Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе в 6 классе
олимпиадные задания по литературе (6 класс) на тему

Шелудченко Анна Викторовна

задания для проведеия олимпиады по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе в 6 классе   (90 минут) макс. – 100 баллов

  1. Напишите отзыв о рассказе-басне  Л.Толстого «Слон». 

(макс.  24  балла)

                                                      Слон.

     У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер.

      Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей  к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала:

      -  Слон! Ты убил отца, убей и их.

      Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял  и посадил его к себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.

Вопросы: О ком и о чём рассказывается в басне?                                                                      Как выражено  отношение писателя  к происходящему?                                                                                       Каково ваше мнение о морали басни?                                                                              

2. Соедините фамилии писателей и поэтов с их полными именами, заполнив таблицу.                         (макс.  6 баллов)

        1. Крылов                                         А. Фёдор Иванович

        2. Жуковский                                   Б. Иван Андреевич

        3. Гоголь                                           В. Лев Николаевич

        4. Тургенев                                       Г. Николай Васильевич

        5. Тютчев                                          Д. Иван Сергеевич

        6. Толстой                                         Е. Василий Андреевич                                  

1

2

3

4

5

6

3. Назовите место, о котором идёт речь в данном отрывке , укажите автора и название произведения.                             (макс.  9 баллов)

а) И вот нашли большое поле:

    Есть разгуляться где на воле!

          Построили редут.

    У наших ушки на макушке!

    Чуть утро осветило пушки

    И леса синие верхушки -

          Французы тут как тут.

б)  «… он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках…»

в)  «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят  люди, кто поближе к огню, кто подальше...»                                                                                                                                       

4. Назовите тропы (средства выразительности), выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень».    (макс.  3 балла)  

Полдень.

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

5. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.        ( макс. 4 балла)

а)   Уж сколько раз твердили миру,

      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б)   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдёт,

      И выйдет из него не дело, только мука.

в)   Невежда так же в ослепленье

      Бранит науки и ученье,

      И все ученые труды,

      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г)  Случается нередко нам

     И труд и мудрость видеть там,

    Где только стоит догадаться

    За дело просто взяться.                                                                   

6. Назовите авторов, названия и  жанр произведений, из которых приведены данные отрывки.    (макс.  9  баллов)

а)  Утихнула бездна… и снова шумит…

                 И пеною снова полна…

     И с трепетом в бездну царевна глядит…

                И бьёт за волною волна…

    Приходит, уходит волна быстротечно –

    А юноши нет и не будет уж вечно.

б) Мой первый друг, мой друг бесценный!

    И я судьбу благословил,

    Когда мой двор уединенный,

   Печальным снегом занесенный,

   Твой колокольчик огласил.        

в) «Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки сбились в одно место – как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан – батюшки, да ведь это руда медная!»

7.Решите кроссворд.         (макс.  21 балл)

По горизонтали:

  1. Разговор двух или нескольких лиц. 2. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета  или явления другому. 3. Английский город и автор «Сказания о Кише». 4. Созвучие окончаний стихотворных строк. 5. Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 6. Притворство, насмешка. 7. Хотел залезть ночью в овчарню, но попал на псарню.  8. Водоём, названный в честь героя рассказа В.П.Астафьева. 9. Река, названная Некрасовым «рекою рабства и тоски» 10. Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». 11. Один из тридцати, вышедших «чредой из вод». 12. Основная мысль художественного произведения. 13. Краткое мудрое изречение. 14. Начало сказки.

По вертикали:

1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказание. 2. Великий русский учёный, по инициативе которого в 1775 году был открыт Московский университет. 5. Автор сказки «Спящая царевна». 6. Великий писатель, родившийся в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 7.  Фамилия фельдшера в земской больнице (рассказ А.П.Чехова «Хирургия»). 8. Королевич, пустившийся на поиски царевны. 9. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

1

1

2↓

2→

3→

4

5↓→

6

6

7

7

8→

8↓

9→

10

11

12→

9

13

14

 

  8. Представьте, что Вы попали в келью монаха – автора «Повести временных лет».  Вы поможете летописцу,  написав главу «Повести…», в которой  Вы расскажете легенду или сказание  о своём городе или селе.     (макс.  24 балла)                                                                                                                          

Ключи к заданиям

1. Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объём работ не регламентируется. При выставлении баллов учитываются следующие критерии:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 8 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 8 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 8 баллов.

Общая сумма баллов – 24.

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Г

Д

А

В

2.  

Общая сумма баллов - 6.

3.  а) Бородино, М.Ю.Лермонтов «Бородино»

     б) каморка Герасима, И.С.Тургенев «Муму»

     в) поляна в лесу, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Общая сумма баллов – 9.

4. Дышит - метафора (олицетворение);

    Мглистый - эпитет;

    Как туман - сравнение

Общая сумма баллов – 3.

5. а) «Ворона и Лисица»;

    б)  «Лебедь, Щука и Рак»;

    в)  «Свинья под дубом»;

    г)  «Ларчик»

Общая сумма баллов – 4.

6. а) Жуковский В.А. «Кубок», баллада

    б) Пушкин А.С. «И.И.Пущину», послание (стихотворение)

    в) Бажов П.П. «Медной горы Хозяйка», сказ

Общая сумма баллов – 9.

7. По горизонтали: 1. диалог 2. метафора 3. Лондон 4. рифма  5. Жилин 6. ирония 7.  волк  8.  озеро 9. Волга  10. Погорельский 11. витязь 12. идея 13. пословица 14. зачин

    По вертикали: 1. басня 2.  Ломоносов  5. Жуковский 6. Гоголь 7.  Курятин 8. Елисей 9. ямб

1Б

1Д

И

А

2↓Л

О

Г

2→М

Е

Т

А

Ф

О

Р

А

3→Л

О

Н

Д

О

Н

С

4Р

И

Ф

М

А

5↓→Ж

И

Л

И

Н

О

6Г

У

Я

6И

Р

О

Н

И

Я

7В

О

Л

К

О

7К

Г

8→О

З

8↓Е

Р

О

С

У

О

9→В

О

Л

Г

А

10П

О

Г

О

Р

Е

Л

Ь

С

К

И

Й

11В

И

Т

Я

З

Ь

К

С

Т

12→И

Д

Е

9Я

13П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А

Й

Й

М

14З

А

Ч

И

Н

Б

 

Общая сумма баллов – 21 .

8. Работы пишутся в прозаической или поэтической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объём работ не регламентируется.

При оценке задания учитываются следующие критерии:

- правильность, точность и полнота ответа – до 8 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) - до 8 баллов;

         - глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка  –  до 8 баллов.

Общая сумма  - 24 балла.

Всего 100  баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Материал для проведение первого (школьного) этапа олимпиады по общестовзнанию для 10 класса...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (разработаны по заказу Управления образования мэрии г. Магадана)

Задания, разработанные М. Б. Тикуновой по заказу Управления образования мэрии г. Магадана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...

Отчёт по школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6-е классы 6.10.16 г.

Отчёт учителя-предметника по литературе  школьного  этапа  Всероссийской олимпиады школьников  6.10.16 г....

Разработка школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Разработка олимпиадной работы по литературе предназначена для учащихся 8 класса. Время выполнения олимпиадной работы - 45 минут. К олимпиадным заданиям прилагаются ответы....