Урок - игра по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Тетюхина Татьяна Николаевна

Цель урока: закрепить и обобщить ранее полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый урок-игра по роману

М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)

        Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель урока-игры: обобщить и закрепить ранее полученные знания о романе

Задачи:

Образовательные: 

  • формировать у учащихся умения характеризовать героев романа;
  • продолжить работу по совершенствованию умений и навыков анализа художественного произведения;

Развивающие:

  • развитие умения занимать свою позицию;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
  • способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
  • умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
  • выработка личностного отношения к изучаемому произведению, герою;
  • развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.

Воспитательные:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, рабочие листы, карточки для практической работы, лестница настроения для каждого учащегося и трафарет человечка.

Предварительная подготовка: выбор героя произведения, подготовка костюма в соответствии с эпохой и речи от лица героя.

        Ход игры:

  1. Орг. момент
  2. Разминка «Восстанови хронологию» Каждый получает рабочий лист, на котором записаны названия частей произведения: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Задание. Установите, в какой последовательности должны были бы располагаться части романа, если бы автор не нарушил хронологический принцип? (Слайд 2.)

  1. Конкурс «Кто он(а)?

Каждый участник рассказывает о себе от лица героя произведения, о своих отношениях с Печориным. По рассказу, одежде, причёске необходимо узнать героя произведения.

Подводятся итоги двух конкурсов. Трое участников, набравшие наибольшее количество балов, становятся участниками «Своей игры». Оставшиеся учащиеся готовят защитную речь в адрес героя.

  1. Конкурс «Речь в защиту Печорина»

Задание. Оценка главного героя романа всегда была неоднозначной. Известно негативное отношение к Печорину царя Николая I (считал героя «жалкой   и  малопривлекательной  личностью»). Достаточно  

резко отзывался о «герое времени» и В. Кюхельбекер: «Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как гадкий Печорин». Произнесите речь в защиту Печорина.

  1. «Своя игра» (участвуют трое учащихся) Слайд

Печорин

  1. - Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой» 

                      Максиму Максимычу в ответ на то, что Печорин разлюбил Бэлу.

 200 - Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:

«Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или не напомаженных волос». 

                                                     Вернеру по пути к месту дуэли с Грушницким

 300 -   …моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…          

О чём говорит Печорин? Почему он так этого боится?

О женитьбе. В детстве ему предсказали смерть от злой жены.

 400 - Что, по мнению рассказчика, выдавало в Печорине: 1) признак породы; 2) признак скрытности характера; 3) признак злого нрава или глубокой постоянной грусти?

1)Черные брови и усы при светлых волосах;

2) не размахивал руками при ходьбе;

3) глаза не смеялись при смехе.

Женские образы:

100 -    Узнайте героиню по её словам:

    Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!...  

(Бэла)

200 - Узнайте героиню по её словам:

  …знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю… О, отвечайте скорее, сжальтесь…

(Мери)

300 - О ком говорит Печорин :

   Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…

(о Вере)

400 - В какую женщину никогда не влюбится  Печорин?

Надо признаться, что я точно не люблю женщин

с характером: их ли это дело!..

Портреты:

100 - Узнайте героя по портрету:

    Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, какбес!                          (Казбич)

200 - Узнайте героя по портрету:

   «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает. И которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение»                                                                              (Грушницкий)

300 - Узнайте героя по портрету:

    Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов.                                                                                                  (Вернер)

400 -  На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка… смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.                                     (Максим Максимыч)

Детали:

100 - Кому принадлежит данный предмет: небольшой чемодан, который до половины был набит путевыми записками о Грузии           (автору-рассказчику)

200 -   В чём ошибся пьяный лекарь в повести «Бэла»?

(Он объявил, что Бэла больше дня прожить не сможет, а она ещё два дня прожила)

300 -   В чём состоял подвох в дуэли между Грушницким и Печориным?

(Пистолет Печорина должен был быть не заряжен.)

400 - «Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею… Мы выпили шампанского». Что сделало счастливым Грушницкого?  

(«О, эполеты, эполеты! Ваши звёздочки, путеводительные звёздочки…

Нет! Я теперь совершенно счастлив». Грушницкий произведён в офицеры.)

Суперигра       

В чём был убеждён доктор Вернер, а в чём – Печорин?

Вернер: «Я убеждён только в одном… что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру»

Печорин: «Я богаче вас, у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться»

  1. Итог. В конце урока жюри подводит итоги конкурса-игры.

При оценивании ответов на задания жюри руководствуется следующими критериями: точность и полнота ответа; глубина приводимых суждений и убедительность аргументов; соблюдение последовательности в изложении материала; следование нормам речи; оригинальность ответа.

 

  1. Рефлексия (Лестница настроения)

   

   

Бэла

Характер Печорина сложен и противоречив. Наряду с его положительными качествами, я вскоре убедилась в его честолюбии, эгоизме, душевной черствости. Для собственного удовольствия, из жажды новых впечатлений, он вступает в сговор с бесшабашным черкесом Азаматом, бредившим хорошими лошадьми. В обмен на лошадь Казбича, Печорин, тайно, решает заполучить меня, юную девушку, даже не думая о моём согласии. На возражения Максим Максимыча, что это «нехорошее дело», Печорин отвечает: «Дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он…».
    И вот этот немыслимый обмен меня на лошадь состоялся. Офицер Печорин стал моим хозяином  и пытался приучить меня к мысли, «что я никому не будет принадлежать кроме него…». Вниманием, подарками, уговорами Печорин сумел добиться любви. Но у этой любви не могло быть счастливого финала.   Очень скоро отношение Печорина ко мне переменилось. Бедная девочка быстро надоела ему, и он стал искать всяческого повода уйти от меня, хотя бы на время. Мы были абсолютно разными. Если он – дворянин, светский аристократ и сердцеед, то я – девушка, живущая по законам гор, в соответствии со своими национальными традициями и обычаями. Я была готова всю жизнь любить одного мужчину, быть до конца преданной ему и верной.
     Я понимала, что стала пленницей Печорина. Как настоящая жительница гор, я была готова принять любой поворот судьбы: «Если меня разлюбят – я сама уйду, потому что я – княжеская дочь…».  На самом деле я так полюбила Печорина, что, несмотря на его холодность, думала только о нем. Это огромное безответное чувство к  офицеру и стало причиной моей гибели от рук Казбича.
    Смерть я приняла спокойно, говоря только о своей искренней любви к Печорину. Наверное, я была достойна лучшей участи, но полюбила равнодушного и холодного человека и пожертвовала ради этого своей жизнью.
    Какова же была реакция Печорина на мою смерть? Он спокойно сидел с лицом, которое «не выражало ничего особенного». А в ответ на слова утешения Максим Максимыча, «он поднял голову и засмеялся».
    Всюду, где появлялся Печорин, он приносил людям страдания и несчастия. Вырванная из родной семьи и брошенная им девушка погибла. Но моя любовь и смерть стали лишь простыми эпизодами в жизни Печорина

Максим Максимыч

Я настоящий кавказец, служил на Кавказе давно, хорошо знаю его природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев.  Я многое повидал, за спиной у меня большой опыт. Много времени я  провел в далеких неприступных крепостях...  Вся жизнь моя прошла среди простых людей. Я не испытал настоящей любви.  Мне некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви я отдал Бэле. Она была для меня как дочь. Говорят, что у меня золотое сердце и добрая душа. Наверное, это так и есть. Я ценю душевное спокойствие и избегаю приключений. Печорина я считал своим лучшим другом. Я простой человек, но могу сказать, что Печорин - странный человек, хотя и славный малый. Например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате ; ветер пахнет, уверяет, что простудился ; ставнем стукнет , он вздрогнет и побледнеет ; а при мне ходил на кабана один на один ; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха … Да-с , с большими странностями. Жил он со мной всего год. Но зато он памятен мне. Приглянулась господину Печорину Бэла, дочь одного мирного князя. Ну и увез ее. Прятали мы Бэлу в крепости, да так и не уберегли. Погибла она. Был там джигит, Казбич его звали, чистый разбойник, тоже к Бэле приглядывался. Раз уехали мы с Печориным на охоту. Бэла оставалась в крепости. Казбич ее и похитил. Мы не смогли ее спасти. Казбич ушел, а Бэлу ранил кинжалом насмерть. Нет, она хорошо сделала, что умерла, а то, чтобы с ней сталось, если бы, Григорий Александрович ее покинул? А это бы произошло рано или поздно, ибо не такой Печорин человек, чтоб любить долго и прочно дикарку. Да и меня он сильно обидел - такой холодной оказалась наша последняя встреча. Я очень волновался об оставшихся его бумагах, ведь дневник его - это вся жизнь Печорина, а он так холодно ответил : <<что хотите , то с ними и делайте >>. Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит ... да и нельзя иначе!.. Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!»  Я считал, что люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными, но не в этот раз. Быть может, Печорин никогда не считал меня другом, и просто ему не о чем было со мной говорить. Или он просто эгоист! А я ведь был способен на многое ради дружбы.

Мери

 Печорин – Это человек, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Я, девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, впитала в себя с детства многое из морали и нравов своего окружения. Я красива, горда, неприступна, но в то же время люблю поклонение и внимание к себе. Порой, я кажусь избалованной и капризной, а потому разработанный Печориным план моего «соблазнения» поначалу не вызвал сильного осуждения со стороны тех, кто о нём знал.  Я была внимательна к Грушницкому, которого считала бедным, страдающим молодым человеком. Я проявила сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания моего сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, я пала его жертвой, как и другие. Виновна ли я в этом? Вспомните,  на чем «играет» Печорин, завоевывая моё расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина  на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», Печорин «исповедуется» передо мной, зная о моей неопытности. Он рассказывает  о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, моя добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – я полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает он. А последние объяснения между нами?  Даже самому Печорину «стало жаль меня». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся надо мной.  Он  поступает со мной почти так – же, как с Бэлой. Только для того, чтобы развлечься, он начинает ухаживать за мной. Всё это видел Грушницкий. Вот почему он вызвал его на дуэль?! Печорин убил Грушницкого. После этого я ещё призналась в любви Печорину и просила остаться. «Я вас не люблю», вот те слова, которые я получила в ответ. Мне остается только страдать и ненавидеть его, а вам – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.  

Вера

Я свободная от кокетства женщина светского круга,  вызвала у Печорина наиболее сильное чувство. Но и по отношению ко мне Печорин не свободен от проявления эгоцентризма. "С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий", - говорила я Печорину. Печорин не мог решиться связать свою жизнь даже с любимой женщиной. Он признается: "Как бы страстно я ни любил женщину, если она даст мне только почувствовать, что я должен на ней жениться, мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы своей не продам."
А при погони на лошади за мною после убийства на дуэли Грушницкого  Печорин, загнав до смерти коня, "упал на мокрую траву и как ребенок заплакал". Но затем он пишет: "Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться. Все очень логично и трезво с точки зрения эгоистической логики и разума. Слезы - лишь причина нервного расстройства и голода, а чувства можно приберечь и на потом. В этом и заключалась вся любовь. Первый же порыв свежего ветра развеял печаль Печорина по поводу вечной разлуки с женщиной, которая, по его словам, была ему так дорога.
 Я много лет знаю Печорина. За все эти годы я только страдала. Я бы должна ненавидеть Печорина, но я его по-прежнему люблю. Он знает, что я его раба; я никогда не умела ему противиться.  Я поняла, что Григорий Александрович глубоко несчастлив, и я пожертвовала собой, надеясь, что он со временем это оценит. Я хочу добавить, что в Печорине есть что-то особенное, ему одному свойственное. Он лучше других мужчин. Что бы он ни говорил, его власть непобедимая. Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ни чей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.

Вернер

Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям. Я, как и он, презирал это водяное общество, пустое и лицемерное. В Печорине я видел родственную душу. Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Печорин мне близок по духу. Мне, как и ему нравится вести разговоры на философско-метафизические темы, «об отвлеченных предметах».
Отношение в обществе ко мне неоднозначно: «завистливые водяные медики... распустили слух», будто я рисую карикатуры на своих больных, вследствие чего я остался без практики.
Мне неинтересно лечить от мнимых болезней купцов, их жен, всех представителей «водяного общества» (вспомните о лечении, которое я назначил обеим Лиговским). Я исподтишка насмехался над своими больными», но однажды плакал над умирающим солдатом.
Для меня женщины как заколдованный лес: «Только приступи... на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение.. . Надо только не смотреть, а идти прямо, — мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!».
Я принимал участие в судьбе Печорина. Я согласился стать его секундантом на дуэли с Грушницким. Во время дуэли я настаивал на разоблачении заговорщиков, беспокоясь о судьбе Печорина. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет смерти, отступил, предоставляя ему право самому распоряжаться своей судьбой.
Перед дуэлью с Грушницким, где я был секундантом Печорина, я предупредил его, что пистолет его не будет заряжен. Но Печорина это не смутило. Меня удивило его спокойствие, но еще больше поведение на дуэли: он предложил по одному выстрелу, а один из дуэлянтов должен был стоять на краю горной площадки, так что даже при легком ранении смерть для него была неминуема. Первым стрелял Грушницкий и промахнулся. Печорин же перед выстрелом приказал зарядить свой пистолет. То, как хладнокровно он убил Грушницкого, поразило меня. Печорина я считал своим другом, но после дуэли я не мог подать ему руки.


 

Грушницкий

        Я самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, о славе и об офицерских эполетах. Мне присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Я стремился играть модную среди юношей роль в некоторой степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания. Конечно же, вы понимаете, что это пародия на Печорина. Может, поэтому я так ненавистен Печорину?
        Печорин занят тем, что влюбляет в себя княжну Мери, предмет моей нежной страсти. Он делает это исключительно из желания развеять скуку и досадить мне, так как Мери он не любит.  Я, как человек недалекий, не понимал отношения  Печорина, не подозревал, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у меня некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. Когда Мери влюбилась в Печорина, забыв обо мне, я, обуреваемый ревностью и негодованием, вдруг оказываюсь не таким уж безобидным: я способен быть мстительным, бесчестным, подлым.
      Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает меня на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько я подчинен злу, хватит ли у меня сил и подлости убить безоружного (вы ведь знаете, что пистолет не был заряжен). Эксперимент Печорина удался! В этом эпизоде с полной силой проявились демонические свойства его натуры: сеять зло с величайшим искусством. Чудом он остается в живых. Однако убил меня.  Я  погиб.

Установите, в какой последовательности должны были бы располагаться части романа, если бы автор не нарушил хронологический принцип?

                                                          Сюжетный порядок

Хронологический порядок

«Бэла»

  • Путешествие по Военно – грузинской дороге офицера повествователя с Максимом Максимычем
  • Первая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Переезд через крестовый перевал
  • Вторая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Концовка. Заключение от имени офицера-повествователя

 

«Максим Максимыч»

  • Встреча М.М. с Печориным
  • Включение сообщения о смерти Печорина

Предисловие к «Журналу Печорина»             

(Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе)

«Тамань»    

(Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью)

«Княжна Мери»        

(Запись, сделанная Печориным в крепости)

«Фаталист»

(История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы)

Установите, в какой последовательности должны были бы располагаться части романа, если бы автор не нарушил хронологический принцип?

                                                             Сюжетный порядок

Хронологический порядок

«Бэла»

  • Путешествие по Военно – грузинской дороге офицера повествователя с Максимом Максимычем
  • Первая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Переезд через крестовый перевал
  • Вторая часть рассказа М.М. о Бэле
  • Концовка. Заключение от имени офицера-повествователя

 

«Максим Максимыч»

  • Встреча М.М. с Печориным
  • Включение сообщения о смерти Печорина

Предисловие к «Журналу Печорина»             

(Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе)

«Тамань»    

(Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью)

«Княжна Мери»        

(Запись, сделанная Печориным в крепости)

«Фаталист»

(История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы)

Мужские прически: с проборами: ото лба к затылку, посередине или сбоку. Волосы взбивали надо лбом или по бокам и зачесывали вперед. В конце 40-х годов волосы стали длиннее, до воротника. Их завивали. Но это прически для мужа Веры и второстепенных персонажей. Например, для гувернеров, приехавших с детьми. Степные помещики не гонятся за модой, носят короткие стрижки. Доктор Вернер носит прическу «под гребенку», так что видны неровности его черепа. Для пожилого Максима Максимыча я предлагаю бакенбарды. Их называли «Фавориты».  Офицеры Печорин и Грушницкий не могут носить длинные волосы. По царскому указу они обязаны носить усы (для Печорина и Грушницкого прически, как у Лунина на портрете Шевченко или у гусара Давыдова).

Одежда: офицерский пехотный мундир. Для Печорина нужен еще персидский халат. У Грушницкого – толстая серая шинель с Георгиевским крестом, позже офицерский мундир, лайковые перчатки. Для штатских обязательны круглые шляпы. Вернеру нужен стиль буржуа: простой костюм, недорогие ткани. Он одет в необычный ранее черный сюртук и жилет. Это была одежда для траура, еще недавно носили коричневые и зеленые фраки. В 40-е годы черный цвет станет повсеместным.   Прототипом доктора был Николай Майер, можно использовать его портрет. Для Вулича у нас есть  портрет его прототипа – поручика И.В. Вуича, серба.

Женские причёски: Женская мода данного периода очень интересна и затейлива. Появились прически стиля «бидермайер» по имени героя немецкого романа. Эти прически мы сидим на портретах жен декабристов, Е. Бакуниной. На висках длинные локоны, а на затылке шиньон.  Такие прически княжна и Вера носят на бал в ресторации. Прическа для бала может быть украшена перьями, цветами, драгоценностями.

 Лермонтов упоминает о множестве локонов в прическе княгини, о ее густых волосах. Замужняя женщина ее возраста должна была носить чепец и букли.  Она может быть одета как Софья Апраксина, или сестра Пушкина, или Долли Фикельмон.

Одежда женщин: Костюмы женщин этого времени очень живописны. Часто используется вышивка. Лермонтов пишет, что Мери одета по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего. В сцене у колодца на ней будет серое платье жемчужного цвета, красновато-бурые изящные ботинки. Мери увлекается  Англией, одевается по-английски романтично: широкая юбка, очень тонкая талия, корсет, воланы и кружева. Ей необходима также амазонка – платье для верховой езды в сцене с поцелуем, бальное платье с открытыми плечами, персидская шаль для ночной сцены, зонтик для прогулок.

Одежда Веры и княгини более строгая. Шляпки они носят с высоким донышком. Типа кибитки. Они почти закрывают лицо. Такая шляпка у Веры, когда она сидит в гроте. На иллюстрации Шмаринова такая шляпка на Мери. К сожалению, не соответствует  эпохе рисунок Врубеля. Такую узкую юбку будет носить Анна Каренина в конце века.

Косметикой в то время почти не пользовались. В сцене бала у провинциальной барыни будет мушка на лице. Героини 30 годов бледны и нежны. Вера больна чахоткой. А Мери страдает из-за Печорина. Нужно уделить много внимания гриму глаз. У Веры голубые глаза, у Мери – бархатные, у Белы – глаза горной серны. В моде того времени французские духи. Печорин замечает, что от Мери «повеяло ароматом, каким дышит записка милой женщины».

Защитная речь учителя в адрес Печорина

Печорин - романтик. Простая девушка ему представляется ундиной, сказочным существом. В своем приключении он видит что-то таинственное, неизведанное. Именно это влекло его горячую, жаждущую нового, натуру. Он так молод, неопытен. Ему все интересно, все важно, он должен все понять, занять себя чем-нибудь наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы деятельностью без всякой цели. Он смел, отважен, ищет любви, ему понравилась таинственная девушка.
Что же тут плохого? Кстати, он сам попал в ловушку и чуть не погиб. А все из-за того, что ему интересны люди их жизнь. Он хочет узнать тайну для себя, а не для коменданта. Вдумайтесь в его признание: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошел ко дну!» Эти слова, бесспорно вызывают сочувствие.
Вспомните водяное общество, которое окружает Григория Александровича, его нравы. В этой среде нет места для серьезных раздумий, духовной жизни, нет места благородству и честности. Господин Печорин не ищет связи с этим обществом. Он слишком умен и выше окружающих, но он одинок. И в этом его трагедия. Тоска бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СВОЯ ИГРА По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Слайд 2

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…» М.Ю.Лермонтов

Слайд 3

Печорин 100 200 300 400 Женские образы 100 200 300 400 Портреты 100 200 300 400 Детали 100 200 300 400

Слайд 4

Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова: Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Печорин - 100 Максиму Максимычу в ответ на то, что Печорин разлюбил Бэлу.

Слайд 5

Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова: Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Печорин - 200 Вернеру по пути к месту дуэли с Грушницким

Слайд 6

…моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… О чём говорит Печорин? Почему он так этого боится? Печорин - 300 О женитьбе. В детстве ему предсказали смерть от злой жены.

Слайд 7

Что, по мнению рассказчика, выдавало в Печорине: 1) признак породы ; 2) признак скрытности характера ; 3) признак злого нрава или глубокой постоянной грусти ? Печорин - 400 Черные брови и усы при светлых волосах; 2) не размахивал руками при ходьбе; 3) глаза не смеялись при смехе.

Слайд 8

Узнайте героиню по её словам: Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!... Женские образы - 100 Бэла

Слайд 9

Узнайте героиню по её словам: …знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю… О, отвечайте скорее, сжальтесь… Женские образы - 200 Княжна Мери

Слайд 10

О ком говорит Печорин : Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда… Женские образы - 300 О Вере

Слайд 11

В какую женщину никогда не влюбится Печорин? Женские образы - 400 Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело!..

Слайд 12

Узнайте героя по портрету: Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Портреты - 100 Казбич

Слайд 13

Узнайте героя по портрету: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает. И которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение» Портреты - 200 Грушницкий

Слайд 14

Узнайте героя по портрету: Он скептик и матерьялист , как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Портреты - 300 Вернер

Слайд 15

Узнайте героя по описанию: На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка… смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Портреты - 400 Максим Максимыч

Слайд 16

Кому принадлежит данный предмет: небольшой чемодан, который до половины был набит путевыми записками о Грузии Детали - 100 Автору-рассказчику

Слайд 17

В чём ошибся пьяный лекарь в повести «Бэла»? Детали - 200 Он объявил, что Бэла больше дня прожить не сможет, а она ещё два дня прожила

Слайд 18

В чём состоял подвох в дуэли между Грушницким и Печориным? Детали - 300 Пистолет Печорина должен был быть не заряжен.

Слайд 19

«Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею… Мы выпили шампанского». Что сделало счастливым Грушницкого? Детали - 400 «О эполеты, эполеты! Ваши звёздочки, путеводительные звёздочки… Нет! Я теперь совершенно счастлив». Грушницкий произведён в офицеры.

Слайд 20

В чём был убеждён доктор Вернер, а в чём – Печорин? Суперигра Вернер: Я убеждён только в одном… что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру. Печорин: Я богаче вас, у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Слайд 21

Поздравляем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Тема:    «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Це...

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Уроки Достоевского: пеступники и преступления прошлого и нашего времени

              Уроки Достоевского: преступники и преступления прошлого и нашего времени Работа  содержит основные результаты выполнения проекта, цель...

Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»

Данная контрольная работа помогает детально выявить знания детей по произведению Лермонтова "Герой нашего времени"...

Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»

Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...