Статья "Анализ рассказа Ивана Бунина "Легкое дыхание" на уроках литературы"
статья по литературе (11 класс) по теме

Шилова Елена Юрьевна

Статья содержит литературоведческие наблюдения над рассказом И.А. Бунина "Легкое дыхание". Она была написана мною в сентябре 2015 года под руководством проф. М.Б. Багге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 264, декабрь 2015 года

Шилова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

СТАТЬЯ «АНАЛИЗ РАССКАЗА ИВАНА БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

        Я глубоко убеждена, что каждый истинно любящий Россию человек, не может не любить творчество И.А. Бунина. Его тонкий взгляд на нашу страну, на людей, на хрупкое движение каждой конкретной человеческой души невозможно не оценить. Путь к пониманию Бунина непрост, но обретение понимания творчества этого великого писателя – великое достижение каждого человека. Учитель литературы должен привести своих учеников к пониманию и чувствованию произведений Бунина. Начиная в 5-ом классе знакомить детей с рассказами И.А. Бунина (к примеру, с рассказом «Лапти»), в 11-ом классе своевременным будет обращение к чрезвычайно сложному и неоднозначному рассказу «Легкое дыхание». Некоторыми мыслями в трактовке данного произведения я и хочу поделиться.

И.А. Бунин много писал об исканиях человеческой души. Именно поэтому радость жизни для Бунина – не безмятежное состояние, а чувство трагическое. Вот почему любовь, жизнь и смерть в его творчестве всегда идут рядом…

        В канун Первой Мировой войны в русской литературе горячо обсуждался вопрос о смысле жизни. Наиболее популярной была теория «живой жизни», которую проповедовал писатель-реалист Вересаев. Жить «живой жизнью» - следовать природе, понимая, что смысл жизни есть в ней самой. Эти веяния также отразились и в некоторых произведениях И.А. Бунина («Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Божье дерево»).

        Рассказ «Легкое дыхание» был напечатан в 1916 году в газете «Русское слово».

        События в рассказ, составляющие его сюжетный костяк, расположены не в хронологическом порядке. Автор начинает свое повествование с описания могилы Оли Мещерской, затем переходит к раннему детству девушки, но вновь повествует о ее последней зиме. Вслед за этим передается разговор Оли с начальницей гимназии, во время которого обнаруживается связь Мещерской с Малютиным. Потом читатель узнает об отношениях с офицером и об убийстве Ольги. А почти в самом конце – об одном незначительном, казалось бы, эпизоде ее гимназической жизни, относящейся к далекому прошлому.

        Главная героиня рассказа – гимназистка Оля Мещерская. В основе повествования – ничем не примечательная и, казалось бы, лишенная высокого смысла, жизнь провинциальной девушки. И тут сюжетная линия начинает раздваиваться, как и все в этом рассказе. Появляется линия классной дамы – немолодой девушки, и эта линия параллельна линии Оли – юной женщины. Бросается в глаза не только нарушение хронологического порядка, но и изломанность композиции. Помимо смещения планов, сопоставления разных точек зрения, в рассказе есть и другие несоответствия. События Олиной жизни как бы разорваны. Главная тема – о легком дыхании – не связана ни с каким конкретным эпизодом из жизни девушки.

        Описание Оли Мещерской заставляет читателя  в нее влюбиться. Ольга напоминает юную Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Гимназистку любят младшие классы, ведь дети чувствуют доброту. Далее идут якобы снижающие образ ноты. «Она ветрена, не может жить без поклонников…» - но это уже мнение ее подруг, завидовавших Оле. «Мещерская завлекла» - это мнение «офицера плебейского вида».

        Тайна раскрывается в дневнике Оли. При описании дня Оли без родителей часто повторяется слово «одна». Но ведь только одна женщина могла сказать о себе: «Я одна в этом мире»! Это Ева. Оля писала, гуляя по саду, что хочет жить без конца.

        Описание сады также напоминает райский сад. Алексей Михайлович Малютин, приятель отца, ведет героиню в сад гулять. Он циничен и безжалостен. Так в рассказе возникает мотив искусителя: «называл себя Фаустом, а ее Маргаритой». Описание Малютина напоминает описание Мефистофеля (черные глаза, борода, разделенная пополам). Кульминационная сцена – сцена соблазнения – не описана, вместо нее – многоточие. «Теперь мне один выход …» - пишет Оля. Читатель понимает, что речь идет о смерти.  «Я такая…» - говорит героиня, то есть «с плотью». Она не может простить себе эту близость без любви со стариком (Малютину было 56 лет). Тогда и возникает мотив самоубийства, и все мы понимаем, что Ольга «спровоцировала» офицера убить ее.

        Классная дама, прожившая пустую, неяркую жизнь, одухотворенная бесплотными мечтами (о брате, об идейном труде, о Мещерской) делает образ Оли особенно живым, живым даже после смерти.

        Интересна также детализация рассказа. В нем присутствует множество описаний интерьера. Все предметы обстановки близки Оле. «Легкому дыханию» героини как бы «аккомпанируют» пейзажные зарисовки «свежей, солнечной зимы», «лучистого солнца», «розового вечера».

        Таким образом, ведущим композиционным началом в рассказе является не сюжет, а лейтмотив, тема «легкого дыхания», которую развивает система образных и лексических повторов, различные литературные ассоциации (например, фамилия гимназиста Шеншина отсылает нас к Афанасию Фету). Все то, что составляло жизнь, гибель, любовь Оли – это разлитое в мире женское начало, естественное, как сама природа. Это открытие жизни. Это и есть «легкое дыхание».

        У человека всегда есть выбор. Он может увидеть закопченные дома или ощутить  свежий вечер на той же улице, выбрать монастырь или острог (они у Бунина находятся напротив друг друга), выбрать скучную жизнь или жизнь красивую, но обреченную на быстрое угасание. Оля «живо смотрит» с фотографии на могильном кресте, а «легкое дыхание» ее рассеивается в мире, «в этом холодном весеннем ветре». И в этом вечность женственности, целомудренность девушки, осудившей себя за ее проявление. «Живая жизнь» обречена на смерть, но хочется верить, что на небе принимают Олю. Ведь все в рассказе, как и в нашей жизни,  начинается и заканчивается крестом…

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления

Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс

В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый  прод...

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)

Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование  рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...