Методическая разработка устного журнала "Цветы России на наших плечах"
презентация к уроку (9 класс) на тему

Разработка внеклассного материала знакомит с историей народного искусства, формирует интерес учащихся к творчеству своего народа. Показывает на примере использования одного национального элемента одежды (платка) при создании современных моделей одежды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ustnyy_zhurnal_tsvety_rossii_na_nashih_plechah.ppt832.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал « Цветы России на наших плечах» Воронина Т. П. учитель биологии Мордовкина С.В. учитель технологии и искусства МАОУ ООШ села Красный Яр Балаковского района Саратовской области

Слайд 2

Цель: формирование уважительного отношения к русской культуре Задачи: Активизация интереса к творчеству своего народа, общечеловеческих ценностей, заложенных в народном искусстве; Формирование уважительного отношения к истории национальной одежды; Развитие творческих возможностей, фантазии и навыков конструирования и моделирования одежды; Воспитание эстетического вкуса и стремления к прекрасному.

Слайд 3

История длиною в 110 лет Возвращался домой со службы бравый солдат. За плечами котомка, в кармане – гроши, а за пазухой у самого сердца подарочек своей любимой которую он не видел целых 10 лет. Подарок этот - бежевый шелковый платок, с вышитыми по краям цветами – хранится в нашей семье уже около 110 лет, потому что он был подарен моим прадедушкой Ивлевым Михаилом Михайловичем моей прабабушке Харитоновой Евдокии Игнатьевне.

Слайд 4

Семейная реликвия Эта семейная реликвия передается в нашей семье из поколения в поколение. И совсем недавно мама, перебирая свои вещи, достала его, всплакнула над ним, и решила что пора передать на хранение его мне. Подала и сказала: «Береги его. Цена ему – большая любовь, верность и преданность семье». Получив самый дорогой в жизни подарок, я задумалась, почему наши дедушки и прадедушки дарили своим любимым платки, какое значение имел и имеет до сих пор платок в жизни женщины?

Слайд 5

Страница первая «Платок сегодня и в далекие времена». Среди множества аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, платок и шаль занимают особое место. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день .

Слайд 6

Страница первая «Платок сегодня и в далекие времена». С незапамятных времен женщины России носят платки. Платок – это предмет одежды, квадратной формы кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный женский костюм. Замужние женщины надевали платки по верх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Платки украшали вышивками, набивными печатными узорами.

Слайд 7

Страница первая «Платок сегодня и в далекие времена». Расписной платок, шаль с каймой были, да и сегодня остаются желанным подарком. Издавна, ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли кто-нибудь из города с базара, справлялась ли свадьба или крестины – во всех случаях любовь и внимание выражали подарком головного платка. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты. Русская песня звучит широко, воспевая особенную стать русской души, таинственный облик русской женщины – мягкость, доброту, красоту. Подари мне платок – голубой лепесток, По краям голубым – золотой завиток. Ни в сундук положу на груди завяжу, И что ты подарил никому не скажу.

Слайд 8

Страница вторая «Золото выставок». «Горные напевы» Худ. Зубрицкий В. «Ноченька» Худ. Зубрицкий В. «Испанский» Худ. Зубрицкий В. Расписные платки – это не только головной убор, но и произведения искусства. Недаром знаменитые Павловские платки получили мировое признание. …Когда-то в селе Павлове, на востоке Подмосковья, шумели богатые ярмарки. Торговали хлебом, тканями и другими товарами.. и, конечно же знаменитыми набивными Павловскими платками. На месте села позже возник город Павловский Пасад. В середине XVIII века здесь возник шелкоткацкий кустарный промысел. Сначала купец С. Лабзин открыл контору по переработке пряжи, а затем с 1855 года его торговый дом начал ситценабивное производство .

Слайд 9

Страница вторая «Золото выставок». Набойка ( набивка – это один из видов древнейшей художественной росписи тканей. В России в XII веке набивку выполняли ручным способом при помощи резных досок. Ткань раскладывали на мягкой поверхности. Доску окрашивали или смачивали краской и накладывали на ткань, пристукивая (набивая) деревянным молоточком для лучшей пропечатки рисунка. Первоначально набивали красной или оранжевой красками по белому или однотонно окрашенному фону. Потом количество цветов увеличивалось и соответственно увеличивалось количество досок, каждую из которых окрашивали в один цвет. Эти доски последовательно накладывали на ткань. Позднее деревянные доски заменили штампами, а ручной труд – машинным, что дало возможность применять разнообразные художественные и технические приемы. В 1880 году крашение платков и шалей пошло в гору и стало на поток.

Слайд 10

Страница вторая «Золото выставок». «Русское золото». Худ. Белокур Н. «Мозаика». Худ. Сотскова Г. В орнаменте Павлово-Пасадских платков яркий растительный мотов пышных букетов, в котором крупные садовые цветы (чаще розы и маки, лилии и гладиолусы) сочетаются с мелкими полевыми цветочками незабудками и подснежниками, ромашками и ландышами. А яркие изумрудные листочки дополняют общую палитру. Фон – черный, коричневый, васильковый, бордо, красный, зеленый, кремовый и белый. Основная композиционная нагрузка приходится на кайму или угол платка, ниспадающий на спину, ведь именно он хорошо виден…..иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма.

Слайд 11

Страница вторая «Золото выставок». «Матрешка» Худ. Додонова И. «Журавушка» Худ. Додонова И. И скажите нам, от куда появилось это чудо? Кто придумал эти краски, словно взятые из сказки? Издревле в росписи тканей использовались яркие органические красители. Один из первых марена – краситель, добываемый из растения, которое в Европе даже специально выращивали на плантациях. В настоящее время марену получают из каменноугольной смолы. А в XVIII веке усилиями химиков было создано много других красителей. Одним из первых стала берлинская лазурь – 1704 год. Позже появились кадмиевые краски, искусственный ультрамарин и другие. Современное Павлово-Пасадское производство использует высококачественные красители.

Слайд 12

Страница вторая «Золото выставок». «Турецкий» Худ. Савельева Л. «Царевна» Худ. Зиновьева К. Рисунки на платках отличаются красотой вытканного золотой нитью орнамента, отвечают самым взыскательным вкусам. В декарировке Павловских платков преобладают пышные букеты и гирлянды. По прежнему популярен орнаментальный мотив «турецких огурцов», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставшими модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Образцы, созданные ведущими художниками предприятия Е.Регуновой, З.Олышевой, И.Додоновой, Н.Славищевой, К.Зиновьевой, Л. Савельевой постепенно приобрели национальный характер. Использованные ими приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита позволили именовать свои творения сказочно, романтично, изысканно, таинственно, величаво.

Слайд 13

Страница третья «Платок – главное украшение русской женщины». Женщины в древности не носили шапок. В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли. Такой способ сравнительно недавно проник в Россию из Германии через Польшу. В древности платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывался высоко на макушке. Но не следует думать, что у этих женщин болят зубы. По разному носили платок девушки и замужние женщины. Разница между девичьим и женским ношением платка оставалась и тогда, когда стал исчезать традиционный костюм. Женщины завязывали углы своих платков «двумя концами», а девушки напротив, пропускали угол платка через завязанные концы.

Слайд 14

Страница третья «Платок – главное украшение русской женщины». В настоящее время этих традиций не придерживаются и носят платки все и по-разному: бабушки и мамы, юные девушки и озорные веселые девчонки, русские и татары, чуваши и мари. У женщин нашего села платок также пользуется заслуженной популярностью и является любимым головным убором. И будучи по-разному повязан на голове, завершает костюм, придает величавость. Каждая наша женщина надевает тот платок который ей идет, и так повязывает его, чтобы показать свой характер и свое настроение.

Слайд 15

Страница четвертая «Платок плюс фантазия». Тут булавки и иголки, Нитки, ножницы, тесьма. И узор на тонком шелке, А на шерсти бахрома. Тут защипы, буфы, складки, Сочетание тонов…. Смотрим мы уже украдкой На творение из снов. И наряд наряда краше Проплывает мимо нас, Это мастерицы наши Радуют работой нас.

Слайд 16

Страница четвертая «Платок плюс фантазия». Проявив фантазию, можно создать оригинальные костюмы, в которых используется квадратная форма платка. Части платка могут так или иначе скрепляться застежками или соединяться швами. Из одного, двух или даже нескольких платков можно сделать юбку, блузку или даже костюм. Современная мода различается разнообразием стилей одежды и быстрой сменой цветочных сочетаний, тканей и аксессуаров. Платок может быть главной точкой композиции всего костюма.

Слайд 17

Страница четвертая «Платок плюс фантазия». Поиски вариантов на тему одежды из платков неограниченны. Сконструированные модели, выполненная одежда из платков отличается мягкостью и динамичностью, остротой и монументальностью, излучает тепло и свет солнечных лучей, и может украсить любую женщину, подчеркнуть ее личность, индивидуальность, величие. Вот чудо! Это просто волшебство: В красавиц превращаться за мгновенье. Но это просто, просто мастерство, Фантазии и рук творенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»

Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, заверш...

Методическая разработка Устный журнал "И верили дети свято..."

Посвящается памяти юных героев-антифашистов....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Урок России - Устный журнал «Россия – священная наша держава»

Цель: Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств.Задачи: Расширять знания детей об историческом прошлом и настоящем нашего народа.Формировать у детей чувство патриотизма, гражданстве...

Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Методическая разработка  «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,  МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...