Педагогическое кредо учителя музыки МБОУ "Школа № 5" Яны Эльдаровны Рагимовой
материал по теме

Рагимова Яна Эльдаровна

 

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры.  Музыка - моя госпожа!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мое педагогическое кредо563.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Муравленко.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

ПОРТФОЛИО

Учителя музыки Рагимовой Я.Э.

2012 г.

Моя педагогическая философия

«Музыка - единственный всемирный язык,

                                                     его не надо переводить, на нем душа

                                                         говорит с душою».

                                                                              Ауэрбах Бертольд

        В мире есть много множественных явлений, связанных с духовным миром человека. Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки?  Как же они находят путь к детскому сознанию?

         К этим невидимым явлениям относиться – музыка. Что такое музыка? И  где ее границы?

         Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры.  Музыка - моя госпожа!

Волна фантазий уносит меня и моих учеников в волшебную страну, в которой под лучами солнца разливаются хрустальные сосульки, а в брызгах нотных переливов искрятся капли солнечного света.

        Никакое другое искусство не вторгается  с такой властной силой  в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке. С помощью музыки в детях можно воспитать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.

 К. Ушинский в свое время заметил: « Запоет школа – запоет весь мир!»

        Каждый мой урок- это полет творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства. Главная моя задача в мотивации; пробудить творческую активность учащихся, ведь не зря учеными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность. ( Бетховен), интеллектуальное развитие (Моцарт, Григ), эмоциональное состояние (Штраус).

             Упражнения  вокала развивают голосовые возможности и творческий потенциал личности.  

     Мои сегодняшние педагогические взгляды держатся на трех китах: «Любовь к детям», «Любовь к музыке», «Вера в себя». Эти три грани  я вижу в своем уроке, в каждом слове, обращенном к ребенку, что помогает мне вечно изобретать, развиваться.

        Музыка- синоним красоты, той высшей красоты, которой наделен человек от природы. «Одна красота, - отмечал Шуберт, - должна вдохновлять человека в течение всей его жизни».

        Музыка - это особенное стихийное явление контролирующие состояние ума души ребенка, уподобляя его психики, настроения эмоций, фантазий впечатлений, ведь ничто не может выразить эго и сущность слушателя, так, как музыка . В этом мне помогают великие музыканты джаза, пианисты, представители свинга как Дюк Элингтон. Кристина Мария Агилера, Элла Джейн Фицджеральд.

Да, здравствует Музыка!

Описание педагогического опыта.

        Любовь к большой музыке, как известно, не врожденное чувство, его нужно воспитывать. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки, к пению, игре на музыкальном инструменте, когда деятельность в музыкальной сфере становится привычной, она перерастает в потребность. Личность ребенка с точки зрения музыкального воспитания содержит в себе грани, отвечающие за развитие духовного мира и зависящее от социального и мировоззренческого положения музыкального искусства.

        Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Урок музыки ориентирован на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению. Моя задача, как учителя – выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности;  сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

Чтобы достичь результатов, решая данные задачи, я использую технологию проблемного обучения.

Целью проблемной технологии является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Существует две основные функции проблемной технологии:

1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.

2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

Без использования технологий проблемного обучения не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. На сегодняшний день данная проблема достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания она не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы.

 Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.

 Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И.Махмудов, Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко.

 Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются:

 1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

 2. Открытие неизвестного, нового.

 Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

 Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

 Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

 Проблемные задания на уроке составляются мною с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий.

 Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы такие как:  наглядный, словесный, практический; наглядно-зрительный; проблемный; моделирования художественного процесса; сравнения и сопоставления; восприятия и анализа художественных произведений с последующим моделированием новых версий; выражение эмоционального состояния через музыкально сценическое произведение; сопоставление художественных продуктов упражнения, основанные на играх.

         Использование комплекса методов должно быть обусловлено содержанием уроков, а так же степенью их эффективности на различных этапах работы.

        Используемые мною методы способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении.

Одной из проблем музыкального воспитания школьников  является формирование слушательской компетенции, которая объединяет  личностные качества и способствует развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса,  эмоционально-эстетического опыта через диалог с произведением искусства. Моя задача научить слышать. Слышать звуки, ритмы, мелодию. Слышать и мыслить, слышать и перерабатывать информацию; слышать и создавать новый мир, свою философию жизни в мире людей и природы.

Именно умение слышать и слушать, и являются  музыкальной компетенцией уроков музыки. А технологии являются средством развития данной компетенции.

культурологические – компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе;

эстетические – компетенции в области восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве;

музыкологические – компетенции в области основ теории и истории музыки, а также в области практического музицирования;

педагогические – компетенции в области современных тенденций и наиболее эффективных

Интеграция различных видов искусства также очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.

 Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.

 Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

 Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.

 Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.

 Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

 Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает мне корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

 Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому моя главная задача как современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

 Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

Организация такой технологии проблемного обучения действительно способствует развитию творческого мышления учащихся. Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую в ребенке, способность логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

Мой урок, как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя музыки

Воспитание духовности, формирование системы духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения, становление личности, воспитание гражданственности и патриотизма – вот наиболее проблемн...

Педагогическая концепция учителя музыки Сазоновой Татьяны Анатольевны ВСОШ №2

Педагогическая концепция учителя музыкиСазоновой Татьяны Анатольевны ВСОШ №2...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Педагогическое кредо Учителя.

Презентация на конкурс "Учитель года"...

Конкурсное эссе "Мое педагогическое кредо"_Учитель Года - 2014г.

Конкурсное эссе "Мое педагогическое кредо"_Учитель Года-2014г....

Педагогическое кредо учителя ...

В кредо выражены мысли автора о воспитании и образовании, кратко обобщен опыт работы с учащимися углубленного гуманитарного профиля...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО УЧИТЕЛЯ

Моё педагогическое кредо:«Успешный учитель – успешный в жизни ученик»....