Николай Александрович Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Знакомство с жизнью и творческой деятельностью А.Н. Добролюбова; выяснить и понять точку зрения критика на драму А.Н. Островского "Гроза"; развивать умение работать с критической статьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a._dobrolyubov_luch_sveta_v_tyomnom_tsarstve.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Урок литературы в 10 классе на тему:

Николай Александрович Добролюбов

«Луч света в тёмном царстве»

                                          Подготовлен Баклан Светланой Леонидовной,

                                учителем русского языка и литературы

                                                 высшей категории

г. Нижнекамск  2015 год

Николай Александрович Добролюбов

«Луч света в тёмном царстве»

Цели: 

Познакомить с жизнью и творческой деятельностью Н.А. Добролюбова.

Выяснить и понять точку зрения критика на драму Островского «Гроза».

Развивать умение работать с критической статьёй.

Оборудование:

Презентация о жизни и творчестве Н.А. Добролюбова, статья «Луч света в тёмном царстве»

                                                                      Мерою достоинства писателя или

                                                              отдельного произведения мы

                                                              принимаем то, насколько служат они

                                                                  выражением естественных стремлений

                                                              известного времени и  народа

                                                                                                                                       Н.А. Добролюбов

Николай Александрович Добролюбов – типичный разночинец, сын небогатого нижегородского священника, учился в духовном училище и в семинарии. Но своим образованием Добролюбов, по словам Чернышевского, обязан, прежде всего, самому себе. Сохранились составленные Добролюбовым списки книг, прочитанных за годы учения в семинарии. Это перечень названий и краткие отзывы о прочитанном. Только за один 1849 год 13-летний мальчик прочёл 411 книг: произведения Фонвизина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена, Некрасова, Тургенева, труды исторические, философские, политические, естественно-научные. С 13 лет он начал писать стихи, а несколько позднее – рассказы и повести.

Сам он так вспоминал о своих детских и юношеских годах: «Всё, что я видел, всё, что я слышал, развило во мне тяжёлое чувство недовольства, в душе моей рано начал шевелиться вопрос: да отчего же  все так страдают, и неужели нет средства помочь этому горю, которое, кажется, всех одолело?»

В 17 лет поехал Добролюбов в Петербург для поступления в Духовную академию, но решился нарушить волю отца и поступил в педагогический институт на словесное отделение. Институт, который представлялся Добролюбову храмом науки, оказался похожим на нижегородскую семинарию. Правительство стремилось воспитать будущих педагогов в «страхе божием и повиновении начальству».

Непримиримую борьбу с институтскими порядками Добролюбов начал ещё на первом курсе и сразу встал во главе кружка передовых студентов, который называли «добролюбовской партией».

Судьба не щадила Добролюбова. В начале 1854 года умерла его мать, а через полгода – отец. Добролюбов остался главой и кормильцем огромной семьи: на его руках было двое братьев и пять сестёр. Недоедая, недосыпая, юноша бегал по урокам и каждый заработанный рубль посылал домой. Но он не прекращал своей борьбы против системы слежки, муштры и угодничества, которую насаждало институтское начальство, хотя был уже зачислен в разряд «политически неблагонадёжных» и ему грозило по меньшей мере исключение из института.

Всё теснее сплачивался кружок единомышленников Добролюбова. В этом кружке изучали произведения Белинского и Герцена, внимательно следили за выступлениями молодого критика Чернышевского, переписывали запрещённые царской цензурой статьи. Здесь читали «Полярную звезду», «Колокол», «Современник». Члены кружка широко распространяли среди студентов института, университета и других учебных заведений Петербурга добролюбовские стихи, прокламации, письма, проникнутые ненавистью к самодержавию и крепостничеству. Уже тогда Добролюбов призывал к крестьянской революции, видя в ней единственно возможный путь освобождения народа.

В юношески незрелых, но горячих стихах он писал:

Вставай же, Русь, на подвиг славы –

Борьба велика и свята!..

Возьми своё святое право

У подлых рыцарей кнута…

Молодой поэт предсказывал, что настанет иное время:

Тогда республикою стройной,

В величье благородных чувств,

Могучий, славный и спокойный,

В красе познаний и искусств,

Глазам Европы изумлённой

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобождённой

Явится русский гражданин…

Добролюбов прекрасно понимал, на что он решился, посвящая свою жизнь «великому делу переворота».  «Говорят, что мой путь смелой правды приведёт меня когда-нибудь к погибели, - это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной моё всегдашнее неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы».

В 1856 году Добролюбов познакомился с Некрасовым и Чернышевским и стал сотрудничать в журнале «Современник». Между Чернышевским и Добролюбовым с каждым днём крепла дружба. Вскоре после окончания института Добролюбов стал вместе с Чернышевским и Некрасовым во главе журнала «Современник». Литературно-критическая работа и политическая борьба были для Добролюбова связаны неразрывно. Он, как и его учителя и соратники, главным достоинством искусства считал жизненную правду.

На страницах «Современника» одна за другой появляются знаменитые статьи Добролюбова о крупнейших писателях того времени – Гончарове, Тургеневе, Островском: «Что такое обломовщина?»,

                             «Тёмное царство»,

                             «Когда же придёт настоящий день?»,

                             «Луч света в тёмном царстве» и другие.

В своих взглядах на искусство Добролюбов – последователь Белинского и Чернышевского. Поразительно рано, в 20-летнем возрасте, Добролюбов уже стал вполне оригинальным учёным и писателем. Мысли Добролюбова о литературе как искусстве слова сохраняют не только исторический интерес, но и практическое значение в наше время.

Добролюбов учил пользоваться книгой как увеличительным стеклом, позволяющим проникнуть в суть жизненных явлений. Критик не только помогал увидеть и глубоко понять то, что есть в книге, - он вёл читателя дальше, к тем выводам, которые подсказывала книга, если читать её глазами революционера-демократа. Этих выводов иногда не мог видеть по тем или иным причинам сам автор книги, но их видел критик, владеющий революционной логикой.

Душевное напряжение, изнуряющая борьба с цензурой, постоянное мучительное сознание невыносимо тяжёлого положения Родины – всё это быстро разрушало здоровье Добролюбова. Летом 1860 года Добролюбов, по настойчивому требованию Чернышевского и Некрасова, уехал лечиться за границу. Но облегчения не наступало: быстро развивался туберкулёз. Но и за границей Добролюбов ни на минуту не мог забыть о России.

Осенью 1861 года Добролюбов безнадёжно больным вернулся в Россию. Посылая Чернышевскому очередную статью, он сообщал: « Я кончил статью кое-как: у меня хлынула кровь горлом…» Но он продолжал работать. Он спешил, зная, что времени остаётся совсем мало.

Незадолго до смерти Добролюбов написал последнее своё стихотворение, обращённое ко всем друзьям, сподвижникам, ученикам:

Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

                       Милый друг, я умираю,

Но спокоен я душою…

И тебя благословляю:

Шествуй тою же стезёю.

Добролюбов умер в 25-летнем возрасте, но его значение для русской литературы велико, и в первую очередь, это его работа в области литературной критики.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов написал прекрасное стихотворение «Памяти Добролюбова», позволяющее увидеть и понять нам, что это был за человек.

«Гроза», написанная Островским в 1859 году, в период громадного общественного подъёма перед крестьянской реформой, вызвала много споров во всех литературных кругах.

В этой пьесе Островский поставил один из актуальных вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства, её раскрепощение, но не все это видели.

Один московский критик заявил, что драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями. Героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, то есть верой в сверхъестественные силы, не годится для драмы, значит, «Гроза» имеет значение сатиры, да и то неважной.

Другой критик замечает, что по его соображениям, Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в её лице опозорить русский мистицизм.

Третьи критики считали, что «Гроза» - оскорбление искусства и ничего больше. Катерина, по выражению Павлова, «женщина безнравственная, бесстыжая, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому. Язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека». Павлов считал «Грозу» не драмой, а «балаганным представлением».

И только Добролюбов смог по достоинству оценить творение драматурга. В 1860 году в журнале «Современник» была напечатана статья  «Луч света в тёмном царстве». Она отражала взгляды передовых литераторов 60-х годов. Добролюбов писал, что автор не должен искать действительность. Этого достиг Островский в пьесе «Гроза». (Обратить внимание на эпиграф урока). Правда – необходимое условие литературного произведения. Именно со статьи Добролюбова сложилась в русской литературе прочная традиция понимания Катерины как героической личности.

Прежде чем мы приступим с вами к работе со статьёй Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», я хочу заострить ваше внимание вот на чём.

Нельзя в наше время считать мнение Добролюбова, изложенное в его статье,  непреложным. Не забывайте, что «Гроза» написана в 1859 году, накануне крестьянской реформы, в то время, когда устои крепостничества рушились. Поэтому Добролюбов и пишет о социальном конфликте (столкновении «тёмного царства» и Катерины), как основной причине, толкнувшей Катерину на самоубийство. На современном же этапе развития литературы мы рассматриваем не только внешние, но и внутренние причины, побудившие Катерину к самоубийству. Останавливаться на этом мы не будем сегодня, так как об этом мы говорили подробно на прошлом уроке, а вот как вы усвоили это, я пойму из ваших сочинений.

А сейчас напомните, что такое конспект (краткое сжатое изложение или запись чего-либо).

На доске написаны вопросы, ответы на которые вы найдёте в статье Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и кратко запишите их себе в тетрадь. Не забывайте, что эта работа на оценку.

Вопросы на доске:

1. Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

2. Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

4. Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

5. В чём значение образа Катерины?

Домашнее задание:

1. Закончить конспект статьи Добролюбова и подготовить тетради для проверки

2. Выучить наизусть один из предложенных отрывков из «Грозы»:

- монолог Кулигина «Жестокие нравы…» (действие 1, явление 3)

- монолог Катерины «Отчего люди не летают?..» (действие 1, явление 7)

- самостоятельно выбранный (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Жертвы "тёмного царства"

Презентация может быть использована в качестве дидактического материала на уроке литературы, посвященном изучению драмы А.Н.Островского "Гроза"...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"

В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...

Из опыта работы.Урок. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Урок литературы в 10 классе. Протест Катерины против "тёмного царства", в чём трагедия героини. (по пьесе Островского "Гроза")...

Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «тёмном царстве»)

Цели:-обучение учащихся элементам сравнительного анализа героев  драматических произведений на русском и тувинском языках с целью подготовки к домашнему сочинению «Мир, в котором нет любви (Судьб...

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».Целивоспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.р...