Урок литературы по теме "Загадки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Хисамутдинова Алсу Вазыховна

Урок разработан с использованием методики З. Я .Рез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по теме "Загадки"47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по теме «УНТ. Загадки»

Цели: организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Загадки древнего мира

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?».  Эдип  ответил:  «Это  человек.  Когда  он  мал – это  утро  его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

Загадки русских народных сказок

И  в  русских  сказках  нередко  герой  должен  отгадать  загадку.  Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать загадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

Загадки английских сказок

Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.

Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?

На экране проецируются загадки.

Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

                 (Гора.)

Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в нем.

                        (Яйцо.)

Ее не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встает во весь рост

На небе меж звезд.

Все начинает

И все кончает.

                (Темнота.)

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей.

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся. –

И смирными станут

До новых затей.

                        (Зубы.)

Две ноги на трех ногах,

А безногая в зубах,

Вдруг четыре прибежали

И с безногой убежали.

                (Человек, табуретка,
                рыба, собака.)

Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом.

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет.

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

                        (Время.)

– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок: зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, трехногая табуретка.

– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

2. Отгадывание загадок.

Попробуйте отгадать и такие загадки:

– Летом одет, зимой раздет. (Лес, дерево.)

– Я хожу, а он остается. (След.)

– Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (Шапка.)

– Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.)

– Весь мир одевает, а сама нагишом. (Игла.)

– Только родился, а уже с усами. (Котенок.)

– Хожу на голове, хотя и на ногах.

   Хожу я босиком, хотя и в сапогах.

                                                                       (Гвоздь в туфле.)

– В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок,

   Одна рука – и та на спине.

                                                                       (Чайник.)

– Дом шумит, хозяева молчат,

   Пришли воры, людей забрали,

   А дом в окошки ушел.

                                                                       (Река, рыба, рыбаки, сеть.)

– Мету, мету, не вымету,

   Несу, несу, не вынесу,

   Пора придет – сама уйдет.

                                                                       (Тень.)

– Чем больше от нее отбавляешь,

   Тем она больше становится.

                                                                       (Яма.)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать загадку, а отгадку нарисовать.

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас.

(С.Маршак)

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной… [дорожке]

(К.Чуковский)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(К.Чуковский)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная.

(К.Чуковский)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(К.Чуковский)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.

(К.Чуковский)

Как «сделана» загадка.

- Ребята, называют ли в сказке сам предмет?

(\карточки-термины\ всем на парту)

-Мы сегодня должны запомнить, что в основу загадки могут быть положены различные языковые средства.

1.Метафора – неназванное сходство одного предмета или явления с другим.

2.Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленные предметы.

3.Звуковой образ, звукоподражание – художественный прием, при котором создается ощущение реального мира за счет подбора звуков.

4.Прямое сравнение – определение предмета при помощи его сопоставления с другим.

5.Отрицательное сравнение

6.Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию)

7.Прямой вопрос.

5. Закрепление:

- А сейчас, ребята. Я буду загадывать загадки, а вы должны определить основную художественную особенность каждой загадки.

\используя карточки для всех учащихся на выбор\

1. Красненька, кругленька,

Листочки продолговатеньки \рябина\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....