Педагогическое кредо учителя ...
материал по литературе на тему

Монякова Елена Вениаминовна

В кредо выражены мысли автора о воспитании и образовании, кратко обобщен опыт работы с учащимися углубленного гуманитарного профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_pedagogicheskoe_kredo.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Моё педагогическое  кредо

Мир шагнул в третье тысячелетие. Человеку еще предстоит осмыслить свою роль и место в новой эпохе роботов и Интернета, клонов и фантастических технологий, осознать, что и на новом витке все будет зависеть от него, от человека будущего! А значит, от моего сегодняшнего ученика.

Я понимаю свою ответственность за того, кто завтра станет президентом, великим ученым, гениальным поэтом, музыкантом, актером, доброй, любящей матерью, счастливым и надежным отцом. И эта ответственность за становление Человека лежит на мне. Отсюда и многие вопросы, на которые пытаюсь найти ответ. Как воспрепятствовать тому, чтобы мои ученики не стали «потерянным поколением» ? Можно ли сделать школу островком нравственности, любви и порядочности в нашем неспокойном мире? Как уберечь ребенка от пошлости, цинизма и лицемерия? Как дать ему ощутить себя личностью?

Своим примером?

- Наверно! Но пример, самый безукоризненный и идеальный, не должен довлеть над ищущей, растущей душой.

Жан Поль когда-то писал: «Говорят, что лучшее правило политики - не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании».

Уверена: слова эти справедливы и в отношении к обучению. С самого начала своей педагогической деятельности (поначалу интуитивно, а затем сознательно) старалась строить свои отношения с учениками на основе Сотрудничества.

Как жаль: не всем закон знаКОJ1ll,

Но важно, чтобы с добрым взглядом

Учитель шел с учеником

Не впереди, не над, а рядом!

Поэтому на уроках русского языка при изучении новой темы стараюсь подобрать для наблюдения материал, позволяющий ученикам самостоятельно сделать выводы, сформулировать, «открыть» правило. Можно, конечно, дать его готовым, лишая ребят радости открытия. Но мне важно видеть огонек в детских глазах, почувствовать радость от сотрудничества, новых открытий, услышать из уст своих подопечных: «Эврика!» «Понял!» «Нашел!».

Ф.М. Достоевский утверждал: «Человек есть тайна», разгадать которую вместе с учениками я пытаюсь на уроках литературы. Мой предмет -  предмет человековедения. Он открывает великолепные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость.

Иду на урок ...

Переступая порог класса, стараюсь быть честной, чуткой,

внимательной и неравнодушной, быть сама собой.

Читаю в классе «Юшку» А. Платонова, «Куклу» Е. Носова, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова и не могу, да и не хочу сдержать чувств,

охвативших меня в эту минуту. Плачу ... дети сначала удивляются моей искренности, а потом и сами прячут друг от друга полные слез глаза.

И вновь начинаем разговор об очерствении человеческой души, о разрушении многовекового уклада жизни, о необходимости сострадания и милосердия, о недопустимости жестокости.

Мои девчонки и мальчишки еще в седьмом классе, но уже понимают, что доброта, милосердие, порядочность, бережное отношение к природе, к людям, любовь к матери и Родине - качества, составляющие непреходящие ценности человеческой культуры .

.. . Прошло два года. Мои ученики в девятом, теперь уже гуманитарном классе. Проверяю их сочинения и радуюсь: семена, брошенные когда-то на благодатную почву, проросли. Ребята научились самостоятельно мыслить, творчески подходить к работе, а главное, быть искренними. Приведу цитаты из сочинений ребят, где они делятся сокровенными мыслями .

... «Чтобы быть способным в трудную минуту преодолеть страх, малодушие, безразличие, нужно ... учиться уважать старость, чужой труд, любить дерево под своим окном, город, где ты родился, страну, в которой живешь» ...

. .. « В каждом однажды загорается искра добра, и тогда он способен на многое ... станет ли человек героем, помогая ближнему, зависит только от него самого. Тут не играют роли ни возраст, ни пол, ни профессия, ни социальное положение. Важно сердце человека, любящее людей вокруг ... »

... «Нужно с раннего детства прививать детям бережное отношение к природе. Если мама расскажет ребенку сказку о жучке, которого дома ждут детки, то малыш никогда не наступит на него. А если раздавить гусеницу, то можно никогда не увидеть прекрасную бабочку ... Маленького человека нужно научить любоваться природой, видеть красоту цветка, слышать пение птиц ... »

А у Тимофея, внешне очень уверенного в себе, читаю строки, наполненные болью: « ... нужно совершать настоящие поступки, даже если в тебя никто не верит, говорят, что из тебя никогда ничего не получится» ...

Учительская рука в ответ на «крик души» выводит: «Еще как верю», потому что, на мой взгляд, школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок должен рассчитывать на то, что здесь он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, самореализоваться. Задача учителя - разглядеть, увидеть, развить ростки детского таланта.

Новый учебный год. Новый, еще один в моей учительской судьбе пятый класс. Передо мной 25 доверчивых детских глаз и душ. Какие они?! Как подобрать к ним ключик?! Провожу в сентябре урок-конкурс по литературе. Ребята инсценируют басни Крылова. После выступления первых двух групп отмечаю для себя артистизм и эмоциональность девочек, а в это время на сцене всего два артиста: читающий за автора и удивительно талантливый Витя Бойков. Он играет одновременно три роли, успевая, как Аркадий Райкин, менять костюмы. Класс в восторге, хохочет, хлопает артисту!

Уроки с элементами инсценирования становятся в этом классе доброй традицией. Родители с восторгом смотрят на своих детей, удивляются: «Их ли это дети?».

А недавно Егор Чернышов показал мне свои стихи (никогда не догадывалась, что парня интересует поэзия). Прочла и была приятно удивлена разнообразию тем, проблем, которые его волнуют. Особенно понравилось четверостишие «Второе Я»:

С тобою очень мы похожи:

Ты думаешь, о чем и Я,

Одно и то же нас тревожит, И жизнь твоя есть жизнь моя.

Не знаю, будет ли Егор поэтом, но необходимо поддержать, оценить его творчество, что-то посоветовать, дать почитать томики стихов. Задаюсь вопросом: «Может быть, еще в ком-то скрыт талант?»

Учителя - особенные люди. Мы отличаемся от других тем, что берем на себя невероятно большую ответственность. И если удается чему-то научить ребят, развить у них интерес к предмету, раскрыть их таланты, показать им, на что они способны, то получаю огромное удовольствие.

Но, пожалуй, самая большая радость для меня - видеть, что из ребят, которых я учила, выросли хорошие люди, что каждый из них нашел свое место в жизни, стал Человеком.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё педагогическое кредо (из выступления на конкурсе Учитель года)

Данная статья опубликована в журнале Директор школы. №9 2005...

Педагогическое кредо учителя музыки МБОУ "Школа № 5" Яны Эльдаровны Рагимовой

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры.  Музыка - моя госпожа!...

Педагогическое кредо Учителя.

Презентация на конкурс "Учитель года"...

Конкурсное эссе "Мое педагогическое кредо"_Учитель Года - 2014г.

Конкурсное эссе "Мое педагогическое кредо"_Учитель Года-2014г....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО УЧИТЕЛЯ

Моё педагогическое кредо:«Успешный учитель – успешный в жизни ученик»....