Урок- спектакль "Пришельцы из царства Невидимок"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Чукарина Наталья Николаевна

Урок-спектакль  по теме "Значение  бактерий в природе и жизни человека"  построен в форме заседания членов КОАПП (комитета охраны авторских прав природы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishelcy_iz_carstva_nevidimok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

урока- спектакля

по теме «Роль бактерий в природе и народном хозяйстве»

«Пришельцы из царства Невидимок»

Цели урока: раскрыть положительную роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве, промышленности»

Методика урока:

Форма урока: урок дидактическая игра – спектакль

Литература :

 Т. Константиновский 5 таинственных К-М.:

Невидимый мир Биология  Знание , 1988

Оборудование: микроскопы, таблички-бейджики с названиями и  фото животных, бактерий, растение гороха, продукты: сыр, творог, ряженка

Структура урока

  1. Вступительное слово учителя, цели урока,
  2.  Театральное действие
  3. Обсуждение
  4. Домашнее задание

Птица –секретарь: КОАПП, КОАПП! Комитет охраны авторских прав природы открывает свое заседание. Позвольте представить вам председателя заседания уважаемого Кашалота.

Сова: Но где же он?

Гепард: Да вот же  он, но почему он вооружен  микроскопами?

Кашалот: Друзья мои! Прошу покорнейше извинить за опоздание. Прежде чем объявить тему сегодняшнего заседания комитета я должен удостовериться в том, что  здесь присутствует весь КОАПП в полном с составе. Птица-секретарь, пожалуйста, список. Действительные члены КОАПП-Сова?

Сова: Тут я, где ж мне быть-то!

Кашалот: Гепард?

Гепард: К Вашим услугам, дорогой председатель!

Кашалот: Стрекоза?

Стрекоза: Прилетела-прилетела на заседание.

Кашалот: Рак?

Рак: Здесь я. Но к чему эти микроскопы?

Кашалот: Уважаемый Рак, все по порядку! Сегодняшнее заседание КОАПП мы посвятим миллиардному царству невидимок, при участии которых происходят события  сверхфантастические. Именно им обязана наука появлению новой дочери – биотехнологии.

Сова: Ух, больно мудреное словечко! Пойми его.

Стрекоза: Уважаемый Кашалот! Вы достаночно заинтриговали нас, но все же, кто участник нашего заседания?

Гепард: Я, кажется, догадываюсь, о ком идет речь. Уважаемый Кашалот, Вы имеете ввиду малюток-бактерий, но так ли?

Кашалот: Именно их!

Рак: Этим организмов в 1 млн мм, а порой  итого меньше, существ, не имеющих ядра в клетке, неспособных в большинстве случаев к самостоятельному движению?

Стрекоза: Это что ж на заседании мы  их через  микроскоп видеть  будем?

Ни с кем еще подобным образом не общалась, чем  же они так знамениты?

Кашалот: Милая Сова,  плоды их деятельности Вы можете созерцать без всяких усилий  и технических, и оптических средств!

Рак: Интересно, каким  образом пройдет эта встреча, и где же наши гости? Ой, что это сверкнуло?

Сенная палочка: Сверкнуло золото, которым я покрыта! За блеском этого зловещего металла не разглядеть, конечно, кто под ним..

Сова: И кто ж под ним?

Сенная палочка:

Бактерия простая,

Сенная палочка

Меня так называли

Пока в деревне я жила  на сене,

Теперь же по-латыни величают,

Двойное имя дали мне: Бацилиус-Субтилис!

До чего же мне надоели роскошнейшие эти имена.

И слава, что нежданно привалила,

Статьи и фотографии в журналах,

Обильный стол  и клетка золотая,

 В которых я живу, забот не зная,

С какой бы  радостью ее променяла

На сена клок, что мокнет под дождем,

Где я когда-то резвилась

С подружками, увы, не суждено

Узнать им правду горькую о том,

Как я попалась в золотые сети.

Нет повести печальнее на свете!

Кашалот: Так расскажи  нам, Сенная палочка!

Сова: Только без декламации, а то я смысла не уловлю.

Сенная палочка: История обыденная – деревенскую простушку, наивную и доверчивую, сманили в город.

Сова: Кто сманил-то, болезная моя?

Сенная палочка: Микробиологи, они обожают работать с сенными палочками. Прежде, когда я еще не прониклась таким отвращением к золоту, я бы сказала, что у нас золотой характер: мы неприхотливы, выносливы, причем до такой степени, что нас, вернее, наши споры можно кипятить без всякого вреда. Наконец, и это самое главное – мы совершенно безопасны!

Кашалот: Т.е. не вызываете болезней?

Сенная палочка: Более того – иные даже лечим!

Бацитроцин, антибиотик мощный,

Кто производит? Сенные палочки.

Сначала я предполагала, кстати,

Что и меня микробиологи зовут

Для этой чистой, благородной цели,

Как я ошиблась, была наивна.

Сова: Что дальше-то было?

Сенная палочка: Я попала в лабораторию канадского ученого Бевериджа. Там были шкафы с полками, на них стояло множество чашечек с разноцветными жидкостями. Из разговора сотрудников я узнала, что это растворы солей металлов. И вот нас, сенных палочек, поселили в этих жидкостях. Я оказалась в чашке с раствором хлористого золота. Первое мгновение меня охватило ликование, я купаюсь в золоте! Откуда мне было знать, что этот благородный металл – яд, отравляющий душу и тело!

Гепард: Да, все тяжелые металлы ядовиты.

Сенная палочка: Уже через пару минут я почувствовала ужасную тяжесть, а через две мне стало так плохо, что я еле шевелила жгутиками. И тогда я приняла отчаянное в тех обстоятельствах решение: защититься от проникновения ядовитых атомов внутрь моего организма с помощью самих этих атомов.

Сова: Клин клином – так что ли?

Сенная палочка: Именно так! Я стала осаждать атомы золота на стенках своей единственной клеточки. Через десять минут она была покрыта сплошной золотой броней!

Стрекоза: И Вы остались живы?

Сенная палочка: Как видите, но какой ценой! Я всегда была такой подвижной, а сейчас? Разве в этих доспехах побегаешь на перегонки, разве взлетишь, как бывало, в поднебесье вместе с восходящими потоками воздуха?

Кашалот: А каковы судьбы других сенных палочек?

Сенная палочка: В сущности та же, что и у меня, только панцири у них подешевле: у кого из олова, у кого из меди, никеля, вольфрама. Слишком долго перечислять – это будет перечень из сорока с лишним металлов. Но мне пора на службу.

Кашалот: А сейчас, уважаемые почетные члены КОАПП, перенесемся мысленно на болото, в царство сфагнума, который, медленно отмирая, образует залежи ценного топлива.

Сова: Какого же? /к залу/

Кашалот: Здесь зреет клюква, но встречаются крохотные озерца, где вдруг вспыхивают крохотные огоньки. Суеверные люди считают, что болотные огни зажигают нечистые духи. Наука же объяснила, что огни  на болотах – это горючий газ.

Сова: Но кем и как он вырабатывается?

Гепард: Болотный газ – это метан! Он горит бесцветным пламенем без копоти. Метан всегда сопровождает месторождения нефти, вулканических  выбросов выделяется со дна стоячих водоемов, содержится в навозе и нечистотах.

Кашалот: А вырабатывается газ бактериями, получившими название метанобразующих.

Метанококк: Позвольте представиться – я метанококк - /к залу/. Надеюсь, вам известно какой формы мое тело, к тому же я – анаэроб. Занимаюсь преобразованием углекислого газа в метан, а уж из него производят многие ценные вещества, например, ацетилен, хлороформ. Не буду хвастать, но одновременно я могу убить двух зайцев, поселившись, к примеру, пардон, на навозной куче, жиже свинарников. Во-первых, за пять часов я превращу эту зловонную массу в ценное удобрение. Во-вторых, образуемый при этом метан обогревает свинарники, к тому же способствую очищению территории и воздуха от залежей отходов свиноводства. В десятках миллионов установок по утилизации отходов свиноводства, установленных в Китае, Японии тружусь я. Со своими родственниками я могу поколдовать и над ботвой картофеля, свеклы, соломой.

Метанокисляющая бактерия: А я, хотя и родственница метанококку, проделываю совершенно противоположную работу: разлагаю метан до безобидного углеродного газа, а потому меня привлекают для борьбы со скоплениями метана в шахтах, тем самым обеспечиваю безопасность труда шахтеров. А зовут меня по латыни метилококкус, т.е. метанокисляющая бактерия.

Сова: Чудеса, да и только!

Стрекоза: А я вот наслышана о дружбе бактерий с растениями. Говорят, что они дефицитные для растений вещества добывают, например, азот.

Рак: Интересно, как это азот вдруг попал в дефицитный? Ведь всем известно, сколько его в воздухе находится.

Сова: Право, не знаю. Сколько ж? /к классу/

Рак: Бери – не хочу!

Кашалот: Видите ли, азот-то есть, да не в том виде, что нужен растению. В воздухе он в свободном состоянии, а растению нужен в виде соединений, веществ.

 Стрекоза: Есть один микробчик, который живет в почве, такой коричневый, со жгутиками. Он просто гений  и не спорьте. К нему академики приходили учиться, представьте себе! Люди, чтобы соединить азот с водородом, строят огромные колонки, давление там больше 200 атмосфер, температура выше 500 градусов, а микробчик берет азот из воздуха и соединяет с разными там атомами играючи. А зовут его Азотобактер. Скромный такой, бескорыстный: изготавливает азотные удобрения, и пользуйтесь, кто хочет. А сам в таких условиях живет – в сырой земле. Здоровьем слаб. Чуть что – кислотность повышается, влажность понижается – жгутики кверху. О, да вот и он к нам пожаловал!

Азотобактер: Милая Стрекоза, право, мне не ловко, Вы так меня расхвалили.

Стрекоза: И не скромничайте! Лучше поведайте, в чем Вы еще специалист.

Азотобактер: Помимо фиесации азота, я умею образовывать витамины группы B, никотиновые кислоты, вещества, жизненно важные для человеческого организма. Из меня можно выделить антибиотик, тормозящий образование вредных для растений грибов. Моим крестным отцом стал в 1901 году голландский ученый микробиолог М.Бейеринк.

Птица-секретарь: А ведь у этого скромного труженика есть конкуренты. Я их на гороховом поле встречала. Ух, они и ловкачи! Азотную пищу готовят только для избранных растений из семейства бобовых.

Сова: Для кого же, подскажите? /к классу/

Птица-секретарь: А ведь бобовых на свете 2 тысячи видов. В 1886 году два немецких ученых разгадали их тайные помыслы. Оказывается, эта семейка не просто снабжает бобовые растения азотом в соединениях, а свыгодой. Да еще с какой! Растения им предоставляют теплые квартиры в виде клубеньков – выростов в корнях, да снабжают бесплатным питанием – дефицитной глюкозой. А еще напевают с растениями бобовых:

Удивительный вопрос

Что такое симбиоз?

Без него и я, и ты

И не туды, и не сюды!

Сова: А что такое симбиоз? /к классу/

Кашалот: Между прочим, ученые института Сельскохозяйственной микробиологии города Пушкин, прежнего Царского села, работая с этими бактериями по имени Ризобии, создали биологическое удобрение для почв – ризоторфин. Изготовление этого удобрения обходится в 40 раз дешевле производства минеральных азотных удобрений. К тому же ризоторфин – экологически чистый продукт.

Стрекоза: Рядом с этими бактериями в почве трудятся миллионы почвенных бактерий, повышая ее плодородие. На одном Га почвы в верхнем слое толщиной в 15 см содержится до 5 тонн бактерий и микробов. Всю свою жизнь посвятил изучению почвенных бактерий ученый Вл.Ник.Виноградский, он стоял у истоков создания почвенной микробиологии.

/В это время приходит Кашалот со стаканом ряженки и кусочком сыра/

Сова: Уважаемый Кашалот, а что это Вы принесли? Вы, должно быть, хотите объявить обеденный перерыв в заседании?

Кашалот: Что Вы, Сова, просто я принес новых гостей – молочнокислых пропионовых бактерий.

Гепард: Молочнокислые бактерии? Что же они такого грандиозного совершили? Я вот слышал, что их называют бактериями-ворами, а ведь мы ведем речь о весьма добрых делах невидимок!

Сова: Преступников нам только не хватало!

Кашалот: А пусть они вам сами объяснят.

Болгарская палочка: Мы, молочнокислые бактерии, одни из немногих, кто способен усваивать молочный сахар – лактозу, содержащуюся в молоке. Мы – большие гурманы, любим сахара, не можем жить без витаминов, а воруем мы сахар молочный, который с возрастом не все могут усваивать, а потому не могут питаться молоком. Мы же превращаем молочный сахар – лактозу – в молочную кислоту, благодаря ей продукт становится доступен всем людям, ведь он превращается в простоквашу, жирную часть молока мы превращаем в сметану; кипяченое молоко, заквашенное этой сметаной, мы превращаем в ряженку. Молочная кислота оберегает продукты от вредных бактерий. Кефир мы дарим людям, потрудившись совместно с дрожжами. Меня – болгарскую палочку – прославил Илья Ильич Мечников – основатель учения об иммунитете – защитных реакциях организма, основатель науки о долголетии – геронтологии. Я произвожу напиток йогурт, который считают хорошим средством против старения. Мои сестры творят творог, квасят капусту, даже силос.

Сова: Что же это за квашеная кукуруза?

Болгарская палочка: Наши бактерии первые помощники славных сыроделов, а именно этим занимаются пропионовые бактерии.

Кишечная палочка: Но прежде, чем перед вами предстанет пропионовая бактерия, познакомьтесь со мной – кишечной палочкой. Я тоже отношусь к молочнокислым бактериям, но живу в кишечнике человека. Я разлагаю там полезные вещества до более простых. Готовлю так же витамины. Со мною рядом живут в кишечнике бактерии-защитники от непрошенных гостей бактерий-паразитов – возбудителей холеры, тифа, дизентерии и т.д.

Пропионовая бактерия: Мы – пропионовые бактерии – старожилы Земли, нам где-то 3 млрд. лет. Обитаем мы в одном из отделов желудка жвачных животных. Мы – палочки медленно растущие, самые мирные в микробном царстве. Мы уже 8 тыс. лет трудимся над сырами. Начали эту деятельность впервые в междуречье Тигра и Ефрата, в Европу мы попали с сырами 2 тыс. лет назад, а в Россию лишь в 1795 году.

Гепард: Сыр – ценный продукт, его можно предлагать и двухлетнему ребенку и столетнему жителю. Белки  и жиры сыра легко усваиваются.

Кашалот: Все сыры делят на 3 группы: мягкие, например, плавленые сырки; полутвердые, например, знаменитый «Рокфор», в молоко овец для его изготовления вносят еще и голубую плесень, затем сыр выдерживают в пещерах при температуре 9 градусов 3 месяца. Но превыше всего ценят твердые сыры. Они с глазками, ноздреватые, иногда со «слезой» - каплей жидкости. Чем больше глазков, тем лучше сыр.

Пропионовая бактерия: У нас есть еще одна профессия: мы вырабатываем витамин B, которым лечат заболевания крови. Мы так же вырабатываем пропионовую кислоту, которой обрабатывают упаковки для сливочного масла, черного хлеба для большего срока хранения.

Рак: Профессор Московского университета А.И.Воробьев утверждал, что среди полезных для человека бактерий пропионовые занимают одно из первых мест.

Птица-секретарь: Подходит к завершению заседание КОАПП.

Кашалот: Главными героями нашего заседания были представители царства бактерий. Без этих невидимок, первопоселенцев, первожителей планеты жизнь во всем ее красочном проявлении, многообразии приостановилась бы. Мы познакомились сегодня лишь с теми, кто играет в природе и в жизни человека положительную роль, с теми, кто дал начало развитию отрасли науки и  техники – биотехнологии.

Птица-секретарь: Чтобы удостовериться насколько успешным было наше заседание КОАПП, позвольте провести маленький экзамен для всех, собравшихся на коапповской поляне.

  1. Какие группы бактерий были гостями нашего заседания?
  2. Каким образом можно извлекать из растворов солей металлы, какие бактерии принимают в этом участие?
  3. Что такое симбиоз? Какая группа бактерий и с какими растениями находится в симбиозе?
  4. Чем славна бактерия Азотобактер?
  5. С именами каких ученых связано развитие почвенной микробиологии?
  6. Какие бактерии являются долгожителями? Какой продукт они производят?
  7. С помощью каких бактерий можно бороться с отходами животноводства?
  8. Кого из бактерий называют ворами  и почему?
  9. Какие продукты и вещества производятся с помощью бактерий?
  10. Что такое биотехнология?

Кашалот: Полагаю, что заседание КОАПП вызвало живой интерес у всех присутствующих. Пусть не в обиде останутся те из представителей царства бактерий, о ком мы сегодня не упомянули. С ними вам помогут познакомиться материалы учебника. Кроме того, обратите внимание и на негативные стороны деятельности невидимок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к разработке урока «Путешествие в Царство швейной машины»

Презентация урока по предмету технология 5 класс. Урок проходит в виде игры - путешествия. Тема урока: «Путешествие в Царство швейной машины».  Презентацию можно использовать для проведения...

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

Нестандартный урок: "Ссора в царстве степенных функций"

Методическая разработка нестандартного урока в 9 классе с применением театрализованной и игровой формы работы....

Интегрированный урок по теме: "Царство Грибы"

        Данная разработка урока позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения представителей царства Грибы, их многообразием и с...

Урок-путешествие в царство Имени Прилагательного

Урок повторения и систематизации ранее изученного материала....

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...