Урок литературы в 10 классе "Жертвы "тёмного царства"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Печказова Светлана Петровна

Презентация может быть использована в качестве дидактического материала на уроке литературы, посвященном изучению драмы А.Н.Островского "Гроза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Zhertvy_tyomnogo_carstva.rar352.99 КБ

Подписи к слайдам:


Автор презентации: Печказова Светлана Петровна

МОУ «Многопрофильный лицей №1»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Выводы:

нравственность добрых, но покорных и безвольных людей изуродована «темным царством».

Выводы:

«нравственные законы» «тёмного царства» – это власть денег, ложь, лицемерие, ханжество, невежество, самодурство, жестокость, консерватизм.

Кулигин

Варвара

Ванька Кудряш

Тихон

Борис

1. Кабаниха

2. Дикой

«Жертвы» города Калинова

«Тираны», «тёмное царство» города Калинова

Мещанин Кулигин – талантливый и умный человек. Он механик-самоучка, однако в голове у него не только мифический проект изобретения вечного двигателя. Он обладает реальными техническими знаниями и мог бы сделать для калинова много полезного, но у него нет на это денег.

Кулигин прекрасно видит недостатки калиновского общества, не случайно именно ему принадлежат слова: «Жестокие нравы,

сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите…». Однако он не считает нужным открыто вступать в борьбу, у него нет сил преодолеть навязанные с детства стереотипы. «Уж лучше стерпеть», – считает он.

Конторщик Ванька Кудряш отличается от других героев весёлым и бойким нравом. Он служит у дикого, но нисколько его не боится. «Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею... Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну значит, я его не боюсь, пущай же он меня боится…».

Кудряш боек и остёр на язык. «Э, Борис Григорич, бросить надоть», - советует он

Борису, когда узнаёт, что тот полюбил замужнюю женщину. «Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите… Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта».

Идеал кудряша – вольная, весёлая, сытая жизнь, и ради неё он готов на всё.

Дочь Кабанихи Варвара – весёлая, жизнелюбивая девушка. Как и её друг Ванька Кудряш, она приспособилась к порядкам калиновского общества и живёт в своё удовольствие по принципу «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было».

Варвара хорошо относится к Катерине и откровенно делится с нею своим жизненным опытом: «И я

не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

В конце пьесы Варвара бежит из родительского дома вместе с Ванькой кудряшом в поисках счастливой жизни. Однако вряд ли её мечтам суждено сбыться: калиновские нравы живучи во всей России того времени (II половина XIX века).

Сын Кабанихи Тихон – недалёкий, хотя и незлой человек. Он по-своему любит Катерину, жалеет её, учит, как ужиться со свекровью. Тихон не понимает, что его душевная неразвитость и слабоволие делают её жизнь ещё более невыносимой.

Забитый укорами матери, Тихон мечтает вырваться из семейного ада и пуститься в разгул. Только после гибели Катерины он решается открыто сказать то, о чём думает: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…»

Зная о своём малодушии, Тихон не испытывает иллюзий насчёт будущего: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на белом свете да мучиться!»

Племянник Дикого Борис по своему рождению и воспитанию не принадлежит к калиновскому миру. Раньше он жил и учился в другом городе, а в Калинов приехал, чтобы получить наследство. Он чувствует себя чужим в этом городе и жалуется:

«Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю.».

Своим внешним обликом и речью Борис не похож на обитателей Калинова, однако, как и они, признаёт власть местных законов.

Полюбив замужнюю женщину, Борис не думает о будущем : «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо».




Он, как и Тихон, слаб и безволен, на нём, как и на Тихоне, лежит вина за гибель Катерины.

Кулигин, Ванька Кудряш, Варвара, Тихон, Борис – герои, которых объединяет не только общественное положение (они зависимы от других людей), но и черты характера: они безвольны, малодушны и ради хорошей жизни готовы пойти на компромисс с совестью.

Какому герою автор «поручает» дать характеристику «тёмного царства» («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»): а)Феклуша; б) Кулигин; в) Кудряш; г) Борис; д) Катерина.

2. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы: а) заинтриговать читателя; б) представить героев, непосредственно не участвующих в интриге; в) создать образ мира, в котором живут герои; г) замедлить сценическое время.

3. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе? а) Борис и Катерина; б) Катерина и Тихон; в) Дикой и Кабаниха; г) Марфа Кабанова и Катерина; д) Борис и Тихон.

4. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что: а) Борис и Тихон принадлежат одному сословию; б) Борис лишь внешне отличается от Тихона; в) Борис очень резко отличается от Тихона.

5. В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого,

ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек,

способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

а) Кулигин; б) Кудряш; в) Варвара; г) Борис; д) Катерина.

б) Кулигин

в) создать образ мира, в котором живут герои

г) Марфа Кабанова и Катерина

б) Борис лишь внешне отличается от Тихона

д) Катерина

Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedia




Чумак А.В. Островский А.Н. и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. М.: Айрис-пресс, 2002 г.




3. Иллюстрации к произведениям А.Н.Островского




4. В.Н. Бочков, А.А. Григоров. Вокруг Щелыкова. Путеводитель по «земле Островского» М.: Просвещение, 1997 г.




5. Тесты И.Н.Корщуновой, Е.Ю.Липиной. М.: Дрофа, 2000 г.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Где слово немеет, там царствуют звуки..." Музыка на уроках литературы.

В статье приводятся фрагменты уроков в 5- 11 классах с использованием музыки. На конкретных примерах изучения программных произведений показывается, как музыка помогает создать эмоциональный настрой н...

Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"

Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....

Тема урока: «В сказочном подводном царстве».

Бинарный урок по теме: «В сказочном подводном царстве» (ИЗО + технология) Новикова Лидия Алексеевна Хитрова Светлана Павловна...

Урок- спектакль "Пришельцы из царства Невидимок"

Урок-спектакль  по теме "Значение  бактерий в природе и жизни человека"  построен в форме заседания членов КОАПП (комитета охраны авторских прав природы)...

Урок биологии "Общая характеристика царства Животные"

Данный урок проводится в 7 классе. Особенностью урока является то, что он проводится с применением технологии развития критического мышления....

Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс

Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....

Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)

   Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтени...