Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Кудряшова Виктория Владимировна
  1. Познакомить старшеклассников с жизнью М. Цветаевой, ее творчеством, в котором «душа, не знающая меры» раскрывается сначала щедро и ясно, а затем уходит в себя; показать сложность и трагичность ее пути, умение работать упорно, самозабвенно.
  2. Воспитывать желание понять внутренний мир великого человека, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 44.doc144.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_o_marine_tsvetaevoy.ppt2.87 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой

120 лет со дня рождения 1892 - 1941

08 октября 2012год

Кудряшова Виктория Владимировна, учитель русского языка и литературы 

Цели: 

  1. Познакомить старшеклассников с жизнью М. Цветаевой, ее творчеством, в котором «душа, не знающая меры» раскрывается сначала щедро и ясно, а затем уходит в себя; показать сложность и трагичность ее пути, умение работать упорно, самозабвенно.
  2. Воспитывать желание понять внутренний мир великого человека, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов.

Оформление:    в глубине сцены – портрет поэтессы, под ним слова:

«В молчанье твоего ухода
    Упрек невысказанный есть».
                                              Б. Пастернак.

Под портретом задрапированная светлой тканью тумбочка, на ней зеркало, свечи; задник сцены украшен листьями и кистями рябин, везде свечи; справа оформленный стенд с фотографиями семьи Цветаевой-Эфрон.

( П.И.Чайковский «Осенняя песня»)

/Цветаева/ - чтец

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Ведущий 1.

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звёзд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в её стихи. Пылающая и горькая на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

Ведущий 2.  

 В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.

 /Цветаева/ - чтец

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет;
Моим стихам о юности и смерти,
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

 «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через 100 лет».

Ведущий 1.

 Утечет много воды и не только воды, но и крови, потому что жизнь М. Цветаевой, её творчество пришлось на 30-ые годы катастрофического ХХ века. И чем дальше мы уходим от года её смерти, тем лучше помним её судьбу. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории её жизни и любви.

(Звучит «Вальс»  Грибоедова)

Ведущий 2.  

Отец  Марины Цветаевой (Иван Владимирович Цветаев) родился в трудолюбивой и дружной семье. Рос без матери, в бедности: ходил босиком и пару сапог берёг, обувая их лишь в город. В 29 лет он был уже профессором Московского университета,  начал свою учёную карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе, для чего исходил Италию и на коленях излазил земли вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая и расшифровывая древние письмена. Это дало ему европейскую известность. Российская академия присудила ему премию «За учёный труд на пользу и славу Отечества». Болонский университет в свой 800-летний юбилей удостоил отца докторской степени. Иван Владимирович – великий, бескорыстный труженик, создатель первого в дореволюционной России государственного музея изобразительных искусств, ставшего ныне культурным центром мирового значения.

Ведущий 1.

 Ближайшим сотрудником отца была  мать Марины  Мария Александровна, урождённая Мейн. Она вела всю его обширную иностранную переписку. А ещё она была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого Рубинштейна. Своих детей Цветаевы растили не только «на сухом хлебе долга», они открыли им глаза на никогда не изменяющее человеку чудо природы, одарили многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок. Дали им в руки лучшие в мире книги.

 /М.Цветаева/ -чтец

 Пушкин – моё первое потрясение и первая моя любовь в литературе. Пушкин был мой первый поэт и моего первого поэта - убили…, я поделила мир на поэта - и всех.

Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавье, в изножье,
И справа и слева - ручищи по швам -
Жандармские груди и рожи.
Кого ж это так – словно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет! С проходного двора -
Умнейшего мужа России.                                (19 июля 1931 год)

(Звучит   «Сарабанда»  Генделя)

Ведущий 2.

 В детстве няня водила Марину гулять на Тверской бульвар, и памятник Пушкину, тот, что на Тверском, был конечным пунктом их прогулочного маршрута. У неё была маленькая фарфоровая куколка и вот  эту куколку она любила приставлять к подножию памятника и мысленно отсчитывать, сколько таких куколок уместилось в нём. Получалось так много, что Марина каждый раз сбивалась со счёта.

Ведущий 1.

 Пушкин для Цветаевой – гений полёта, бега, борьбы и … любовь. Любовь – нежность, любовь – страсть, любовь – трагедия. Но всегда стремление к нравственной чистоте, нравственной победе, к самоочищению. Вот что поэтесса писала о пушкинской Татьяне: «У кого из народов такая героиня: смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая – и любящая. Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Все козыри были у неё в руках, чтобы отомстить, чтобы унизить, втоптать в землю Онегина, она всё это уничтожила только одной обмолвкой: «Я вас люблю,- к чему лукавить?». Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

 Чтец 1.  

 Марина Цветаева отвела в своей жизни особую роль и особое место именно Пушкину.

Я тебя  отвоюю  у всех земель, у небес,

Оттого, что лес – моя колыбель и могила – лес.

Оттого, что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого, что я о тебе спою – как никто другой.

Чтец 2.    

 А потом в жизни Цветаевой были другие поэты, её спутники, её учителя, её друзья, которые любили её даже за промахи и искренне радовались её успехам. Всё начинается с любви. О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии.

(Звучит песня «Мне нравится, что в больны не мной» сл. М.Цветаевой, муз. М  Таривердиева)

Чтец 3.  

 Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными, но оказался «пасынком» среди них, был отвергнут ими, предан и мучительно умер.

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ,
Имя твоё пять букв!
Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.

Чтец 4.  

Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви».

О Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё в придачу.

( Бетховен «Элизе»)

Ведущий 2.           

Говорят, судьбу не выбирают. У М.Цветаевой сложилось так, что счастье и горе постоянно шли рядом. В 1906 году умерла горячо любимая мать, через 7 лет - затравленный властями отец. В январе 1912 года Марина выходит замуж за Сергея Эфрона. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными  (Марине исполнилось 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной. Первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами. Она много писала, вдохновленная Эфроном, потому что не просто любила, она боготворила мужа.

/Цветаева/ - чтец

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом по стеклам.
Чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим! Любим! Любим!
Расписывалась радугой небесной.

(Звучит песня на слова М.Цветаевой «Гребешок», музыка В.Сайко)

Ведущий 1.  

    5 сентября 1912 года родилась их первая дочь Ариадна. А в 1914 года Сергей, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата милосердия. На несколько лет – томительная разлука.

   До революции Марина выпустила 3 книги, сумев сохранить собственный голос среди пёстрого многоголосья литературных течений.

    Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессы; бедствие народа – вот что пронзало её душу.

Мать крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои горы!

Ведущий 2.   В годы революции Цветаева вглядывалась в открывшуюся ей новь без враждебности и раздражения. Всей своей душой она была на стороне голодных и демонстративно подчёркивала: «Себя причисляю к рвани!»Существует мнение, что политика была ей чужда. Конечно, Цветаева не занималась политикой, но, как незаурядная личность, она ощущала трагизм революционных событий, не принимая жестокости, насилия, убийств…

Ведущий 1. 1917 год – это ещё и год рождения второй дочери, а затем гражданская война, снова надолго разлучившая Марину и Сергея. Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой Армии. А Марина почти три года жила в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету: «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля…весь запас». А на руках две дочери: Ариадна – старшая, и Ирина – трёх лет.Она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех. Она была слишком неумела в быту.

Ведущий 2.    Осенью 1919 года, в самое тяжёлое, голодное время, Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20 – го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски. Своей крошечке, безвременно ушедшей доченьке она посвятила стихотворение  «Две руки»:

/Цветаева/ - чтец

Две руки, легко опущенные
На младенческую голову,
Были - по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.


                       Две руки – ласкать – разглаживать
                       Нежные головки пышные.
                       Две руки – и вот одна из них,
                       За ночь оказалась лишняя.
                       Светлая – на шейке тоненькой –
                       Одуванчик на стебле! Мной ещё совсем не понято,
                       Что дитя моё в земле.

Ведущий 1.

Душа поэтессы разрывается от боли и тревоги не только из-за того, как сложится её дальнейшая жизнь (муж в эмиграции, связи с ним нет), но и за будущее России, раздираемой всеобщей братоубийственной ненавистью. Как ни удивительно, никогда она не писала так вдохновенно, напряжённо и разнообразно. Но голос её резко изменился: из стихов навсегда ушли прозрачность, лёгкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором.

/Цветаева/  - чтец

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей ладони горстка пепла.

(Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»)

Ведущий 2.

 С 1912 по 1920 годы Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Знали её лишь завзятые любители поэзии. Для поэта это подлинная трагедия.

Ведущий 1.

 Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обречённого. Он не мог вернуться в Россию. Марина делает решительный шаг: в1922 году едет с дочерью к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась её 17-летняя Одиссея за рубежом – сначала недолго – Германия, потом - Чехия, где они прожили более трёх лет. Здесь, в Чехии, в 1925 году родился у них сын Георгий.

В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло». Но вновь судьба замкнула её выход к читателю.

Ведущий 2.

 И, наконец, Франция.… Здесь Марина прожила тринадцать с половиной лет. В 1926 году в одном из парижских клубов состоялся её литературный вечер, который принёс ей триумф, известность, но и одновременно зависть и нелюбовь очень влиятельных людей.

В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Горькое чувство безысходности усилилось тоской по родине. «Здесь я не нужна, там я невозможна», - пишет она в одном из стихотворении.

Нас родина зовёт…

С фонарём обшарьте…

Но с калужского холма

Мне открывается она –

Даль – тридевятая земля!

Чужбина, родина моя ...

 /Цветаева/ - чтец

Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Друг! Дай мне руку – на весь то свет!
Здесь – мои обе заняты.

Ведущий 1.

Эту руку с того родного света, из России, протянул ей Борис Пастернак. Свершилось чудо: 27 июля 1922 года почтальон принёс Марине письмо.

Чтец /Пастернак/: 

Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе читал брату Ваше -! «Знаю: умру на заре!» и был перебит подкатившейся к горлу волной рыдания. Вы – несравненный мой поэт! Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение. Какие удивительные стихи Вы пишете! Вы – большой поэт!

Ведущий 2.

 Стихи не пишутся – слагаются. Поэтическое творчество – это  труд, упорный, тяжёлый, не всегда успешный. В стихах поэт отдаёт читателям свою душу, свои силы, своё сердце.

/Цветаева/ - чтец

«Я всегда разбиваюсь вдребезги

И все мои стихи – те

Самые, серебряные, сердечные…»   «Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом, благодаря Вам».

(Звучит песня на слова М.Цветаевой «Генералам 12 года», музыка А.Петрова)

 Ведущий 1.

 Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали и запоминали. 18 июня 1939 года Марина вместе с сыном вернулась в Россию. Муж и дочь – двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре мужа. Семья Цветаевой – Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными преступниками.

 Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств существования. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Марина занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник её стихов, но и он был отвергнут.

Ведущий 2.

 В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу на Каме. В Елабуге навис ужас остаться без работы. Марина снова едет в Чистополь; получив согласие на прописку, она оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую для литераторов.

Это было 26 августа 1941 года».

 /Цветаева/ - чтец  

 Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - всё меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть…

Ведущий 1.   Состояние безысходности привело её к гибели. 31 августа1941 года она покончила с собой. «Ничто не держит меня, не за что держаться – простите мне эту печальную, суровую игру слов».

( Звучит песня   «Монолог»  на стихи М.Цветаевой, музыка М.Минаева)

Чтец 5: 

Рябину рубили зорькою.
Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками…
Рябина! Судьбина русская.

Чтец 6:

Но продолжают жить стихи Цветаевой, продолжает жить в нашем сознании её поэзия как замечательное явление духа.  Есть прекрасная легенда о Птице-Феникс, возрождающейся из пепла. Так и поэзия Цветаевой, забытая на несколько десятилетий, теперь стала нашим духовным достоянием, которое нужно бережно хранить и передавать из поколения в поколение.

(П.И.Чайковский «Осенняя песня»)

Литература:

1. Бродский И. О Марине Цветаевой // Новый мир. 1991 №2.
2.
Кисловская Е.С. Красной кисть рябина зажглась. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях.  1990. №6.
3.
Кудрова И. Последние годы чужбины // Новый мир 1989. №3.
4.
Савельева Н. Все-снег, все-смерть, все-сон // Учительская газета. 1990. № 50, декабрь.
5.
Цветаева М. Избранные произведения.

/Цветаева/ - чтец

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

/Цветаева/ - чтец

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет;
Моим стихам о юности и смерти,
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

 «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через 100 лет».

 /М.Цветаева/ -чтец

 Пушкин – моё первое потрясение и первая моя любовь в литературе. Пушкин был мой первый поэт и моего первого поэта - убили…, я поделила мир на поэта - и всех.

Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавье, в изножье,
И справа и слева - ручищи по швам -
Жандармские груди и рожи.
Кого ж это так – словно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет! С проходного двора -
Умнейшего мужа России.                                19 июля 1931 год

 Чтец 1.  

 Марина Цветаева отвела в своей жизни особую роль и особое место именно Пушкину.

Я тебя  отвоюю  у всех земель, у небес,

Оттого, что лес – моя колыбель и могила – лес.

Оттого, что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого, что я о тебе спою – как никто другой.

Чтец 2.    

 А потом в жизни Цветаевой были другие поэты, её спутники, её учителя, её друзья, которые любили её даже за промахи и искренне радовались её успехам. Всё начинается с любви. О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии.

(Звучит песня «Мне нравится, что в больны не мной» сл. М.Цветаевой, муз. М  Таривердиева)

Чтец 3.  

 Александр Блок… Они не были лично знакомы, но это не стало препятствием для любви. Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим. Он был послан на землю научить людей быть добрыми и милосердными, но оказался «пасынком» среди них, был отвергнут ими, предан и мучительно умер.

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ,
Имя твоё пять букв!
Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.

Чтец 4.  

Анна Ахматова…Она вошла в жизнь Цветаевой как «прекраснейшая из муз», к ногам которой хотелось положить свои стихи, подарить что-то « вечное любви».

О Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё в придачу.

/Цветаева/ - чтец

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом по стеклам.
Чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим! Любим! Любим!
Расписывалась радугой небесной

/Цветаева/ - чтец

Две руки, легко опущенные
На младенческую голову,
Были - по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.


                       Две руки – ласкать – разглаживать
                       Нежные головки пышные.
                       Две руки – и вот одна из них,
                       За ночь оказалась лишняя.
                       Светлая – на шейке тоненькой –
                       Одуванчик на стебле! Мной ещё совсем не понято,
                       Что дитя моё в земле.

/Цветаева/  - чтец

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей ладони горстка пепла.

/Цветаева/ - чтец

Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Друг! Дай мне руку – на весь то свет!
Здесь – мои обе заняты.

Чтец /Пастернак/: 

Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе читал брату Ваше -! «Знаю: умру на заре!» и был перебит подкатившейся к горлу волной рыдания. Вы – несравненный мой поэт! Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначение. Какие удивительные стихи Вы пишете! Вы – большой поэт!

/Цветаева/ - чтец

«Я всегда разбиваюсь вдребезги

И все мои стихи – те

Самые, серебряные, сердечные…»

«Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом, благодаря Вам», - писала поэтесса.

/Цветаева/ - чтец  

 Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - всё меньше и меньше. Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть…

/Цветаева/ - чтец

Знаю, умру на заре! На которой из двух?
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу

Чтец 5: 

Рябину рубили зорькою.
Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками…
Рябина! Судьбина русская.

Чтец 6:

Но продолжают жить стихи Цветаевой, продолжает жить в нашем сознании её поэзия как замечательное явление духа. Она рождена вдохновением, которое помогло ей писать необыкновенные стихи, заставляющие верить всем чувствам, испытанными в них лирической героиней. Есть прекрасная легенда о Птице-Феникс, возрождающейся из пепла. Так и поэзия Цветаевой, забытая на несколько десятилетий, теперь стала нашим духовным достоянием, которое нужно бережно хранить и передавать из поколения в поколение.

  1. Посвящается 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой…..

 ( ветка рябины).

______________________________________________________________________

2.

Портрет                     Красною кистью

1892 – 2012               Рябина зажглась.

                                   Падали листья

                                   Я родилась.

                                   Спорили сотни колоколов.

                                   День был субботний:

                                   Иоанн Богослов.

                                   Мне и доныне

                                   Хочется грызть

                                   Жаркой рябины

                                    Горькую кисть.

_______________________________________________________________________

3.

Портрет                         Кто создан из камня, кто создан – из глины, -

                                       Мне дело – измена, мне имя Марина,

                                       Я бренная пена морская.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

_______________________________________________________________________

4.                                        Родители поэтессы.

                            Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, искусствовед, филолог, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств.

                             Мать, Мария Александровна, талантливая пианистка. Она открыла глаза детям на вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

_____________________________________________________________________  

  1. Марина Цветаева и Сергей Эфрон.

Фото.               Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном берегу в Крыму          

                         в Контебеле.

                 

                         Обвенчались Марина и Сергей 27 января 1912 года.

  1. В детстве няня водила Марину гулять на Тверской бульвар к памятнику А.С.Пушкина.

 (Памятник)                

          Пушкин для Цветаевой – гений полёта, бега, борьбы и любовь…..

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда  мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изголовье, в изножёвье,

И справа и слева – ручище по швам –

Жандармские груди и рожи.

Кого же это так хорони – словно воры вора

Пристреленного –выносили?

Изменника? Нет! С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

                                       «Поэт и царь»

                                     19 июля 1931 год.

___________________________________________________________________

  1. Северные записки.

Незадолго до приезда в Северную столицу Цветаева подала в журнал «Северные записки» несколько своих стихотворений.

Здание (фото)

Пристанище для творцов.

 Собирались здесьвсе – от фармацевтов до писателей и поэтов.

Чтобы попасть в «Собаку» НАДО БЫЛО РАЗБУДИТЬ СОННОГО ВОРНИКА, ПРОЙТИ ДВА ДВОРА И ОПУСТИТЬСЯ ВНИЗ СТУПЕНЕК на ДЕСЯТЬ В ПОДВАЛ.

Здесь Цветаева была всего однажды.  Она гуляла по  Петербургу, было морозно, и она зашла в кафе попить кофе.

  Фото кафе «Бродячая собака».

 ____________________________________________________________________________

  1. Стихи Цветаевой мелодичны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романы.

   (Звучит романс «Мне кажется» )

  1.                             Тоска по родине.

              В 1922 году Марина Ивановна Цветаева вместе с дочерью Ариадной уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

(Пейзаж)

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Друг! Дай мне руки – на весь-то свет!

Здесь – мои обе заняты.

За рубежом она прожила 17 лет. Сначала в Германии, затем – Чехия, где у неё в 1925 году родился сын Георгий.

Цветаева продолжает писать как на русском языке, так и на немецком и французском.

(Звучит романс «Под маской плюшевого пледа»)

____________________________________________________________________---

  1.                                         Кумир Цветаевой.

(Портрет Блок)

.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ
имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенчик во рту..

                                           «Стихи к Блоку».

Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века, но её поэтическим кумиром был Александр Блок.

11.          

           Марина Цветаева хорошо знала историю России. Восхищалась мужеством, отвагой  многих героев Отечественной войны 181 2 года.

(Звучит романс «Генералам 1812 года, музыка А Петрова)  

Портреты героев Отечественной войны.

_________________________________________________________________________

12.                                  

                                                Тяжёлые удары судьбы.

18 июня 1938 года Марина с сыном вернулись а Россию Муж и дочь – двумя годами раньше.

Семья воссоединилась. Но в России тех, кто приезжал из-за рубежа считали потенциальными преступниками.

Стихи в печать не брали Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Марина занималась переводами.

Мужа и дочь арестовали.

  1.                             Началась Великая Отечественная война.

 Постоянная тревога за близких.

 Выехала в   Елабугу.

 Работы нет.

 Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

(Звучит романс «Уж сколько их упало в бездну»)

___________________________________________________________________

  1. Рябину рубили зорькою.

Рябина – судьбина горькая.

Рябина седыми спусками…

Рябина! Судьбина русская.

(ветка рябины)

Звучит «Монолог» , музыка М Минаева.

__________________________________________________________________

  1.                      Своеобразное предсказание.

   

                Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Моим стихам о юности и смерти,

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(где их никто не брал и не берё! )

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд

«И главное – я ведь знаю, как меня будут любить – через 100 лет».

                                                      Марина Цветаева, 1913 год

________________________________________________________________________

16.

Авторы………..

Санкт-Петербург

2012

________________________________________________________________________

17

                                                 Спасибо за внимание!

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева – одна из неугасимых звёзд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в её стихи. Пылающая  и горькая на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

______________________________________________________________________  

Кто создан из камня, кто создан – из глины, -

Мне дело – измена, мне имя Марина,

Я бренная пена морская.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

_________________________________________________________________________

Отец  Марины Цветаевой (Иван Владимирович Цветаев) родился в трудолюбивой и дружной семье. Рос без матери, в бедности: ходил босиком и пару сапог берёг, обувая их лишь в город. В 29 лет он был уже профессором Московского университета,  начал свою учёную карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе, для чего исходил Италию и на коленях излазил земли вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая и расшифровывая древние письмена. Это дало ему европейскую известность. Российская академия присудила ему премию «За учёный труд на пользу и славу Отечества». Болонский университет в свой 800-летний юбилей удостоил отца Марины Цветаевой докторской степени. Иван Владимирович – великий, бескорыстный труженик, создатель первого в дореволюционной России государственного музея изобразительных искусств, ставшего ныне культурным центром мирового значения

Ближайшим сотрудником отца была  мать Марины  Мария Александровна, урождённая Мейн. Она вела всю его обширную иностранную переписку. А ещё она была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого Рубинштейна. Своих детей Цветаевы растили не только «на сухом хлебе долга», они открыли им глаза на никогда не изменяющее человеку чудо природы, одарили многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок. Дали им в руки лучшие в мире книги.

Говорят, судьбу не выбирают.

У М.Цветаевой сложилось так, что счастье и горе постоянно шли рядом. В 1906 году умерла горячо любимая мать, через 7 лет - затравленный властями отец.

 В январе 1912 года Марина выходит замуж за Сергея Эфрона. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными  (Марине исполнилось 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной. Первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами. Она много писала, вдохновленная Эфроном, потому что не просто любила, она боготворила мужа.

_______________________________________________________________________

В детстве няня водила Марину гулять на Тверской бульвар, и памятник Пушкину, тот, что на Тверском, был конечным пунктом их прогулочного маршрута. У неё была маленькая фарфоровая куколка и вот  эту куколку она любила приставлять к подножию памятника и мысленно отсчитывать, сколько таких куколок уместилось в нём. Получалось так много, что Марина каждый раз сбивалась со счёта.

«Пушкин – моё первое потрясение и первая моя любовь в литературе. Пушкин был мой первый поэт и моего первого поэта – убили…, я поделила мир на поэта – и на всех», - так говорила поэтесса.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда  мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изголовье, в изножёвье,

И справа и слева – ручище по швам –

Жандармские груди и рожи.

Кого же это так хорони – словно воры вора

Пристреленного –выносили?

Изменника? Нет! С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

                                                        «Поэт и царь»

                                                       19 июля 1931 год.

_____________________________________________________________________  

А сейчас предлагаю совершить экскурсию по памятным местам Цветаевой в Северной столице. В нашем городе поэтесса была лишь два раза в жизни. Первый на Новый год и Рождество 1916 года. Поселилась в Сапёрном переулке. В этот раз были нескончаемые литературные вечера, прогулки по заснеженному Петрограду. Марина читала свои стихи, ведь незадолго до приезда она отдала в журнал «Северные записки» свои стихи.

Второй раз приезд в Северную столицу был в 1939 году. Она повидалась с сестрой брата. Они долго гуляли по Ленинграду и зашли отдохнуть  в кафе «Бродячая собака».Чтобы попасть туда надо было пройти два двора, в третьем свернуть налево, спуститься вниз ступенек на десять .Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Это был обыкновенный подвал. Собирались здесь все – от фармацевтов до писателей и поэтов. В настоящее время адрес  кафе: пл. Искусств, 5.

Стихи Цветаевой мелодичны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит романс «Мне кажется…»).

_________________________________________________________________  

Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Друг! Дай мне руку – на весь-то свет!
Здесь – мои обе заняты.

В1922 году Марина Ивановна совершает решительный шаг и едет с дочерью к мужу за границу,  взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась её 17-летняя Одиссея за рубежом – сначала недолго – Германия, потом - Чехия, где они прожили более трёх лет. Здесь, в Чехии, в 1925 году родился у них сын Георгий.

В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло». Но вновь судьба замкнула её выход к читателю.

И, наконец, Франция.… Здесь Марина прожила тринадцать с половиной лет. В 1926 году в одном из парижских клубов состоялся её литературный вечер, который принёс ей триумф, известность, но и одновременно зависть и нелюбовь очень влиятельных людей.

В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Горькое чувство безысходности усилилось тоской по родине. «Здесь я не нужна, там я невозможна», - пишет она в одном из стихотворении.

__________________________________________________________________________    

Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века, но её поэтическим кумиром был Александр Блок.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ
имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенчик во рту..

                                           «Стихи к Блоку».

Марина Цветаева хорошо знала историю России. Восхищалась мужеством, отвагой многих героев Отечественной войны 812 года.

( Звучит романс «Генералам 1812 года, музыка А.Петрова)

__________________________________________________________________________  

                                                Тяжёлые удары судьбы.

18 июня 1938 года Марина с сыном вернулись в Россию . Муж и дочь – двумя годами раньше.

Семья воссоединилась. Но в России тех, кто приезжал из-за рубежа считали потенциальными преступниками.

Стихи в печать не брали.  Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Марина занималась переводами.

Мужа и дочь арестовали.

______________________________________________________________________  

                            Началась Великая Отечественная война.

 Постоянная тревога за близких.

 Выехала в   Елабугу.

 Работы нет.

 Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

( Звучит романс )

__________________________________________________________________  

Рябину рубили зорькою.
Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками…
Рябина! Судьбина русская.

Но продолжают жить стихи Цветаевой, продолжает жить в нашем сознании её поэзия как замечательное явление духа.. Есть прекрасная легенда о Птице-Феникс, возрождающейся из пепла. Так и поэзия Цветаевой, забытая на несколько десятилетий, теперь стала нашим духовным достоянием, которое нужно бережно хранить и передавать из поколения в поколение.

Своеобразное предсказание.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет;
Моим стихам о юности и смерти,
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

 «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через 100 лет».

                                                                                                Марина Цветаева, 1913 год.

_____________________________________________________________________________  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посвящается 123-летию со дня рождения Марины Цветаевой

Слайд 2

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

Слайд 3

Кто создан из камня, кто создан – из глины, – Мне дело - измена, мне имя Марина, Я бренная пена морская. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (16 сентября по старому стилю) 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютно особняке одного из старинных московских переулков .

Слайд 4

Родители поэтессы Иван Владимирович, профессор Московского университета, искусствовед, филолог, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств. Отец

Слайд 5

Мария Александровна, талантливая пианистка. Она открыла глаза детям на вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги. Мать

Слайд 6

Марина Цветаева и Сергей Эфрон Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном берегу в Крыму в Коктебеле. Обвенчались Марина и Сергей 27 января 1912 года.

Слайд 7

В детстве няня водила Марину гулять на Тверской бульвар к памятнику А. С. Пушкина. Пушкин для Цветаевой – гений полета, бега, борьбы и любовь…

Слайд 8

Северные записки Незадолго до приезда в Северную столицу Цветаева подала в журнал «Северные записки» несколько своих стихотворений.

Слайд 9

Собирались здесь все – от фармацевтов до писателей и поэтов. Чтобы попасть в «Собаку» НАДО БЫЛО РАЗБУДИТЬ СОННОГО ДВОРНИКА, ПРОЙТИ ДВА ДВОРА И ОПУСТИТЬСЯ ВНИЗ СТУПЕНЕК ДЕСЯТЬ В ПОДВАЛ. Здесь Цветаева была всего однажды. Она гуляла по Петербургу, было морозно, и она зашла в кафе попить кофе. Пристанище для творцов

Слайд 10

Стихи Цветаевой мелодичны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Слайд 13

Тоска по Родине В 1922 году Марина Ивановна Цветаева вместе с дочерью Ариадной уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Друг! Дай мне руки – на весь-то свет! Здесь – мои обе заняты. За рубежом она прожила 17 лет. Сначала в Германии, затем – Чехия, где у нее в 1925 году родился сын Георгий. Цветаева продолжает писать как на русском языке, так и на немецком, и французском.

Слайд 14

Кумир Цветаевой Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету Серебряный бубенчик во рту Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века, но ее поэтическим кумиром был Александр Блок.

Слайд 15

Марина Цветаева хорошо знала историю России. Восхищалась мужеством, отвагой многих героев Отечественной войны 1812 года.

Слайд 16

Петр Иванович Багратион

Слайд 17

Петр Христианович Витгенштейн

Слайд 18

Сергей Григорьевич Волконский

Слайд 19

Денис Васильевич Давыдов

Слайд 20

Дмитрий Сергеевич Дохтуров

Слайд 21

Николай Николаевич Раевский

Слайд 22

Михаил Илларионович Кутузов

Слайд 23

Тяжелые удары судьбы 18 июня 1938 года Марина с сыном вернулись в Россию Муж и дочь – двумя годами раньше. Семья воссоединилась. Но в России тех, кто приезжал из-за рубежа считали потенциальными преступниками. Стихи в печать не брали, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Марина занималась переводами. Мужа и дочь арестовали.

Слайд 24

Началась Великая Отечественная война. Постоянная тревога за близких. Выехала в Елабугу. Работы нет. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

Слайд 25

Семья Цветаевой тоже несчастна. Ее мужа Сергея Эфрона и сына Георгия ждал трагический финал. Выжила в мясорубке лишь дочь Ариадна, отсидевшая ни за что много лет в лагерях.

Слайд 27

Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая. Рябина седыми спусками… Рябина! Судьбина русская.

Слайд 28

Своеобразное предсказание Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитаным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Слайд 29

«И главное- я ведь знаю, как меня будут любить – через 100 лет» Марина Цветаева, 1913 г

Слайд 30

Памятник в Тарусе

Слайд 31

Памятник в Москве В Борисоглебском переулке

Слайд 32

Памятник во Франции

Слайд 33

Память о Марине Цветаевой Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в городе Королеве; Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове; Александровский литературно-художественный музей Цветаевых в городе Александров, Владимирской области; Музей семьи Цветаевых в Тарусе; Литературно-художественный музей М. Цветаевой в Башкортостане, село Усень-Ивановское; Мемориальный комплекс М. Цветаевой в Елабуге; Музей Цветаевых в г. Феодосии (АР Крым, Украина); Музей в Москве.

Слайд 34

561 школа, учитель Кудряшова В.В. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой (1892-1941).)

«ЕСЛИ  ДУША  РОДИЛАСЬ  КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная  композиция о  жизни  и  творчестве  М. Цветаевой (1892-1941).)...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой

Урок литературы в 11 классе в форме литературной гостиной позволяет учащимся познакомиться  с основными вехами жизни поэтессы и прикоснуться к её творчеству. На уроке звучат стихи и песни на стих...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....

"Красною кистью рябина зажглась..." (литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой)

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." может быть проведена для обучающихся 11 класса в рамках внеурочной деятельности или как самостоятельное внеклассное мер...