Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Конспект урока литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evolyutsiya_vzaimootnosheniy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Цель: создание условий для формирования коммуникативной и языковых компетенций через развитие познавательной активности учащихся по теме, что будет способствовать воспитанию нравственности.

Ход урока

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, мы с вами сегодня получим удовлетворение от результатов нашего общения. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Селигмана Мартина: Истинное счастье приносят положительные чувства…». В конце урока вы сможете отметить, комфортно ли вам было на уроке.

- Прежде, чем приступить к уроку, проведем разминку.

II. Разминка.

1. Сколько глав в романе «Евгений Онегин»?

7

8

10

14

2.

Евгений Онегин родился на брегу…

Невы

Онеги

Волги

Дуная

(Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы)

3. Чей портрет рисует Пушкин:

 Дика, печальна, молчалива,

 Как лань лесная, боязлива,

 Она в семье своей родной

 Казалась девочкой чужой...

Няня Татьяны

Татьяна

Ольга

Мать Татьяны

4. Как dandy лондонский одет…

Ленский

Онегин

Ларин

Чацкий

(Острижен по последней моде,

 Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет)

5. Где произошла первая встреча Онегина и Татьяны?

У Лариных

В парке

В лесу

У Ленского

6. На каком языке Татьяна Ларина писала письмо Евгению Онегину?

На английском

На русском

На французском

На немецком

7. Получив письмо от Татьяны, Евгений Онегин

Был счастлив

Тронут был

Остался безразличным

Был раздражен

( Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил)

III. Целеполагание

- Ребята, как вы думаете, каким персонажам романа «Евгений Онегин» будет посвящен наш урок?

- Сообщение темы (слайд)

- Ребята, как вы понимаете значение слова «эволюция»?

(Эволюция - процесс постепенного изменения, развития )

Каким словом можно заменить слово взаимоотношения в нашей теме?

- Ребята, а что такое, на ваш взгляд, любовь?

- Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать?

- Задачи:

  • проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.
  • выяснить, почему же два любящих человека не нашли путей друг к другу.
  • обозначить своеобразие финала романа.
  • роль VIII главы в сюжетном развитии романа.

- А теперь давайте вернемся к истории любви наших героев.

III.Анализ глав романа

  1. Во время разминки мы с вами уже вспомнили что Онегин и Татьяна встретились дома у Лариных, посетить которых Евгению предложил Владимир Ленский. Какое первое впечатление произвела на Онегина Татьяна? ( Глава 3, строфа 5)
  2. Почему Татьяна влюбилась в Онегина? Была ли это любовь с первого взгляда? ( Глава 3, строфы 6-10))
  3. Какие чувства приносит Татьяне любовь к Онегину? ( В признанье няне Татьяна говорит: «Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: я плакать, я рыдать готова.. Глава 3, строфы19-21)
  4. Чтение по ролям диалога с няней.

- Татьяна в смятении, она не может сдерживать свои чувства и пишет письмо. Перед нами не кокетка, она не может лицемерить - «Татьяна любит не шутя»

- Чтение письма Татьяны наизусть

5. Как вы думаете, легко ли было Татьяне написать письмо Онегину? (Глава 3, строфа 32) «Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке; Облатка розовая сохнет на воспаленном языке»

6. Татьяна с нетерпением ждет ответа, а как Евгений отреагировал на него? ( Но получив, посланье Тани Онегин живо тронут был)

IVФизминутка

7. Согласитесь ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни? (глава  3, строфа 12 )

8. Какие доводы приводит Онегин в свое оправдание?

  1. Что стало следствием свиданья? ( Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит»
  2.  Давайте вспомним, каким предстает Онегин в начале романа?

(ответ учащихся: «забав и роскоши дитя», молодой повеса» и т.д.

Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания Онегина с Татьяной в саду он поступает… как?

(ответ учащихся)

11 Почему Онегин, зная, что Татьяна его любит, начинает на именинах Татьяны ухаживать за Ольгой?

12. К какой трагедии это приводит?

13.  После гибели Ленского Онегин отправляется в путешествие, А что происходит с Татьяной?

  1. Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл.8) Если да, то в чем?

( Глава 8, строфа 14)

15. Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

 (ответ учащихся: Татьяна – «законодательница мод»)

Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен: «Ужель та самая Татьяна?»

В 8 главе история Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна.

- Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Он влюблен, не находит себе места, а она его не понимает. Теперь он пишет ей письмо, как Татьяна когда-то, нетерпеливо ждет ответа, но "ответа нет".

- Чтение письма Онегина к Татьяне

Просмотр фрагмента фильма «Евгений Онегин»

В романе Пушкина нет намека даже на возможность счастливого конца с Онегиным.

- Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по-прежнему его любит? (Работа над 44-45 строфами VIII главы)

 Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

- Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?

 Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем установить черты сходства и различия между ними.

V. Практическая работа "Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина

- . Да, из ваших ответов ясно, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их дальнейшую судьбу.

 А теперь постарайтесь дать ответ на уже прозвучавший вопрос: почему Татьяна ответила отказом на любовь Онегина.

Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в искренность и силу его чувства, думает, что он добивается любви княгини, а не "бедной Тани".         

А может быть героиня боится мнения света, она заражена его моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни сил восстать против судьбы.        Возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина потому, что в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского долга, сделать несчастным другого человека.

- Роман заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное развитие романа "Евгений Онегин", было для Пушкина сознательным и принципиальным, подчеркивал Ю. Лотман.
 События заключительной главы стали новой эпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина.

 Любовь к Татьяне становится для героя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, которая была практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героя серьезного пересмотра отношения с миром.

Финал романа - апофеоз в развитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности ее характера. Нравственным итогом "поединка" Татьяны и Онегина становится победа любви и верности.

В финале романа каждый из героев обретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина, цельность характера Татьяны, указывает на нравственное возвышение героев.

VIII. Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из поэмы.

IX.Выставление оценок

Рефлексия

Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин.

Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне

Урок является интегрированным: применены межпредметные связи с музыкой. Активно используются ИКТ....

Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"

Проанализировать сюжетную линию романа:  любовь Татьяны и                   Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...

Технологическая карта урока в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина».

Изучение творчества А.С.Пушкина вызывает у учащихся живой интерес. Роман в стихах "Евгений Онегин" позволяет учащимся не только ознакомиться с историей русской жизни, историей любви между Та...

Тема :"Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина." (Урок литературы в 9 классе).

Тема :"Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина." (Урок литературы в 9 классе)....

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Совет Союза казачьих войск и Временное правительство: эволюция взаимоотношений (март - октябрь 1917 г.)

Научная статья о взаимоотношениях Временнего правительства  и Союза казачьих войск с марта по октябрь 1917 года....


 

Комментарии

Ух ты! Замечательный вопрос поставили: может, и героиня заражена...? Доказывать ведь понадобится! Блеск!!!А завершили страшным авторитетом света. Достоевского редко дают детям. Шикарно!