роща», «и синий ласкающий воздух» и т.д.; повторяющийся союз И . Это для того, чтобы образ Родины получился более широким и рельефным)

- Назовите примеры художественных средств языка, которые тоже помогают создать замечательный образ Родины, которую нельзя отдать на поругание врагу. («Поля непочатые», «синий ласкающий воздух», «косые ливни» - обилие эпитетов; метафор: «и серьги вчерашней метели у зябких осинок в ушах»)

- Но какое самое главное художественное средство и какую оно выполняет роль? (Это анафора -  многие строчки стихотворения начинаются одинаково с союза И, добавляя все новые и новые образы родной страны. От этого образ Родины расширяется. Она и на самом деле красива и необъятна.)

Учитель: Действительно композиция, художественные средства языка, которые использует автор, синтаксический строй стихотворения помогли создать такое замечательное произведение, которое не может оставить равнодушным того, кто его прочитает. Стихотворение выполняло свою главную задачу – звало на борьбу за свободу Родины.

Т.о., образ Родины–матери и мотив патриотизма были одним из главных в поэзии военных лет. Но вместе с  темой Родины неожиданно  большое место тогда заняла в поэзии любовная лирика.

  • Как отдельная страничка военного дневника были эти стихи о любви, о верности.

Дома вы работали со статьей учебника стр. 61-66, где узнали об авторах, посвятивших свои  стихотворения любовной тематике, об их стихах.

- Перечислите авторов стихов о любви и их стихотворения (Слайд)

(К. Симонов «С тобой и без тебя», «Жди меня».

М. Исаковский «Огонек»,  «В лесу прифронтовом».

В. Агапов «Темная ночь».

Е. Долматовский «Моя любимая», «Случайный вальс».

А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь».)

- Что объединило эти стихотворения? (Все они были посвящены любимым, которые ждут солдата с войны и тем самым помогают ему не только выжить на этой войне, но и стать сильнее, смелее, мужественнее).

- Какое значение имели такие стихотворения для солдат на войне? (Помогали воевать, выживать, бороться не только за свободу, но и за счастье и покой любимых, детей, матерей).

Учитель: Неслучайно многие из этих стихотворений были положены на музыку и стали песнями. Эти песни звучали из репродукторов, их пели бойцы в минуты передышки между боями. Давайте послушаем одну из них

* Звучит грамзапись песни на слова А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь». (Слайд)

Все стихотворения, посвященные этой теме трогательны и хороши. Но самое сильное из них по глубине чувств – стихотворение К. Симонова «Жди меня…». Послушайте это стихотворение

* Стихотворение К. Симонова «Жди меня…» читает подготовленный ученик.

Учитель:

  • Мы еже говорили в начале урока, что многие из военных поэтов погибли в боях, но были, к счастью, и такие, кто дожил до Великой победы. И как последняя страничка военного дневника – их стихотворения, посвященные этому замечательному, долгожданному дню. В своих стихах авторы выразили свое ощущение победы, свои чувства в этот радостный день. Каждый выразил по-своему.

Прослушайте два стихотворения, посвященные Дню Победы и подумайте над вопросом.

- Что ощущали авторы в этот день? Ведь эти же чувства переполняли сердца всех бойцов, которые 4 года ждали этого дня, шли к нему тяжелой дорогой войны.

* Учитель читает стихи А. Суркова «Утро победы», А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война».

- Ребята отвечают на поставленный вопрос. (Долгожданная радость, наслаждение тишиной, мечты о доме, о близких, радость, что выжил, и вместе с тем горечь потерь, воспоминания о тех, кто уже не вернется с поля боя и не услышит этой радости и этой тишины, не обнимет близких). (Слайд)

Учитель: 70 лет прошло с этого дня, уходят из жизни ветераны, очевидцы этих событий. Но тот фронтовой дневник, те  строки, опаленные войной, не позволят нам забыть все то, что пережили наши деды, чтобы над нами было чистое небо, чтобы мы были счастливы и спокойны.

V. Закрепление. Дифференцированная самостоятельная работа.

Учитель: Сегодня вы познакомились с военной лирикой 40-х годов, со стихами, написанными очевидцами этих событий. Но тема войны до сих пор тревожит сердца русских поэтов.

- Как вы думаете, отличаются ли стихи о войне, написанные очевидцами, участниками от тех, кто узнал о войне из книг и  рассказов ветеранов? (отличаются).

На карточке тексты стихотворений В.Высоцкого «Атака» и Гудзенко  «Перед атакой». (Авторы не указаны).

- Перед вами 2 стихотворения, посвященные одному и тому же военному действию – атаке.

- Определите, какое из стихотворений написано участником войны, а какое нашим современником, который знал о войне лишь понаслышке? Докажите свою точку зрения. Вчитайтесь в текст.

* Над этим заданием работают ребята I группы.

* Ребята II и III группы выполняют задание на карточках.

Карточка для II группы.

  1. Найдите соответствие автора и названия его стихотворения.

К. Симонов                  «Его зарыли в шар земной»

А. Сурков                     «Случайный вальс»

С. Орлов                       «Бьется в тесной печурке огонь»

М. Исаковский             «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Е. Долматовский          «Огонек»

Карточка для III группы.

  1. Среди названных авторов и их стихотворений подчеркните те, которые относятся к любовной лирике.

Д. Кедрин                     «Родина»

К. Симонов                  «Жди меня»

М. Дудин                      «Соловьи»

А. Сурков                     «Человек склонился над водой»

Е. Долматовский         «Случайный вальс»

А. Сурков                     «Утро победы»

М. Исаковский             «Огонек»

А. Сурков                     «Бьется в тесной печурке огонь»

VI. Проверка дифференцированной работы.

(От каждой группы выступает 1 человек и получает оценку)

VII. Итоги урока. Рефлексия.

Вернемся к тому, с чего мы начали урок – к кластеру.

- Что теперь, после нашего урока мы можем добавить к понятию «Военная лирика».

          Итак,  вы видите, сколько вы сегодня узнали нового на уроке.

Рассматривая тему урока «Строки, опаленные войной», мы как бы листали дневник тех страшных дней, написанный поэтами-фронтовиками. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Как вы думаете, когда прошло уже 70 лет с тех пор, как закончилось война, нужен же людям, потомкам этот «души сокровенный дневник»?

(Ребята отвечают и доказывают, почему нужен).

VIII. Домашнее задание.

Вы сегодня познакомились с множеством замечательных стихотворений. Наверное, среди них есть те, которые понравились каждому из вас больше других.

К следующему уроку всем вам предстоит выучить наизусть одно из стихотворений.

Кроме того

I группа – определит главную мысль выбранного стихотворения и как автор ее передает.

II группа – определит только главную мысль выученного стихотворения.

IΧ. Оценки:

  1. За индивидуальную работу заранее подготовленным ученикам.
  2. За участие в уроке.
  3. За ответы на этапе закрепления.

Тема: «Строки, опаленные войной».

План подготовки к уроку.

  1. Вспомнить стихи А. Ахматовой, посвященные Великой Отечественной войне «Клятва», «Мужество», «Победа».

Подготовить краткий анализ этих стихов по плану:

  • Когда написано;
  • Какова главная мысль;
  • Какие средства использует автор для передачи главной мысли.

  1. Образ Родины в поэзии военных лет (тема патриотизма).
  • Учебник (стр.55, использовать строки из стихов)
  • Д. Кедрин «Россия» (выразительное чтение)

- Почему стихотворение названо «Родина»?

- Какова его главная мысль?

- В чем особенность композиции стихотворения? Как она помогает раскрыть его идею?

- Как помогает этому синтаксический строй стихотворения?

- Какое главное художественное средство?

III.  Особенность любовной лирики военных лет

  • Учебник (стр. 61-66), выписать авторов и название стихов.
  • Подготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня».

- Какое значение имели эти стихи  для простого русского солдата на войне?

IV. Трудности военной жизни, потери.

  • Подготовить выразительное чтение стихотворений: С. Орлов «Его зарыли в шар земной», М. Дудин «Соловьи».

Выступления:

  1. С. Орлов «Его зарыли в шар земной» книга «Стихи живые сами говорят» стр. 124  Е.В. Карсанова
  2. М. Дудин «Соловьи» (там же стр. 125)

V. Песни военных лет.

- Какие песни были рождены войной? Кто автор стихов?

- Какую роль они играли в те страшные годы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строки, опаленные войной (Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет) Разработала: Елистратова В.Е., учитель русского языка и литературы первой категории Архангельской СОШ

Слайд 2

Война не вмещается в оду , И многое в ней не для книг . Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник. Семен Кирсанов «Дом».

Слайд 3

1941-1945 г.г. 1945-2015 г.г.

Слайд 4

Военная лирика Стихи о войне Поэмы о войне А. Твардовский «Василий Теркин», К. Симонов «Мальчишка на лафете», Р. Гамзатов «Журавли», А. Фатьянов «Соловьи»

Слайд 5

Задачи лирики о войне. 40-х годов послевоенной - Показать смелость, мужество, патриотизм, самоотверженность советских солдат и всего народа. - Показать смелость, мужество, патриотизм, самоотверженность советских солдат и всего народа. - Поддержать, помочь выстоять. - Показать ужас войны - Звать в бой за Родину - Сохранить память для потомков.

Слайд 6

22 июня 1941 года Тогда, 22 июня 1941 года, еще никто не знал, то война продлится долгие месяцы. На защиту своего Отечества встали все от мала до велика. Среди них были и поэты, многие из которых навсегда остались молодыми, не вернулись с полей войны.

Слайд 7

А. Ахматова «Клятва», «Мужество »

Слайд 8

К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Мальчишка на лафете». А. Суриков «Песня смелых», «Человек склонился над водой…». М. Дудин «Соловьи». С. Орлов «Его зарыли в шар земной».

Слайд 9

Д. Кедрин «Родина» - Какова тема этого стихотворения? - Какова главная мысль этого стихотворения? - Какие средства выразительности использует автор, чтобы донести до читателя эту основную мысль? - В чем же особенность композиции этого стихотворения? - Как помогает в раскрытии главной мысли стихотворения его синтаксический строй? - Назовите примеры художественных средств языка, которые тоже помогают создать замечательный образ Родины, которую нельзя отдать на поругание врагу. - Но какое самое главное художественное средство и какую оно выполняет роль?

Слайд 10

Любовь и война К . Симонов «С тобой и без тебя», «Жди меня». М. Исаковский «Огонек», «В лесу прифронтовом». В. Агапов «Темная ночь». Е. Долматовский «Моя любимая», «Случайный вальс». А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь».)

Слайд 11

А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь».

Слайд 13

Военная лирика Поэмы о войне Стихи о войне Стихи 40-х г., ставшие песнями Любовная военная лирика Поэты-очевидцы, участники войны Патриоти-ческие мотивы А.Твардовский «Василий Тёркин», К.Симонов «Мальчишка на лафете», Р.Гамзатов «Журавли»

Слайд 14

Домашнее задание: В ыучить наизусть одно из стихотворений. Кроме того I группа – определит главную мысль выбранного стихотворения и как автор ее передает. II группа – определит только главную мысль выученного стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Методическая разработка мероприятия "Дети войны"

Методическая разработка классного часа на тему  "Дети войны" для 6 класса...

Методическая разработка «Детство, украденное войной»

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, посвященных 76 – й годовщине Победы советского народа в Великой отечественной войне и является  составной частью по формированию у обуча...