Урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Тема:    «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель:    формирование представления о системе образов романа (через аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:    «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель:    формирование представления о системе образов романа (через аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами)

Задачи:

  1. Формирование представления о своеобразии  психологического русского романа.
  2. Совершенствование умения анализа художественного текста: на примере изменений в характере главного героя как носителя авторского замысла. Способствовать пониманию значения использования антитезы как средства раскрытия образов героев.
  3. Создать ситуацию осознания актуальности проблемы одиночества и эгоизма в современном обществе.
  4. Создание атмосферы свободного обмена мнениями по жизненным проблемам романа М.Ю. Лермонтова

Обеспечение урока:

На столах лежат конверты с текстовыми справками по теме: «Особенности образа» (с указанием имени героя, выбранного группой для работы: Печорин, Грушницкий, Вера. Кн. Мери, Максим Максимыч, Вулич,)

В центре классной комнаты – кресло, на котором находятся бальное платье, атласная женская перчатка, белая перчатка, черная перчатка, маска, белый ажурный платочек.

У каждого учащегося сигнальные карточки определённого цвета: зелёный, жёлтый, синий (для определения смены состава групп).

Портрет писателя М.Ю. Лермонтова, портреты героев вывешиваются постепенно в процессе работы.

Компьютер, мультимедиа (основные этапы урока демонстрируются в презентации).

Три кластера на ватманах, которые заполняются постепенно: 1)критерии и показатели оценки; 2) общие личностно-значимые черты; 3) «могут быть близки, возможность «двойников»; антиподы; «женщины и …»

Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся:

  1. Элементы технологии проблемного, дифференцированного обучения, аспекты технологии развития критического мышления (метод кластера);
  2. Частично – поисковый, исследовательский, иллюстративный методы обучения;
  3. Фронтальная, групповая  индивидуальная, формы организации познавательной деятельности (работа на уроке строится по принципу групп сменного состава).

Ход урока

  1. Организация класса.

Учитель приветствует учащихся.

Пятиминутка «Человек становится человеком среди себе подобных» (Д.С.Лихачёв), «Плохо человеку, когда он один…» (В.Маяковский)

  1. «Вспомним предыдущий урок»: тема и каким было д/з («В чем особенности психологического романа: тема, идея и главный герой в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», дома нужно было составить текстовую справку о героях по указанным аспектам:
  1. Отношение к року, судьбе
  2. Отношение к женщине, любви
  3. Близость к природе
  4. Отношение к дружбе
  5. Осознание своих достоинств
  6. Недостатки, с которыми боролся).
  1. Определение темы урока.  Слово учителя: сегодня у нас очередной урок, на котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте определим его тему.
  1. Посмотрите на детали реквизита, приготовленного к уроку: как вы думаете, кому из героев могут принадлежать эти вещи? Объясните, почему вы распределили именно так? (перчатка белая (благородство, честь) –Печорин, платочек – кн. Мери (легкость, наивность), перчатка черная (коварство, лицемерие) – Грушницкий, платье бальное (светская дама, твердость характера) - Вера. Вспомним вывод прошлого урока: психологизм романа заключается именно в том, что автор откровенно подчеркивает в образе своего героя пороки современного ему поколения молодых людей через внутренний монолог героя. Автор постоянно предлагает сложные ситуации нравственного выбора и борьбу Печорина с самим собой.(Герои, да и реальные люди, проживают жизнь, проходя через многообразные испытания, постоянно решая проблему нравственного выбора. В процессе такого выбора формируются нравственные качества.).    С1
  2. Мы с вами говорим о нравственных качествах, но реквизит у нас довольно материальный. Как можно объяснить, что здесь присутствуют элементы одежды, характерные для определённой эпохи, и именно такого качества?? Назовите пословицу, в которой обозначены способы характеристики людей, связанные с одеждой, внешним видом. (Встречают по одёжке, провожают по уму). А как называется впечатление от внешнего вида? (эстетическим)                                                                                        Ребята, а кто из персонажей нашего романа обращает особое внимание на внешние какие-то проявления в одежде, манерах, деталях? (Печорин)  С 2

Мы определили два важных понятия, которые нам помогут при характеристике героя: нравственный и эстетический. Именно они будут сегодня определять направление нашей с вами работы. Как они могут сложиться в теме: «Нравственно-эстетические аспекты характеристики главного героя в разных ситуациях и взаимоотношениях с другими персонажами (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  1. С3

Слово учителя: Ребята, прежде, чем мы приступим к работе, давайте подчеркнем еще раз одну, очень важную, особенность романа: роман состоит из двух повестей и трех рассказов, которые объединяются названием и единым героем. Части романа расположены не хронологически, а «сообразно с внутренней необходимостью».  А как, вы думаете, с какой целью это делает автор? (Для того, чтобы характер Печорина раскрывался постепенно)

  1. Подготовительный этап для работы в группах.

Работа по эпиграфам:   С 4

  1. А воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка… Зачем я жил? Для какой цели я родился?

             ( «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)

  1. Посмотрите в лицо женщине, и вы скажите всё об обществе.      

                                                                                   Китайская пословица

  1. Существо особенное (из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
  2. …что есть красота, и почему её обожествляют люди?

     Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?

                                                                                             Н. Заболоцкий

Определить, кому из героев может соответствовать каждый из эпиграфов

Работа в группах     С 5

Из полученной текстовой справки выбрать необходимую информацию и заполнить таблицу № 1 С6

  1. Отношение к року, судьбе (например: Вулич и Печорин – фаталист кто?)
  2. Отношение к женщине, любви (Грушницкий и Печорин – кто любит и кого?)
  3. Близость к природе (Максим Максимыч, Бела и Печорин – чувство глубоки: любование и наблюдательность)
  4. Отношение к дружбе (Вернер, Максим Максимыч и Печорин – почему не друзья?)
  5. Осознание своих достоинств (Печорин – ум, способность подавить оскорбленное самолюбие, наличие порывов глубокого искреннего чувства)
  6. Недостатки, с которыми боролся (Исповедь Печорина перед кн. Мери) (учащиеся выходят к доске и заполняют таблицу, выписывая из справочного источника, соотнося с героем информацию)

Озвучить заполнение кластера

  1. Закрепление (воспроизведение полученных данных). Работа в группах сменного состава:  С 7
  1.  Поделитесь информацией с одногруппниками
  2. Назовите те качества, которые являются значимыми для характеристики героев
  3. Рассмотрите репродукции, иллюстрации к роману
  1. Заполнение кластера № 2: (Например: Максим Максимыч – доброта, простота, естественность, связь с народом, бескорыстие, любовь, совестливость, искренность в дружбе – нравственное  и эстетическое богатство души; Грушницкий – лицемерие, коварство, слабоволие, отсутствие нравственных границ; кн. Мери – наивность, легковерность, слабые нравственные начатки характера; Вера – искренность, любовь к Печорину, самопожертвование, терпеливость; Печорин – эгоизм, страстность, одновременно искренность и лживость, самокритичность, страдание; Вулич – «существо странное», никому не доверяет свои тайны и мысли, неуверенность в себе. Вернер – человек слова и чести) (Учащиеся выходят к доске и выбирают из предложенного справочного и словарного материала необходимую информацию, прикрепляют на размещенный на доске кластер магнитами, соотнося с категорией героя произведения).
  1. Работа по сравнению (портреты вывешиваются одновременно на доске):
  1. Назовите героев, которые могут быть отчасти «родны» (рассмотреть возможность «двойников) по духу Печорину
  2. Назовите противоположных, антиподов Печорина (заполнение кластера № 3)

антиподы

Могут быть близки

Печорин

                                                                         

Максим Максимыч,

Вернер (двойник?)                                                                            Грушницкий,

                                                                                                           Вулич (двойник?)

Женщиныи

кн. Мери (непонимание, «девочка»)                                    Вера (страсть, любовь)

Бела (страсть, игра)                                      

Антитеза – противопоставление. В чем противоположность Грушницкого и Вулича Печорину? (Печорин более честен, прямолинейнее, искреннее, чем Грушницкий, не так слабоволен, как Вулич)

  1. Решение частной проблемы.

Слово учителя: Ребята, вы показали сейчас, как рассматривается главный герой романа через нравственные аспекты характеристики. Вы отметили, что нравственные качества Печорина – это сочетание противоречивых черт человеческой нравственности. От такого разлада с самим собой страдает человек, осознавая ущербность этого состояния.  С 7

  1. Как  вы думаете, какие герои могут оказаться «успешными» в сегодняшней, тоже весьма непростой в нравственном отношении действительности? (Сегодня также может быть место всем этим персонажам, потому что проблема отношения человека к себе и к окружающим, к миру в целом актуальна во все времена, также проблема нравственного выбора также может быть критерием оценки человеческой личности сегодня)
  2. К какому выводу приходит герой М.Ю. Лермонтова в финале (что главное ценит автор в своём герое?)

Главное, что ценит автор в своем герое: ум, способность подавить оскорбленное самолюбие, наличие порывов глубокого искреннего чувства, это показывает более активную позицию Печорина по сравнению с Евгением Онегиным из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Онегин безразлично скучает в жизни, а Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду», Печорин способен увидеть, как «воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка», он способен на глубокие, искренние слёзы рыдания (пусть и кратковременные) в погоне за уходящей любовью. Печорин действительно страдает.

Так как же мы ответим на главный наш сегодняшний вопрос: Печорин – это жертва и виновник трагедии?»

(возможный ответ: Вина Печорина в сложившихся обстоятельствах, конечно же, есть, и он это осознает, но Печорин, одновременно, может рассматриваться и как жертва: Печорин обречен своим характером на одиночество, именно это обстоятельство усугубляет его внутренний разлом. Его противоречивое положение подчеркивает, что Печорин – натура глубокая, способная к самоанализу.)

 С  8 – вывод

9. Итоги урока:    С  9

  1. Над какой темой сегодня работали?
  2. Что мы выявили в ходе работы?
  3. Поняли ли мы причины отношения автора к главным героям произведения?
  4. Как вы оцениваете свою работу (по 5-бальной системе)

10. Домашнее задание:    С 10

ответьте письменно на вопрос: «Почему гибель Печорина автор оставил тайной?»

11. Заключительное слово учителя:

       Прежде, чем я произнесу прощальные фразы, позвольте мне прочесть стихотворение неизвестного мне автора: «Всё начинается с тебя!» 

 С 11

Ну а теперь, позвольте поблагодарить всех моих хороших учеников за работу, Желаю всем успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: