Статья "Как нам даётся благодать"
статья по литературе на тему

Белоусова Наталия Юрьевна

Несомненно, что творчество удивительно тонкого и пронзительного поэта Фёдора Ивановича Тютчева знакомо многим любителям русской поэзии. Главным в лирике Тютчева является образ мысли и образ мыслителя, который обладает двумя, несомненно, трудно соединимыми, но крепко спаянными между собой качествами. Поэтому поэзия Тютчева представляет собой глубоко художественное, а не рассудочное явление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nam_daetsya_blagodat.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Есть целый мир в душе твоей…»

  Несомненно, что творчество удивительно тонкого и пронзительного поэта Федора Ивановича Тютчева знакомо многим любителям русской поэзии. Главным в лирике Тютчева является образ мысли и образ мыслителя, который обладает двумя, несомненно , трудно соединимыми, но крепко спаянными между собой качествами. Поэтому поэзия Тютчева представляет собой глубоко художественное, а не рассудочное явление.

Обратимся к одному из самых удивительных стихотворений в творчестве Тютчева  «Silentium» 1830 г.

.    Важнейшей стороной этого стихотворения является определенное соотношение между существованием текста и его восприятием, воздействием. Это стихотворение  и еще «Нам не дано предугадать …» позволяют вникнуть в это соотношение, так как не только представляют его собой, но и посвящены ему. Стихотворение «Silentium!» состоит из трех строф по шесть строк каждая:

   Молчи, скрывайся и таи

   И чувства и мечты свои –

   Пускай в душевной глубине

   Встают и заходят оне

   Безмолвно, как звезды в ночи, -

   Любуйся ими – и молчи.

   Как сердцу высказать себя?

   Другому как понять тебя?

   Поймет ли он, чем ты живешь?

   Мысль изреченная есть ложь.

   Взрывая, возмутишь ключи, -

   Питайся ими – и молчи.

   Лишь жить в себе самом умей –

   Есть целый мир в душе твой

   Таинственно-волшебных дум;

   Их оглушит наружный шум,

   Дневные разгонят лучи, -

   Внимай их пенью – и молчи!...

   Стихотворение начинается и заканчивается повелительной формой глагола молчать. Это не просто повтор и не заданный, обязательный рефрен. Текст построен на глаголе молчи, без которого стихотворения просто не будет.  С другой стороны, повтор глагола также еще не образует текста. Текст предполагает определенную дифференциацию элементов, составляющих его. Одно слово ни само по себе, ни воспроизведенное сколь угодно раз, текста не составляет.

   В стихотворении Тютчева не только каждая строфа, но и каждое слово соотносится с глаголом молчи, подтверждая и подкрепляя его. В результате глагол приобретает не только особую весомость, но и протяженность, выходящую за пределы конкретной житейской ситуации.

   К трем синонимичным глаголам первой строки присоединяются глаголы в строках, замыкающих строфы: Любуйся…Питайся…Внимай… Эти глаголы сближаются повелительным наклонением и строфическим параллелизмом. Можно отметить и некоторое смысловое родство между этими глаголами в данном контексте. Все три глагола ориентированы на молчание, подтверждают и обосновывают его. Любоваться, питаться, и внимать действительно подобает молча, но глагол внимать недаром венчает этот ряд: поистине, заклиная молчать, он указывает на нечто, чему внимаешь и ради чего молчишь.    

    Таким образом, Тютчев дает понять читателю: мысль ,зародившаяся в»душевной глубине» ,совсем не одно и то же, что мы произносим. Материальная оболочка не способна передать все оттенки и нюансы того, что  можно назвать идеальной мыслью. Разве возможно передать другому человеку  все самое сокровенное и самому ,порой, не до конца  ясное состояние внутреннего мира? Великий поэт Ф.И.Тютчев, считал ,что это практически невозможно.

    А может быть , стоит просто внимательно прислушаться к себе , внимательно посмотреть на того, кто рядом с тобой, и тогда этот мир « в душе твоей»  станет миром близкого тебе человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " А память нам покоя не даёт"

Внеклассное мероприятие посвящено 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....

Праздник "Настоящая мать человеку даётся однажды"

Праздник. посвящённый Дню Матери....

Конспект урока "Какие знания даёт искусство?"

урок "Искусство" в 9 классе- конспект, презентация и тест....

Нефть.Проклятие или благодать?

Творческая работа ученицы 10 класса Сташиновой Дарьи,выполненная в виде мини-проекта....

Коммунарский сбор, что он даёт современным подросткам.

О коммунарском движении, коммунарской методике сказано не мало. Я хочу поделиться 14-летним опытом работы проведения коммунарок, показать основные составляющие сборов. Также здесь можно увидеть воспом...

Дни православной книги «Благодать с беспокойным сердцем»

Беседа «Православные традиции и обычаи: о православных праздниках и постах»...