Методическая разработка устного журнала "Детство, опаленное войной"
методическая разработка (5 класс)

Пересыпкина Галина Анатольевна

Методическая разработка устного журнала "Детство, опаленное войной", посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Большая часть материала посвящена презентации 2 тома книги "Детство, опаленное войной", в частности, представлены разделы:  1 – «Мы там такое повидали, что не забыли до седин…» (вспоминают дети, пережившие оккупацию); 2 - «Упала нам на слабенькие плечи огромная недетская беда» (вспоминают дети, жившие вдали от фронта); 3 – «Земля, родимая земля, ты нелегко сынов растила…» (воспоминания детей, переживших войну в Забайкалье);4 – «И пусть мы были маленькие очень, мы тоже победили в той войне…» (вспоминают дети, пережившие войну в городе Чите). Всего же в книге 6 разделов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско – юношеский центр»

https://www.stihi.ru/pics/2017/02/01/1700.jpg

Методическая разработка устного журнала

Детство, опаленное войной

(к 75- летию Победы в Великой Отечественной войне)

Разработал:

Пересыпкина Г.А.,

педагог дополнительного

образования

2019-2020 уч.г.

г. Чита

Форма проведения: устный журнал. 

Для проведения мероприятия можно привлечь обучающихся объединения «Юный корреспондент».

Глоссарий: война, оккупация

Планируемые результаты: обучающиеся смогут углубить знания о событиях Великой Отечественной войны,  о роли детей во время Великой Отечественной войны. 

Оформление:

 - музыкальное сопровождение;

 - презентация «Детство, опаленное войной».

Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, глубокого сочувствия страшному детству сверстников в годы войны.

Задачи:

  • расширить знания детей о войне 1941-1945гг.;
  • продолжить формирование  активной гражданской позиции обучающихся;
  • на примерах трудного, холодного и голодного  детства  в военное время     воспитывать чувство сострадания;
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,    памятникам героям войны; чувство патриотизма.

Ход мероприятия:

1.Вступительная часть:

 Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

- Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям,  рассказам фронтовиков и детей войны. Наше с вами детство—счастливое и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения.… Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы...

Ребята,    каждый год  9 мая  мы чествуем ветеранов Великой Отечественной войны, чтим память павших, отдавших свою жизнь за наше счастливое детство, за мирное небо над головой. Прошло уже почти 75 лет с той победной весны. Но какой ценой досталась нам эта победа? Более 20 миллионов наших сограждан погибли или пропали без вести. С каждым годом редеют ряды ветеранов. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет.  Что они помнят о войне?

Беседа:  (Слайд 2)

-Скажите, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?

- Что вы знаете о войне?

- Знаете ли вы, что кто-то из ваших родных был участником Великой Отечественной войны, в каких боях участвовал и какие имел награды?

- Как Забайкалье помогало фронту?

- Что вы знаете о детях войны?

Сегодня на нашей встрече хочется  поговорить о юных героях войны, ваших сверстниках, которые тоже внесли посильный вклад  в приближение  победы. (Слайд 3)

В суровые дни войны на защиту своего Отечества в одном ряду со взрослыми  вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.                             

Кто-то родом из детства... Я — из войны,

Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

(Слайд 4 )О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов.

Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда.  Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны. Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. На земле самый лучший народ - дети. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.  Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

(Слайд 5) 2.Презентация книги «Детство, опаленное войной» (2 часть)

Во Дворце детского и юношеского творчества Читы прошла презентация книги «Детство, опаленное войной». Это второй том издания. Первый был выпущен пять лет назад, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В книгу вошли 200 реальных историй.

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.

Книга состоит из 6 разделов:

Раздел 1 – «Мы там такое повидали, что не забыли до седин…» (вспоминают дети, пережившие оккупацию);

Раздел 2 - «Упала нам на слабенькие плечи огромная недетская беда» (вспоминают дети, жившие вдали от фронта);

Раздел 3 – «Земля, родимая земля, ты нелегко сынов растила…» (воспоминания детей, переживших войну в Забайкалье);

Раздел 4 – «И пусть мы были маленькие очень, мы тоже победили в той войне…» (вспоминают дети, пережившие войну в городе Чите);

Раздел 5 – «Мы пережили войну, мы возродили страну»;

Раздел 6 – «Не прерывается связь поколений» (дети и внуки о детях войны).

Фрагменты 1 раздела книги (вспоминают дети, пережившие оккупацию):

Заборина Жанна Георгиевна (родилась 7 февраля 1938 года в селе Журавичи Гомельской области Белоруссии): «Я с мамой, сестрой и братом не успели эвакуироваться. Чтобы 12-летнего брата не угнали в Германию, мама отправила его в деревню к хромому сапожнику, где он занимался полевыми и домашними работами. Нас арестовали в июле 1943 года  и вывезли в тюрьму. Выпустили нас в мае 1944 года».

Ишарина Юлия Павловна (родилась в 1938 году в Краснодаре): «В августе 1942 года война дошла и до станции Абадзехской, мне тогда было 5 лет. Через станицу пошли отступающие советские войска. Шли, пряча глаза, низко опустив головы.  К вечеру на мотоциклах в станицу въехали фашисты. Немцы громко смеялись, заставили порезать всех кур. Немцы съедали все продукты, забирали хорошие вещи. И вот освобождение! Пришла весточка и от отца».

(Слайд 6) Зачитать воспоминания на стр.20 (начало войны) .Мартынеко Майя Яковлевна.

(Слайд 7) Фрагменты 3 раздела книги (воспоминания детей, переживших войну в Забайкалье):

Из воспоминаний Андрусовой Нэли Георгиевны (родилась 1 октября 1939 года в поселке Курорт Дарасун Читинской области): «Мой отец был военным, в первый год войны ушел на фронт. В 1943 году пропал без вести. А в 1944 году умерла моя мама. Воспитывалась у бабушки с дедушкой. Воспитанием моим занималась их 17-летняя дочь, моя тетя. Помню, как кормили зелеными, а иногда черными лепешками, которые пекли из крапивы, лебеды и гнилой картошки. Очень редко бывали в доме праздники, когда на столе появлялись горки вареной картошки и кусочек хлеба».

Бицура Валентина Федоровна (родилась в 1938 году на станции Карымская  Читинской области): Детство прошло в городе Шилка. Началась война, и отца призвали в армию. Детство было грустное, потому что всегда хотелось есть. Еду добывали сами. Собирали ягоды, грибы, выкапывали корни саранок, рвали лебеду, крапиву, дикий лук и чеснок. Победу встретили бурной радостью».

Буранова Капитолина Васильевна (родилась в 1929 году на станции Мысовая): «В 1940 году папу перевели в Читу, а через год началась Великая Отечественная война.  Мне было 12 лет, и я в это время я отдыхала в бесплатном детском санатории в городе Петровск-Забайкальском. Мы услышали по радио, что началась война. Именно в этот день закончилось наше счастливое детство. Нас отправили по домам. Я училась в Читинской школе №2. Мы с нетерпением ждали перемены, на которой нам дадут кусочек хлеба, иногда пирожок. Я благодарна своим учителям не только за знания, но и за то, что они оберегали нас, всегда были с нами. Мы вместе работали на картофельных полях, а когда подросли – на заготовке леса».

(Слайд 8) Фрагменты 4 раздела книги (вспоминают дети, пережившие войну в городе Чите):

Артемова Лидия Николаевна (родилась 22 июня 1941 года): «Как большинство детей войны, я не ходила в детский садик. Мама часто собирала детвору у нас дом и кормила всех лепешками и овощами с нашего огорода. «Ешьте, детки, - говорила она, - вырастите здоровыми. Россия – матушка – сильная держава, мы обязательно победим». В  Читу привозили раненых солдат и офицеров. Наши мамы ухаживали за ними в госпиталях, дежурили, помогая врачам».

Брызгина Клара Алексеевна (родилась 14 октября 1929 года в Чите): «Мы постоянно испытывали голод. Весной шли в ход цветы багульника. Летом – луковицы саранок, мангыр, дикий чеснок. На большой перемене нам давали миску супа-лапши и кусочек хлеба. Очень тяжело было зимой. Надо было одеть-обуть нас. Бабушка перешивала старую одежду, выменивала на овощи валенки, чулки, шапки».

Нечухаев Алексей Алексеевич (родился 17 сентября 1934 года в Черновском районе Читы): «Домой с фронта отец не вернулся. Нас у мамы было пятеро. Жили трудно и бедно. Хлеб во время войны давали по карточкам. Иногда карточки терялись. И это было целое горе. Основным продуктом была картошка. Чтобы обогреться, мы на санках ездили на шахту и собирали упавший из вагонов уголь, везли его домой. Часто сидели в темноте, спать ложились рано. Летом собирали ягоды, я продавал их летчикам в аэропорту. Стакан стоил 10 рублей, а булка хлеба – 250-300 рублей. В нашей школе расположился госпиталь. Мы разговаривали с ними, читали стихи, пели песни. Я учился в первом классе, меня ставили на стул, и я пел песню «На солнечной поляночке». У нас была большая дружная хорошая семья. Старшие ухаживали за младшими. видимо, военные трудности, когда мы недоедали, а часто даже и голодали, сделали свое дело. мама и старшие сестры рано ушли из жизни».

(Слайд 9) Зачитать воспоминания на стр.179 (начало войны).

Ромашкина Маргарита Павловна.

3.Заключительная часть:

Нелегкое детство досталось  детям войны: голод, холод, оккупация, тяжелая физическая работа. Многие из них не учились в школе, а кто учился – не хватало учебников, бумаги. Некоторые школы и вовсе были закрыты.

В классе очень холодно,

На перо дышу,

Опуская голову

И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы...  Прочтите книгу!

По-разному зовутся дети, -

Нас очень много на планете...

Есть Вани, Гансы, Джоны, -

Детей повсюду миллионы!

По-разному зовутся дети,

Для нас - все лучшее на свете!

Нужны нам яркие игрушки –

И Буратино, и Петрушки.

Нужны нам книжки, песни, пляски

И увлекательные сказки.

Бассейны, горки, турники,

Сады, фонтаны, цветники.

Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят,

Пусть всем, везде хватает школ,

Чтоб каждый утром в школу шел!

Хотим мы вырасти врачами,

Строителями, скрипачами,

Учителями, и артистами,

И летчиками, и связистами!

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети.           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско – юношеский центр» Детство, опаленное войной Устный журнал к 75- летию Победы в Великой Отечественной войне Дети войны - и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые волосы. Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими.

Слайд 2

-Скажите, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? - Что вы знаете о войне? - Знаете ли вы, что кто-то из ваших родных был участником Великой Отечественной войны, в каких боях участвовал и какие имел награды? - Как Забайкалье помогало фронту? - Что вы знаете о детях войны?

Слайд 3

В суровые дни войны на защиту своего Отечества в одном ряду со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях

Слайд 4

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг

Слайд 5

Презентация книги «Детство, опаленное войной» Книга состоит из 6 разделов: Раздел 1 – «Мы там такое повидали, что не забыли до седин…» (вспоминают дети, пережившие оккупацию); Раздел 2 - «Упала нам на слабенькие плечи огромная недетская беда» (вспоминают дети, жившие вдали от фронта); Раздел 3 – «Земля, родимая земля, ты нелегко сынов растила…» (воспоминания детей, переживших войну в Забайкалье); Раздел 4 – «И пусть мы были маленькие очень, мы тоже победили в той войне…» (вспоминают дети, пережившие войну в городе Чите); Раздел 5 – «Мы пережили войну, мы возродили страну»; Раздел 6 – «Не прерывается связь поколений» (дети и внуки о детях войны).

Слайд 6

В оспоминания Мартынеко Майи Яковлевны о начале войны

Слайд 7

Фрагменты 3 раздела книги (воспоминания детей, переживших войну в Забайкалье ) Из воспоминаний Андрусовой Нэли Георгиевны (родилась 1 октября 1939 года в поселке Курорт Дарасун Читинской области): « Мой отец был военным, в первый год войны ушел на фронт. В 1943 году пропал без вести. А в 1944 году умерла моя мама. Воспитывалась у бабушки с дедушкой. Воспитанием моим занималась их 17-летняя дочь, моя тетя. Помню, как кормили зелеными, а иногда черными лепешками, которые пекли из крапивы, лебеды и гнилой картошки. Очень редко бывали в доме праздники, когда на столе появлялись горки вареной картошки и кусочек хлеба». Бицура Валентина Федоровна (родилась в 1938 году на станции Карымская Читинской области): Детство прошло в городе Шилка. Началась война, и отца призвали в армию. Детство было грустное, потому что всегда хотелось есть. Еду добывали сами. Собирали ягоды, грибы, выкапывали корни саранок , рвали лебеду, крапиву, дикий лук и чеснок. Победу встретили бурной радостью». Буранова Капитолина Васильевна (родилась в 1929 году на станции Мысовая): «В 1940 году папу перевели в Читу, а через год началась Великая Отечественная война. Мне было 12 лет, и я в это время я отдыхала в бесплатном детском санатории в городе Петровск-Забайкальском. Мы услышали по радио, что началась война. Именно в этот день закончилось наше счастливое детство.

Слайд 8

Фрагменты 4 раздела книги (вспоминают дети, пережившие войну в городе Чите ) Артемова Лидия Николаевна ( родилась 22 июня 1941 года): « Как большинство детей войны, я не ходила в детский садик. Мама часто собирала детвору у нас дом и кормила всех лепешками и овощами с нашего огорода. «Ешьте, детки, - говорила она, - вырастите здоровыми. Россия – матушка – сильная держава, мы обязательно победим». В Читу привозили раненых солдат и офицеров. Наши мамы ухаживали за ними в госпиталях, дежурили, помогая врачам». Брызгина Клара Алексеевна (родилась 14 октября 1929 года в Чите): «Мы постоянно испытывали голод. Весной шли в ход цветы багульника. Летом – луковицы саранок , мангыр , дикий чеснок. На большой перемене нам давали миску супа-лапши и кусочек хлеба. Очень тяжело было зимой. Надо было одеть-обуть нас. Бабушка перешивала старую одежду, выменивала на овощи валенки, чулки, шапки». Нечухаев Алексей Алексеевич ( родился 17 сентября 1934 года в Черновском районе Читы): «Домой с фронта отец не вернулся. Нас у мамы было пятеро. Жили трудно и бедно. Хлеб во время войны давали по карточкам. Иногда карточки терялись. И это было целое горе. Основным продуктом была картошка. Чтобы обогреться, мы на санках ездили на шахту и собирали упавший из вагонов уголь, везли его домой. Часто сидели в темноте, спать ложились рано. Летом собирали ягоды, я продавал их летчикам в аэропорту. Стакан стоил 10 рублей, а булка хлеба – 250-300 рублей…»

Слайд 9

Воспоминания о начале войны Ромашкиной Маргариты Павловны

Слайд 10

В классе очень холодно, На перо дышу, Опуская голову И пишу, пишу. Первое склонение — Женский род на «а», Сразу, без сомнения, Вывожу — «война». Что всего существенней Нынче для страны? В падеже родительном: Нет — чего?— «войны». А за словом воющим — Мама умерла... И далекий бой еще, Чтобы я жила. Шлю «войне» проклятия, Помню лишь «войну»... Может, для примера мне Выбрать «тишину»? Но «войною» меряем Нынче жизнь и смерть, Получу «отлично» я — Это тоже месть... О «войне» тот горестный, Гордый тот урок, И его запомнила Я на вечный срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»

Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, заверш...

Методическая разработка Устный журнал "И верили дети свято..."

Посвящается памяти юных героев-антифашистов....

Методическая разработка устного журнала для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «Белые журавлики – памяти кораблики»

Методическая разработка устного журнала  для дошкольников старшего возраста  студии "Малышок"  «Белые журавлики – памяти кораблики» посвящается празднику День белых журавлей. Цель мероп...

Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...

Методическая разработка устного журнала "Цветы России на наших плечах"

Разработка внеклассного материала знакомит с историей народного искусства, формирует интерес учащихся к творчеству своего народа. Показывает на примере использования одного национального элемента одеж...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...