Методическая разработка "Строки, опаленные войной"
методическая разработка по теме

Абрашкина Татьяна Владимировна

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Строки, опаленные войной»

Аннотация

Данная методическая разработка необходима для демонстрации разнообразных форм и методов организации и проведения мероприятия, связанного с празднованием Дня Победы. Может быть рекомендована в качестве общеколледжного мероприятия по внеклассной работе.

Цели познавательные:

  1. познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны;
  2. познакомить учащихся с биографическими данными ряда писателей и поэтов

Цели развивающие:

  1. развивать у учащихся интерес к родной истории;
  2. развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета;

  1. прививать интерес у учащихся к литературе, музыке Цели воспитательные:
  1. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

  1. воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
  2. формирование нравственно-эстетического и общекультурного облика учащихся

Место проведения: читальный зал Время проведения: 40 минут Участники: студенты 105 группы Наглядные пособия: презентация Оборудование:

•        ноутбук; экран; видеопроектор

Ход мероприятия

Слайд 1.

Звучит мелодия «Прощание славянки»

Преподаватель: Сегодня, накануне празднования 67летия Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы. Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература- это не только зеркало жизни, это сама жизнь.

Звучит мелодия «Тучи в голубом»

Чтец 1.       Самый светлый, самый летний день в году, Самый длинный день двадцать второго. Спали дети, зрели яблоки в саду... Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Ведущий: Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев (Слайд 2), А. Жаров (Слайд 3), В. Лебедев- Кумач.

(Слайд 4)

Звучит песня «Священная война»

Ведущий: Эта песня возникла в первые дни Великой Отечественной войны, в конце июня 1941 года, и вскоре была исполнена в Москве перед воинами, уходившими на фронт. Автор песни поэт Лебедев-Кумач. (Слайд 5). Эта песня по праву названа музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Писатель:

Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с орудием в руках, многие будут сражаться пером, (отходит, садится за писательский стол )

Ведущий : Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Чтец 2       Над землей война металась По земле пожаром шла Землю кровью пропитала, И расплавленным металлом На три метра пролила.

Ведущий: Путь к Победе был долог и труден. Четыре года продолжалась великая война, это были годы страшных испытаний. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Поэты - воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. С первых дней войны поэты и писатели были уже на фронте. В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: Александр Твардовский(Слайд 6), Константин Симонов. (Слайд 7).

Ведущий: Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, Нам досталась надолго нелегкая участь солдат.

(Слайд 8)

Звучит мелодия « До свидания.мальчики»

ЧтецЗ

«До свидания, мальчики» Б. Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли -повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы,

будьте высокими, не жалейте ни пуль,

ни гранат и себя не щадите,

и все-таки постарайтесь вернуться назад.

(Слайд 9)

Звучит мелодия Д.Шостакович «Прелюдия №5»

Чтец 4. «Жди меня» К. Симонов

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий : Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

Ведущий : Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками... Они были солдатами. Стала медсестрой Вероника Тушнова. (Слайд 10).

Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, (Слайд 11), Ольга Берггольц (Слайд 12).... Их стихи знали, ждали

(Слайд 13)

Звучит музыка Бетховен «Лунная соната»

Чтение наизусть стихотворения О.Берггольц «Я никогда героем не была»

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады

не изменяла радости земной,

 что, как роса, сияла эта радость,

угрюмо озаренная войной.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали, где

смерть, как тень, тащилась по пятам, такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

Ведущий:       Юлия   Владимировна   Друнина.   (Слайд   14),   Девочка   из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.

Чтец 5 (Юлия Друнина):

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии. Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

Звучит мелодия «Журавли»

Стихотворение «Зинка» Ю. Друниной

ЗИНКА

1.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2«С каждым днем становилось горше,

 Шли без митингов и знамен.

 В окруженье попал под Оршей

 Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить. ..

Почему же в бинтах кровавых

 Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

 Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

Ведущий: Не женское это дело - убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую. О таких девушках писал Борис Львович Васильев. (Слайд 15).

Писатель (Б. Васильев):

Я родился в Смоленске в семье кадровых военных. Быть военным не собирался, мечтал стать историком, но война все перечеркнула. 8 июля 1941 года я, девятиклассник- доброволец, в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Участвовал в боях за родной Смоленск, под Вязьмой. После войны стал профессионально заниматься литературой. (Слайд 16). Написаны повести «Встречный бой», «Завтра была война», а первая повесть «А зори здесь тихие» сразу же получила признание читателей.

Сценка из романа Б. Васильева «А зори здесь тихие». (Слайд 17).

Старшина:

-        Стройте людей.

-        Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! -Вольно!

  1. Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:
  2. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...
  3. Умеют.

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

  1. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
  2. Я знаю.

Писклявый такой голосишко, прямо из строя. Федот Евграфыч вконец расстроился:

  1. Что - я? Что такое я? Докладывать надо!
  2. Боец Гурвич.
  3. Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?
  4. Хенде хох.
  5. Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич... Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.
  6. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут.
  7. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, - значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть - одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?
  1. Знаем, - сказала рыжая. - Одна - справа, другая - слева.
  2. Порядок движения такой будет: впереди - - уточнил Федот Евграфыч головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах -основное ядро: я... - он оглядел свой отряд, - с переводчицей. В ста метрах за нами - последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали, дуры...

  1. Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. Примолкли.
  2. Я умею, - робко сказала Гурвич. - По ослиному: и-а, и-а!
  3. Ослы здесь не водятся, - с неудовольствием заметил старшина. - Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

(Слайд 18).

Звучит песня «Смуглянка»

Ведущий: Почти в каждой части был гармонист. Именно гармонь сглаживала, позволяла хоть на миг забыть тяготы войны, суровую реальность. В минуты передышки между боями, когда части отходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка и пелась лирическая "Смуглянка" на стихи Якова Шведова. (Слайд 19) Эта песня была популярна не только в годы войны, но известна и сейчас, благодаря фильму "В бой идут одни старики".

(Слайд 20).

Ведущий: Виктор Петрович Астафьев - сибиряк. Детдомовец. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Писатель (Астафьев):

Я воевал в артиллерии, был связистом, шофером, артиллерийским разведчиком. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизован. Я всегда чувствовал вину перед теми, кто не дожил, не долюбил. (Слайд 21).Свою правду о войне поведал в повестях: «Веселый солдат», «Так хочется жить», в страшном романе «Прокляты и убиты».

Ведущий: Не о бессмертном народе-победителе писал В.П.Астафьев, а о «рядовом» человеке на войне, который сохраняет в себе доброту, любовь в адских условиях чудовищной, испепеляющей стихии войны.

Ведущий: Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин - герой поэмы Твардовского. (Слайд 22).

Звучит песня «Последний бой»

Чтец 6.

- Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху. Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще? - Едва ли. Тут воюй, а не гадай. Но скажу насчет медали: Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны:

Дело самое простое -Человек пришел с войны.

(Слайд 23).

Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах»

Ведущий: Многие поэты писали о войне. Среди них Владимир Семенович Высоцкий. Он был ребенком, когда началась война. Вырос в семье военного, и поэтому знал многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.

Ведущий: Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «...почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать -это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья...»

Ведущий: «Песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни очень настоящих  людей...   Сильных,  усталых,   мужественных,   добрых.   Таким

людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия...» (Р.Рождественский) (Слайд 24).

Ведущий: Наша поэзия в годы Великой Отечественной войны против немецко - фашистских захватчиков сразу нашла свое место в героической борьбе советского народа, сражающегося за свою Родину. Ее зовущий на подвиги славы голос был слышен сквозь грохот великого сражения, развернувшегося на огромном фронте. В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков. Народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.

Звучит музыка «Ennio Morricone»

Ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

Ведущий: Мы вас помним, солдаты Пусть известны не все имена, Но войны той жестокой раскаты Не умолкнут во все времена.

Чтец 7: Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми, Но в памяти нашей во все времена Останетесь вечно живыми.

Чтец 8: Нет, время не властно над нами Нашей скорби ему не убить. Омоем ваш прах мы слезами Учась благодарными быть.

Преподаватель: Литература о войне - это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.

(Слайд 25).

Все участники

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву.

 Я рисую дома

И сады на луне.

 Я рисую все то,

Что увижу во сне.

Не хочу рисовать я Разрывы от бомб.

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем.

Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.


Литература

  1. Луконин М.К. Стихотворения и поэмы. - Л., 1985
  2. А.Т.Твардовский. Стихотворения. Поэмы. - М.: Дрофа, 2007
  3. К.М.Симонов. Жди меня. - М.: Детская литература, 2010
  4. Б.Ш.Окуджава. Стихотворения. — М.: Эксмо, 2008
  5. Б.Л.Васильев. А зори здесь тихие. - М.: Эксмо, 2008
  6. Газета «Сливки общества» (серия «Кумиры»), 1998
  7. Ю.В.Друнина. За минуту до боя. - М.: Астрель, 2010
  8. Ю.В.Друнина. Стихи о войне. - М.: Эксмо, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ЭОР "Поэзия, опаленная войной"

Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе,урок-презентация с применением ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и групповой формы работы....

Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ИКТ и ЭОР "Поэзия, опаленная войной"

Урок-презентация,интегрированный урок по литературе и историис применением ЭОР, ИКТ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Песни, опаленные войной»

Пояснительная записка "Там, где переходы и завалы,Рваная колючка на столбах,Умирали наши запевалыС недопетой песней на губах".М. Дудин Цель мероприятия: формирование исторической памяти о Ве...

Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Методическая разработка устного журнала "Детство, опаленное войной"

Методическая разработка устного журнала "Детство, опаленное войной", посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Большая часть материала посвящена презентации 2 тома книги "...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока музыки в 8 классе на тему: «Песни, опаленные войной»

Данный урок имеет нравственно – патриотическую направленность. Знакомит учащихся с известными военными песнями. Он содержит новые интересные материалы о песнях. Формирует у учащихся чувство патр...