Голос Родины моей малой.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Кудрявцева Татьяна Владимировна

 

Тема урока: Голос Родины моей малой.

Цель урока: формирование образа Родины средствами различных видов искусств.

Задачи урока:

Образовательные:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • познакомить учащихся с музыкой С.В. Рахманинова, фрагментами его жизни и творчества;
  • познакомить учащихся с вокально-инструментальной хакасской музыкой.
  • расширить знания о чатхане.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать произведение;
  • развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения, рисования;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке, звучащей на уроке;
  • прививать чувство любви к своему краю, дружественное отношение к культуре малых народов России;
  • воспитывать музыкальный вкус.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- метод зрительной наглядности: презентация, портреты, картинки, ноты;

- методы слуховой и зрительной наглядности;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод размышления о музыке;

- метод сравнения;

- словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).

Предметные  результаты:

  • осознанное восприятие вокальной и инструментальной музыки;
  • понимание роли средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа;
  • обогащение представлений о музыкальной культуре  хакасского  народа;
  • освоение вокально-хоровых навыков.

Познавательные УУД:

  • умение находить главные идеи в текстовом материале;
  • преобразование музыкального образа в пространственно-графический образ.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;
  • способность контролировать время, выделенное на выполнение заданий;
  • выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством.

Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие с окружающими, владение диалогической и монологической речью;
  • умение слушать и слышать мнение других людей;
  • способность излагать свои мысли о музыке.

Личностные УУД:

  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • творческая самореализация на уроке.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:

Концерт, чатхан, С. Рахманинов, Ю. Чаркова, С. Чарков, С.К.Волошанин.

 

Задания  для учащихся на уроке:

  • слушать музыку;
  • излагать свои мысли о музыке;
  • читать текст и анализировать;
  • выделять главное;
  • эмоционально исполнять песню;
  • выражать свои чувства в рисунке.

Музыкальный материал:

Фрагмент  концерта №2 С.В. Рахманинова;

песня «Над моей Хакасией» С.К. Волошанин;

хакасская музыка, горловое пение;

песня «Россия»;

песня «Что такое Родина?».

Оборудование урока:

Мультимедийная  установка, музыкальный центр, компьютер, портреты композиторов, наглядный материал - хакасские инструметы.

Основные этапы урока:

Организация: 2 минуты.

Слушание музыки (колокольный звон, Концерт, просмотр картин, беседа): 15 минут.

Слушание хакаской музыки (работа с текстом):  7 минут.

Составление паспорта: 2 минуты.

Вокально-хоровая работа: 4 минуты.

Рефлексия: 7 минут.

Обобщение и домашнее задание: 3 минуты.

 

Ход урока.

Организация урока.

(1 слайд)

Вход под музыку С. Волошанина «Что такое Родина».

Учитель поёт под аккомпанемент: «Здравствуйте,  ребята!»

Учащиеся отвечают: «Здравствуйте!»

Вместе с учителем поют: «Гости дорогие, здравствуйте!»

- Как называется песня, под музыку которой вы вошли в класс?

(2 слайд)

- На слайде записан эпиграф к уроку. Кто прочитает?

Задача:

-определить тему урока.

- Судя поэпиграфу и по той музыке, в сопровождении которой вы вышли в класс, определите тему сегодняшнего урока.

Ответы детей: (Россия, Родина…)

(3 слайд)

- Сейчас прозвучит музыкальный отрывок, узнайте что это.

(музыка 3 слайда)

Колокольный звон на основе традиций Троицы

-Кто из вас слышал звон колоколов?

-Какое чувство рождается в душе?

- Когда звучат колокола? О чем он оповещал раньше и сейчас?

-Что значит колокольный звон для России?

Ответы уч-ся: (голос народа, голос Родины и т.д.)

Вывод учителя: колокольный звон – голос Родины.

Учитель исполняет аккорды вступления главной партии на фортепиано.

Задачи:

- сравнить характер звучания аккордов на фортепиано со звучанием колоколов.

- С каким звучанием можно сравнить эти аккорды?

- На что похоже звучание аккордов?

Ответы уч-ся: (колокольный звон)

- Как звучит колокол в музыке?

Ответы уч-ся: (громко, грозно, тревожно, взволнованно)

Это прозвучало вступление Второго концерта С.В.Рахманинова.(4 слайд)

-Что так волнует, тревожит композитора?

Ответы уч-ся: (Родина, её судьба)

- Что означает слово концерт?

Ответы детей (выступление, праздник, соревнование)

Вывод учителя: с латинского – состязание, с итальянского – согласие; фортепиано и оркестр дополняют друг друга.

- Жизненный путь С. В. Рахманинова, композитора, пианиста и дирижёра, был нелёгок. События начала XXв. в России заставили его покинуть свою Родину, но через долгие годы, проведённые вдали от неё, он пронёс светлое чувство любви к родному краю. С. Рахманинов прожил вдали от Родины 25 лет. Он безмерно, трепетно, с волнением в душе любил свою Родину.

Учитель исполняет главную и побочную партии на фортепиано; затем предлагает детям пропеть каждую партию.

Задачи:

- определить какие чувства выражает каждая партия.

- сравнить графическое изображение  нотных партитур главной и побочной партии

- определите, какие чувства выражает тема вступления главной партии и побочная партия.

Ответы детей (тоску, одиночество – главная партия; надежду, спокойствие – побочная).

- давайте сравним темы этих двух партий в графическом изображении нотных партитур (5, 6 слайд)

Ответы детей.

Вывод учителя: Тема главной партии идёт вниз, а тема побочной – вверх; главная партия выражает грусть, одиночество, а побочная надежду на светлое будущее;

Слушание музыки. Второй концерт для фортепиано с оркестром. С.Рахманинов.

Звучит фрагмент концерта С. Рахманинова(7 слайд)

Задачи:

- услышать тему главной и побочной партий (поднять руку, когда зазвучит главная партия и когда зазвучит побочная).

- Какие чувства преобладают – тревога и смятение или любовь и надежа?

Ответы детей (любовь, надежда…)

- Посмотрите на репродукции картин знаменитых русских художников (8, 9 слайд) Сравните ваши ощущения и эмоции с характером этих картин. Какой образ передают художники в этих картинах? Что в них можно услышать?

Задачи:

- определить соответствие картин музыке по характеру, настроению, звучанию.

Как вы думаете: какая из картин соответствует музыке по образному содержанию, характеру и настроению?

Ответы детей.

- Человек не может долго жить вдали от своей Родины. Даже если он уехал на время, то мысли его вновь и вновь будут возвращаться к дому, к родным местам и близким людям.

-Русь великая!

Даль бескрайняя…

Широки и многолики просторы России, но ближе и родней для нас – моя малая Родина, моя Хакасия.

- Как вы это понимаете?

Ответы уч-ся: (наша Родина – Хакасия, Саяногорск…)

- Малая Родина – это не только мой край, но это и мой дом, моя школа, это ласковые руки мамы, это мой город, моя Хакасия.

Музыкальным символом Хакасии является чатхан – это голос Хакасии.

Звучит чатхан.(10 слайд)

- Вы услышали звучание хакасского народного инструмента Чатхана и горловое пение – хай -  в исполнении Юлии Чарковой. (11 слайд)

- На столах у вас лежат тексты с историей создания чатхана, прочитайте и отметьте в каждом предложении, что  вы знали об этом инструменте.

Что нового:    +

Знал ранее:     v

Думал иначе:  -

Не понял: ?

Приём критического мышления.

Учащиеся отмечают текст значками на полях

 на фоне звучания ансамбля «Айланыс»  (12 слайд)

 

Задачи:

- узнать историю чатхана;

-выделить для себя (каждому учащемуся) что узнал нового, что знал ранее, думал иначе и что не понял.

 

ЧАТХАН


 1. Чатхан, согласно историческим источникам, появился на территории современной Хакасии в долине Среднего Енисея не позднее эпохи поздней бронзы и раннего железа (VII-Vв. до н.э.).

2. Чатхан является музыкальнымсимволом хакасского народа.

3. С чатханом неразрывно связано горловое пение хакасов - хай.

4. Струнный щипковый инструмент.

5. У чатхана много родственников. Самая близкая – китайская цитра.

6. Гусли крыловидные (русский народный инструмент) - это тоже родственник чатхана. 

7. Играют на Чатхане  сидя, держа инструмент на коленях или положив его на стол.

8. Звук извлекается щипком или щелчком правой руки.

9. В Хакасии существуют национальные ансамбли, которые пользуются успехом не только на Родине, но и далеко за ее пределами: в крупнейших городах США, Японии, Австрии, Швейцарии, Польше, Турции и других странах.

10. Сергей Чарков – мастер-изготовитель хакасских народных инструментов.

Что было в тексте непонятно? Задайте вопросы.

Проверяем. Оцениваем: 4 - 5 + =5 баллов. 3 – 4 + = 4 балла. Ниже оценку можно не ставить.

Сейчас вы будите составлять паспорт для чатхана. Текстом можно пользоваться.

ПАСПОРТ.

Имя  - чатхан (13слайд)

 Родина   – Хакасия.

Семейство – струнно- щипковых.

Близкие родственники – цитра (14  слайд)

Родня в России – гусли крыловидные (15 слайд)

Мастера-изготовители – Сергей Чарков (16 слайд)

Место работы -  соло, ансамбли, народный оркестр

Чатхан получил свой паспорт, теперь можно отправиться на экскурсию по нашей малой Родине.

- Для всех нас нашей малой Родиной является наш город, наша Хакасия.

И сейчас мы с вами исполним песню «Что такое Родина?», которую написал наш Саяногорский композитор С.К. Волошанин  (17 слайд)

Распевки.

Для распевания использовать упражнения из методики В.В.Емельянова.

Задачи:

- певческую установку дают дети;

- Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслабленны. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не подымая высоко, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой; естественное спокойное дыхание;  поём «на зевке».

Исполнение песни:  «Что такое Родина?» (музыка 17 слайда)

Задачи:

- формировать навык правильной певческой установки;

- эмоционально исполнять песню.

Автор этой песни любит Родину и выражает свою любовь к ней в своём творчестве.

- А вы любите свою Родину?

- С чего начинается Родина для каждого из нас?

- Что вы делаете для Родины с любовью?

-А сейчас проверим ваше домашнее задание, которое вы выполнили с любовью к Родине  (на фоне песни «Над моей Хакасией») (18 слайд)

Дети вывешивают свои рисунки на доску.

- Итак, какой же голос Родины моей малой?

Ответы детей (голос радости, счастья, мамин голос, голос света и тепла…)

Вывод учителя: моя Родина – это моя Хакасия, это город, где я родился и где я живу, это близкие мне люди, это всё то, что человек любит и ценит всю жизнь.

 

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы переживали разные чувства – и радость и грусть, и сожаление и гордость. Это было связано с образом Родины, о котором мы так много говорили.

-Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться о том, что вы есть частица своего народа, частица России?

- Значит ваш голос – голос России! И от того, как он звучит, зависит общее звучание России. Какой станет наша Родина в будущем, во многом зависит от вас, сегодняшних школьников.

- какие чувства, ранее не ведомые вам, появились у вас после сегодняшнего урока?

- можно ли считать человека счастливым, если он не испытывает чувство любви к своей Родине?

Всё проходит. Остаётся Родина.

То, что не изменит никогда.

С ней живут любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь…

И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут грядущие пути,

Но светлей и чище слова «Родина»,

Людям никогда не обрести.

Приём технологии критического мышления.

Подведём итог.

Заполните:

Мне понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

Я хочу ещё послушать …

Я бы хотел научиться играть на…

 

Домашнее задание на выбор:

1.Составить генеалогическое древо родственных инструментов чатхана.

2. Найти интересные факты биографии С. Рахманинова.

3. Послушать хакасские народные напевы и записать своё мнение в тетрадь.

4. Если вас не вдохновило ни одно из этих заданий, можете выполнить своё творческое задание, связанное с темой сегодняшнего урока.

Выставьте оценки в дневник.

 (слайд 19)

Выход под музыку С. Волошанина «Что такое Родина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1.pptx2.85 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Звенеть в твоей душе стозвонным гудом, Над рощами прохладой голубеть, На все века, какие ещё будут, Берёзовым разливом зеленеть… И это всё навечно с вами будет – Истоками последующих дней. А, значит, будет Русь! И будут люди Счастливыми на Родине моей!» Виктор Равнушкин .

Слайд 3

Голос Родины моей малой…

Слайд 4

Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943гг

Слайд 11

Юлия Чаркова

Слайд 13

чатхан

Слайд 15

Гусли

Слайд 16

Сергей Чарков

Слайд 17

Сергей Константинович Волошанин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентацияРодники моей Малой Родины

результаты исследовательской деятельности...

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания      ориентирована на   возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....

Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

  Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...