Статья "Творчество - бесполезное баловство или признак современности"
статья по теме

Панов Егор Игоревич

С данной статьей, а точнее лекцией я выступал на одном из этапов конкурса "Учитель года 2009". В ней раскрывается вопрос о применении творческого подхода в образовательном процессе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТВОРЧЕСТВО - БЕСПОЛЕЗНОЕ БАЛОВСТВО ИЛИ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОСТИ? Панов Егор Игоревич , заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Слайд 2

К вопросу о развитии у учащихся творческого подхода в обучении Школа — это то место, где нам дают ответы на вопросы, которые мы не задавали. Из сочинения десятиклассника

Слайд 3

Актуальность До каких пор школа будет выполнять эту ненужную детям функцию? Может пора поговорить о другом! Творчество - это двигатель человеческого развития. Не будь творчества, мы остались бы первобытными людьми, возможно даже не появились.

Слайд 4

Понятие «творчество» Говоря о творчестве, мы будем понимать его как созидание нового. объективно нового (того, чего не было раньше), и субъективно нового (того, что ребенок впервые открыл для себя)

Слайд 5

К. Роджерс «Творческий характер имеют... действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман»

Слайд 6

Проблема Творчество — это удел дополнительного образования, специальных психологических занятий, это «подарок» учащимся в последний день четверти, когда все равно бессмысленно начинать новую тему, а урок проводить надо... Этакое баловство, лакомство. Приятное, но необязательное!

Слайд 7

Рождение нового Созидание нового — неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами.

Слайд 8

Ценность творческого опыта человека Проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее. Наивность, естественность, открытость. Отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего «альтер-эго». Отказ от страха. Сила и мужество. Творческое постижение мира вместо абстрактного познания. Обретение внутренней целостности и гармонии с собой. Переживание своей уникальности и понимание другого в момент творчества.

Слайд 9

Творчество – не просто дополнение к основному содержанию предмета Творческий опыт должен быть (и, к счастью, все чаще действительно становится) нормальной составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — делаются обязательной частью этого процесса.

Слайд 10

Точка отсчета Один и тот же материал, в одном и том же объеме может быть подан в разной форме: репродуктивной, творческой, исследовательской, ценностно-смысловой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный.

Слайд 11

Черты творчества Видение новой проблемы в знакомой ситуации. Видение целостной структуры объекта и его новой функции. Самостоятельное комбинирование известных способов действия, превращение их в новый способ действия. Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств. Самостоятельный перенос (ближний и дальний) знаний и умений в принципиально новую ситуацию. Построение принципиально нового способа решения проблемы.

Слайд 12

Широкую популярность приобретают: интегративные уроки, межпредметные конференции, межпредметные и надпредметные учебные проекты и игры — все это один из способов развития творческих способностей

Слайд 13

Принципы формирования творческости по Э. Де Боно Развитие способности видеть многофункциональность вещи. Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы. Развитие способности к осознанию стереотипной идеи и освобождения от ее влияния. Содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени). Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций. Обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность. Обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.

Слайд 14

Творчество на основе системы творческих заданий 1) моделирование; 2) установление причин; 3) определение последствий; 4) определение новых функций; 5) решение противоречий; 6) поиск проблем; 7) анализ научных закономерностей и теорий.

Слайд 15

Творчество на основе системы исследовательских заданий Виды исследовательских заданий: Теоретический анализ нерешенной проблемы. Создание новых методов исследования. Анализ научных теорий и определение «белых пятен» — фактов, которые теория не может объяснить. Описания открытий и изобретений. Описание новых нерешенных проблем. Творческие биографии ученых.

Слайд 16

Методы научных исследований на уроках реферирование научно-популярной литературы, анализ решенных научных проблем, поиск подходов к решению нерешенных научных проблем.

Слайд 17

Д.Г. Левитес пишет: «Если учитель сам активно и широко применяет в своей работе метод проблемного обучения, его ученики раньше или позже начинают нащупывать проблемы, актуализировать противоречия в самых, казалось бы, стандартных ситуациях. Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабого владения материалом или из-за боязни класса учитель интуитивно или сознательно старается избежать неожиданных детских вопросов».

Слайд 18

АЛГОРИТМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (по В.А. Бухвалову) МОЗГОВОЙ ШТУРМ СИНЕКТИКА - метод творческих задач путем поиска аналогий МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Преобразующие вопросы: 1. Альтернативное применение 2. Изменения 3. Уменьшение или увеличение 4. Замещение 5. Перемещение

Слайд 19

Вывод творчество не просто необходимо для развития общества, но и одновременно выполняет функцию фиксации определенного этапа развития. Без него человек перестал бы просто существовать. " Жизнь закончится тогда, когда перестанет жить в ней творчество!"

Слайд 20

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Признаки надвигающейся беды. Проблемы современного подростка»

Общешкольный родительский лекторийпо профилактике употребления психоактивных веществ подростками...

Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности

Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности.Выступление на конференции краевого уровня с международным участием...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

классный час "Конфликты полезные и бесполезные" для учащихся 6-8 классов.

Классный час «Конфликты полезные и бесполезные» разработан на основе пособия «Утверждай себя», автор Г.К.Селевко, которое...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Сочинение-размышление "Отличительные признаки современной литературы"

Современная литература… Какие проблемы находятся в центре внимания  нового автора?  Близка ли она классической литературе или нет ? Эти вопросы рассматриваются в тексте сочинения....

Ошибки, которые делают мытье рук бесполезным

Цель: напомнить детям правила мытья рук....