Тема детства в творчестве А.П.Чехова
проект по литературе (6 класс) на тему

Андреева Анна Александровна

Проект по литературе 

Выполнили ученицы 6 класса Данилова Анастасия и Иванова Мария 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_tema_v_tv-ve_chehova_1.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение

В конце XIX века детская натура и детская жизнь у русских литераторов вызывали особый интерес. Этой теме посвящал свои произведения писатель Антон Павлович Чехов. Но литературоведами к настоящему времени еще не определено место детской темы в творчестве этого именитого писателя.

Статей  на эту тему, с учетом популярности его произведений среди читателей, очень мало:  «Фольклорные традиции в рассказах о детях А.П. Чехова» А. А. Березниченко [2. С. 150], «Дети в системе ценностей А.П. Чехова» А. В. Дергаусовой [3. С. 32].

В данной научной работе сделана попытка сопоставительного анализа рассказов Чехова о разных детях, без всяких ограничений.

Цель настоящей научной работы: выявить разнообразие трактовки темы детства на основе детской тематики и детских образов в творчестве А.П.Чехова. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  • определить тематику детских рассказов в творчестве Чехова;
  • раскрыть авторское понимание детства в произведениях А.П.Чехова;
  • определить принципы и способы создания детских образов;
  • выстроить группы детских образов.

Проза Чехова по теме детства выступает в качестве объекта исследования; предметом научного рассмотрения являются детские образы. Материалом для изучения послужили произведения, в которых главными героями являются дети:  – как адресованные взрослым, так и рассказы и повести для детей: например, «Детвора», «Ванька»,  «Спать хочется», «Кухарка женится»  А. П. Чехова.

В методике исследования использовано сравнение и типизация образов, а  также анализ текстов прозы А. П. Чехова.


Основная часть

Большую часть произведений о детях А. П. Чехов написал во вторую половину 1880-х годов – в период становления крупного мастера слова. Он написал  более двадцати произведений, признанных детскими.

При этом он говорил: «Писать для детей вообще не умею … и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Он считал: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, то есть из настоящих художественных произведений» [4. С. 125].

Рассказы для детей были изданы ещё при жизни писателя. Одни из них («Белолобый») печатались в детских журналах, другие («Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие» и «Дома») вошли в специальный сборник «Детвора», выпущенный по настоянию издателя А. С. Суворина, а некоторые («Каштанка») изданы отдельно. Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, который считал, что детям и юношеству нужна настоящая, лучшая художественная литература.

 Герои произведений Чехова – обычные дети, но особые люди, особый мир. Именно в этом мире он находил идеалы. Писатель реалистично изображает характер ребёнка, а также показывает условия, формирующие этот характер. Он заглядывает в самые глубины души ребенка («Ванька», «Спать хочется»). Он затрагивает тему непонимания взрослыми мира ребенка и  столкновения детей с миром взрослых.

Рассказы Чехова о детях можно разделить на две группы: 1) мир глазами ребенка («Кухарка женится», «Детвора») и 2) восприятие взрослыми детского мира («Спать хочется», «Ванька женится»). В одних произведениях изображаются два очень разных мира. События рисуются такими, какими их видят взрослый и ребенок. В других внешний мир показывается глазами ребенка. Ребенок (особенно маленький) видит мир по-другому, еще не опираясь на общепринятые нормы и условности, только открывает его для себя. Читатель приглашается смотреть на мир вместе с ребенком, видеть в обычном непривычное и новое.

В рассказе «Кухарка женится» все события изображены с точки зрения ребёнка. Мальчику Грише семь лет. Он по-своему, а не так, как взрослые, объясняет сватовство, подготовку к свадьбе и свадебное застолье кухарки Пелагеи и извозчика Данилы Семёновича. Его мысли наивны, иногда смешны и  непосредственны. По понятиям ребёнка, молодая кухарка Пелагея просто не может выйти замуж за рыжего извозчика с красным носом, уж очень извозчик старый и непривлекательный. Гриша воспринимает свадьбу как насилие над кухаркой, жалеет ее: «Бедная! Плачет теперь где-нибудь в потемках!» [1. С.40]. Чуткий мальчик желает сгладить зло, причинённое этим, как он считает, «неравным браком». Он выбирает самое большое яблоко и, сунув в руку Пелагее, бежит прочь.

Естественно, что кругозор ребенка ограничен, его понимание действительности не совпадает со взрослым видением мира. Поэтому, когда автор при изображении мира дает только детское восприятие, не соответствующее норме, возникает «комический эффект». [7. С. 300.]

В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру и занимает Андрею копеечку. Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен. Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати.

Изображая характерные черты поведения детей, Чехов не отступает от интереса к обыденному, краткости, сдержанности выражения чувств, надежды на сотворчество читателя. В большинстве произведений выявлен в изображаемом характере тип, которому дается непрямая оценка всего его творчества.

Дети у Чехова не принимают мир взрослых, они, как правило, далеки от фальши, жестокости, равнодушия. Поэтому чеховские дети часто одиноки и беззащитны. «Равнодушие – постоянный фон в рассказах писателя», но «герои равнодушны и отчуждены не в силу своих индивидуальных недостатков, а в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут», поэтому они «никогда не несут зло своим близким сознательно» [6. С. 104]. Взрослые обрекают детей на одиночество, сами того не осознавая.

Ребенок – судья взрослого мира. Детский взгляд, голос, интонация оттеняют фальшь взрослой жизни, служат толчком к таким раздумьям, которые далеко выходят за границы детских помыслов. Мысль Чехова нельзя сводить только к любованию чистотой неиспорченной детской души и к осуждению взрослого мира. Детские образы у писателя разные, как различны и образы взрослых. Великий мастер психологии глубоко, емко, лаконично раскрывал все характеры. В жизни детей писатель находил и такие отношения, от которых надо было бы избавиться, и другие, которые он хотел бы видеть во взаимоотношениях между всеми людьми.

Рассказ «Детвора» вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играю в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, каков на крестинах был ребёночек и что подавали за ужином?».

Писатель показывает, как у каждого из них начинают проявляться или уже определённо проявились индивидуальные особенности характера. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, но она боится, чтобы кто-нибудь не выиграл, так как «счастье в игре для неё вопрос самолюбия». Соня бескорыстна, и её занимает исключительно процесс игры, поэтому кто бы ни выиграл, она «одинаково хохочет и хлопает в ладоши».

А брат ее, Алеша «пухлый, шаровидный карапузик, по виду флегма, но в душе порядочная бестия, сел не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре; ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого», ещё очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтателен, к выигрышу он относится безучастно, но зато его интересует, «сколько на том свете цифр и как они не перепутываются!» А гимназист Вася играет только от скуки. И в конце вечера игроки направляются к маминой постели («вязкий клей» слипает глаза), и «через какие-нибудь пять минут кровать представляет собою любопытное зрелище»: на ней вповалку сладко и крепко спят все партнеры.

Дети в отсутствие родителей играют в лото; играют на деньги, но реальной их цены не представляют: копейка для них дороже рубля. Возраст у детей разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Перед читателем происходит целая гамма детских переживаний, ярко вырисовываются психологические портреты героев.

Для одного игрока интерес сосредоточен исключительно на деньгах; для другого это – вопрос самолюбия; у третьего нет «ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо». В процессе игры обсуждаются и всякие жизненные вопросы. «Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, –  вздыхает Соня. – Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично».

В результате последовательного применения детской точки зрения мир перестает быть привычным. В рассказе «Детвора» копейка оказывается дороже рубля, к тому же сама ценность денег условна («возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры»).

«Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади»  – так начинается рассказ «Детвора». В самом зачине появляются как равноправные два мира: мир взрослых и мир детей. И видно уважительное отношение автора к детскому миру. Люди, близкие детям, названы только так, как их называют дети (папа, мама, тетя Надя); в рассказе нет ни имен (исключение: тетя Надя), ни отчеств, ни фамилий. Люди же, от детей далекие, получают «взрослое» наименование: старый офицер, Филипп Филиппыч. При этом обязательно указано, что´ именно обратило на них внимание детей.

Автор вживается в мир ребенка (нормы которого противостоят нормам устаревшего, закостенелого взрослого мира) и смотрит на окружающих с точки зрения детворы. В его повествовании старому офицеру не дано имени и отчества, у Филиппа Филиппыча не определены ни род занятий, ни отношение к этому дому; кто он – родственник, знакомый, друг, камердинер? И другие взрослые, и даже близкие детям (родители, тетя Надя) не главные герои.

От старших как бы представительствует гимназист пятого класса Вася; скука и одиночество приводят его к детям, он выражает даже снисходительное желание участвовать в их игре, не подозревая, что вовсе им не нужен. Вася приносит с собой дух, стиль, тон отношения взрослых к детям: бесцеремонное вторжение в мир детей, назойливое менторство: «Это возмутительно»! – думает он... Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать...».

Хотя дети не верят Васе и хотят избавиться от него, он все же настойчиво вторгается в их игру, разрушая светлую атмосферу детского единения. Теоретические рассуждения его о воспитании («Разве можно давать детям деньги?..»), явно повторяющие не раз слышанное от взрослых, расходятся (что также традиционно) с его «практикой». Столкнувшись с наивной («глупой», по определению Васи) детской абсолютизацией копейки, которая грозит Васе остаться вне игры, он прибегает к «непедагогической» мере: предлагает детям выгодную для них сделку (которую те, однако, не могут ни понять, ни принять): заплатить за размен рубля или продать ему десять копеек за рубль.

После сцены ссоры автор единственный раз открыто обращается к читателю: «Но не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, но это не мешает им улыбаться». В этом обращении ко взрослому читателю Чехов приглашает понять особенность детской психологии. И здесь заметно, что рассказ «Детвора» написан о детях, но для взрослых. Заинтересованность детским миром выразилась и в слиянии голосов автора и детей, и в авторской опоре на детскую оценку окружающего.

Всё противостоит здесь миру взрослых: теряют силу деньги, вместо разобщенности взрослых – единение детей, непосредственность, естественность. В голосе автора теперь открыто звучит любовь к малышам: «Спокойной ночи!»

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться. Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна тема. Трудности общения между отцами и детьми начинаются в детстве от нежелания, от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе.

В рассказах Чехова о детях говорится, о «невоспитанности» взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять. Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество.

Произведения Чехова о детях – пример столкновения мира детей с миром взрослых, который во многом им непонятен. Писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей. События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, – обыкновенные житейские истории, знакомые читателю. Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых».

Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством. Размышляя о детях, писатель думал о «взрослых» проблемах, ставших для него «больными вопросами». Это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самой возможности счастья. Он изображал и боль, и беду, и одиночество детей. Среди детей есть существа угнетенные, несчастные. Чехов сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети-герои вызывают в читателе не просто грусть, но и боль, тоску. Все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребёнку, Чехов пишет и о нём («Ванька», «Спать хочется»). При этом он поднимает серьезные проблемы, например, подчеркивает болезненность перехода ребенка во взрослый мир и жестокость этого мира по отношению к нему.

Невесела жизнь мальчика сироты Ваньки Жукова из рассказа «Ванька». Дедушка Константин Макарыч отдал внука в город в услужение к сапожнику, думая, что там ему будет лучше, чем в родной деревне. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев.

Он, недоедающий, недосыпающий, о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, рассказывает словами «ейный», «харя», «морда», «трескают». Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. Он пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы, но не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду». Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» «Убаюканный сладкими надеждами, он, час спустя, крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам...» [1. С. 66].

 Невыносимой жизни у сапожника Аляхина противопоставлена прежняя деревенская жизнь. Здесь раскрывается внутренний мир мальчика, который все еще верит в человеческую доброту. Описывая действия Ваньки, автор передает нам его душевное состояние: «Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся... и прерывисто вздохнул... Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать... Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул... Ванька судорожно вздохнул и опять уставился в окно...»  [1. С. 63]. Художественные детали Чехова полны глубокого смысла; они передают не только внешний вид мальчика, но и отношение к нему хозяина: «Ванька потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул», «Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях», «не набрасывая на себя шубейку, прямо в рубахе выбежал на улицу...».

Жестокость реальной жизни в этом рассказе подчеркивается сном Ваньки. После отправления письма дедушке в рождественское утро он уснул, и ему «снилась печка». Мир настоящий, жестокий противопоставляется миру детских надежд и грез. Ваньку греет надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.

У героини рассказа «Спать хочется» – тринадцатилетней Варьки – такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку. По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии. Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.

Девочка, у которой от постоянного недосыпания сон и явь непрерывно смешиваются, мечтает о том, чтобы поспать. Она и во сне видит, как спят другие люди: «они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их». Варя и во время сна мечтает только о сне. И во сне видит, что ей не всегда удается поспать: «Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» [1. С. 95]. Разбуженная ударом сапожника, Варька принимается за работу и «думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко...» [1. С. 97]. Измученная, «сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает ее по рукам и по ногам, давит ее и мешает ей жить» [1. С. 98]. Не отдавая себе отчет в своих действиях, она душит ребенка, чтобы «потом спать, спать, спать...»  [1. С. 98].

Писатель, показывая мир ребенка, разоблачает мир взрослых. В рассказе «Спать хочется» Чехов показал неминуемое омертвение детской души в безжалостном взрослом мире. В трагическом финале рассказа «Спать хочется» он  «предугадал» реальное жизненное событие, произошедшее в Галиче спустя два года после написания рассказа. Несчастье ребенка и преступление ребенка выступили как признаки страшного, ненормального уклада жизни.

В своих произведениях А.П.Чехов подчеркивает, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. Он не ограничивается изображением мира детей, а дает его в тесном взаимодействии с миром взрослых.


Заключение

Писатель А.П. Чехов придавал большое значение теме детства в своем творчестве.

Среди его детских образов крестьянские дети, дети городской бедноты, дети прислуги, школьники, маленькие работники, дети состоятельных родителей и интеллигентов... В целом в маленьких героях весьма мало героического, но в их горестях, душевной неустроенности, неумении сопротивляться обстоятельствам жизни ощущается подлинный драматизм, не всегда заметный в обыденной жизни, хотя и пронизывающий ее насквозь.

Чехов создает не просто отдельного ребенка, а детство вообще – чистое, доверчивое, нелицемерное. Но для Чехова детство трагично, так как судьба ребенка находится в большой зависимости от окружающих его взрослых людей, среди которых много жестоких, грубых, нечутких.

Чистота и искренность детского суждения противопоставляются бесчеловечному, погрязшему в пороках взрослому миру.

Детская тема в творчестве А.П.Чехова повлияло на дальнейшее развитие ее в русской литературе [10. С. 189]. Она появилась у писателей А.Т. Аверченко, М. Зощенко, В. Драгунского.

Результаты проведенной нами работы могут быть использованы для углублённого изучения творчества А. Чехова.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Чехов, А. П. Рассказы. – М.: Художественная литература, 1978. – 368 с.
  2. Березниченко, А. А. Фольклорные традиции в рассказах о детях А.П. Чехова  / А. А. Березниченко // Фольклор: традиции и современность. - Таганрог, 2005. – C. 149–154.
  3. Дергаусова, А. В. Дети в системе ценностей А.П. Чехова / А. В. Дергаусова // Научные труды молодых ученых-филологов. – М., 2007. – С. 31–33.
  4. Захаркин, А. Ф. Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества / А. Ф. Захаркин. – М.: Сов. Россия, 1961. – 160 с.
  5. Калениченко, О.Н. Пасхальные рассказы о детях А.П. Чехова и А.Т. Аверченко / О. Н. Калениченко // Православие в контексте отечественной и мировой литературы. – Арзамас, 2006. – С. 435–442.
  6. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: очерк / В. И. Кулешов. – М.: Детлит, 1982. – 175 с.
  7. Сухих, И. Н. Благослови детей и зверей: «детский» Чехов / И. Н. Сухих // Чехов А.П. Детвора: Рассказы. – СПб., 1998. – С. 283–303.
  8. Чехова, М. П. Письма к брату А. П. Чехову / М. П. Чехова; ред. и вступит. ст. Н. А. Сысоева. – М.: Гослитиздат, 1954. – 234 с.
  9. Чудаков, А. П. Антон Павлович Чехов: книга для учащихся / А. П. Чудаков. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.
  10. Чуковский, К. И. О Чехове. Человек и мастер / К. И. Чуковский. – М.: Дет. лит, 1971. – 208 с.
  11. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. – Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: илл.: карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»

Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова.  Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...

«Тема детства в творчестве композиторов» О.Н.Хромушин

Тема:  «Тема детства в творчестве композиторов» 4 класс. Обращение к творчеству  О.Н.Хромушина...

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова", 11 класс вечерней школы

Зачётная работа по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова" составлена на основе материалов учебника по литературе для 10 класса, часть 2, под редакцией Ю.В.Лебедева. Данная зачётная работа позволяет пров...

Материалы к теме "Жизнь и творчество А. П. Чехова"

Представлены материалы для самостоятельной работы учащихся. Тексты позволяют глубоко проникнуть в творчество Антона Павловича Чехова, не ограничиваясь программными произведениями....

Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""

Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...