Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности
статья по теме

Фризоргер Екатерина Игоревна

Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одаренности.

Выступление на конференции краевого уровня с международным участием

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Использование современных образовательных технологий и приёмов в классах с детьми с признаками одарённости

 

 

 

    Школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. 

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Ребёнок с признаками одарённости, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Только в работе с потенциально одарённым ребёнком важно учитывать, что ему предпочтительны определённые методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный.

Рассуждая о том, какие формы работы, типы заданий надо отбирать среди известных для детей с признаками одарённости, нужно обратить внимание на то, что основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя и обучающегося. Поэтому, отталкиваясь от данного факта, обращаем внимание на следующие формы и акценты внутри них:

- работа в парах, в малых группах,

- разноуровневые задания,

- творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;

-легкость ассоциирования;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

При работе с одарёнными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

В условиях модернизации общего образования на первый план выдвигаются требования качественной подготовки школьников, развитие их интеллектуальных, личностных компетенций, таких как: мышление, понимание, самостоятельность, коммуникабельность. При этом учителю предоставляется право самому определять методику достижения этих целей.

На мой взгляд, именно метод проектов в полной мере способствует развитию у детей самостоятельности, умению находить нужную информацию, выражать свои мысли. Метод проектов я использую в течении этого года в 9-10 классах, где веду обществознание. При этом пытаюсь «вписать» проект в классно-урочную систему, учитывая ряд проблем:

1. Ограниченное время, когда в моем распоряжении только 45 минут.

2. Недостаточные ресурсные возможности. Для полноценного проектирования, кроме учебного пособия, безусловно, требуются дополнительные информационные ресурсы, соответствующее техническое обеспечение кабинета компьютерами, доступ в Интернет, использование медиатеки и т.д.

3. Соответствие темы проекта программе обучения, так как не в каждую тему можно вписать проект.

Как я выхожу из положения?

1. Организую проектирование за счет резерва времени, заложенного в календарно-тематическом планировании. Это 4-5 часов.

2. Временные рамки раздвигаю за счет проведения серии уроков, в которые тематически вписывается данный проект.

3. Заранее изучаю компьютерную грамотность учащихся.

В моей методической копилке сегодня несколько подготовленных мини-проектов по обществознанию (например: “Я – президент Российской Федерации”, готовился к теме “Правовое государство”. Учащиеся, представляя каждый себя президентом, рассматривали структуру государства, усовершенствовали его, излагали свое видение будущего государства. К теме “Собственность, предпринимательство и гражданское право” ученики 9 класса создавали собственное предприятие и готовили бизнес-план.).

Подводя итоги по реализованным проектам, могу сказать, что ученикам данная форма понравилась тем, что охватывается много вопросов, которые на обычном уроке не изучаются, а в жизни пригодятся: для подготовки проекта ребята проводили маркетинговые исследования, социологический опрос, изучались статьи Интернета. После защиты проекта проводились обсуждения, выявлялись положительные и отрицательные стороны. В этом процессе участвовали все учащиеся, выражали свое мнение, и при подведении итогов большая часть учеников данную форму работы сочла интересной и познавательной.

Вообще необходимо отметить, что групповая работа вызывает большой интерес у учащихся, потому что она приносит хорошие результаты. В качестве важнейшего фактора успешности овладения знаниями по предмету «Обществознание», а что ещё важнее – компетентностями, которые он предполагает, сегодня рассматривается групповое взаимодействие. Работа в группах требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Как правило, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задание группе подбирается таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Состав группы, разумеется, непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Данная форма работы мною использовалась при изучении следующих тем: “Конституция России”, “Международное гуманитарное право”, ”Труд и трудовое право” и др. Для работы групп мною был подготовлен дополнительный материал, которого нет в учебнике, статьи Конституции, Трудового кодекса. Для каждой группы готовились индивидуальные вопросы, задачи, план работы. В группе назначался руководитель, который координировал работу каждого учащегося. Для талантливых детей это очень важно, т.к. в таких ситуациях развиваются лидерские качества.

Используются мной и элементы дифференцированного обучения. Сама технология дифференцированного обучения как условие применения разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. Целевая ориентация данной технологии - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. В силу неравномерности развития, развития личностных качеств и других причин в классе есть и отличники, и «хорошисты», и отстающие. Поэтому я как учитель организую разноуровневую дифференцированную работу этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, материалы и задачи.

Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, мы подробно разбираем эти задачи. Например, задание по теме “Семейное право”: «Ольга Иванова и Сергей Старостин заключили брак. На момент заключения брака Ольга имела из дорогостоящего имущества однокомнатную квартиру. А Сергей машину “Запорожец”. Их брак просуществовал 10 лет. Все это время Сергей работал менеджером фирмы, а Ольга была домохозяйкой. На юбилей свадьбы родители Ольги подарили супругам гараж. Сами супруги вместо старой машины приобрели “Тойоту” и еще однокомнатную квартиру. Брачный контракт они не заключали.Определите принадлежность имущества каждому из супругов».

В практике своей работы использую поощрения за решение сложных, олимпиадных задач, «обществоведческую валюту». На моих уроках учащиеся могут получить оценки «6», «7» и выше. Оценка «6» означает пятерку в журнал и валюту в один “общественник”, который на последующих уроках может быть использован для увеличения оценки на один балл. На контрольных работах за эту «валюту» ученики могут купить подсказки по курсу. В приобретении таких «денежных единиц» учащиеся проявляют большую активность.

На уроках также используются элементы технологии личностно-ориентированного обучения. Содержание, методы, приемы этой технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика. Составить образовательную программу индивидуального характера для каждого ученика в рамках даже современных подходов к реализации классно-урочной системы, конечно, невозможно, но для некоторых, кому она действительно необходима, можно определять индивидуальные траектории развития. Был составлен, например, план занятий отдельно для ученика К., обладающего хорошими знаниями, но не умеющего думать и реагировать на мои вопросы так же быстро, как остальные, в силу своей природной меланхоличности и медлительности, что позволило по итогам работы в программе такому ученику (а позже и не ему одному) усваивать материал школьной программы и не чувствовать себя ущербным в конкретном возрасте, а позже эти дети развивались и уже учились идти в ногу со всеми, ведь у них была хорошая база знаний и навыков.

Очень хорошо использовать эту технологию при работе с одарёнными детьми, которые, как правило, идут на несколько шагов впереди всех остальных, и им изучать, допустим, 15 минут то, что они понимают за 5, неинтересно. Для этого можно использовать, например, кроссворды, работу с текстом, тест и т.д. Важно, чтобы каждому учащемуся было интересно и комфортно на уроке.

На уроках я также стараюсь использовать и другие формы, помогающие лучше усваивать материал.

• «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему перед всем классом. Например по теме “Семейное воспитание (гендерные отличия)”, ребята самостоятельно выдвигали проблемы воспитания, стили воспитания, связанные с половыми отличиями. Для этого использовался опыт их родителей.

• «Мозговой штурм» - Методика используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право)

• «Синквейн» - метод работы с понятиями.

В 9-10 классах с целью проверки  знаний, умений, навыков провожу уроки-зачеты и уроки – семинары. Для урока –семинара предварительно сообщаю тему и раздаю индивидуальные задания.

С целью погружения в проблему, использую на уроке технологию Дебаты. Например, при изучении многопартийной системы нашего государства, ребята представляли ряд партий (лидеры, программа) по принципу программы “К барьеру”. Для ребенка данная форма работы, на мой взгляд, достаточно интересна и познавательна, т.к. предполагает самостоятельный поиск информации, готовность к дискуссии и отстаиванию своей позиции. Такие уроки позволяют формировать и развивать: навыки публичного выступления, научное мышление, учат навыкам исследования: формировать проблему, анализировать ее с различных точек зрения, аргументировано, четко излагать точку зрения и, наконец, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться внутренне решить ее, ученики дают четкие, краткие, грамотные ответы. В ходе игры воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений навыков, глубокому осознанию социальных ролей, способствует овладению учащимися социальным опытом, что очень важно для выпускника школы.

С некоторыми учениками мною организовано дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это новая форма организации учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащихся с помощью развитых информационных ресурсов. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном отдалены от преподавателя, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств коммуникации. Данная технология имеет ряд положительных моментов:

во-первых, каждый ученик имеет возможность самостоятельно обдумать ответы и возможные подходы к изучаемому материалу;

во-вторых, индивидуализируется учебный процесс;

в-третьих, происходит развитие навыков учащихся по работе с электронными документами, что является главным для будущих студентов.

Такая технология использовалась при подготовке к НПК, когда мы с учениками обсуждали вопросы подготовки работы в режиме on-line. Также учащиеся могут связаться со мной по Skype, если возникают вопросы при подготовке домашнего задания, решения тестов или при подготовке индивидуального задания.

Таким образом, использование современных образовательных технологий и приемов на уроках обществознания позволяют сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.

Уверена, что работа с одарёнными детьми интересна и полезна для учителя. Учитель для одарённого ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Такой учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения. Учитель, который стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием – вот тот, кто может действительно работать с ребёнком с признаками одарённости и быть полезным на его пути самопознания и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий

Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...

Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры с детьми, имеющими заболевания различной нозологии.

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через трудовую деятельность и образование....

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий учителя-дефектолога в 3 классе коррекционной школы VII вида. «По следам ветра» Тема: «Осень. Признаки осени»

Содержание квеста-занятия: в ходе путешествия дети будут выполнять задания и находить части картины, чтобы составить из них целую картинку. Результат: При условии выполнения всех заданий дети получат ...

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры с детьми, имеющими заболевания различной нозологии».

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через трудовую деятельность и образование. Занятие инвалидов...