Урок: Тюльпаны Родины моей
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Базырова Елена Владимировна

бинарный урок литературы и МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx2.73 МБ
Файл stihi_tyulpan.docx17.64 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.51 КБ
Файл prilozhenie_2.docx16.44 КБ
Файл urok_tyulpany_bazyrova_e.v.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1 ученик. Как ты прекрасна, степь моя, в апреле

Хрустально-звонкий воздух и простор;

И колокольчик – жаворонка трели!

Ты – музыка, чьи звуки с давних пор

Какой-то гений, в неизвестность канув,

Переложил на живопись тюльпанов.

2 ученик. Тюльпаны родины моей!

Что их нарядней и скромнее?

Лицом к заре обращены,

Вобрали все цвета они.

Дыхание сочных лепестков,

Пробивших плотный слой веков.

Сложились лепестки в тюрбан-

Отсюда и пошло тюльпан.

Калмыкия-страна тюльпанов-

Весенних,радостных цветов;
Страна заброшенных курганов,
Сухих,пронзительных ветров.

Сидит там в храме мудрый Будда-
Невозмутим и молчалив;
И людям,верующим в чудо,
Небесный слышится мотив.

3 ученик. Люблю я степь калмыцкую,

Здесь дышится легко,

И жизнь мою нелегкую

Прожить мне здесь дано.

О, степь моя прекрасная!

Цветов манящий аромат.

Ковер живой тюльпанов,

Которым я так рад.

Над таинственным краем

Разноцветных лугов

Плавно в небе парит

Пара сильных орлов.

Рассекают воздух

Крылья журавля,

Песнь мою печальную

Слышит степь моя!

4 ученик. Весною степь – тот самый дивный рай,

Сплошной ковер цветов в траве зелёной.

И кто хоть раз увидит этот край,

Тот навсегда в неё останется влюбленный.

5 ученик. Где сможете еще вы увидеть

Такое разнообразие тюльпанов?

Как в зеркале их будет отражать

Лишь воды незатейливых лиманов.

6 ученик. Так пусть цветы красуются в степи

С ума нас сводят пусть атласным блеском!

Мой друг, ты их, пожалуйста, не рви,

Пусть степь весной опять нарядится невестой.

7 ученик. Затрепетали лепестки тюльпана.

И развернулся медленно бутон,

Как будто вскрылась розовая рана…

Мне кажется, я даже слышал стон.

По воле тайных сил,

Из прелести, что столь сладка,

Из горечи полыни

Творится музыка цветка.

(Д.Н.Кугультинов «Музыка стиха».)

8 ученик. Горит тюльпан.

Дрожит над степью пламя.

И нету силы, чтобы его унять,

Пожар апреля!

Алыми цветами

Бушует степь. И радует меня!

Тревожным светом наполняет душу

Вот это созерцание красоты.

И я боюсь молчание нарушить.

Стою. Смотрю на яркие цветы.

9 ученик. Но очень скоро алый свет погаснет.

Природа, здесь ты явно на права.

Ты что же, не могла устроить разве.

Чтоб жил тюльпан всё лето, как трава?

А может быть, вся прелесть в этой вспышке?

И может, в этом – смысл моих цветов?

И может быть от жизни долгой слишком

Они б забыли, кто они и что?

( Б.Джимбинов «Тюльпан».)

10 ученик.

Тюльпанов дивные огни

Видны все реже в наши дни

Безжалостно их люди рвут

И на базарах продают.

Или сорвут такой букет,

Что трудно удержать в руке.

Зачем? Ведь в комнате они

Погасят лепестков огни,

Поникнут гордой головой,

Не оживить живой водой.

И вырождается тюльпан

Так некогда исчез тарпан.

И больно мне, тюльпан родной,

Как обращаются с тобой

Глупцы, невежи, торгаши,

В ком мало доброты души.

Должны ль тюльпанные побеги

Терпеть разбойные набеги?

Увозят зори в лепестках

На иномарках, «Жигулях».

Бегут тюльпаны от дорог,

Чтоб их никто сорвать не мог.

Они спешат за окоем:

Опасность видится кругом.

Но в заповедные места

Зовет тюльпаны красота.

( Г.Кукарека «Тюльпаны».)

11 ученик. Почему с каждым годом всё меньше

Расцветает тюльпанов в степи?

Почему не жалея срываем?

Ведь тюльпаны – святые цветы!

Почему мы природу губим?

Ведь она нам с детства родная!

На словах мы её так любим

А на деле? Срываем, срываем…

Не губите природу, люди!

Не давайте злу сыграть пир

Ведь давно уже всем известно

Красота спасёт мир.



Предварительный просмотр:

ТЮЛЬПАНЫ  НА  СОЛОНЧАКЕ

(поэма)

Тюльпаны родины моей.

Что их нарядней и скромней?

Лицом к заре обращены,

Вобрали все цветы они.

Дыханье сочных лепестков,

Пробивших плотный слой веков.

Сложились лепестки в тюрбан –

Отсюда и пошло – тюльпан.

Кумысом вскормленный кипчак

Названье дал им – кызголдак.

  Бамб-цецек – говорит калмык –

  Ликует в слове солнца блик.

Лазориками на Донщине

Их величают и поныне.

Желтогорячие цветки -
Так прозывают старики.

И замечают все они:

 «Росло их больше в наши дни».

Тюльпаны Шренка по буграм,

Волнуясь, тянутся к рукам

И Биберштейна врос тюльпан

В суглинок, где мутнел лиман.

Белы, сиреневы , желты

Степей Приманычья цветы.

Но больше всех в полях весны

Тюльпанов, что красным-красны.

В моей бы силе приказать:

Тюльпаны никогда не рвать!

Земля любви их – солончак.

ТЮЛЬПАНЫ  НА  СОЛОНЧАКЕ

(поэма)

Тюльпаны родины моей.

Что их нарядней и скромней?

Лицом к заре обращены,

Вобрали все цветы они.

Дыханье сочных лепестков,

Пробивших плотный слой веков.

Сложились лепестки в тюрбан –

Отсюда и пошло – тюльпан.

Кумысом вскормленный кипчак

Названье дал им – кызголдак.

  Бамб-цецек – говорит калмык –

  Ликует в слове солнца блик.

Лазориками на Донщине

Их величают и поныне.

Желтогорячие цветки -
Так прозывают старики.

И замечают все они:

 «Росло их больше в наши дни».

Тюльпаны Шренка по буграм,

Волнуясь, тянутся к рукам

И Биберштейна врос тюльпан

В суглинок, где мутнел лиман.

Белы, сиреневы , желты

Степей Приманычья цветы.

Но больше всех в полях весны

Тюльпанов, что красным-красны.

В моей бы силе приказать:

Тюльпаны никогда не рвать!

Земля любви их – солончак.



Предварительный просмотр:

  1. В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

  1. В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Автора пронизывает чувство…

  1. Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

  1. Короткие (длинные) строки подчеркивают…

5 .В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

6. Поэт хочет запечатлеть словами….

7. Для того чтобы передать … настроение,  автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.).  С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

8.Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

9.Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

10. Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

11. Стихотворение вызывает у меня чувство…

 Словарь настроений

В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

Позитивное настроение

негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

 с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тюльпаны Родины моей (бинарный урок литературы и МХК в 6 «а« классе) Учитель литературы и МХК Базырова Е.В.

Слайд 2

Так пусть цветы красуются в степи, С ума нас сводят пусть атласным блеском! Мой друг, ты их, пожалуйста, не рви, Пусть степь весной опять нарядится невестой!

Слайд 3

О творческой судьбе поэта < … > Нам близко восприятие родной степи Григорием Кукарекой , та боль, с которой он переживает судьбу своей Родины. А. Балакаев Григорий Кукарека «Хорошо, что в степи я родился…»

Слайд 4

Григорий Григорьевич Кукарека (1943 г. ) – уроженец Калмыкии. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Член Союза писателей России (1988), заслуженный работник культуры Республики Калмыкия, лауреат премии «Улан Зала» (2004), награждён медалью им. А. П. Чехова (2010). В 1998 году поэту присвоено звание «Почетный гражданин Яшалтинского района». Григорий Кукарека , литературный консультант Союза писателей «Обновление», многое делает для роста молодых поэтов. Переводит произведения молодых калмыцких литераторов на русский язык, а также – поэтов старшего поколения. Некоторые стихи и новеллы Григория Кукареки переведены на украинский и калмыцкий языки. Главной темой его поэзии является любовь к родине и родному степному краю. Литературовед Р. Джамбинова писала: « Творчество поэта воспринимается как творчество, настоянное на разнотравье степи».

Слайд 5

В сборнике «Тюльпаны на солончаке» Григорий Кукарека – поэтический эколог. Особое внимание он уделяет степи: Травостоем вы славились, степи, Шапку бросишь – не гнулась трава. Но земля до поры только терпит, Ведь ранима она и жива. И нуждается в нашей охране. Мы о том забывать не должны… Эти раздумья поэта не случайны. Поэт видит «как зловеще дымятся барханы», сильнее дуют суховеи, надвигается пустыня. Его сердце переполняется болью, тревогой, он видит в теперешнем облике степи знак беды. По словам поэта, оскудение степи приведёт к оскудению души человека, бездуховности, нравственной глухоте. В сборник включена поэма «Тюльпаны на солончаке». Два главных героя в этом произведении, два тюльпана – степной и тепличный. В разных условиях растут они, различно и отношение к ним людей. Поэт противопоставляет тепличному тюльпану наш родной степной тюльпан, которого «вскормила целина», «где ветер свищет, как аркан». Поэт призывает хранить первозданную красоту наших степей: «В моей бы силе приказать: тюльпаны никогда не рвать!». Кукарека , Г. Тюльпаны на солончаке: стихи и поэма / Г. Кукарека . – Элиста: Калм . кн. изд-во, 1983. – 57 с.

Слайд 6

В русский язык слово пришло из турецкого языка. Форма напоминает восточный головной убор - тюрбан, отсюда и турецкое слово « тулибан », вошедшее в русский язык как «тюльпан». Калмыки называют тюльпан « бамб цецг » ( калм . бамб - щит), монголы - « алтн зул » (золотой светильник), на Дону цветок называют « лазорик », в Персии его звали « дульбаш ».

Слайд 7

Словарная работа Кумыс -кисломолочный напиток из лошадиного молока; Солончак- тип почвы, характеризующийся наличием в верхних слоях соли Суглинок - почва с преимущественным содержанием глины и песка Кипча - (кипчаки)-половцы, кочевники Кызголдап - Блик- светлое пятно на тёмном фоне Лиман - мелководный залив при впадении реки в море

Слайд 8

Ольдаев Ким Менгенович

Слайд 11

Не губите природу, люди! Не давайте злу сыграть пир Ведь давно уже всем известно Красота спасёт мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голос Родины моей малой.

Тема урока: Голос Родины моей малой.Цель урока: формирование образа Родины средствами различных видов искусств.Задачи урока:Образовательные:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать му...

Проект "Здесь Родины моей начало"

Данный проект создан по краеведению. В проекте показана совместная работа учителей и учащихся по созданию районной краеведческой энциклопедии, которую мы назвали "Здесь Родины моей начало"....

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"

Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....

Музейный урок. Герои малой Родины моей

Данная методическая разработка музейного урока посвящена землякам -  участникам  Великой Отечественной войны и труженикам тыла.Аудитория: Музейный урок ориентирован  на  учащи...