Рабочая программа по литературе для учащихся 11 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонентагосударственного стандарта общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального образования «Теучежский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая

«Рассмотрено»                           Руководитель МО учителей русского языка и литературы

______________________М.Р.Наниз  

Протокол № от «____»___________2012г.              

«Согласовано»               Заместитель директора по УВР

____________________З.З.Наниз

«_____» _____________2012г.

«Утверждаю»                              Директор МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К,Намитокова» а.Понежукая

______________________З.А.Хабаху 

Рабочая программа

по предмету «Русская литература»

Класс -11

2012-2013 учебный год

Ф.И.О. учителя:       Наниз З.З.

Понежукай

2012

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы, разработанной авторским коллективом под руководством Т. Ф. Курдюмовой на основе примерной программы по литературе, рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации.

 Учебник «Литература» Т.Ф Курдюмова

 В соответствии с базисным учебным  планом  школы рабочая  программа по литературе для 11 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Цель литературного  образования способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

 Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.

Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у  обучающихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их  тематики, проблематики,  идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Таким образом, опираясь на принцип творческого подхода к изучению произведения, программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой во многом совпадает  с новаторскими идеями Стандарта и новой программы.

Цели, обозначенные в стандарте

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
  • культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности,

формируемые на уроках литературы в 11 классе

К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

4. Приоритетные направления в преподавании предмета

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик

научится  понимать:

  • образную природу словесного искусства
  • содержание изученных литературных произведений
  • основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
  • основные теоретико-литературные понятия;

сумеет:

  • воспроизводить содержание литературного произведения
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
  • определять род и жанр произведения
  • сопоставлять литературные произведения
  • выявлять авторскую позицию
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа, итого 102ч. за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

 Особенности литературного процесса рубежа веков (2часа)

Творчество И.А.Бунина (4часа)

Жизнь и творчество А.И.Куприна (4часа)

Жизнь и творчество Максима Горького (7часов)    

 Русская поэзия      « Серебряного века» (3часа)

 Жизнь и творчество А.Блока (13часов)

Футуризм (3часа)

 Жизнь и творчество В.В.Маяковского (3часа)

 Эволюция творчества С.А.Есенина (3часа)

Акмеизм как национальная форма неоромантизма (2часа)

Биография и особенности творческого пути А.Ахматовой (6часов)

Пути развития литературы в ХХ столетии. Русская литература после 1917года (9часов)

Мир и человек в произведениях М.А.Шолохова (8часов)

Жизнь и творчество А.П.Платонова (2часа)

Жизнь и творчество М.А.Булгакова (10часов)

Образ литературной жизни 40-60годов ХХ века ( 9 часов)

 Развитие литературы в послевоенные годы (9часов)

 Обзор литературной жизни последних лет  (3часа)

Учебно-методическое обеспечение

1. Примерная программа по литературе МО РФ 2004 года.

2. Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Курдюмовой Т.Ф. (5-11 классы, ДРОФА, М., 2011).

3. Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. под ред. Т.Ф.Курдюмова – М: Просвещение, 2010

4. Методическое пособие для учителя: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО», 2008.

5.Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя под ред.В.П.Журавлева. – М., Просвещение, 2001.

6.Литература. 9-11 классы. Воспитание любви к слову. – Волгоград, «Учитель», 2008.

7.Попова Е.Н. и др. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. – Волгоград, «Учитель», 2009.

 

Тематическое планирование  по литературе по программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой

                                         11класс  (102 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Ожидаемые, планируемые результаты

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                       Особенности литературного процесса рубежа веков (2часа)

1

Особенности литературного процесса рубежа веков

1

Объяснение нового материала

. Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей. Сравнение лит. процесса рубежа веков, его особенностей в России и европейских странах

Знание общей характеристики и своеобразия русской лит-ры ХIХ века.

Умение свободно использовать конкретные понятия теории литературы

Опрос по материалам лекции

Подготовка по материалам лекции, рефераты

2

Основные направления развития литературы

НРК Основные направления развития адыгейской лит-ры

1

Объяснение нового материала

Основные направления развития лит-ры. Дальнейшее развитие реализма. Модернизм как одно из новых направлений. Национальные

особенности основных направлений развития л-ры.

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса и черт литературных направлений. Умение работать с книгой

Рефераты, подготовленные учащимися

Подготовка к семинару «Поэтический мир И.А.Бунина»

                           

                                 Творчество И.А.Бунина (4часа)

4

Поэтический мир И.А.Бунина

1

Особенности поэтического  мира И.А.Бунина, понятие музыкальности прозы И.А.Бунина. Элегическое восприятие действительности

Стилевые особенности прозы И.А.Бунина

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Опрос по материалам урока

 Подготовка , по материалам урока, индивидуальные задания

5

Социально-философские обобщения в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

Комбинированный

Глубина социально-философских обобщений в рассказе И.А.Бунина. Осуждение бездуховности существования. Соотношение текста и подтекста при сопоставлении рассказа «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения И.А.Бунина «Берег»

Умение анализировать и интерпретиро-вать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Сообщения учащихся

Подготовка к семинару

6

 Цикл «Темные аллеи». Любовь в прозе И.А.Бунина

1

Комбинированный

Уточнение понятия цикл рассказов. «Лики любви» в прозе И.А.Бунина. Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов. Реализация эстетических принципов писателя в цикле, способы достижения своеобразия рассказов при общей сюжетной схеме

Знание содержания литературных произведений.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры.

Беседа, анализ содержания рассказов «Чистый понедельник», «Поздний час», «Солнечный удар»

Анализ рассказа по выбору

7

Р/р Анализ рассказа«Чистый понедельник»

1

Комбинированный

Комплексный анализ текста. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов И.А.Бунина. Лингвистический эксперимент, сопоставить со стихотворением «Эпитафия»

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение анализировать и интерпретиро-вать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры.

Письменная работа

Сообщения  о жизни и творчестве

А.И.Куприна

                                         Жизнь и творчество А.И.Куприна (4часа)

8

Жизнь и творчество А.И.Куприна

1

Познакомить с биографией и особенностями творческого пути А.И.Куприна. Сопоставить особенности творческого мировоззрения И.А Бунина и А.И. Куприна

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение выражать свое отношение к прочитанному

Беседа по материалам урока, хронологическая таблица

«Гранатовый браслет» анализ рассказа по вопросам

9

Рассказ «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в новелле.

1

Знакомство с содержанием, идейным замыслом, творческой манерой писателя.  Музыкальная инструментовка текста: ритмика абзацев,эмоционально окрашенные предложения -повторы

Умение анализировать и интерпретиро-вать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока

10

Повесть Куприна «Олеся»

1

Знакомство с содержанием, идейным замыслом, творческой манерой писателя. Поиски духовной гармонии. Поэтическое изображение природы. Мастерство Куприна- реалиста.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Сообщения учащихся. Письмен-ная работа по материалам урока

Индивидуальные задания

11

Тест по творчеству Бунина и Куприна

1

                               

   Жизнь и творчество Максима Горького (7часов)                

                 

12

Жизнь и творчество Максима Горького .Худ. мир писателя.

НРК Горький – друг народов Кавказа. Адыгейские писатели о Горьком              

1

Систематизация ЗУН

Знакомство с биографией и особенностями творческого пути М.Горького. Динамика мировоззрения писателя в период с 1892года(«Макар Чудра») по 1916год(«По Руси»

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Беседа по материалам урока, Сообщения подготовленных учащихся

Индивидуальные задания

13

Новаторство  Горького драматурга

1

  Особенности драматургии М.Горького. Популярность пьес Горького. Сопоставление основных принципов драматургии Горького и Б.Брехта

Раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания произведения

Составление таблицы -схемы

« На дне». Чтение и анализ содержания пьесы

14

Своеобразие драматургического конфликта в пьесе  «На дне»

1

Глубина и своеобразие конфликта в пьесе. Авторская позиция и способы ее выражения.

Сопоставление с очерками  В.А.Гиляровского «Трущобные люди»»Москва и москвичи»

Знание содержания литературного произведения.

Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Беседа по материалам урока Сообщения подготовленных учащихся

Сообщения учащихся.

15

Философский аспект пьесы

1

Раскрыть глубину и своеобразие философского аспекта пьесы Сопоставление с пьесами  А.П.Чехова; символизм М.Горького

Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Сообщения подготовленных учащихся

Анализ образной счистемы пьесы

16

Спор о правде на страницах пьесы Горького « На дне»

1

Объяснение нового материала

Познакомиться с проблемой, идейным замыслом, их аспектами Проблема смысла жизни на страницах пьесы

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Письменная работа по материалам урока

Индивидуальные задания

17

Публицистика  Горького

1

Объяснение нового материала

Особенности позиции Горького публициста( на примере сборника «Несовременные мысли» и публицистика 30-х годов). Характеристика авторского стиля, сопоставление идейного содержания публицистических произведений «Несовременные мысли» и «По стране Советов»

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение выявлять авторскую позицию

Беседа по материалам урока

Р/р Сочинение по творчеству  М.Горького

18

Тест по тв-ву Горького

1

                                                 Русская поэзия      « Серебряного века» (3часа)

19

Декаденство в русской литературе на рубеже ХIХ-ХХ веков. Русская поэзия «Серебряного века»

1

Объяснение нового материала

Понятие декаденство в русск. лит-ре, особенности русской поэзии конца ХIХ -начала ХХ века. «Серебряный век». Определение своеобразия литературных течений «серебряного века»

Умение анализировать и интерпретиро-вать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Опрос по материалам урока

Материал лекции, сообщения учащихся

20

Символизм как литературное течение начала века

1

Объяснение нового материала

Понятия символизм, символ.   Сопоставление с французским символизмом (П.Верлен, С.Малларме, М.Матерлинк), своеобразие литературного направления

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Сообщения учащихся

Материал лекции, анализ лирики

21

В.Я.Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества.

1

Объяснение нового материала

Знакомство с общими эстетическими принципами писателя и их реализацией в творчестве. Сопоставить поэзию Брюсова и французских символистов

Умение выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Анализ лирических произведений

Письменная работа по материалам урока

                                           Жизнь и творчество А.Блока (13часов)

22-23

Личность и художественный мир А.Блока. Блок и символизм. Поэтический путь Блока и «трилогия вочеловечения»

2

Систематизация  ЗУН

Знакомство с биографией и особенностями творческого пути А.Блока. Мотивы и образы ранней поэзии. Сопоставление общих эстетических принципов, идейного содержания в творчестве А.Блока и А.Белого

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение выявлять авторскую позицию, работать с книгой

Беседа по материалам урока, анализ лирики

Материал лекцообщения учащихся

24

Биографическая и философская основа стихов первого тома. «Стихи о Прекрасной Даме» Анализ лирики

1

Комбинированный урок

Сочетание в лирике А.Блока биографической и философской основы. Своеобразие цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Традиции средневековой поэзии поэзии Возрождения (Петрарка, Данте) Блока в ранней лирике

Знание основные теоретико-литературные понятия.

Умение выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному

Анализ лирики, письменная работа по материалам урока

Анализ стихотворения по выбору

25-26

Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии А.Блока. Р/р. Анализ стихотворения « Незнакомка»

2

Комбинированный урок

Смысловая основа второго тома. Понятие стихии в лирике Блока. Отражение диссонансов реальной жизни в трансформации женского образа. Динамика процесса в циклах «Город», «Снежная маска», «Фаина»

Умение выразительно читать изученное произведение соблюдая нормы литературного произношения; работать с книгой

Анализ лирики

Стихотворение «Незнакомка», выучить наизусть

27-28

Лирика третьего тома. «Страшный мир» в поэзии Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

2

Комбинированный урок

Смысловая основа третьего тома. «Страшный мир» в поэзии А.Блока. Символ в поэтике символизма. Сопоставительный анализ стихотворений А.Блока «О доблестях, о подвигах. о славе..», А.С.Пушкина « Я помню чудное мгновенье…». Своеобразие блоковского понимания   сущности любви, жизни и смерти

Умение выразительно читать изученное произведение соблюдая нормы литературного произношения; определять принадлежность художественного произведения

Анализ лирики

Анализ стихотворения по выбору учащегося, выучить наизусть

29-30

Лирический герой поэзии А.Блока. Тема России в лирике ( «Русь», «Россия», «НА поле Куликовом», «Коршун»

2

Комбинированный урок

Эволюция творчества А.Блока, лирического героя, своеобразие реализации темы России в лирике поэта. Сопоставление реализации темы  Родины в творчестве М.Лермонтова, Н.Некрасова, И.Бунина, А,Блока

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Сообщения подготовленных учащихся, письменная работа по материалам урока

«Двенадцать»:чтение и анализ текста

31-32

Поэма«Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики

2

Комбинированный урок

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Сообщения подготовленных учащихся, письменная работа по материалам урока  

Систематизация материалов к сочинению

33

Р/Р Систематизация материалов к сочинению»

1

Комбинированный урок

Обобщение изученного по теме, систематизация материала по предложенным темам сочинения. Темы сочинения с точки зрения оптимального содержания

Знание историко-культурного контекста изученных произведений, основных теоретико-литературных понятий

 Умение создавать сочинения разных жанров на литературные темы

Письменная работа темы сочинений(«Лирика А.Блока как «трилогия очеловечения»; «Тема любви в поэзии А.Блока»; «Художественное своеобразие поэмы Блока «Двенадцать»

Сочинение

34

Тест по творчеству Блока

1

                                                               Футуризм (3часа)

35

Футуризм. Эгофутуристы,  кубофутуристы.  Эстетические и формальные эксперименты футуристов

1

Объяснение нового материала

Понятие об особенностях художественного мира футуристов. Общие эстетические принципы, идейное содержание творчества.  Сопоставление русского и итальянского футуризма, анализ этики футуристов в декларациях «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей»

Знание основных теоретико-литературных

понятий.

Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Опрос по материалам лекции

Опрос по материалам лекции, сообщения учащихся

36

И.Северянин. Жизнь и творчество. «Увертюра», «Стансы»

1

Объяснение нового материала

Знакомство с биографией и особенностями творческого пути И.Северянина. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества. Особенности стихотворчества И.Северянина (кинематографическое видение динамики жизни,  каламбурные афоризмы, новые ритмы, жанры, формы.

Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать свою и чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Анализ лирики, составление антологии стихотворений  И, Северянина и аннотации, объясняющей подборку стихотворений

Анализ стихотворения (по выбору учащегося)

37

Биография и особенности творческого пути В.Хлебникова. Анализ лирики («Зверинец», «Заклятие смехом» )

1

Объяснение нового материала

 Знакомство и  биографией и особенностями творческого пути В.Хлебникова. Понятие самовитого слова

Знание содержания литературного произведения

Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Анализ лирики

Чтение стихотворений  В,В,Маяковского

                                                 Жизнь и творчество В.В.Маяковского (3часа)

38

В.В.Маяковский. Новаторский характер и лирический пафос творчества

1

Систематизация ЗУН

Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами В.В.Маяковского, новаторский характер творчества. Анализ позитивной программы футуристов, реализация ее принципов в творчестве Маяковского

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Беседа по материалам урока, комментированное чтение стихотворений «Адище города», «Нате!» «Скрипка и немножко нервно»

Анализ стихотворений В,Маяковского

39

В.В.Маяковский. «Послушайте», «Флейта-позвоночник» , «Хорошее отношение к лоршадям»

1

Комбинированный урок

Характер лирического героя и средства художественной выразительности в лирике Маяковского. Сопоставление лирического героя поэзии В.Маяковского и А.Блока

Знание содержания литературного произведения

Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Анализ лирики

Анализ стихотворения (по выбору учащегося)

40

В.В.Маяковский. «Облако в штанах» НРК Сатира в адыгейской поэзии

1

Комбинированный урок

Знакомство с содержанием, идейным замыслом. Характер лирического героя и средства художественной выразительности. Своеобразие трактовки библейских образов и заповедей в поэме, творческая и социальная революционность

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Беседа по материалам урока, комментированное чтение стихотворений

Письменная работа

                                                            Эволюция творчества С.А.Есенина (3часа)

41-42

Эволюция творчества С.А.Есенина. Анализ лирики. Трагические мотивы в творчестве судьбе поэта

2

Комбинированный урок

Эволюция творчества С.А.Есенина, тематики и проблематики. Имажинизм. «Ключи Марии». Эстетическая программа поэта

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры; работать с книгой

Анализ лирики («Гой, ты Русь моя родная…», «Песнь о собаке», «До свиданья, друг мой, до свиданья..

Эссе «В чем секрет песенной популярности С.Есенина»

43

Проблематика и поэтика поэмы С.Есенина «Анна Снегина»

1

Объяснение нового материала

Знакомство с содержанием, идейным замыслом. Характер лирического героя и средства художественной выразительности (лиричность, исповедальность,   очеловечивание природы. Рецензия на поэму «Анна Снегина»

Знание содержания литературного произведения

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Письменная работа

Крестьянская тема в русской поэзии(самостоятельный обзор)

Акмеизм как национальная форма неоромантизма (2часа)

44

Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Н.Гумилева. «Капитаны», «Заблудившийся трамвай

1

Объяснение нового материала

Понятие акмеизм. Эстетические принципы направления, их реализация в творчестве Н.Гумилева. Неоромантизм в борьбе с декадансом и дегероизацией в литературе. Эстетическое совершенство поэзии Гумилева. Сопоставление звукозаписи и цветописи стихотворений Н.Гумилева и А.Рембо.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры; сопоставлять литературные произведения

Анализ лирики,

сообщения подготовленных учащихся

Письменный анализ стихотворения по выбору учащегося, выучить наизусть

45

Тест по тв-ву Маяковского и Есенина

1

Биография и особенности творческого пути А.Ахматовой (6часов)

46

Биография и особенности творческого пути А.Ахматовой. Анализ ранней лирики. Основные мотивы.

1

Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами  А.Ахматовой, новаторство . художественные формы, психологизм Понятие лирической новеллы. Сопоставление стихотворения « Песня последней встречи» и 9-й главы романа  И.С.Тургенева «Рудин» (последняя встреча Натальи Ласунской и Рудина), средства художественной выразительности прозы и поэзии

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров

Анализ лирики («Сероглазый король», «Сжала руки под тёмной вуалью»

Анализ стихотворения по выбору учащегося, выучить наизусть

47

Тема Родины в лирике Ахматовой. Гражданские мотивы творчества

1

Систематизация ЗУН

Своеобразие раскрытия темы в творчестве поэта. Отражение в лирике А.Ахматовой глубины человеческих переживаний и ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Сопоставление гражданской лирики А.Ахматовой и Н.Некрасова

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры; сопоставлять литературные произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции. Роль изобразительно- выразительных средств

Сопоставительный анализ стихотворений («Ты знаешь я томлюсь в неволе» Ахматовой и «Несжатая полоса» Некрасова. Письменная работа

«Реквием», чтение и анализ текста

Письменная работа

48

Идейно- художественное своеобразие поэмы «Реквием»

1

Систематизация ЗУН

Идейно- художественное своеобразие поэмы, ее нравственное содержание

Полиметричность поэмы как средство художественной выразительности, евангельские мотивы  

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока

49

Р/р. Анализ самостоятельно выбранного произведения поэтов начала ХХ века

1

Комбинированный урок

Проверка сформулированности навыка анализа лирического произведения Анализ произведения с точки зрения эстетической ценности

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры

Письменная работа по материалам урока

Обзор поэзии начала ХХ века (самостоятельная работа)

50

Зарождение литературы социалистического  реализма, противоречия и до

1

Объяснение нового материала

Объективность предпосылок появления метода, его противоречия и достижения, реализация эстетических принципов соцреализма в романе Горького «Мать»

Сопоставление романа «Мать» и экранизации Г.Панфилова. Христианские и библейские мотивы в романе и киноверсии, позиция автора в интерпретации сюжета

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Беседа по материалам урока

Сообщения учащихся, опрос по материалам лекции

51

Тест по тв-ву Ахматовой

1

               

Пути развития литературы в ХХ столетии. Русская литература после 1917года (9часов)

52

                   Пути развития литературы в ХХ столетии. Русская литература после 1917года              

НРК Развитие адыгейской лит-ры после 1917г.

1

Объяснение нового материала

Понятие массовая литература. Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года в России и за рубежом .Судьба русской литературы в эмиграции Расслоение

русской литературы после 1917 года в России и за рубежом. Анализ литературного произведения по выбору

Знание историко-культурного контекста изучаемых произведений.

Умеиие анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ литературного произведения по выбору( Б.Зайцев, И.Шмелев и др.)

Опрос по материалам лекции, подготовка к семинару

53

А.А.Фадеев «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе

НРК Фадеев в Майкопе. А.Фадеев и Т.Керашев

1

Объяснение нового материала

Знакомство с идейным замыслом, своеобразием художественного мира и поэтикой произведения, характеристика авторского стиля. Современная полемика о романе

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение определять принадлежность художественного произведения к литературному роду, жанру

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока

54

Е.И.Замятин «Мы».Жанр антиутопии. Судьба человека в бесчеловечном мире

1

Комбинированный урок

Знакомство с содержанием, идейным замыслом, философской проблематикой

и поэтикой произведения.

Влияние антиутопии «Мы» на мировой литературный процесс (антиутопии Оруэлла, Хаксли)

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение работать с книгой

Письменная работа по материалам урока

Анализ особенностей поэтики произведеня

55

Б.Пастернак. Лирика. «Гамлет», «Зимняя ночь», «Чудо»,Глубина поэтического осмысления окружающего мира.

1

Комбинированный урок

Глубина и своеобразие философской насыщенности поэзии Б.Пастернака. Сопоставление лирического героя поэзии Б.Пастернака («Стихи Юрия Живаго») и В.Маяковского, С.Есенина, А.Блока

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение сопоставлять литературные произведения

Сопоставительный анализ стихотворений, анализ лирики

«Доктор Живаго»- чтение и анализ

56

Б.Пастернак. «Доктор Живаго»

1

Объяснение нового материала

Знакомство с содержанием, идейным замыслом, философской проблематикой

и поэтикой произведения.

Сопоставление лирического героя поэзии Б.Пастернака и героя романа «Доктор Живаго»

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока

57

М.И.Цветаева. Лирика. Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини М.Цветаевой

1

Комбинированный урок

Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами М.И.Цветаевой. своеобразие поэтического стиля и языка, особенности образа лирической героини. Сопоставление лирической героини  поэзии М.Цветаевой и А.Ахматовой

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать произведения

Анализ стихотворений, письменная работа по материалам урока

Анализ стихотворения по выбору учащегося, выучить наизусть

58

О.Э.Мандельштам. Лирика. Жанрово-поэтическое своеобразие лирики. Художественное мастерство поэта

1

Комбинированный урок

Осознание жанрово-поэтического своеобразия лирики. Художественное мастерство О.Э.Мандельштама. Сопоставление особенностей творческого мировоззрения  О.Э.Мандельштама и А.Ахматовой, преломление античности как способ создания ощущения преемственности культур

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение сопоставлять литературные произведения; строить письменные высказывания

Анализ стихотворений, письменная работа по материалам урока

Анализ стихотворения по выбору учащегося, выучить наизусть

59

Р/р. Сочинение «Поэтические индивидуальности начала ХХ века»

1

Комбинированный урок

Обобщение изученного по теме, систематизация материала, совершенствование навыков письменной речи. Сопоставление художественных миров двух и более поэтов по выбору

Умение создавать сочинения разных жанров на литературные темы

60

Тест «лирика после 1917г.»

1

                                         Мир и человек в произведениях М.А.Шолохова (8часов)

61-62

Мир и человек в произведениях М.А.Шолохова («Донские рассказы».Мастерство Шолохова-писателя. Трагический пафос произведений, глубина реалистических обобщений НРК Шолохов на Кубани. Переписка с адыгейской школьницей

2

Объяснение нового материала

Знакомство с личностью. Мировоззрением и особенностями творческого пути М.А.Шолохова. Трагический пафос рассказов, глубина реалистических обобщений. Художественная концепция Гражданской войны в «донских рассказах» как трагедия расчеловечения

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

Сообщения учащихся.Анализ текста («Чужая кровь», «Шибалково семя»)

Анализ стихотворения по выбору учащегося

63

Художественные особенности эпопеи «Тихий Дон». Своеобразие поэтики. Роль пейзажа. Психологический параллелизм

1

Комбинированный урок

Знакомство с содержанием, идейным замыслом, философской проблематикой

и поэтикой произведения.

Сопоставление с художественными особенностями эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».История казачества

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение строить устные высказывания

Овладение различными видами пересказа

Опрос по материалам лекции

Образ Григория Мелехова-анализ избранных глав

64

Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы

1

Комбинированный урок

Знакомство с образом главного героя, его нравственными исканиями. Трагичность судьбы человека в годы Гражданской войны Сопоставление образов Григория Мелехова и Ивана Флягина. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, равнодушие)

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

Беседа по материалам урока, письменная работа

Женские образы в эпопее «Тихий Дон»-анализ избранных глав

65

Женские образы в эпопее «Тихий Дон». НРК Женские образы в романе Т.Керашева «Дорога к счастью»

1

Комбинированный урок

Женские образы в эпопее «Тихий Дон».их роль в создании яркой картины жизни главного героя. Сопоставление образов Аксиньи и Натальи в рамках продолжения традиции противопоставления «любви-страсти» и «любви семейной в классической литературе (образы Татьяны Лариной, Катерины Кабановой, Наташи Ростовой)

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений

Беседа по материалам урока, письменная работа

Анализ текста, подготовка к семинару

66

Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа

1

Комбинированный урок

Гуманистический и патриотический характер романа-эпопеи. Сопоставление литературного отражения событий Гражданской войны и исторической основы(борьба с Калединым, организация Донской советской власти, казнь Ф.Подтелкова)

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Овладение различными видами пересказа

Сообщения учащихся, письменная работа

Систематизация материалов к сочинению

67

Р/р. Систематизация материалов к сочинению(«Григорий Мелехов в поисках смысла жизни», «Мысль семейная на страницах эпопеи»

1

Комбинированный урок

Обобщение изученного по теме, систематизация материала по предложенным темам сочинения. Темы сочинения с точки зрения оптимального содержания

Умение систематизировать материал для сочинений разных жанров на литературные темы; работать с книгой( находить информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план, выделяя смысловые части)

Письменная работа

Индивидуальные задания

68

Тест по тв-ву Шолохова

1

   Жизнь и творчество А.П.Платонова (2часа)

69

А.П.Платонов «Сокровенный человек». Смысл названия, своеобразие героя. Проблема счастья

1

Объяснение нового материала

Знакомство с идейным замыслом, своеобразием героя рассказа( образ странника, бытовое и философское мышление) и поэтикой произведения. Решение проблемы счастья и смысла жизни в русской литературе ХIХ века (Н.С.Лесков «Очарованный странник», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение выражать свое отношение к прочитанному

Беседа по материалам урока, письменная работа

Подготовка к семинару (работа в группах)

70

Мастерство Платонова-реалиста(по рассказам «Третий сын», «На заре тревожной молодости»

1

Глубина и своеобразие художественного мира. Необычность стилистики писателя. Характеристика авторского стиля, осмысление истоков и принципов языковой манеры Платонова

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение характеризовать особенности сюжета, композиции

Работа в группах, сообщения учащихся

Письменная работа по материалам урока

                                               Жизнь и творчество М.А.Булгакова (10часов)

71

Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Театральная деятельность писателя. «Дни  Турбиных». Идейное звучание пьесы и споры вокруг неё

1

Комбинированный урок

Знакомство с личностью, мировоззрением и особенностями творческого пути писателя, театральной деятельностью, мастерством драматурга на премьере пьесы «Дни  Турбиных». Своеобразие художественного мира пьесы в сопоставлении с драматургией А.П.Чехова, романом «Белая гвардия». Выявление специфики драматургического произведения

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

Опрос по материалам лекции, сообщения учащихся

Индивидуальные задания, работа в группах по материалу романа « Мастер и Маргарита»

72

« Мастер и Маргарита». История создания. Идейно-художественное своеобразие произведения

1

Комбинированный урок

История создания, глубина и своеобразие  художественного мира произведения. Полифонизм и синтетичность романа

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам лекции, сообщения учащихся

Индивидуальные задания, работа в группах

73-74

Ершалаимские главы. Философско-этическая проблематика романа. Проблема «слова и дела»

2

Комбинированный урок

Философско-этическая проблематика романа. Сопоставление авторской интерпретации с библейским сюжетом, проблема прототипов

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Письменная работа по материалам урока

Индивидуальные задания, работа в группах

75-76

Тема искусства в московских главах. Мастерство  Булгакова- сатирика

2

Комбинированный урок

Мастерство  Булгакова- сатирика в изображении мира искусства в московских главах. Роль фантастической условности в романе

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ эпизода

Письменная работа

77

История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечные и преходящие ценности

1

Комбинированный урок

Своеобразие лирического начала в романе. Соучастие  в судьбе близкого как принцип создания образа всеобъемлющей любви

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Подготовка к семинару (работа в группах

78

Композиционное и жанровое своеобразие романа « Мастер и Маргарита».

1

Комбинированный урок

Композиционное и жанровое своеобразие романа, систематизация знаний о произведении. Система внутренних соответствий в рамках романа, понятие роман-мистерия

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Работа в группах, сообщения учащихся

 Систематизация материалов к сочинению

79

Р/р. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита».

1

Комбинированный урок

Обобщение изученного по теме, систематизация изученного материала, совершенствование навыка письменной речи учащихся Сочинение-дневник, сочинение-письмо

Умение создавать сочинения разных жанров на литературные темы; выражать свое отношение к прочитанному

Письменная работа «Проблема совести и образ Понтия Пилата», «История любви Мастера и Маргариты», «Проблема добра и зла» в романе»

80

Тест по тв-ву Булгакова

1

                                         Образ литературной жизни 40-60годов ХХ века ( 9 часов)

81

Образ литературной жизни 40-60годов ХХ века НРК Процесс 40-60г. 20в. В ад.лит-ре

1

Объяснение нового материала

Понятие своеобразия литературного процесса 40-60годов ХХ века, его особенностей. Сравнение литературного процесса 40-60годов ХХ века, его особенностей в России и европейских странах

Знание основных теоретико-литературных понятий

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос материалам лекции

Опрос материалам лекции. Подготовка сообщений

82

Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет (обзор)

1

Объяснение нового материала

Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях К.Симонова, А.Твардовского, Ю.Бондарева и др. Сопоставление идейных позиций авторов произведений о ВОВ

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания

83

А.Н.Толстой «Русский характер». Патриотизм, смысл названия новеллы

1

Комбинированный урок

Обсуждение патриотического пафоса и художественного совершенства новеллы. Рецензия на очерк

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания

84

В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда». Изображение трагических будней войны. НРК Тема войны в произведениях И.Машбаша и Ю.Тлюстена

1

Комбинированный урок

Мастерство писателя, идейная позиция автора

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания

85

Военная  лирика (обзор)

1

Комбинированный урок

Единство русских писателей в годы ВОВ,  реализация темы памяти в творчестве поэтов 40-х годов. Характеристика авторского стиля

Умение выразительно читать произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий

Анализ стихотворения (по выбору учащегося), выучить наизусть

86

Русское литературное зарубежье (обзор судьбы русской литературы в эмиграции). Основные темы творчества. Периодизация

1

Объяснение нового материала

Понятие феномена «русского литературного зарубежья», его особенностей, периодизация, основные представители(Г.В.Адамович и др.). Реализация традиций русской классики и новаторства. Черты европейской литературы

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

87

Жизнь и творчество В.В.Набокова. «Другие берега» (обзор). Мастерство писателя

1

Комбинированный урок

Мастерство писателя (на примере романа «Другие берега» )

Знание основные факты жизни и творчества писателя

Умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Письменная работа по материалам урока

Подготовка к читательской конференции

88

Русское литературное зарубежье1945-1990 годов (обзор). Основные темы творчества. Традиции и новаторство

1

Комбинированный урок

Основные темы творчества. Сопоставление художественного мира, эстетиче ских и идейных принципов и их реализация в творчестве писателей

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Письменная работа-рецензия на произведение (по выбору учащегося)

89

Тест «Лирика 40-60г. 20в.»

1

                                        Развитие литературы в послевоенные годы (9часов)

90

        Развитие литературы в послевоенные годы НРК Развитие ад.лит-ры в послевоенные годы

1

Объяснение нового материала

Понятие своеобразия литературного процесса в послевоенные годы. Сравнение литературного процесса  , его особенностей в России и европейских странах. Национальные особенности.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания

91

Авторское решение проблемы человека на войне в произведениях Ю.Бондарева «Горячий снег», В.А.Кондратьева «Сашка»

1

Объяснение нового материала

Сопоставление авторского подхода к решению проблемы человека на войне в рамках разных тенденций внутри жанра. Рецензия на произведение по выбору учащегося

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Работа в группах

Письменная работа по материалам урока

92

Личность и художественный мир А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе

1

Объяснение нового материала

Знакомство с личностью, мировоззрением и своеобразием творчества писателя. Идейный замысел, художественный мир рассказа «Один день Ивана Денисовича». Временная и пространственная организация повествования

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания

93

А.Т.Твардовский «По праву памяти». Проблема субъективной боли лирического героя за судьбы своей страны и своего народа

1

Комбинированный урок

Реализация темы памяти в творчестве А. Твардовского. Историзм и публицистичность поэмы «По праву памяти». Сопоставление с творчеством Н.А.Некрасова

Знание основные факты жизни и творчества писателя

Умение выразительно читать фрагмент произведения с соблюдением норм литературного произношения

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока ,индивидуальные задания

94

В.Г.Распутин «Живи и помни». Судьба народная в произведении

1

Комбинированный урок

Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. Связь творчества В.Распутина с традициями русской литературы

Знание основные факты жизни и творчества писателя

Умение характеризовать особенности сюжета. композиции

Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания

95

В.П.Астафьев «Царь-рыба».Человек  и природа. Философская символика произведения.

1

Комбинированный урок

Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Реалистическая доминанта творчества В.П.Астафьева, понятие жестокий реализм

Знание основные факты жизни и творчества писателя

Умение выражать свое отношение к прочитанному

Письменная работа по материалам урока

Индивидуальные задания

96

Реализация традиций и новаторство драматургии А.В.Вампилова. Проблема распада человеческой личности в пьесе Вампилова «Утиная охота»

Комбинированный урок

Идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, традиции и новаторство драматургии А.В.Вампилова. Чеховские традиции в драматургии Вампилова

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения

Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания

97

Проблема ответственности человека за судьбы мира в произведении Ф.А.Абрамова «Дом»

1

Комбинированный урок

Своеобразие авторского видения проблемы человеческого в человеке. Рецензия на произведение

Знание основных фактов жизни и творчества писателя

Умение выявлять авторскую позицию

Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания

98

Р/р.Сочинение –рецензия на произведение русской литературы второй половины ХХ века

1

Комбинированный урок

Обобщение изученного по теме, систематизирование материала, совершенствование навыка письменной речи учащихся. Сочинение - публицистическая статья

Умение создавать сочинения разных жанров на литературные темы

Письменная работа

99

Тест «Лит-ра в послевоенные годы»

1

       

                           

  Обзор литературной жизни последних лет  (3часа)

100-101

Обзор литературной жизни последних лет  НРК Обзор ад.лит-ры последних лет

2

Понятие своеобразия литературной жизни конца ХХ века. Сравнение динамики литературного процесса  начала и второй половины ХХ века

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам лекции

Опрос по материалам лекции, подготовка сообщений

102

Итоговый урок. «Пути развития русской литературы в ХIХ веке

1

Пути развития русской литературы в ХХI веке. Сопоставление динамики литературного процесса в России в ХХI веке и в ХХ веке

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий

Опрос по материалам лекции, подготовка сообщений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...