Сочинение-размышление "Отличительные признаки современной литературы"
материал по литературе (10 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Современная литература… Какие проблемы находятся в центре внимания  нового автора?  Близка ли она классической литературе или нет ? Эти вопросы рассматриваются в тексте сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie-razmyshlenie_o_sovremennoy_literature.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

    Современная литература: актуальные вопросы и отличительные особенности

       

     Современная литература… Какие проблемы находятся в центре внимания  нового автора?  Близка ли она классической литературе или нет ? Эти вопросы, пожалуй, задаёт себе не только  современный читатель. Так, один из литературоведов С. Чупринин назвал современную литературу  «другой прозой» . А  доктор филологических наук Д.Урнов уточнил: «Плохая проза». Так   каковы же особенности   этой «другой прозы»?  Попробую выделить основные черты этой литературы, обратившись к рассказу Л.Петрушевской «Свой круг» и  сравнив его с  одним из произведений Л.Н.Толстого.   

        Вспоминая содержание  романа «Война и мир »  ,сцены, в которых появляются мои любимые герои Наталья Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов,  я прихожу к выводу, что в эпопее  классик повторял  одну из своих любимых мыслей о том, что вокруг человека существует некая сфера его поступков, которая складывается из всего того доброго или злого, что он совершает в своей жизни. Таким образом, Л.Толстой говорит о круге тепла, добра, сострадания. А о каком  же круге идет речь у Л.Петрушевской в рассказе «Свой круг»? Сначала перед нами просто круг друзей, знакомых, приятелей героини: физик Серж, красавица Таня, аферистка Ленка, прихлебала Андрей, темпераментный Жорка. И вместе с тем это какой-то заколдованный круг, из которого никому не дано выбраться. Если у Толстого возникает вокруг героя круг любви, сострадания, добра, то вокруг героини Л.Петрушевской складывается круг обыденности, заурядности, повседневности - и бесчеловечности. Ни один поступок героя рассказа сам по себе не мерзок, не отвратителен, не жесток, но все вместе рождают ощущение зыбкой, но такой прочной паутины, из которой не вырвешься. Толстой рисует и  гармонию обычной жизни : Николай Ростов в конце романа живет естественно-гармоничной жизнью. Такую  же обычную , обыденную  жизнь я вижу и у  героини Петрушевской? Но всё  ли совпадает? Да, у писательницы также речь идет о естественной жизни, но эта жизнь, по-моему,  лишена простоты, добра, уюта, того, что позволило бы назвать ее гармоничной, и дело даже не в том, что героиня тяжело больна. Ее жизнь - это круг, по которому можно идти до бесконечности. И еще  одна яркая деталь: героиня только что похоронила мать, а теперь и у нее симптомы страшной и неизлечимой болезни. Теперь она пройдет этот круг страданий. Как  же автор выражает свое отношение к происходящему? Так же ,как Л.Н.Толстой ?Нет,  иначе.Авторская позиция просто отсутствует. Она беспристрастна, нет ни осуждения, ни сострадания, ни моральных выводов.

Нет ничего, кроме фактов: так было, такие были, такое было.

      Так что же отличает рассказ Л.Петрушевской по восприятию жизни, по ее осмыслению, по авторским идеям от того, что мы называем традициями русской классической литературы? Я считаю,что жизнь в рассказе «Свой круг» и в других произведениях Л.Петрушевской -это суетное, мелкое, часто бессмысленное копошение в обыденных делах, нет в жизни никаких высоких истин, бессмертных идей и вечных ценностей.

       Подводя итог, хочу сказать: проведённые наблюдения по текстам данных произведений помогли мне  убедиться в том, что представители  «другой прозы» так  же, как и классики, поднимают в своих произведениях нравственные и философские  вопросы, но    не видят гармонии в мире. Более того, они утверждают, что гармония просто невозможна. По их мнению, писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления, быть пророком, он только сочиняет тексты, в которых и живут  его узнаваемые герои. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Творчество - бесполезное баловство или признак современности"

С данной статьей, а точнее лекцией я выступал на одном из этапов конкурса "Учитель года 2009". В ней раскрывается вопрос о применении творческого подхода в образовательном процессе....

Рекомендательный обзор современной литературы для подростков "Позитивное взросление. Читаем с родителями и без".

На сегодняшний день книжные прилавки пестрят изобилием современной литературы. Но как сориентироваться в книжном пространстве? Как выбрать качественную литературу, которая окажет положительное влияние...

урок по литературе: "Современная литература. Роман М.Петросян "Дом, в котором..."

Материал урока можно использовать при  изучении современой литературы. Кратко даются основные тенденции литературного процесса двадцать первого века. Разбираются основные образы романа М.Петросян...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет".

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством совреме...

Интертекстуальные связи как важнейший признак художественной литературы. Методическая разработка

Для  понимания жизненных позиций и мировоззрения героев, нужно проследить за иносказательным смыслом и границей взаимодействия двух текстов: притчи и повести....

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы....