Урок литературы в 5-м классе по теме "Пословицы и поговорки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Романенко Светлана Вячеславовна

Как отличить поговорку от пословицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пословицы и поговорки17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5-ом классе.

Пословицы и поговорки.

Цели урока:

-раскрыть своеобразие жанров пословицы и поговорки;

-показать ценностное содержание жанров, соотношение национального и о бщечеловеческого в них.

Форма урока:урок-беседа с элементами объяснения учителя, групповой и творческой работы.

                            Ход урока.

Вступление. На доске написаны пословицы:

Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь;

Дружно-не грузно, а один и у каши загинет;

Что ни делается, всё к лучшему.

Предложить учащимся ситуации:

1.Представьте себе, что вы взялись за трудное дело, которое требует немало  усилий и времени. Вы поторопились и получилось плохо. Что в этом случае скажут вам взрослые?

2.Друзья предложили вам помощь в выполнении нелёгкого дела, но вы отказались, понадеявшись на свои силы, и дело осталось не сделанным. Что вы услышите от окружающих в этом случае?

3.С вечера вы собирались с друзьями на прогулку. А утром проливной дождь расстроил ваши планы. Как будут успокаивать вас ваши близкие?

Попросить  детей сопоставить пословицы и перечисление ситуаций. Предложить учащимся привести примеры из повседневной жизни, когда можно употребить изречения: «будешь лежать на печи, генералом не станешь»; «десять раз примерь, один раз отрежь»; «без труда не выловишь и рыбку из пруда» и т. д.

2)Беседа-рассуждение. Вопросы и задания:

-Как называются такие изречения?

-С какой целью говорятся пословицы?

-Попробуйте одним словом выразить суть пословицы.

Приговор, поучение, урок, совет, суждение и т. д.

Вывод: пословица-это короткое выражение поучительного характера. В.И.Даль говорил: «Голая речь не пословица», «Иная пословица не для Ивана Петровича». Предложить детям объяснить смысл этих пословиц.

Обратить внимание учащихся на то, что пословицу бывает понять непросто, потому что смысл в ней скрыт. Открыть этот скрытый смысл может только тот, кто умеет прямой смысл отличать от переносного. Например: «За двумя зайцами погонишься-ни одного не поймаешь». Выявить прямой смысл пословицы. Можно ли сказать, что речь идёт о погоне за зайцами? Придумайте короткую ситуацию, к которой применима эта пословица, а затем сформулировать самим переносный смысл пословицы.

Вывод-объяснение. В.И.Даль говорил, что у пословицы- «две одежды: внешняя и внутренняя». Внешняя-это её строение. Пословица состоит из двух частей. Первая часть содержит условие, вторая-вывод: «дальше в лес-больше дров». Внутренняя одежда пословицы-её образный, меткий, выразительный смысл, который надо открыть.

Смысл в пословице может скрываться при помощи разных способов. Попробуйте определить, какие способы используются в следующих пословицах:

Его голыми руками не возьмёшь(метафора);

У него каждая копейка алтынным гвоздём прибита(гипербола);

Совесть без зубов загрызёт(олицетворение);

Как аукнется-так и откликнется(иносказание);

Голова без ума, что фонарь без свечи(сравнение).

Каким талантливым художником был народ, который сумел сказать не только метко и к месту, но и так ловко, чтобы слова играли друг с другом:Кому чудо, а нам чадо; Искал мужик ножа, а нашёл ежа; или – в рифму: Я за порог, а чёрт поперёк; Ваши пляшут, а  наши плачут.

В народной пословице отразился ум, смекалка народа, его богатое воображение. Чтобы понять пословицу и уметь применить её в своей речи, необходимо обладать всеми этими качествами.

4.Работа с элементами игры.

Пословица всегда выражает своё отношение к чему-либо, даёт оценку. Попробуйте сами определить, какую оценку содержат следующие пословицы:

Мели, Емеля, твоя неделя! (насмешка);

Легко чужими руками жар загребать. (осуждение);

Горе горевать -не пир пировать.(сочувствие);

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.(предостережение);

Утро вечера мудренее.(утешение);

Не боги горшки обжигают(подбадривание).

Пословица-настоящий духовный свод правил, которые помогают, наставляют, учат жить по совести.

Ребята, попробуйте сами сформулировать, чему служат следующие пословицы: Кончил дело-гуляй смело; Лежачего не бьют; Не всё то золото, что блестит; Не хлебом единым жив человек; Что имеем не храним, потерявши-плачем; Что посеешь, то и пожнёшь; Береги честь смолоду; Доброе дело милее богатства; Баба с воза-кобыле легче.

Последняя пословица является сомнительной с точки зрения утверждения каких-то ценностей. Учащимя необходимо объяснить, что есть такие пословицы, которые уроков не содержат, и применяются в конкретныхситуациях и в определённом контексте.

5.Групповая работа. Попытаемся определить, что разъединяет людей разных национальностей и что объединяет их? Небольшая самостоятельная работа в группах. Раздаются конверты, в которые вложены пословицы разных народов. Школьникам предлагается найти то общее, что поможет им объединить пословицы в группы. В итоге должно получиться 4 группы: пословицы о ценности дружбы, о слове, о красоте, о семье.

О дружбе:

Птица сильна крыльями, а человек дружбой(русс.)

Дружбу не выменяешь и на тысячу скакунов(кит.)

Иная дружба, что надпись на льду(азерб.)

Не порывай нить дружбы, ибо если придётся её связать, то останется узел(инд.)

Лучшее в коне-верность всаднику, лучшее в мужчине-верность другу(монг.)

В пути нужен попутчик, в жизни-друг(япон.)

К дому друга дорога никогда не бывает длинной(голл.)

О слове:

Слово не воробей, вылетит-не поймаешь(русс.)

Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания(араб.)

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить(англ.)

Раненый мечом вылечится, словом-никогда(азерб.)

Палкой можно только поранить тело, а злые слова проникают в душу(кит.)

Язык твой-лев, дашь ему свободу, он тебя съест(африк.)

О красоте:

Снаружи мил, а в серёдке гнил(русс.)

Внутри грязь, снаружи наряд(нем.)

Красив тот, кто красиво поступает(англ.)

Красота сердца дороже красоты лица(япон.)

О семье:

Человек без родителей-что лютня без струн(вьетн.)

Дружная семья и землю превратит в золото(кит.)

Без брата брат, что сокол без крыла(чечено-ингуш.)

Любящий свою мать не бросит и чужую(азерб.)

Собственный очаг, что золото(нем.)

Если для матери сделаешь яичницу даже на своей ладони, и тогда будешь у неё в долгу(арм.)

Вся семья вместе, так и душа на месте(русс.)

Вопросы:

1)Что позволяет нам сказать, что та или иная пословица придумана тем или другим народом?

2)Что объединяет все эти пословицы?

Обратить внимание учащихся на специфику образного воплощения мыслей и на общее для всех народов стремление к добру, к красоте, к благородству, к любви.

6. Углубление представление школьников о художественном своеобразии поговорок.

Близка к пословице и поговорка, но в отличие от пословицы поговорка не выражает законченной мысли или суждения, а лишь намекает на него. Поэтому поговорка-это только часть суждения, незаконченное предложение, меткое, образное, иносказательное выражение. Например, о непрошенном госте поговорка скажет: «Как снег на голову»; а о людях, которые заодно: «Одного поля ягодка» и т. д.

7.Письменная работа. Прочитайте эпиграф к уроку. Какие характерные свойства пословицы и поговорки подчеркнул В.И.Даль в своём высказывании?

8.Домашнее задание:прочитайте пословицу: На языке мёд, на сердце лёд. Объясните, как вы её понимаете. Раскройте переносное значение пословицы. Как называется этот художественный приём? Опишите случай из жизни, который раскрывал бы значение этой пословицы. Придумайте маленькую историю по любой пословице, которая вам особенно нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"

В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...

Пословицы и поговорки. Материал к урокам литературы в 5-6 классах.

Дидиактический материал к урокам литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"...