Методическая разработка устного журнала "Цветы России на наших плечах"
методическая разработка (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ustnogo_zhurnala.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка устного журнала

«Цветы России на наших плечах»

                                                         Авторы

                                   Воронина Т.П., Мордовкина С. В.

                                             

           Цель: формирование у детей уважения к русской культуре.

           Задачи:

-активизировать интерес учащихся к творчеству своего народа;

-показать общечеловеческие ценности, заложенные в народном искусстве;

-формирование уважительного отношения к истории национальной одежды;

-развивать у учащихся творческие возможности, фантазию и навыки конструирования и моделирования одежды;

-воспитание эстетического вкуса и стремления к прекрасному.

          Предварительная подготовка

  1. Изготовление плакатов с изображением различных способов подвязывания платка женщинами на Руси;
  2. Изготовление заголовков с название устного журнала и его страниц.
  3. Сбор платков и шалей с различными орнаментами.
  4. Подбор пословиц, поговорок, песен, стихотворных строк, в которых упоминаются слова «платок», «шаль».
  5. Создание выставки Павлово-Посадских платков.
  6. Изготовление костюмов, выполненных из платков.
  7. Пошив народных костюмов для девочек.
  8. Подбор различных фасонов одежды, дополненных платком, шалью.
  9. Приглашение вокальной группы «Рябинушка» из сельского дома культуры.

          Оборудование: музыкальный центр с записями русских народных мелодий, гармонь, магнитная доска, манекен, павловосадские платки.

          Форма проведения: устный журнал.

          Ход устного журнала «Цветы России на наших плечах»

          Вступительное слово

(Звучит фрагмент русской народной песни «Зеленая рощица» в исполнении Северного хора)

         Учитель.

-Возвращался домой со службы бравый солдат. За плечами котомка, в кармане-гроши, а за пазухой подарочек своей любимой, которую он не видел целых 10 лет. Вот этот подарок. (показывает платок) Бежевый шелковый платок, с вышитыми цветами по краям в нашей семье хранится уже около 110 лет, потому что он был подарен моим прадедушкой Михаилом Михайловичем моей прабабушке Евдокии Игнатьевне.

Ну что? Одной заботой боле…

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес да поле,

Да плач узорный до бровей…

И не возможное возможно,

Дорога долгая легла,

Когда блеснёт вдали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

                                                       Александр Блок

- Эта семейная реликвия передается из поколения в поколение. И совсем недавно мама, перебирая свои вещи, достала его, всплакнула над ним, и решила, что пора передать на хранение его мне. Подала и сказала: «Бери его. Цена ему – большая любовь, верность и преданность семье». Получив самый дорогой в жизни подарок, я задумалась, почему же наши дедушки и прадедушки дарили своим любимым платки, какое значение имел и имеет до сих пор платок в жизни женщины.

         Страница 1 «Платок сегодня и в далёкие времена»

         1 ведущий. 

- Среди множества аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, платок и шаль занимают особое место. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.

(Школьницы демонстрируют разные виды одежды, дополненные платком и шалью)

          2 ведущий. 

- С незапамятных времен женщины России носят платки. Платок – это предмет одежды, квадратной формы кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный женский костюм. Замужние женщины надевали платки по верх головных уборов, девушки – непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки украшали вышивками, набивными печатными узорами. Расписной платок, шаль с каймой были, да и сегодня остаются желанным подарком. Издавна, ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли кто-нибудь из города с базара, справлялась ли свадьба или крестины – во всех случаях любовь и внимание выражали подарком головного платка. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

(Звучит песня «Подари мне платок» муз. Г. Пономаренко, сл. М Агишина)

Подари мне платок, голубой лоскуток,

По краям голубым - золотой завиток,

Не в сундук положу, на груди завяжу,

И что ты подарил никому не скажу.

Пусть и лед на реке, пусть и ты вдалеке,

И платок на груди - не кольцо на руке,

Я одна не одна, мне тоска - не тоска,

Мне и день не велик, мне и ночь коротка.

Если в темную ночь иль средь белого дня

Ни за что, ни про что ты разлюбишь меня,

Ни о чем не спрошу, ничего не скажу,

На дареном платке узелок завяжу.

          Учитель.

- Нераздельно сердце с песней русской

Задушевной, ласковой до слез.

От неё то радостно, то грустно,

С ней тепло в ненастье и мороз.

Русская песня звучит широко, воспевая особенную стать русской души, таинственный облик русской женщины – мягкость, доброту, красоту.

(Школьницы демонстрируют русские народные костюмы и способы

ношения платков)

          Учитель (обращается к залу)

- В народной одежде платок представлялся ярко, был кульминационным моментом всего народа, воплощение мечты и счастья. Вспомните, пожалуйста, пословицы, поговорки, загадки, стихотворные строки, песни, в которых упоминаются слова «платок», «шаль».

(Ответ: песни – «Синий платочек», «Оренбургский пуховый платок», «Темно-вишневая шаль», «…на Тихорецкую состав отправится ... платочки белые, платочки белые, платочки белые – глаза печальные», «…Ехали цыгане …потерял он девушку, платочек голубой»;

поговорки – «На каждый роток не накинешь платок»; «Батюшка покров, покрой землю снежком, меня молоду платком»;

стихи - «Алый, шелковый платочек

              яркий сарафан в цветочек

              упирается рука в деревянные бока».

Из каких материалов изготавливают платки и шали?

(Ответ: из хлопчатобумажных (ситца), шерстяных, шелковых (натуральных и искусственных), ковровых, смешанных тканей, трикотажа).

         Страница 2 «Золото выставок»

         1 ведущий. 

- Расписные платки - это не только головной убор, но и произведения искусства. Недаром знаменитые Павлово – Посадские платки получили мировое признание (когда-то в селе Павлове, на востоке Подмосковья, шумели богатые ярмарки). Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали хлебом, тканями и другими вещами …и, конечно же знаменитыми набивными Павловскими платками. На месте села Павлов позже возник город Павловский Посад. В середине XVIII в. Здесь возник шелкоткацкий кустарный промысел. Сначала купец С. Лабзин открыл контору по переработке пряжи, а затем с 1855 г. Его торговый дом начал ситценабивное производство.

          2 ведущий. 

- Набойка (набивка) - это один из видов древнейшей художественной росписи тканей. В России в XII веке набивку выполняли ручным способом при помощи резных досок. Ткань раскладывали на мягкой поверхности. Доску окрашивали или смачивали краской и накладывали на ткань, пристукивая (набивая) деревянным молоточком для лучшей пропечатки рисунка. Первоначально набивали красной или оранжевой красками по белому или однотонно окрашенному фону. Потом количество цветов увеличивалось и соответственно увеличивалось количество досок, каждую из которых окрашивали в один цвет. Эти доски последовательно накладывали на ткань. Позднее деревянные доски заменили штампами, а ручной труд – машинными, что дало возможность применять разнообразные художественные и технические приемы. В 1880 году крашение платков и шалей пошло в гору и стало на поток.

          Учитель.

- В орнаменте Павлово - Посадских платков яркий растительный мотив пышных букетов, в котором крупные садовые цветы (чаще алеют всего розы и маки, радуют глаз лилии и гладиолусы), сочетаясь с мелкими полевыми цветочками незабудками и подснежниками, ромашками и ландышами. А яркие изумрудные листочки дополняют общую палитру. Фон – черный, красный, зеленый, бордо, васильковый, коричневый, кремовый, белый. Основная композиционная нагрузка приходится на кайму или уголок платка, ниспадающий на спину, - ведь именно он хорошо виден… иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма.

          1 ведущий. Вот подарки, так подарки

                               Краской огненной горят

                               Кто искусно расписал

                               Этот сказочный овал?

          2 ведущий. И скажите нам, откуда

                               Появилось это чудо,

                               Кто придумал эти краски,

                               Словно взятые из сказки?

         Учитель.

- Я могу объяснить, от куда эти краски! Издревле в росписи тканей использовались яркие органические красители. Один из первых марена – краситель, добываемый из растения, которое в Европе даже специально выращивали на плантациях. В настоящее время эту марену получают из каменноугольной смолы. А в XVIIIвеке усилиями химиков и промышленников было создано много других красителей. Одним из первых в этом ряду стала берлинская лазурь – 1704 г. Позже появились кадмиевые краски, искусственный ультрамарин и др.

(Школьницы демонстрируют Павлово-Посадские платки)

         Страница 3 «Платок – главное украшение русской женщины»

         Учитель.

- Раньше женщины не носили шапок, считавшихся, мужской принадлежностью. В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли. Такой способ сравнительно недавно проник в Россию из Германии через Польшу. В древности охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке (демонстрация данного способа подвязывания платка). Но следует думать, что у этих женщин болят зубы. По-разному носили платок девушки и замужние женщины. Разница между девичьим и женским ношением платка оставалась и тогда, когда стал исчезать традиционный костюм. Женщины завязывали углы своих платков «двумя концами», а девушки напротив, пропускали угол платка через завязанные концы. В настоящее время этих традиций не придерживаются и носят платки все и по – разному: бабушки и мамы, юные девушки и озорные веселые девчонки, русские и татары, чуваши и мари. У женщин нашего села платок также пользуется заслуженной популярностью и является любимым головным убором, и будучи по-разному повязан на голове, завершает их костюм, придает величавость. Женщина надевает тот платок, который ей идет, и так повязывает его, чтобы показать свой характер и свое настроение. (2. с. 375-380)

               Чтец:

Как русские великие просторы,

Необозрим по красоте своей платок,

На нём начертаны родной земли узоры,

Её живительный и благодатный ток.

На плечи русской женщины накинут,

Как крылья у богини за спиной,

С ним все напасти и печали сгинут,

С ним станешь, как и прежде, озорной.

Пройдёшься в танце, как лебёдушка, как пава,

С душою песню звонкую споёшь,

Прохладой освежишь, как летняя дубрава,

Как светом солнечным, округу всю зальёшь.

Платок, как поле, из цветов и трав пахучих,

В котором дышится так вольно, во всю грудь,

Как лес из сосен и дубов могучих,

Дающим силы горы все свернуть.

С рекой сравним он с полноводной, что красиво,

Неспешно по земле родной плывёт,

С царицей-лебедью, что дома терпеливо,

Царевича из странствий дальних ждёт.

Как крылья, руки в танце распахнулись,

Узором живописным мир маня,

Над вольною Россиюшкой взметнулись,

Ей краски сочной красоты даря.    

                                                       Подцветова Татьяна

(Демонстрация различных способов подвязывания платка).

          Страница 4. «Платок плюс фантазия»

Учитель.

Тут булавки и иголки,

Нитки, ножницы, тесьма.

А на шерсти бахрома.

Тут защипы, буфы, складки,

Сочетание тонов…

Смотрим мы уже украдкой

На творение из снов.

И наряд наряда краше

Проплывает мимо нас,

Это мастерицы наши

Радуют работой нас.

          1 ведущий. 

- Наши юные мастерицы, проявив фантазию, смогли создать оригинальные костюмы, в которых использована квадратная форма платка. Части платка могут так или иначе скрепляться застежками или соединяться швами. Из одного, двух или нескольких платков можно сделать юбку, блузку или даже костюм. Если же платок скрепить на груди, набросив на плечи и на спину так, чтобы нити были направлены по косой, то получается накидка с мягкими драпировками и треугольным воротником-отворотом. Платок может быть главной точкой композиции всего костюма.

(Школьницы демонстрируют костюмы из платков под комментарий ведущих).

          2 ведущий. 

- Современная мода различается разнообразием стилей одежды и быстрой сменой модных цветочных сочетаний, тканей и аксессуаров. Как видите, проявив фантазию, можно укладывать и соединять несколько платков по –разному, получая из них при этом различные формы одежды. Поиски вариантов на тему одежды из платков не ограниченны. Девочки попытались при конструировании моделей показать, что выполненная одежда из платков отличаются мягкостью и динамичностью, остротой и монументальностью, излучает тепло и свет солнечных лучей, и может украсить любую женщину, подчеркнет её личность, индивидуальность, величие.

(Выходят все участники журнала под музыку и демонстрируют костюмы, выполненные из платков или дополненные платками)

Учитель

Вот чудо! Это просто волшебство:

В красавиц превращаться за мгновенье.

Но это просто, просто мастерство,

Фантазии и рук творенье.

Источники:

1.Каталог открыток Павлово-Посадских платков. Издательство «Плакат», Москва, 1981 г.

2.Семёнова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997 - с.375-380.

3.Поэзия Александр Блок. www.kostyor.ru ›

4.Подцветова Татьяна. chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/11104-stixi-pro-platok-shal

5.pavloposadskie-platki.ru/video-o-pavloposadskih.../pavloposadskie-platki-istoriya/

6.muzofon.tv/.../русская%20народная%20песня%

Презентация устного журнала «Цветы России на наших плечах»

прилагается в электронном варианте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»

Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, заверш...

Методическая разработка Устный журнал "И верили дети свято..."

Посвящается памяти юных героев-антифашистов....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Урок России - Устный журнал «Россия – священная наша держава»

Цель: Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств.Задачи: Расширять знания детей об историческом прошлом и настоящем нашего народа.Формировать у детей чувство патриотизма, гражданстве...

Методическая разработка устного журнала "Цветы России на наших плечах"

Разработка внеклассного материала знакомит с историей народного искусства, формирует интерес учащихся к творчеству своего народа. Показывает на примере использования одного национального элемента одеж...

Методическая разработка «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

Методическая разработка  «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,  МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»Видео:Что такое толерантность? Краткая история терпимости lhttps://ww...