Рабочая программа по литературе для 7-го класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена к учебнику-христоматии В.Я.Коровиной и рассчитана на базисный учебный план - 68 часов в год (2 урока в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon l_7g.zip176.28 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

1.

Введение

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автор, его труд, позиция и отношение к героям

2.

Устное народное творчество

5

Былины

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критерив русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Собирание былин. Собиратели. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.  Собиратель народных песен-рун Элиас Ленротте. Отражение в произведении народных вкусов и пристрастий, подлинных исторических событий и народных идеалов.

«Песнь о Роланде». Историческая основа произведения, содержание поэмы, герой, своеобразие авторского стиля.

Теория литературы. Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа дного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Пословица (развитие представлений).

3.

Древнерусская литература

4

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Поучение (начальные представления).

Развитие речи. Сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе»

4.

Русская литература XVIII века

            3

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о человеке, ученом, поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте.

«Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

5.

Русская литература XIX века

26

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представления).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель».Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих.  

Развитие речи. Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Теория литературы. Фольклоризм литературы (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за рдную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Поэтический пафос повести. Особенности изображения людей и пироды в повести.

Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Мастерство пейзажа. Художественные особенности рассказа «Бирюк».

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о писателе.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Жанровое своеобразие исторических баллад. Эпоха Ивана Грозного.

Теория литературы. Баллада (развитие представления).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в произведении.

«Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория литературы. Гротеск.

Контрольная работа. Сочинение — рассуждение на тему «Проблема и герои произведений … (Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина)».

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman” и другие. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое произведение (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Тоска», «Размазня», «Хирургия» и другие. Многоранность комического в рассказах А.П. Чехова.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Край ты мой, родимый край!

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания.

6.

Русская литература XX века

20

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Теория литературы. Понятие об идее произведения.

«Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о поэте.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

«В прекрасном и яростном мире». Идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании, жизни для других.

Развитие речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Час мужества. Стихи о Великой Отечественной войне.

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова «Клятва», «Песня мира», К Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего мира (С. Есенин, А. Прокофьев, М. Исаковский, Н. Заболоцкий, А. Яшин, Н. Рубцов, Н. Рыленков). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Братья», «Спасибо, моя родная...», «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...» - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика. Воспоминания. Мемуары (начальные представления).

Развитие речи. Сочинение на основе произведения Д.С.Лихачева «Земля родная»

Михаил Зощенко. Краткий рассказ о писателе.

«Беда». Смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький). Авторская позиция в оценке поступков героев.

7.

Литература народов России

2

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте.

«Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

8.

Зарубежная литература

7

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Японские  хокку (трехстишия).

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

Джеймс Олдридж. «Отец и сын» (глава из повести «Последний дюйм»). Взаимоотношения родителей и детей — одна из острых проблем века. Сила личного примера. Ответственность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять.

Развитие речи. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). Написание отзыва на самостоятельно прочитанное произведение.

Произведения для заучивания наизусть

  1. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)
  2. Г.Р. Державин «Признание»
  3. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок), «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»), отрывок из поэмы «Медный всадник»
  4. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел» (одно по выбору учащихся)
  5. Н.В. Гоголь «Речь о товариществе» (отрывок из повести «Тарас Бульба»)
  6. И.С. Тургенев «Русский язык»
  7. Н.А. Некрасов «Русские женщины» (первая часть поэмы «Княгтня Трубецкая»), «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)
  8. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин и др.) (одно по выбору учащихся)
  9. В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
  10. Час мужества — одно любое стихотворение о ВОВ по выбору учащихся
  11. Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего мира (С. Есенин, А. Прокофьев, М. Исаковский, Н. Заболоцкий, А. Яшин, Н. Рубцов, Н. Рыленков) (одно по выбору учащихся)
  12. А.Т. Твардовский «Братья», «Июль — макушка лета...»
  13. Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...» (одно по выбору учащихся)
  14. Роберт Бернс «Честная бедность»
  15. Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе.Коровина В. 5 класс.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. , рассчитанной на 105часов. П...

Рабочая программа по литературе в 5-9 классах

предлагаю Вашему вниманию разработанную мною рабочую программу по литературе...

Рабочая программа по литературе в 5 -11 классах под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной и пояснительная записка для 5 -11 классов по литературе...

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной

Рабочая  программа по  литературе для 10-11 классов создана на основе  авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...