Внеклассное чтение 5-9 классы
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Багалей Татьяна Валерьевна

опыт работы по организации внеклассного чтения среди учащихся 5-9 классов,  по проведению  внеклассной работы по литературе и русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Уроки внеклассного чтения

 (воспитание интереса к чтению у современных подростков)

 

                                    Багалей Татьяна Валерьевна,

                                                  учитель русского языка и        литературы

МБОУ СОШ №16

2015 г.

Цель: всестороннее развитие личности школьника посредством формирования читательской культуры.

Задачи:

- привитие у учащихся интереса к чтению,

- достижение прочного усвоения полученных на уроках знаний,

- развитие навыков выразительного чтения наизусть,

- расширение кругозора,

- развитие навыка поиска нужной информации, работы с книгой и словом в художественной литературе.

Актуальность проблемы:

XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Стремление к быстрой конкретной информации,  недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Поэтому вопрос о введении обязательного экзамена по литературе рассматрен на уровне правительства. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Снижение качества информационных ресурсов, утрата духовных основ, культурной традиции в области просвещения означает растворение и ассимиляцию в другой культуре. Происходящие процессы выдвинули перед государством и обществом такие значимые для сохранения российской государственности задачи, как необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, моральных и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. В связи с этим значительно возросла роль детских библиотек, в рамках деятельности которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к дальнейшей самостоятельной жизни.

Чтение — это освоение письменной информации, именно такое базовое определение чтения является общепринятым, а письменная информация — это наиболее надежная, выверенная информация, к ней можно многократно возвращаться. Именно в книгах, журналах и газетах адресно, основательно и подробно описывается реальность, не знакомая человеку из его повседневной жизни, сохраняется, накапливается и осмысляется опыт поколений, исторический опыт России и других стран. Там описаны и ошибки, и успехи преобразований жизни к лучшему. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях — и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.

Все в мире начинается с любви…

Любви к людям, природе, красоте…книге…

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. В лучшем случае они читают комиксы или детские журналы. Интересы  современных детей часто сводятся к телевизору, компьютерным играм. Поэтому книга уходит на задний план. А основная встреча человека с книгой должна происходить в школе (и интерес к книге напрямую зависит от форм работы конкретного учителя). Семейное чтение лишь начинает вводить ребенка в мир книжной культуры, хотя и является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя. Книги надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и не требовать отчета, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой. Но это задача семейного воспитания.

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В  нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.

Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен. В решении данных задач очень важна роль учителя русского языка и литературы. За многие годы работы в школе  сложилась определенная система уроков внеклассного чтения и внеклассной деятельности по русскому языку и литературе.

Система уроков внеклассного чтения в 5-9 классах.

Уроки внеклассного чтения проводятся по двум темам литературы ХХ века:

- тема Великой Отечественной войны,

- тема «Мой современник».

А также углубляется материал по изученным темам по программе Г.С. Меркина.

Обычно уроки внеклассного чтения проводят школьный библиотекарь или представители поселковой библиотеки Мухина С.В. и Васильяди Г.Д., учитель

контролирует и корректирует чтение учащихся, поощряет лучших читателей.

Тема Великой Отечественной войны

Тема «Мой современник»

Внепрограммные произведения

5 класс  В. Катаев. «Сын полка»,

Е.Ильина. «Четвёртая высота»

А. Гайдар.  «Тимур и его команда»

Сказы П. Бажова

6 класс Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»,

 А. Лиханов. «Последние холода»

В. Железников. «Чучело»

Юмористические рассказы А. Чехова

7 класс  М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее – смерть»,

 А. Приставкин.        «Ночевала тучка золотая»

Р. Фраерман. «Дикая собака динго»

«Сказки для детей изрядного возраста» М. Салтыкова - Щедрина

8 класс   Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие»

Б. Васильев. «Великолепная шестёрка»

М. Горький «Сказки об Италии»

9 класс    В. Быков. «Обелиск», «Альпийская баллада»

А. Алексин. «Мой брат играет на кларнете»

М. Шолохов. «Донские рассказы»

Осуществляя 20 лет руководство школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы, ежегодно организую проведение предметных декад,  которые включают  разнообразные формы работы  с учащимися: устные журналы, литературные композиции, конференции, конкурсы чтецов,  конкурс «Проба пера», брейн-ринги, выпуск стенных газет и др.

В школе сложилась система внеурочной работы по русскому языку и литературе.

Система внеклассных мероприятий

Наиболее эффективными мероприятиями по внеклассной работе  являются следующие декады:

2004 г. А. С. Пушкин – наше духовное наследие (205 лет со дня рождения поэта)

2005 г. Поэтическое сердце России (110 годовщина со дня рождения С. А. Есенина)

2006 г. «Седой, незыблемый Кавказ» в судьбе М.Ю. Лермонтова» (170-летие пребывания поэта в Тамани)

2007г. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Лицейская годовщина А. С. Пушкина)

2009 г. 200-летие со дня рождения Н. В. Гоголя

2010 г. 100-летие со дня рождения А. Т. Твардовского

2011 г.  Наш Пушкин

        2014 г. 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова

2015 г. 100-летие со дня рождения К. Симонова

ПЛАН

декады русского языка и литературы

«А.С. Пушкин – наше духовное наследие»

19 -30 января 2004 года

класс

сроки

Ответственные

1

Линейка. Открытие декады.

19.01.

Багалей Т.В.

2

Олимпиада по русскому языку

Школьная

Краевая

6-8

9-11

19.01.

22.01.

3

Выпуск газет по русскому языку:

«Занимательная грамматика»

«Из истории слов»

5-6

7-8

23.01.

Андрианова Г.Г.

4

Выпуск газет по литературе

к 205 –летию со дня рождения А.С. Пушкина: «Евгений Онегин» как  энциклопедия русской жизни.

«Страницы биографии А.С. Пушкина»

«Болдинская  осень»

«Пушкин и Кавказ»

«Венок Серебряного века Пушкину»

Последние годы жизни Пушкина

9-11

9 А

9 Б

10 А

10 Б

11 А

11 Б

23.01.

Чемеричко Н.А.

Багалей Т.В.

Багалей Т.В.

Гречушникова В.Н.

5

Занимательные пятиминутки на уроках «Это интересно»

5-11

в теч. декады

Все учителя

6

Путешествие в мир пушкинских сказок

5

22.01.

Мостовая О.Н.

7

Литературная викторина по поэме «Медный всадник»

7

27.01.

Мостовая О.Н.

8

Драмкружок. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

6

28.01.

Чемеричко Н.А.

9

Читательская конференция по повести «Пиковая дама»

8

21.01.

Андрианова Г.Г.

10

Конкурс знатоков литературы

8

20.01.

Багалей Т.В.

11

Классный час «Вернисаж портретов Пушкина»

8 А

29.01.

Багалей Т.В.

12

Открытый урок «Особенности лирики А.А. Фета»

10

22.01.

Багалей Т.В.

13

Пушкиниана

9-11

30.01. в 14.00

Багалей Т.В. Чемеричко Н.А.

14

Акция «Подарок школе – книга»

5-11

 в теч. декады

Андрианова Г.Г.

15

Брейн-ринг по русскому языку

11

26.01.

Гречушникова В.Н.

ПЛАН

литературной декады, посвященной 170-летию пребывания

М.Ю. Лермонтова в Тамани

«Седой, незыблемый Кавказ» в судьбе поэта».

17 – 27 октября 2006 года

№ п/п

мероприятия

классы

сроки

ответственные

1.

Литературные пятиминутки  с небольшими сообщениями о жизни и творчестве поэта.

5-9

в течение декады

Все учителя литературы

2.

Библиотечные уроки в начальной школе: «Тамань   в   рисунках   и   произведениях Лермонтова», по стихотворениям «Пальма», «Колыбельная»

1-4

17 ,18

Библиотекарь Андрианова Г.Г. Кл, рук. Жайворонок И.В., Краснова Л.С, Якименко Л.И. и др.

3.

Классные часы по темам «Лермонтов — художник», «Стихи        Лермонтова, посвященные Кавказу».

6А, Б

19,20

   Багалей Т.В.

4.

Конкурс чтецов лермонтовских произведений.

5-8

23

Все учителя.

5.

Фестиваль стенгазет по темам:

-Лермонтов в Тамани

-Лермонтов и Кавказ

-Детство и юность поэта

- Погиб поэт...

-Адресаты любовной лирики Лермонтова

9

10А

10Б

11А

11Б

24

 Кротова Л. Е.

 Мостовая О.Н.

Мостовая О.Н.

Багалей Т.В.

 Багалей Т.В.

6.

Тематические выставки:

1. «Великая русская душа»

2. Лермонтов на Кубани (по материалам газеты Литературная Кубань)

Библиотекарь Андрианова Г.Г.

7.

8.

Литературный  вечер. Инсценирование отрывков из поэмы «Демон»,  драмы "Маскарад". Сценарий   об   истории   создания стихотворения «Смерть поэта».

Экскурсия в г. Тамань.

9-11

6А, Б .

27

26

Все учителя литературы

Кл. рук Зубарева Н.А.

            Шастина В.Г.

Руководитель школьного МО учителей

 русского языка и литературы  Багалей Т.В.

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе

        Будучи классным руководителем,  на базе своего 5 «А» класса совместно с 5 «Б» классом организовала драматический кружок, который работал 3 года.  Учащиеся инсценировали русские народные  сказки и сказки А.С. Пушкина, С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», составили свой сценарий сказки «Общее счастье» и выступили перед учащимися младших классов.

          Драматический кружок перерос в «Литературную гостиную» для     8 – 9  классов. Занятия  литературного кружка строились по авторизованной программе. (Программа прилагается).

          Наиболее значительными в работе  «Литературной гостиной»  стали праздники «Унылая пора! Очей очарованье!», «Восславим женщину – мать!»,  «Сергей Есенин - поэтическое сердце России, «Героические страницы Великой Отечественной»; заседания по темам: «Напевы Кубани», «Шедевры архитектуры Древней Руси»,  «Зима в русской поэзии и живописи»,  «Лучшие театры России»; экскурсии в театры города Краснодара

         Занятия в кружке «Литературная гостиная» позволили учащимся расширить свой кругозор, научили свободно выступать перед аудиторией, привили потребность к творчеству и развили  художественный  вкус к  «хорошей» литературе и искусству, позволили каждому участнику реализовать свои природные задатки.

Работа по воспитанию интереса к книге и по формированию навыков вдумчивого чтения осуществляется и в летние каникулы: работает при школе №16 клуб любителей литературы «У Лукоморья». Ребята делятся впечатлениями о прочитанных летом книгах, сами делают презентации по творчеству любимых писателей, составляют викторины; совершаются экскурсии в поселковую библиотеку.

Многие члены клуба являются победителями в конкурсах на лучшего читателя  поселковой библиотеки,  чтецов,  сочинений и в других творческих работах, публикуют очерки и репортажи в районной газете.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Гегель (Урок внеклассного чтения в 5 классе

 Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в...

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ ...

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"

С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....

Внеклассное чтение в 6 классе

Внеклассное чтение по повести В.О. Богомолова "Иван". 6-й класс  Вид урока: урок внеклассного чтения Тип урока: беседа Оборудование: портрет В.О. Богомолова, работы учащихся (рисунки, ...