Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет".
план-конспект занятия (11 класс) на тему
В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха, анализ его рассказа "Замыкание в Вене".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galeeva_a.r.g.kazan_konspekt_vn.meropriyatiya.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного мероприятия по литературе
для старших классов
Тема: «Современная литература: читать или нет».
Цели мероприятия:
- Формирование общих представлений о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах.
- Развитие устной речи, внимания, умения слушать.
- Воспитание интереса к современной литературе, уважительного отношения к собеседнику, оппоненту.
Форма проведения: литературный кружок.
Формы и методы обучения: беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, творческое задание.
Подготовительная работа:
учитель: подбор музыкального оформления, подбор книг, выбор рассказа для обсуждения (В.Пьецух «Замыкание в Вене»), составление лекции и беседы;
ученики: подготовка к презентации любимой современной художественной книги.
Оборудование: магнитофон, выставка книг современных авторов.
Оформление: выставка книг, запись темы на доске, парты соединены в один общий стол, за которым рассаживаются участники кружка.
Ход мероприятия:
Вступление.
Учитель: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш литературный кружок. Сегодня мы обсудим интересную тему, которая вызывает много вопросов и порождает многочисленные споры в самых различных кругах. «Современная литература: читать или нет?» – это тема нашего заседания. Одновременно она станет проблемой, которую нам предстоит решать.
Вводная беседа.
Учитель:
- Наверное, вы хотя бы небольшую часть своего свободного времени уделяете чтению любимых книг. Какие книги вы читаете?
- Какую художественную литературу вы предпочитаете: классическую или современную?
- Что из современной литературы вы читали или читаете?
- Нравится ли вам современная литература? Предпочитаете ли вы современную литературу классической? Почему предпочитаете? Если нет, то чем вас не привлекает современная литература?
Лекция с элементами беседы «Основные черты современной литературы».
Учитель: Чтобы вы имели более полное представление о современной литературе, я вам расскажу о ней.
Современная литература – явление сложное и спорное. Невозможно сегодня однозначно ответить на вопрос, что есть такое современная литература, какая она. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать.
Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить три пути развития современной литературы:
- первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы,
традиции классики XIX века, но по-своему. Для нее характерны:
- позиция писателя как носителя истины;
- стремление писателя понять закономерности жизни и ее противоречия;
- писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно.
Отличие современной реалистической литературы в том, что она наряду с социальными и историческими проблемами представляет своих героев и в сфере частной жизни. Примеры: «Плаха» Ч.Айтматова, «Карьер» В.Быкова, «Пожар» В.Распутина. Круг проблем замкнут на проблемах личностного плана в произведениях Виктории Токаревой (Учитель демонстрирует книгу и дает рекомендации к прочтению нескольких рассказов).
- Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это
понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность. В литературном творчестве это мировоззрение проявляется в конструировании художественной реальности, в игре с текстом. Понятие «текст» принимает более крупный масштаб: мир воспринимается как текст. Человек – это тоже текст, который несет много информации. В постмодернизме (это касается и русской, и зарубежной литературы) мир разделен на разобщенные части. Мир есть нарисованная картина. Автор умирает, его нет в тексте. Он ничего и никого не оценивает, как это было у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в XIX веке. Текст включает в себя много различных цитат, реминисценций. Происходит своеобразная игра со всеми элементами художественного произведения. Мы видим героя, который может сочетать в себе несочетаемые черты.
- Читали ли вы роман П.Зюскинда «Парфюмер»? (или хотя бы смотрели экранизацию этого произведения?)
Роман был написан в 1985 году. Он является одним из ярких примеров литературы постмодернизма. Он имеет подзаголовок «История одного убийцы», т.е. предполагается, что это детектив, но роман не детектив. «Парфюмер» - это история одного мальчика, описанная с самого рождения до смерти. Действие происходит во Франции и начинается в Париже. Мы следуем за героев повсюду. Этот мальчик обладал особым даром – исключительным, невероятным обонянием. На страницах романа Зюскинд описывает запахи и делает это так хорошо, что начинает пахнуть каждая страница. Убийцей герой становится случайно: ему нужно создать божественный запах, который может получиться только от человека. И тогда он начинает убивать всех красивых молодых девушек страны, чтобы собрать их запахи. Но сцены убийств написаны так, что не вызывают страха и даже отвращения, они описываются как ненастоящие действия. Герой не похож на человека: он многократно сравнивается с пауком и носит показательное имя – Гренуй, что в переводе с французского означает «лягушонок». В этом романе автор играет с другими, предшествующими литературными текстами, строит диалог с другими авторами, существующими традициями, смеется над ними, потому что , по мнению постмодернистов, история уже кончилась. Герой никак не оценивается, Гренуй предстает как гениальный художник.
В русской литературе под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всем. Нет ничего единого. Мы и сейчас живем в ситуации постмодерна. Примеры: «Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Бесконечная пустота» Дмитрия Голковского. (Учитель демонстрирует сборник рассказов «Антология современного рассказа» и зачитывает представленных авторов и их произведения).
- Третий путь развития современной литературы – это путь синтеза,
слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например). Мы часто встречаем постмодернистские приемы, но не постмодернистскую реальность, в литературном произведении все реально. По пути абсолютного синтеза идут Т.Толстая, Л.Петрушевская, Довлатов, из поэтов – И. Бродский. (Учитель зачитывает фрагмент или все стихотворение И. Бродского). Героями писателей, идущих по такому пути, оказываются маргиналы: больные, слабоумные, люди «социального» дна, беззащитные (дети, старики). В рассказах Т.Толстой проявляется сочувствие к таким людям.
В современной литературе темы оказываются разнообразными. Предмет описания также различен. В современной литературе есть такие жанры, как политический роман, психологический роман, детективный роман, роман-фэнтези, сентиментальный роман, эротический роман. Предметом многочисленных острых дискуссий становится наличие в литературных произведениях откровенных, постельных, сцен, мата. То, что раньше опускалось, сейчас изображается во всех подробностях. Мат используется для экспрессии, но может быть только в репликах героев. Если он присутствует в авторской речи, нужно искать причины сознательного включения ненормативной лексики в текст или сомневаться в литературном профессионализме автора, т.к. мат снижает, портит художественное произведение. Поэзия во многом меняется: чаще используется игра слов. Поэты пытаются воссоздать тишину и молчание (А.Бик-Булатов).
Учитель: Теперь мне бы хотелось узнать, что же вы читаете из современной литературы. Вам было дано задание, подготовить презентацию своей любимой книги или последней прочитанной книги.
Презентация любимых книг. (После презентации участники кружка задают вопросы выступающему относительно его книги).
Чтение и аналитическая беседа.
Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха.
Вячеслав Алексеевич Пьецух – русский советский прозаик, родился в 1946 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, работал учителем истории в школе. Живет в Москве.
Фантаст, видный представитель литературного авангарда, его произведения имеют явно выраженную сатирическую направленность. Вместе с тем в ряде произведений писатель вполне серьезно и оригинально разрабатывает такие направления научной фантастики, как альтернативная история. Например, одна глава романа «Роммат» (1989) , название которого расшифровывается как «романтический материализм», посвящена описанию победы декабристов и ее последствий; в рассказе «Разговор» (1990) исследуются (в более легкомысленном ключе) последствия победы белых в Гражданской войне. В двух других рассказах – «Новый Завод» (1987) и «Чаепитие в Моссовете» (1990) – построены варианты весьма двусмысленной утопии и антиутопии близкого будущего; во втором рассказе нарисована впечатляющая картина обезлюдевшей Москвы, из которой все подались на Запад.
Давайте прочитаем фантастический рассказ В. Пьецуха «Замыкание в Вене». (На столе лежат распечатки этого рассказа. Один из учащихся читает рассказ вслух).
Аналитическая беседа:
Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
- Показался необычным, не сразу можно понять суть рассказа.
Учитель: Какая структура у рассказа?
- Сначала идет что-то похожее на предисловие, а затем уже сам рассказ.
Учитель: Можете ли сказать, какова тема этого рассказа?
- Сложно определить, потому что рассказ сложен по структуре.
Учитель: Как вы думаете, зачем автор вводит в текст свои критические рассуждения, не мог без них обойтись?
- Это нужно, чтобы лучше выразить идею и свое отношение к современной литературе.
Учитель: Если бы этот рассказ был без всякого критического предисловия, то он был бы художественным?
- Был бы, но мы хуже поняли бы его и, может быть, сочли бы за плохой рассказ.
Учитель: Как вы думаете, соответствует ли рассказ его предварительной характеристике?
- Да, потому что рассказ написан как описание того, что было в жизни. А с другой стороны, такого на самом деле быть не может.
Учитель: В этом рассказе есть черты научной фантастики, когда с полной серьезностью и реалистично подробно изображаются технические процессы или явления, которых на самом деле не было. Какие тут можно выделить литературные приемы?
- Гиперболизация.
Учитель: Характерные черты – сказочность и карнавальность. С помощью каких выразительных средств реализуется этот прием?
- Сравнение, эпитеты.
Учитель: Каково отношение автора к изображаемому?
- Он сатирически относится к тому, что описывает.
Учитель: Вы можете представить себе ситуацию, которая происходит в рассказе?
- Поверить можно, но этого нет на самом деле.
Учитель: Это характерно для научной фантастики. Можете ли вы вывести идею рассказа?
- Рассказы берутся из жизни. А наша жизнь оказывается порой смешнее, чем сатирическая литература.
Дискуссия.
Учитель: Теперь, после моего рассказа и ваших презентаций, представление о современной литературе у вас расширилось. Хочу услышать ваше мнение.
Вопросы для дискуссии:
- Как вы думаете, стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?
- Что может дать нам нового современная литература?
- Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет?
- Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат?
- Почему в последнее время становится все больше писателей?
- Какие темы преимущественно, на ваш взгляд, должны быть в литературе?
- Хотели бы вы быть писателем?
Итог мероприятия:
Учитель: Итак, ответим окончательно на поставленный сегодня вопрос: читать или не читать современную литературу? (Учащиеся высказывают несколько мнений).
Заключительное слово учителя.
Необходимо читать и знакомиться с современной литературой, т.к. литература – отражение современной жизни и современной культуры. Современная литература вбирает в себя весь прошлый культурный и литературный опыт и уже является предметом изучения не только в вузах, но и в школах. Только нужно вырабатывать свой читательский вкус и научиться отличать золото от мишуры, хорошее литературное произведение от графоманского. Художественность предполагает отражение жизни в образах. Н.Г. Чернышевский говорил следующее: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее». Всем спасибо за участие, успехов в творчестве и выборе книг! До встречи на занятиях кружка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Литературии"
Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов...
внеклассное мероприятие "Велиие классики немецкой литературы".
Сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку для уащихся 9-11 классов на тему "Великие классики немецкой литературы". Знакомство сжизнью и творчеством великих людей Германии: И.Гете, Г.Гейне, ...
Разработка внеклассного мероприятия по предмету «эвенкийская литература»
Цели и задачи:Подвести итог самостоятельному чтению произведений учащимися;Расширить читательский кругозор учащихся;Воспитать интерес и любовь к творчеству писателей;В творческ...
Сценарий презентации интегрированного внеклассного мероприятия английский язык и литература на тему "День Победы-величайший день в году!"
Прилагается литература: Стихи "Поэзия Проза" Русские Поэты. Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2003. с использованием УМК для обучающихся 7 классов. Учебно-методическими задача...
Презентация к внеклассному мероприятию "Великие классики немецкой литературы"
Данная презентация знакомит учащихся с жизнью и творчеством великих немецких поэтов Г.Гейне, И.Гете, Ф.Шиллера. Учитель немецкого языка Донцова Ольга Николаевна...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1. Развитие у школьников интереса к русскому я...
Презентация к внеклассному мероприятию "По страницам английской литературы"
Данная презентация предназначена для мероприятий,относящихся к творчеству английских писателей....
- Мне нравится (1)