Сочинение о Великой Отечественной войне
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Саразина Таисия Вячеславовна

О подвиге женщины на войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_o_vov.docx19.89 КБ
Файл my_v_otvete_za_teh.docx229.9 КБ

Предварительный просмотр:

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне…

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ…

Снова наступила весна, снова приходит на нашу землю великий День Победы. Раньше это был день, когда друзья-однополчане могли встретиться,вспомнить о былом, помянуть боевых товарищей, поделиться своими заботами. Но  все меньше и меньше ветеранов приходят на такие встречи: самым молодым участникам боевых действий  уже за 80.Как отметят этот день их потомки?  Кто – то пойдет на церковную службу, отстоит панихиду, кто-то соберет за столом всю семью, чтобы помянуть деда, прадеда…А кто-то будет жить, даже и не задумываясь, над тем, что для каждого из нас значит этот день. 9  мая – это особенный  день, день  торжества, день памяти. Во всех православных храмах пройдут поминальные службы в память о воинах, павших на полях сражений.  Как мне помнится, на таких службах всегда бывает много людей: старые и молодые, дети и женщины, богатые и бедные, люди разных национальностей,всех их объединяет общее горе и общая память  о той страшной войне.  Но и тот, кто не ходит в храмы, для кого эта война уже стала далекой историей, тоже - хотя бы на миг вспомнит про нее, услышав знакомый дикторский голос: «Наступает минута молчания», вспомнит слезы матерей, бабушек…

Война…Великая Отечественная война…Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами. На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом, вспоминаются  строчки:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Среди женщин – фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, танкисты,матросы, десантницы, партизанки, повара, подпольщицы. Были  среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, и водители, командиры пулеметной роты. Эту работу еще никогда не делала женщина:

Я только раз видала рукопашный. 
Раз - наяву. И тысячу раз - во сне. 
Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.



У поэта Роберта Рождественского есть стихи о женщинах – зенитчицах и их совсем не женской миссии: быть на войне, защищать себя, свою Родину, свою еще не познанную любовь:

Как разглядеть за днямислед нечёткий?

Хочу приблизить к сердцуэтот след…

На батареебыли сплошь –девчонки.

А старшей быловосемнадцать лет.

Лихая чёлканад прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне…

В то утротанки вышлипрямо к Химкам.

Те самые.

С крестами на броне…

«Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!!»

Женщина не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. И все же война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей, отцов. Убивают матерей и дочерей.О мученической смерти  Зои Космодемьянской в январе1942 года рассказала газета «Правда» в статье под названием « Таня». В  самой статье  имя Зои  еще не называлось, оно было установлено позднее. Также позже  было установлено, что Зоя Космодемьянская служила в войсковой части, которая забрасывала  диверсантов в тыл врага. Выполняя боевое задание, Зоя поджигала строения в селе Петрищево, где стояли немцы. Девушку схватили. Фашисты зверски пытали девушку, но не смогли узнать даже настоящего имени – на допросе она назвалась Таней.Немцы избивали и пытали ее всю ночь, а на утро повесили, на глазах у жителей всей деревни.Подвиг Зои Космодемьянской стал выражением  наивысшей стойкости духа. Восемнадцатилетняя девушка погибла не в горячкебоя, не в окружении своих товарищей, и смерть ее не имела никакого тактического значения для успеха советских войск под Москвой.Зоя оказалась на территории, захваченной врагом, и умерла от рук палачей. Но, приняв мученическую смерть, она оказалась выше, одержав над ним моральную победу.Зоя Анатольевна Космодемьянская была представлена к званию Героя Советского Союза, она стала первой женщиной, получившей  Золотую Звезду в ходе Великой Отечественной.Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг» и самое высокое -«мать».У Ольги Киевской есть проникновенное стихотворение о ее великой силе любви,«Баллада о матери».

Сорок первый – год потерь и страха

Заревом кровавым пламенел…

Двух парней в растерзанных рубахах

Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,

Всё при нём: и силушка, и стать,

А за ним второй – пацан безусый,

Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,

Семенила старенькая мать,

О пощаде немца умоляя.

«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"

«Нет! – она просила, - пожалейте,

Отмените казнь моих детей,

А взамен меня, меня убейте,

Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:

«Ладно, матка, одного спасайт.

А другого расстреляем сына.

Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти

Ей сберечь кого–нибудь суметь?

Если первенца спасёт от смерти,

То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,

Вглядываясь в лица сыновей,

Будто бы и вправду выбирала,

Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...

О, не пожелаешь и врагу

Мук таких! Сынов перекрестила.

И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,

С наслажденьем нюхая цветы:

«Помни, одного – мы убиваем,

А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,

Младшего к груди своей прижал:

«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -

Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,

Ты спасайся. Что тут выбирать?

У тебя – жена и ребятишки.

Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте, -

Отодвинул плачущую мать,

Отошёл подальше деловито

И махнул перчаткой, - расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы

Разлетелись дробно в небеса.

Мать разжала мокрые ресницы,

На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,

Спят свинцовым беспробудным сном, -

Две кровинки, две её надежды,

Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:

Уж не жить сыночкам, не цвести...

«Дура–матка, – поучает немец, -

Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,

Вытирала с губ сыновних кровь…

Вот такой, – убийственно великой, -

Может быть у Матери любовь.

Не всем было суждено прийти с этой самой страшной войны. Но память о них, о героях и рядовых- мужчинах, парнях, девушках и женщинах,  всегда в наших сердцах. Слова, услышанные сегодня, звучат как предостережение, как обвинение тем, кто развязывает войну, будь она 70 лет назад, или сегодня, или готовится… Войне говорят «нет!» матери, жены, сестры, дочери. Войны, будь они даже маленькие, - для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, признанная любить и продолжать ЖИЗНЬ.




Предварительный просмотр:

 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

 Антуан де Сент – Экзюпери

Вы  закончили изучать тему «Имя существительное», и сегодня мы повторим  все полученные вами знания по этой теме. Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. 

  1. Прочитайте текст.

____________________

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весна ( …) кошка пропала. Дети долго  не могли её найти. Один раз они играли подле амбар (…) и услыхали — над голова (…) что-то мяучит тонкими голос(…) Вася влез по лестница (…) под крыша (…) амбара и закричал:

— Нашёл! Наша кошка…. И у неё котята; такие чудесные!

Катя побежала дом (…), достала молока и принесла кошка (…).

Котят было пять. Когда они выросли, мать раздала всех котят, а одного оставила дети (…).  Дети кормили его,  играли с ним и клали с собой спать.

Один раз они пошли играть на дорога (…) и взяли с собой котёнок(…).

Дети нашли подле дорога (…)  щавель, пошли собирать его и забыли про котёнок (…). Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит. Две собака (…) хотели схватить котенок (…), а он, глупый, присел к земля (…), сгорбил спина (…) и смотрит на собака (…).

Катя испугалась собака (…), закричала и побежала прочь. А Вася что было духу пустился к котёнок (…). Собака(…) хотели схватить котёнок (…), но Вася упал животом на него и закрыл от собак…

(По тексту Л.Н.Толстого)

  1. Поставьте все существительные в нужную форму. Определите у преобразованных слов падеж, впишите падеж в скобки с пропусками.
  2. Докажите, что это текст_________________________________________
  3. Озаглавьте текст.
  4. Л.Н. Толстой назвал этот рассказ «Котенок». Согласны ли вы с автором?   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. О чем этот текст? Чему  он учит, чему воспитывает? О чем свидетельствует поступок Васи (эпизод с собаками)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Обратим внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете его? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Чем слова А. де С.-Экзюпери схожи с мыслью Л.Н. Толстого?  В этом вам поможет иллюстрация к рассказу. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Косточка

  1. В нашем рассказе есть новое для вас слово. Найдите его в тексте. Что же оно обозначает?! Давайте обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля:

АМБА́Р, АНБА́Р м. строение для складки зернового хлеба, муки́, а иногда и других товаров<…> Пр.: Не замесить густо, как в амбаре пусто. Есть в амбаре, будет и в кармане (и наоборот).

10. Рассмотрите фотографии с изображениями амбаров. Составьте предложение с новым словом________________________________________________________________________________________________________________

                           

                        В древности                                                               Сегодня

                   

                             Основное предназначение амбара

  1. Перед вами таблица. Стрелочками  установите соответствие между словами (в левой колонке)  и их значениями  (в правой колонке).

Объясните значение слов из рассказа «Котёнок». 

Амбар
Солома
Щаве′ль 
Что было духу
Подле

очень быстро
строение для хранения зерна, муки
около
травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом
стебли пшеницы, ржи после обмолота

Обратите внимание на норму произношения слова:

Щавель [щ'ав'`эл']

  1.  Перед вами таблицы. Заполните  их примерами из текста, вспомнив при этом морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам:  1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

Одушевленные

Неодушевленные

13.Физкультминутка:

1                     2                 4

         Ж.р                                   Ср.р                                       М.р

14. Найдите в тексте слова, выделенные курсивом. Определите синтаксическую роль этих слов_________________________________

15. В форме какого числа употреблено слово «дети»? Можно ли его поставить в форму ед.числа?____________________________________________________

16. О какой категории имени существительного мы с вами еще не говорили? ___________________________________________________

17. По какому признаку мы будем определять имена собственные? Найдите их в тексте.__________________________________________________________________________________________________________________

18. Вася и Катя – герои рассказа. Кого из них мы можем назвать настоящим другом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею рассказа?_______________________________________________

      Не бросай друга в несчастье

Нет друга - ищи, а нашёл – береги

Сам погибай, а товарища выручай

Товарищ за товарища в огонь бросится

Назвался другом - помогай в беде

20. Какое продолжение могло бы быть у этой истории? Дополните текст одним – двумя  предложениями______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Заполни анкету, ответив кратко на вопросы:

1. Есть ли у вас домашний питомец?______________

2. Внимательно ли вы к нему относитесь? _________

3. Нужно ли заботиться о тех, кого мы приручили?__________________________________________________________________________________________________________________________

4. Легко ли это?____________________________________________________

5. С какими чувствами вы покинете наш сегодняшний урок?_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Все ли на уроке у вас получилось?__________________________________

7.Посчитайте количество заработанных баллов за урок.________

8. Активны ли вы были на уроке? Если да, то поставьте себе дополнительный 1 балл. _______

9. Оцените свою работу по следующей шкале:

5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

Ваша оценка: «      »


Домашнее задание:  напишите сочинение-миниатюру по теме :

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент – Экзюпери

  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Дополнительное задание:  создайте проект – презентацию «Мой домашний питомец».

Благодарю вас за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинения о Великой Отечественной войне

Материал представляет собой  сочинения учащихся, ставших призёрами в школьном конкурсе сочинений о Великой Отечественной войне (среди 9-11 классов) в 2011-2012 учебном году....

Конкурс сочинений о Великой Отечественной войне

Для совершенствования патриотического воспитания учащихся, изучения истории России и Великой Отечественной войны, в школе был организован данный конкурс, где учащиеся через самостоятельную исследовате...

Сочинение "Память Великой Отечественной войны в моем доме"

Сочинение написано на основе семейного архива Гусаровых, составленного моей тетей Женей и мамой по воспоминаниям....

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Сочинение, посвящённое Великой Отечественной войне

Сочинение является семейным воспоминанием ученицы о подвиге прадеда...

Сочинение о Великой Отечественной войне

Сочинение учащегося муниципального конкурса "Этих дней не смолкнет слава"...